Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии
Оценка 4.8

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
воспитательная работа
Детсад
12.11.2018
Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии
Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе". Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
псих.реферат.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ              Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»  Шуйский филиал ИвГУ Кафедра педагогики и специального образования Контрольная работа  Психология  Работу выполнила: Булганина Е.Н. студентка 1 курса 5 группы   факультета педагогики и психологии заочной формы обучения   направление подготовки 44.03.03  Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия» Проверила:  Доцент, кандидат психологических наук,  доцент Рзаева Елена Ивановна 1 Шуя,2017 Содержание. 1. Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи  психологии……………………………………………………………………………..3 2. Место психологии в системе наук…………………………………………………4 3. Структура психологии………………………………………………………………5 4. Принципы психологии……………………………………………………………...6 2 Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии. Психология ­ и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " ­ душа, " logos " ­ наука, учение, то есть ­ "наука о душе". Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов,   представлений,   явлений   памяти,   мышления,   речи,   воли,   воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические   явления   мы   непосредственно   можем   обнаружить   у   самих   себя   и косвенно наблюдать у других людей.  Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление   и   речь,   человек   познает   мир.   Поэтому   их   часто   называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме   того,   психология   изучает   человеческое   общение   и   поведение,   их 3 зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них. В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему   наук.   В   ней   выделяется   множество   отраслей,   представляющих   собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.   Назовем   лишь   некоторые   из   отраслей   психологии:   общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная,   инженерная,   дифференциальная,   психофизиология,   психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д. Место психологии в системе наук Существует   много   разных   классификаций   наук,   в   большинстве   из   них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов,   которые   при   этом   используются.   С   одной   стороны,   психология   — естественная   наука,   активно   использующая   экспериментальные   техники   в доказательстве   и   опровержении   гипотез.   Многие   общепринятые   методы статистических   расчётов   первоначально   были   разработаны   психологами   (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической   психологии   практически   нет   места   измерениям,   расчётам   и экспериментам,   работы   этой   школы   можно   смело   отнести   к   гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются  также  общественные (социология,  политология)  — заметную  часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.. Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей   научного   знания.   Это   взаимодействие   проявляется   прежде   всего   в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями 4 научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции   предмета   психологии.   Например,   связь   психологии   с   антропологией устанавливается   благодаря   существованию   такой   фундаментальной   отрасли психологии,   как   психологии   личности;   связь   психологии   с   психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология   аномального   развития;   связь   с   нейробиологией   и   анатомией   ЦНС реализуется   через   нейропсихологию;   связь   с   генетикой   выражается   в   создании психогенетики;   с   логопедией   выражается   в   существовании   специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений. Структура психологии.  Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой сложную   и   разветвленную   систему   научных   дисциплин.   Отдельные   области психологии тесно связаны между собой. Можно выделить следующие области психологии (в основу классификации положен объект психологического изучения): 1) общая  психология   исследует   наиболее   общие   закономерности психической деятельности взрослого нормального человека; 2) возрастная  психология   изучает   закономерности   психического   развития человека, становление различных психических процессов и психических свойств личности; 3) педагогическая психология исследует психологические основы обучения и   воспитания,   психологические   закономерности   обучения   и   воспитания   и непосредственно связана с возрастной психологией; 4) юридическая  психология   изучает   проблемы,   связанные   с психологическими   аспектами   следствия,   анализа   свидетельских   показаний, требований к допросу и т. д.; 5 5) военная  психология   занимается   психологией   человека   в   военной обстановке в условиях боя, высокой меры опасности. Задача   –   цель,   поставленная   в   конкретных   условиях.   Задачи   психологии имеют следующую иерархию: 1. Понять сущность психических явлений и их закономерности; 2. Научиться управлять ими; 3.   Использовать   полученные   знания   на   практике   для   повышения эффективности и качества изучения явления. Принципы психологии. 1. Принцип взаимодействия и развития.Для психологии важным является как   процесс   взаимодействия   и   развития,   так   и   результаты   этого   процесса   – структуры,   фиксирующие   информационные   модели   совершившихся взаимодействий. Развитие индивидуальных организмов (онтогенез) находится во взаимосвязи с эволюцией биологических видов (филогенезом). Это соответствие сформулировано в виде биологического закона: онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение филогенеза данного вида. Онтогенез – развитие индивидуальных организмов. Филогенез– эволюция биологических видов. Эволюция– процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих объектов   и   увеличения   их   разнообразия   во   времени.   Эволюция   как   процесс порождения нового необратима. 2.   Принцип   детерминизма   (или   принцип   причинности)  предполагает взаимообусловленность всего существующего, его возникновение, видоизменение и прекращение   существования.   Детерминация   –   это   генетическая   связь   явлений, порождение   предшествующим   последующего.   Этот   принцип   отражает   в   себе 6 закономерную  зависимость   явлений от порождающих их факторов – причинно­ следственную   взаимосвязь   явлений.   Этот   принцип   в   психологии   позволяет выделить факторы, определяющие важнейшие характеристики психики человека, выявляя их зависимость от порождающих условий, коренящихся в его бытии. 3.   Принцип   целостности  применяется   для   объяснения   таких   свойств объектов, как:  сохранение их идентичности при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах (например, личность сохраняет свою идентичность на протяжении ее развития);   не суммируемость свойств частей в свойства целого, то есть целое не равно сумме своих частей.  Принцип целостности рассматривается как принцип системности. Согласно этому   принципу,   свойства   целостности   присуще   особому   классу   объектов   ­ системам.   Система   ­   это   множество   элементов,   обладающих   генетической общностью, отношения которых носят характер взаимодействия для обеспечения определенного взаимоотношения с миром. 4.Принцип   активностиможет   быть   понят   как   возможность   реализации моделей   накопленных   ранее   взаимодействий.   Например,   активность   мышц   и отдельных   их   волокон   соответствует   активности   нейронов   спинного   мозга. Активность обеспечивает непрерывность развития. 5.   Принцип   реконструкции.  Структуры,   которые   аккумулируют   модели взаимодействия с миром, недоступны непосредственному изучению. Они скрыты, их обозначают как внутренние, в отличие от внешнего, наблюдаемого поведения. Изучение   этих   структур   возможно   путем   самонаблюдения   (эмпирическая психология,   интроспективная   психология),   положения   о   единстве   поведения   и психики, сознания и деятельности (Рубинштейн С.Л.). Граница между внутренним и   внешним   условна,   производна,   ситуативна,   поскольку   зависит   как   от теоретической позиции исследователя, так и от его обеспеченности аппаратурой. 7 Если граница между внутренним и внешним не определена, то и сами понятия внутреннего   и   внешнего   оказываются   неопределенными   и   задача   выявления отношения подобия между ними становится неразрешимой. Общая идея принципа реконструкции   состоит   в   определении   отношений   подобия   между   различными составляющими целостного взаимодействия, часть которых доступна для оценки эмпирическим путем, а часть ­ может быть только реконструирована на основе этих оценок. Список литературы. 1.Абульханова К. А. Педагогика и психология. – М., 1998.  2.Бодалев А. А. Психология общения. – М., 1996.  3.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1999.  4.Давыдов В. А. Педагогика. – М., 1997.  5.Ильина Т. А. Педагогика. – М., 1984.  6.Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1999.  7.Немов Р. С. Психология. – М., 1993.  8.Николаенко В. М. Психология и педагогика. – М., 1998.  8

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018