ПСИХОДИАГНОСТИКА – это область
психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и
измерения индивидуально - психологических особенностей личности, а также
переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность
личности.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: ознакомить студентов с теоретическимиосновами психодиагностики нарушений развития детей и показатьразличные подходы и пути изучения детей с разнымиотклонениями в развитии
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА:
Необходим системный подход, учет структуры нарушения в целом,
всестороннее обследование психики ребенка (речи, познавательных процессов,
эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей). При
психолого-педагогическом изучении детей с нарушениями слуха обязательно нужно
иметь сведения о семье — состав семьи, образование родителей, наличие других
детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха. Весьма важен
сбор данных о протекании внутриутробного периода жизни ребенка, об особенностях
его психического развития от рождения до момента обследования, о характере
получаемой им специально-педагогической помощи, условиях обучения и воспитания.
Особенно важно располагать данными о состоянии слуха, результатами аудиометрии.
При анализе психологических особенностей ребенка необходимо в первую очередь
выделить те факторы, которые могут оказывать влияние на развитие познавательной
сферы (на ранних этапах психического развития большее влияние оказывает само
нарушение слуха, на последующих этапах — вторичные отклонения: отсутствие или
отставание в развитии речи, замедленное по сравнению с нормой формирование
мышления). Основным методом изучения детей с нарушениями слуха в младенчестве и
раннем детстве является наблюдение.
При проведении психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха
первых 3 — 4 лет жизни необходимо учитывать следующие факторы:
1. Развитие общения (сначала его дословесных форм — вокализаций, мимики,
естественных жестов, взглядов, движений тела).
2. Степень развития слухового восприятия.
3. Особенности развития движений.
4. Характер подражания.
5. Реакция на одобрение и неудачу
6. Представление о самом себе.
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ :
Существуют общие психологические требования, предъявляемые к организации
и проведению обследования детей с нарушениями развития. К ним относятся:
предварительное знакомство с историей развития, наблюдение за поведением и
деятельностью ребенка в группе, на занятиях, в часы досуга. К особым,
специфическим, требованиям следует отнести следующие: - соответствующая
освещенность (общая освещенность помещения должна составлять 1000 лк, на
рабочем столе ребенка — 400-50 0 лк); - ограничение непрерывной зрительной
нагрузки (5—10 мин в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15 — 20 мин в старшем
дошкольном и младшем школьном возрасте); режим зри тельной работы
устанавливается офтальмологом в соответствии с диагнозом и характером
заболевания ребенка; - смена вида деятельности на не связанную с напряженным
зрительным наблюдением; - особые требования к наглядности.
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА:
Наиболее объективной остается диагностика, основанная на длительном
наблюдении в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных психических
функций и изучением тем па приобретения новых знаний и навыков. При проведении
психолого-педагогического изучения детей первых 3 — 4 лет жизни, страдающих
церебральным параличом, необходимо учитывать: - соответствие уровня выполняемых
ребенком заданий его воз расту, двигательным возможностям и степени
сохранности анализаторов; - возможности обучения ребенка, показателями которых
служат темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в
процессе обучения; - характер помощи взрослого и возможность ее использования;
- способность к самостоятельному выполнению заданий; - отношение больного
ребенка к заданию, его активность; - возможность частично приспособиться к
двигательному дефекту; - использование неречевых средств коммуникации (движений
глаз, мимики, жестов); - устойчивость внимания. Следует подчеркнуть, что обследование
ребенка для определения уровня развития его познавательной деятельности
необходимо проводить в удобном для него положении, максимально устраняющем
влияние патологических рефлексов на мышцы конечностей, туловища, глаз.
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
(С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ):
Особенностью обследования аутичных детей является его организация в
виде комплексного обследования, которое, особенно на начальном этапе,
целесообразно проводить одному специалисту, как правило, психологу или
педагогу. Такой подход позволяет ребенку привыкнуть к новой ситуации, дает
возможность ему хотя бы немного адаптироваться, снять тревожность и опасения.
В целом процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей
предполагает выделение трех этапов.
· Первый этап — сбор психологического анамнеза.
· Второй этап — определение уровня нарушений эмоционально - волевой сферы.
· Третий этап посвящен изучению особенностей познавательной сферы аутичных детей.
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ:
Психолого-педагогическое обследование ребенка со сложны ми нарушениями развития представляет значительные сложности. Оно обязательно должно быть комплексным и включать исследование особенностей сенсорной, двигательной, познавательной и личностной сфер ребенка, его ведущих средств общения, уровня развития предметной деятельности и навыков самообслуживания. При обследовании в диагностическом центре нужно наблюдать поведение такого ребенка в новой обстановке достаточно длительный срок (не менее часа), чтобы дать ему возможность привыкнуть и немного освоиться в новом помещении и с новыми людьми. При психолого-педагогическом обследовании детей со сложными дефектами нужно учитывать, что они могут иметь быстро прогрессирующие формы снижения зрения или слуха и находиться в связи с этим в реактивном шоковом состоянии, в ряде случаев неправильно квалифицирующегося как острая форма шизофрении. Только тесный контакт с семьей ребенка, внимательное наблюдение за его поведением может помочь разобраться в степени нарушения его зрения и слуха и подготовить к полноценному медицинскому и электрофизиологическому об следованию.
ИСТОЧНИК: http://pedlib.ru/Books/2/0242
Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. —— М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.