ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Психолого-педагогическая подготовка
включает развитие
психологической готовности,
педагогической готовности,
личностной готовности.
Готовность
''согласие сделать что-нибудь''
''состояние, при котором все готово для чего-нибудь'' (С.И. Ожегов)
состояние, при котором человек готов к планированию собственной деятельности и деятельности других в процессе взаимодействия, обучения и т.д.
Критерии определения готовности
формирование ЗУН, необходимых для обучения;
личностная готовность,
интеллектуальная готовность,
мотивационная готовность,
эмоционально-волевая готовность;
коммуникативная готовность.
Готовность
целостная система взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции действий и т.д.
А.В. Запорожец
Обучаемость
общая ''восприимчивость к знаниям'' (Б.Г. Ананьев),
''восприимчивость к усвоению знаний и способов мыслительной деятельности'' (Н.А. Менчинская),
''общий темп продвижения учащихся'' (З.И. Калмыкова),
''способность ребенка к переносу усвоенного способа, действия на самостоятельное выполнение аналогичного задания'' (Л.С. Выготский).
Основные показателипсихолого-педагогической готовности к экзамену
использование в деятельности разнообразных форм, методов и приемов;
способность решать сложные жизненные, учебные задачи;
целесообразность в действиях;
способность использовать оптимальные средства обучения и воспитания;
способность работать по различным методическим схемам, и технологиям;
владение диагностическими умениями и навыками;
владение исследовательскими умениями и навыками;
способность организовывать и планировать деятельность
коммуникативные способности.
«…ни один экзамен не выявляет способности человека. Единственное, что мы определяем, это уровень академической подготовки человека (знание и умение)».
В. Шадриков
Государственная итоговая аттестация
возможность объективно оценить состояние подготовки учеников;
отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения по выбранному профилю;
аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки;
итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум).
Сравнение особенностей ГИА и традиционного экзамена(по М.Ю. Чибисовой)
Отличительные особенности | Традиционный экзамен | Государственная итоговая аттестация |
Что оценивается? | Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить "скрыть" пробелы в знаниях. | Оцениваются знания и умение рассуждать, решать, удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, планировать и организовывать свою деятельность. |
Что влияет на оценку? | Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д. | Оценка максимально объективна. |
Возможность исправить собственную ошибку | На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и можно ее исправить во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы. | Можно заметить и исправить ошибки при самостоятельной проверке. |
Кто оценивает? | Знакомые ученику люди. | Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты. |
Отличительные особенности | Традиционный экзамен | Государственная итоговая аттестация |
Когда можно узнать результаты экзамена? | На устном экзамене — практически сразу, на письменном — в течение нескольких дней. | В течение нескольких дней |
Содержание экзамена | Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.) | Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала. . |
Как происходит фиксация результатов? | В письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — на черновике. | Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов. |
Стратегия деятельности во время экзамена | Унифицированная . | Индивидуальная |
Сравнение особенностей ГИА и традиционного экзамена(по М.Ю. Чибисовой)
Основные направления психолого-педагогической подготовки
психолого-педагогическое просвещение всех участников ГИА,
психолого-педагогическую подготовку всех участников ГИА,
подготовка педагогов и обучающихся к прохождению итоговой аттестации в форме теста.
Психолого-педагогическое просвещение
предоставление информации о цели, задачах, принципах, требованиях, правилах и сроках проведения аттестации и т.д.
Психолого-педагогическая подготовка
формирование положительного отношения к ГИА,
разрешение прогнозируемых трудностей,
формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения ГИА.
Подготовка педагогов и обучающихся
у обучающихся - развитие умения работать с различными видами тестовых заданий,
у педагогов -развитие умения разрабатывать и использовать тесты школьных достижений в учебном процессе.
Направления работы по психолого-педагогической подготовке в процессе предметной подготовки
формирование умения решать задания разного уровня;
развитие мотивации и целеполагания;
формирование положительного отношения;
формирование роли участника экзамена;
развитие самоконтроля;
формирование уверенности и положительной самооценки.
На результаты ГИА влияют:
уровень предметной подготовки;
уровень тестовой культуры выпускника;
психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.
Тестовая искушенность означает:
любой испытуемый, не в первый раз проходящий процедуру тестирования, имеет определенные преимущества по сравнению с теми, кто проходит тестирование в первый раз
Преимущества
ранее определенное чувство неизвестности,
сформировавшаяся уверенность в себе,
сложившееся отношение к тестовой ситуации,
навыки работы с тестовыми заданиями,
осознание сходности принципов решения задач в определенной группе тестов.
Модель организации психолого-педагогической подготовки к государственной итоговой аттестации в образовательном учреждении
Участники-организаторы
Представитель администрации ОУ (координатор подготовки)
Педагоги-предметники
Классные руководители
Педагоги-психологи
Документы ОУ
Комплект методических материалов
План работы по подготовке к ГИА
Материалы для работы с обучающимися и родителями
Комплект методических материалов
положение о проведении итоговой аттестации
регламенты по организации и проведению ГИА
методические рекомендации для учителей-предметников по подготовке к ГИА,
результаты муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования
План работы по подготовке к ГИА
Общий план ОУ
План работы педагога-предметника
План работы классного руководителя
План работы педагога-психолога
Материалы для работыс обучающимися и родителями
Результаты оценивания в течение всего учебного периода знания, умения и навыки обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
Тренировочные предметные тесты;
Картотека методических приемов по работе с тестовыми заданиями;
Памятки по организации работы обучающихся и родителей при подготовке и прохождению ГИА;
Материалы для проведения тренингов, семинаров, родительских собраний
Представитель администрации ОУ (координатор подготовки)
Отслеживание адекватности оценивания в течение всего учебного периода знаний, умений и навыков обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
Анализ результатов муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования;
Организация системной работы по предметной подготовке к ГИА через ШМО;
Организация системной работе по психологическому и педагогическому сопровождению через классных руководителей и педагогов-психологов
Педагог-предметник
адекватно оценивает в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
организовывает системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
анализирует результаты муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и др.;
индивидуально выполняет экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
проводит анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначает способы их устранения;
составляет план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;
проводит практикумы с целью прогнозирования и предупреждения возможных ошибок учащихся,
определяет методические приемы по предупреждению этих ошибок
Классный руководитель
формирует позитивное отношение к новой форме аттестации;
осуществляет постоянную связь между субъектами данной системы;
оказывает всестороннюю помощь учащимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры;
ориентирует учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.
Направления работы с обучающимися
знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации о проведении ГИА;
организация обсуждения новой формы аттестации в рамках одного или нескольких классов;
проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль
Направления работы с учителями-предметниками
содействие в организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах;
отслеживание наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;
организация психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к итоговой аттестации,
организация собеседований обучающихся и родителей с учителями-предметниками;
организация и контроль индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.
Направления работы с родителями
оказание необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ГИА,
обсуждение обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимся ГИА,
обсуждение организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся
Направления работы с учащимися
снижение уровня тревожности у обучающихся при подготовке и прохождении ГИА;
повышение самооценки у обучающихся, повышение чувства уверенности в себе;
техническая подготовка к сдаче ГИА;
формирование психотехнических навыков (саморегуляция, самоконтроль, навык постановки и достижения цели, навык управления временем).
Направления работы с учителями-предметниками
обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния;
обучение использованию психологических способов и приемов в подготовке обучающихся к прохождению итоговой аттестации;
обучение способам адекватной оценки своей деятельности по подготовке обучающихся к ГИА
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.