В Государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения отмечено, что «портрет выпускника основной школы » сегодня должен характеризоваться такими качествами личности, как «любящий свой край и свое отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества»
Стандарт показывает важность воспитания школьника, имеющего обширный творческий потенциал и высокую культуру, умеющего применить свои знания в различных жизненных ситуациях.
Сформулированные И.П. Ивановым положения убедительны, порождают желание действовать, реализовывать, внушают оптимизм. Жизненность этой теории и ее эффективность многократно были подтверждены на практике.
Где и в чем коренится не до конца ясный психологический источник этой энергетики?
Какие движущие силы и эффективность реализуемой деятельности воспитанников?
В чем ее развивающий эффект?
И.П. Иванов полагал, что явно невыраженный, скрытый источник продуктивности воспитательных воздействий коренится в возникновении и разрешении в организованной деятельности детей противоречий между теми личными отношениями, их компонентами, проявлениями, которые отражают новое , растущее в окружающем мире, и теми личными отношениями, их компонентами, проявлениями, которые отражают отжившее или отживающее в окружающей человека действительности.
Автор отмечал, что многосторонний воспитательный процесс, реализуемый в соответствии с основными принципами педагогики коллективного творческого воспитания, внешне не видим. Внутренне же он реализовывается в глубине общей жизни, общей борьбы старших и младших, взаимного влияния самих воспитанников друг на друга, самовоспитания старших и младших. При этом воспитывающее воздействие педагогов оказывается далеко не всегда прямым и открытым. Значительно чаще оно косвенно и скрыто .
Стало быть, психологические истоки высокой активности и эффективности воспитательных воздействий следует искать в организации самой деятельности воспитанников.
Еще Л.С. Выготский отмечал, что «в конечном счете воспитывает учеников то, что они сами делают, а не то, что делает учитель; важно не то, что мы даем, а то, что мы получаем; только через свою самодеятельность ученики изменяются, воспитываются» .
«В основе воспитательного процесса должна быть личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».
.
В дальнейшем многочисленные психологические исследования убедительно показали, что изменить и сформировать личность нельзя. Целенаправленно можно изменить не личность, а лишь ее направленность, мотивы и ряд ее других отдельных феноменов.
И практика, описанная классиками отечественной литературы, в частности Ф.М. Достоевским, подтверждала, что знание не перерождает человека, оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую форму, а сообразно натуре этого человека.
Причины высоких достижений
Одна из причин высоких достижений педагогики общей заботы с точки зрения воспитательного результата и эффекта, кроется в кардинальной смене позиции старшего (воспитателя). В рамках реализации педагогики коллективного творческого воспитания педагог не ведет детей за собой, как это принято в классических устоявшихся системах. Он не уподобляется поводырю (по терминологии Л.С. Выготского).
Педагог выполняет лишь функции организатора социальной воспитательной среды, регулятора и контролера межличностного взаимодействия в коллективе. Именно эта смена позиции старшего, как убедительно было показано Л.С. Выготским, реализует роль взрослых, обеспечивает высокий воспитательный, развивающий и даже креативный эффект у детей. А в педагогике коллективного творческого воспитания указанный принцип был одним из доминирующих.
Закон высших психических функций - закон интериоризацииЛ.С.Выготского
В соответствии с ним высшие психические функции (память, мышление, воображение) не заданы человеку изначально (например, генетически). Они появляются как совместно-распределенные и разделенные действия, возникающие во взаимодействии ребенка с другими людьми (сверстниками, старшими), которые затем переходят во внутренний план.
Этот переход от общего, коллективного к индивидуальному (а не наоборот!) осуществляется в три этапа: от интерпсихического (совместно-распределенного действия) через экстрапсихическое (внешней речи «про себя», иногда «эгоцентрической речи») к интрапсихическому (в умственном плане, как внутренний способ мышления).
Творчество
«Сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать» В.В. Давыдов
Каждое дело - творчески! Иначе зачем?
«…типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на обычных детях…»
Реализация деятельностного подхода
Разработанный ведущими советскими психологами (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн), в настоящее время он переживает второе рождение в отечественной педагогике (А.А. Вербицкий, Н.Б. Крылова, А.В. Хуторской).
В основе деятельностного подхода «лежит действие, преобразующее предмет, открытие общего в этой предметности и выведение из него частного, а также решение задач»
РЕФЛЕКСИЯ
!
Стадия «Исследование»
дает учащимся возможность ответить себе на вопросы: Что мешает достичь результата? В чем заключается трудность?
Стадия — «Критика»
помогает получить ответы на следующий цикл вопросов: Почему мешает? Чем именно вызваны возникающие трудности.
При этом обнаруживается конкретная нехватка знаний, умений, способов действий, способностей, наконец. Поэтому учащийся вынужден обратиться за ними (помощью) на доску ценностей, на которой имеются эти недостающие ему компоненты (к книгам, Интернету, сверстникам, педагогу). Таким образом он добывает (обретает, овладевает) недостающее.
Стадия - «Перенормирование»
посредством этих приобретенных знаний, способов действия учащийся начинает действовать по-новому, по-другому. Это позволяет ему преодолеть первоначальные трудности, разрешить их новыми осознанными способами действий в ситуациях, первоначально не поддававшихся решению.
Обратившись к истокам педагогики коллективного творческого воспитания, и в частности к структуре коллективных творческих дел, мы находим те же три этапа: «Исследование», «Критика» и «Перенормирование». Тем самым становится понятно, что при психологически корректном использовании и реализации этих этапов у воспитанников формируются именно рефлексия и разумное мышление в целом.
Организационно-деятельностная игра
Прямое сопоставление организационно-деятельностной игры и коллективно-творческой деятельности по целям, содержанию и процессу свидетельствуют об их аналогии.
И.П.Иванов выделял три доминантные особенности этой деятельности:
Практическая направленность
Коллективная организация
Творческий характер
Психологическое значение КТД состоит и в том, что для детей оно представляет собой игру наряду с физическими, также своими духовными и творческими силами. Действительно, именно здесь у воспитанников появляются возможности проявления преференций для демонстрации и развития самовыражения, самоактивности, самодеятельности и разумной инициативы.
На КТД нельзя выделить время. Оно возникает только по желанию.
КТД — это и форма жизни ребенка. А «жизнь, как и игра, должна требовать постоянных напряжения сил и радости совместного движения» .
И в этом парадоксальность КТД: радость, свобода, с одной стороны, и напряжение, ограниченность, с другой, и одновременно.
С одной стороны, КТД реализуемо только при наличии желания воспитанников. С другой — участие в КТД требует соподчинения и подчинения общественным правилам и нормам — проявления воли.
В разрешении этого противоречия нетрудно разглядеть следующий важный источник высокого развивающего эффекта личности ребенка.
МОТИВАЦИЯ
Известно, что мотивация является источником, приводным ремнем активности личности. Педагогика коллективной творческой деятельности порождает ее очень продуктивно, причем формирует именно внутреннюю, а не внешнюю мотивацию, которая оказывается мощным источником энергетики детской активности.
Можно утверждать, что КТД не столько стимулируют, сколько мотивируют деятельность воспитанников. И, следовательно, согласно структуре деятельности (А.Н. Леонтьев), у детей начинают формироваться не отдельные способы деятельности, действия, умения или навыки, а психические новообразования.
Это развивающее влияние мотива достаточно убедительно было обосновано в отечественной психологии (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев).
Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная воспитательная технология
В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей. Это важный приоритет для педагогов, в направлении которого, можно развивать КТД. А что же может быть привлекательным для детей?
ЛИДЕРСТВО
В настоящий момент идея лидерства в рамках личностно-ориентированного КТД понимается широко: каждый может быть лидером в учебе или творческой деятельности, спорте или трудовых делах, а если шире – в семье, на работе, политике, науке, искусстве.
Этап | КТД по модели И. П. Иванова | Личностно-ориентированное КТД |
Коллективное целеполагание | Реализация общественно-значимых задач при выборе дела | Дело как реализация задач личностного развития |
Коллективное планирование | Акцент на групповое авторство идей | Акцент на индивидуальное авторство идей, умение представлять их в группе |
Коллективная подготовка | Акцент на групповой работе | Акцент на принятия решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого |
Коллективное проведение дела | Только командное участие | Согласованность индивидуальной деятельности с групповой |
Коллективный анализ по итогам | Оценка группового участия в организации дела | Оценка личностного участия, развития своего потенциала |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.