Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии
Оценка 4.8
Особые потребности
docx
воспитательная работа
Детсад
12.11.2018
Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе".
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
псих.реферат.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Шуйский филиал ИвГУ
Кафедра педагогики и специального образования
Контрольная работа
Психология
Работу выполнила:
Булганина Е.Н.
студентка 1 курса 5 группы
факультета педагогики и психологии
заочной формы обучения
направление подготовки 44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование
профиль «Логопедия»
Проверила:
Доцент, кандидат психологических наук,
доцент
Рзаева Елена Ивановна
1 Шуя,2017
Содержание.
1. Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи
психологии……………………………………………………………………………..3
2. Место психологии в системе наук…………………………………………………4
3. Структура психологии………………………………………………………………5
4. Принципы психологии……………………………………………………………...6
2 Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи
психологии.
Психология и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее
прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе
с древнегреческого означает " psyche " душа, " logos " наука, учение, то есть
"наука о душе".
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее
от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают
немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и
практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология
знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений,
образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения,
интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные
психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и
косвенно наблюдать у других людей.
Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и
животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних,
таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение,
мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют
познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми,
непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими
свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели,
интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание).
Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их
3 зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования
и развития психических явлений от них.
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную
систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой
относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и
специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая,
социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая,
военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика,
патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.
Место психологии в системе наук
Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них
психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями.
Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и
методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология —
естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в
доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы
статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см.
работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей
гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и
экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному
знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук
выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть
современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г.
Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке..
Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и
отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в
создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями
4 научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с
позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией
устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли
психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией,
выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика,
психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС
реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании
психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной
психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких
отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная
психология, психология расследования преступлений.
Структура психологии.
Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой
сложную и разветвленную систему научных дисциплин. Отдельные области
психологии тесно связаны между собой.
Можно выделить следующие области психологии (в основу классификации
положен объект психологического изучения):
1) общая
психология исследует наиболее общие закономерности
психической деятельности взрослого нормального человека;
2) возрастная психология изучает закономерности психического развития
человека, становление различных психических процессов и психических свойств
личности;
3) педагогическая психология исследует психологические основы обучения
и воспитания, психологические закономерности обучения и воспитания и
непосредственно связана с возрастной психологией;
4) юридическая
психология изучает проблемы,
связанные с
психологическими аспектами следствия, анализа свидетельских показаний,
требований к допросу и т. д.;
5 5) военная психология занимается психологией человека в военной
обстановке в условиях боя, высокой меры опасности.
Задача – цель, поставленная в конкретных условиях. Задачи психологии
имеют следующую иерархию:
1. Понять сущность психических явлений и их закономерности;
2. Научиться управлять ими;
3. Использовать полученные знания на практике для повышения
эффективности и качества изучения явления.
Принципы психологии.
1. Принцип взаимодействия и развития.Для психологии важным является
как процесс взаимодействия и развития, так и результаты этого процесса –
структуры,
фиксирующие информационные модели совершившихся
взаимодействий. Развитие индивидуальных организмов (онтогенез) находится во
взаимосвязи с эволюцией биологических видов (филогенезом). Это соответствие
сформулировано в виде биологического закона: онтогенез всякого организма есть
краткое и сжатое повторение филогенеза данного вида.
Онтогенез – развитие индивидуальных организмов.
Филогенез– эволюция биологических видов.
Эволюция– процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих
объектов и увеличения их разнообразия во времени. Эволюция как процесс
порождения нового необратима.
2. Принцип детерминизма (или принцип причинности) предполагает
взаимообусловленность всего существующего, его возникновение, видоизменение и
прекращение существования. Детерминация – это генетическая связь явлений,
порождение предшествующим последующего. Этот принцип отражает в себе
6 закономерную зависимость явлений от порождающих их факторов – причинно
следственную взаимосвязь явлений. Этот принцип в психологии позволяет
выделить факторы, определяющие важнейшие характеристики психики человека,
выявляя их зависимость от порождающих условий, коренящихся в его бытии.
3. Принцип целостности применяется для объяснения таких свойств
объектов, как:
сохранение их идентичности при вариации частных характеристик в
достаточно широких пределах (например, личность сохраняет свою идентичность
на протяжении ее развития);
не суммируемость свойств частей в свойства целого, то есть целое не
равно сумме своих частей.
Принцип целостности рассматривается как принцип системности. Согласно
этому принципу, свойства целостности присуще особому классу объектов
системам. Система это множество элементов, обладающих генетической
общностью, отношения которых носят характер взаимодействия для обеспечения
определенного взаимоотношения с миром.
4.Принцип активностиможет быть понят как возможность реализации
моделей накопленных ранее взаимодействий. Например, активность мышц и
отдельных их волокон соответствует активности нейронов спинного мозга.
Активность обеспечивает непрерывность развития.
5. Принцип реконструкции. Структуры, которые аккумулируют модели
взаимодействия с миром, недоступны непосредственному изучению. Они скрыты,
их обозначают как внутренние, в отличие от внешнего, наблюдаемого поведения.
Изучение этих структур возможно путем самонаблюдения (эмпирическая
психология, интроспективная психология), положения о единстве поведения и
психики, сознания и деятельности (Рубинштейн С.Л.). Граница между внутренним
и внешним условна, производна, ситуативна, поскольку зависит как от
теоретической позиции исследователя, так и от его обеспеченности аппаратурой.
7 Если граница между внутренним и внешним не определена, то и сами понятия
внутреннего и внешнего оказываются неопределенными и задача выявления
отношения подобия между ними становится неразрешимой. Общая идея принципа
реконструкции состоит в определении отношений подобия между различными
составляющими целостного взаимодействия, часть которых доступна для оценки
эмпирическим путем, а часть может быть только реконструирована на основе
этих оценок.
Список литературы.
1.Абульханова К. А. Педагогика и психология. – М., 1998.
2.Бодалев А. А. Психология общения. – М., 1996.
3.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1999.
4.Давыдов В. А. Педагогика. – М., 1997.
5.Ильина Т. А. Педагогика. – М., 1984.
6.Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1999.
7.Немов Р. С. Психология. – М., 1993.
8.Николаенко В. М. Психология и педагогика. – М., 1998.
8
Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии
Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии
Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии
Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии
Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии
Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии
Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии
Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.