Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих обучающихся

  • docx
  • 02.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих обучающихся.docx

Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих обучающихся

Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости.

В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:

·                     слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);

·                     слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).

Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека.

Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:

1.Несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления;

2.Преобладание письменной речи над устной;

3.Недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);

4.Изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми.

При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, педагогу необходимо знать и учитывать характерные для них особенности познавательной и личностной сферы.

Особенности внимания.

·                     сниженный объем внимания;

·                     меньшая устойчивость, а, следовательно, большая утомляемость;

·                     низкий темп переключения;

·                     трудности в распределении внимания;

Особенности памяти.

·                     образная память развита лучше, чем словесная;

·                     уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха.

Особенности мышления.

·                     у детей с нарушениями слуха в начальной школе возможно преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;

·                     уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи плохослышащего учащегося.

Межличностные отношения.

·                     для плохослышащего ученика педагог играет значительную роль в формировании межличностных отношений;

·                     у слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка.

·                     возможно проявление агрессивного поведения;

·                     приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками;

·                     “неагрессивная агрессивность” – использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника.

Особенности коммуникации с окружающими людьми.

·                     плохослышащему ребенку воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего;

·                     нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;

·                     при ответе на вопрос: “Все ли понятно?” ребенок с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;

·                     ребенку с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;

·                     испытывает значительные трудности в ситуации диалога;

·                     у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в общении со слышащими.