«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»
Оценка 4.9

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»

Оценка 4.9
docx
13.06.2020
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»
ЗАДАНИЕ 9..docx

ЗАДАНИЕ 9 . И.Ю.ЛЕВЧЕНКО, С.Д.ЗАБРАМНАЯ, Т.А.ДОБРОВОЛЬСКАЯ И ДР.; ПОД РЕД. И.Ю.ЛЕВЧЕНКО, С.Д.ЗАБРАМНОЙ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»
ДАТА: 1.05.18
ГАРТУНГ АЛИНА

ПСИХОДИАГНОСТИКА – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально - психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:  ознакомить студентов с теоретическимиосновами психодиагностики нарушений развития детей и показатьразличные подходы и пути изучения детей с разнымиотклонениями в развитии
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ  ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА:
Необходим системный подход, учет структуры нарушения в целом, всестороннее обследование психики ребенка (речи, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей). При психолого-педагогическом изучении детей с нарушениями слуха обязательно нужно иметь сведения о семье — состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха. Весьма важен сбор данных о протекании внутриутробного периода жизни ребенка, об особенностях его психического развития от рождения до момента обследования, о характере получаемой им специально-педагогической помощи, условиях обучения и воспитания. Особенно важно располагать данными о состоянии слуха, результатами аудиометрии. При анализе психологических особенностей ребенка необходимо в первую очередь выделить те факторы, которые могут оказывать влияние на развитие познавательной сферы (на ранних этапах психического развития большее влияние оказывает само нарушение слуха, на последующих этапах — вторичные отклонения: отсутствие или отставание в развитии речи, замедленное по сравнению с нормой формирование мышления). Основным методом изучения детей с нарушениями слуха в младенчестве и раннем детстве является наблюдение.
При проведении психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха первых 3 — 4 лет жизни необходимо учитывать следующие факторы:
1. Развитие общения (сначала его дословесных форм — вокализаций, мимики, естественных жестов, взглядов, движений тела).
2. Степень развития слухового восприятия.
3. Особенности развития движений.
4. Характер подражания.
5. Реакция на одобрение и неудачу
6. Представление о самом себе.
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ  ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ :
Существуют общие психологические требования, предъявляе­мые к организации и проведению обследования детей с наруше­ниями развития. К ним относятся: предварительное знакомство с историей развития, наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в группе, на занятиях, в часы досуга. К особым, специфическим, требованиям следует отнести сле­дующие: - соответствующая освещенность (общая освещенность поме­щения должна составлять 1000 лк, на рабочем столе ребенка — 400-50 0 лк); - ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5—10 мин в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15 — 20 мин в стар­шем дошкольном и младшем школьном возрасте); режим зри­ тельной работы устанавливается офтальмологом в соответствии с диагнозом и характером заболевания ребенка; - смена вида деятельности на не связанную с напряженным зрительным наблюдением; - особые требования к наглядности.
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ  ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА:
Наиболее объективной остается диагностика, основанная на длительном наблюдении в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных психических функций и изучением тем­ па приобретения новых знаний и навыков. При проведении психолого-педагогического изучения детей первых 3 — 4 лет жизни, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать: - соответствие уровня выполняемых ребенком заданий его воз­ расту, двигательным возможностям и степени сохранности ана­лизаторов; - возможности обучения ребенка, показателями которых слу­жат темп приобретения навыков и количество упражнений, необ­ходимое в процессе обучения; - характер помощи взрослого и возможность ее использова­ния; - способность к самостоятельному выполнению заданий; - отношение больного ребенка к заданию, его активность; - возможность частично приспособиться к двигательному де­фекту; - использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов); - устойчивость внимания. Следует подчеркнуть, что обследование ребенка для определе­ния уровня развития его познавательной деятельности необходи­мо проводить в удобном для него положении, максимально уст­раняющем влияние патологических рефлексов на мышцы конеч­ностей, туловища, глаз.
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ  ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ (С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ):
Особенностью обследования аутичных детей является его организация в виде комплексного обследования, которое, особенно на начальном этапе, целесообразно проводить одному специалисту, как правило, психологу или педагогу. Такой подход позволяет ребенку привыкнуть к новой ситуации, дает возмож­ность ему хотя бы немного адаптироваться, снять тревожность и опасения.
В целом процедура психолого-педагогического изучения аутич­ных детей предполагает выделение трех этапов.

·                    Первый этап — сбор психологического анамнеза.

·                    Второй этап — определение уровня нарушений эмоционально - волевой сферы.

·                    Третий этап посвящен изучению особенностей познаватель­ной сферы аутичных детей.

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ  ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ:

Психолого-педагогическое обследование ребенка со сложны­ ми нарушениями развития представляет значительные сложности. Оно обязательно должно быть комплексным и включать исследо­вание особенностей сенсорной, двигательной, познавательной и личностной сфер ребенка, его ведущих средств общения, уровня развития предметной деятельности и навыков самообслуживания. При обследовании в диагностическом центре нужно наблюдать поведение такого ребенка в новой обстановке достаточно длительный срок (не менее часа), чтобы дать ему воз­можность привыкнуть и немного освоиться в новом помещении и с новыми людьми. При психолого-педагогическом обследовании детей со слож­ными дефектами нужно учитывать, что они могут иметь быстро прогрессирующие формы снижения зрения или слуха и находиться в связи с этим в реактивном шоковом состоянии, в ряде случаев неправильно квалифицирующегося как острая форма шизофре­нии. Только тесный контакт с семьей ребенка, внимательное наблюдение за его поведением может помочь ра­зобраться в степени нарушения его зрения и слуха и подготовить к полноценному медицинскому и электрофизиологическому об­ следованию.

 

ИСТОЧНИК: http://pedlib.ru/Books/2/0242

Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. —— М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.


 

ЗАДАНИЕ 9 . И.Ю.ЛЕВЧЕНКО, С.Д

ЗАДАНИЕ 9 . И.Ю.ЛЕВЧЕНКО, С.Д

ЗРЕНИЯ : Существуют общие психологические требования, предъявляе­мые к организации и проведению обследования детей с наруше­ниями развития

ЗРЕНИЯ : Существуют общие психологические требования, предъявляе­мые к организации и проведению обследования детей с наруше­ниями развития

Первый этап — сбор психологического анамнеза

Первый этап — сбор психологического анамнеза
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020