Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих обучающихся
Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости.
В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:
· слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);
· слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).
Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека.
Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:
1.Несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления;
2.Преобладание письменной речи над устной;
3.Недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);
4.Изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми.
При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, педагогу необходимо знать и учитывать характерные для них особенности познавательной и личностной сферы.
Особенности внимания.
· сниженный объем внимания;
· меньшая устойчивость, а, следовательно, большая утомляемость;
· низкий темп переключения;
· трудности в распределении внимания;
Особенности памяти.
· образная память развита лучше, чем словесная;
· уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха.
Особенности мышления.
· у детей с нарушениями слуха в начальной школе возможно преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;
· уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи плохослышащего учащегося.
Межличностные отношения.
· для плохослышащего ученика педагог играет значительную роль в формировании межличностных отношений;
· у слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка.
· возможно проявление агрессивного поведения;
· приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками;
· “неагрессивная агрессивность” – использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника.
Особенности коммуникации с окружающими людьми.
· плохослышащему ребенку воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего;
· нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;
· при ответе на вопрос: “Все ли понятно?” ребенок с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;
· ребенку с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;
· испытывает значительные трудности в ситуации диалога;
· у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в общении со слышащими.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.