Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания
Оценка 4.9

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Оценка 4.9
docx
23.01.2020
Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания
Психолого-педагогические условия ред.docx

 

 

Психолого-педагогические условия

эффективности интерактивного обучения и воспитания

 

В психолого-педагогическом обеспечении образовательного стандарта одной из трех составляющих является обоснование сущности образованности, критериев выделения уровней образованности, обобщенных моделей образованности на различных ступенях образования.

Образованность учащихся является одним из показателей качестве образования. Поэтому педагогический коллектив и администрация образовательной организации, работая над повышением образованности учащихся, работает над повышением качества образования через внедрение активных форм обучения и воспитания.

Давайте рассмотрим структуру образованности. Она состоит из 4 компонентов:

Круг значимых проблем (мотивационный компонент).

Образовательное пространство - круг- источников информации, которые использует личность (ориентационный момент.

Освоенные личностью универсальные и специальные методы решения проблем (деятельный компонент).

Познавательная база решения проблем - междисциплинарные и предметные знания, необходимые для решения проблем (когнитивный компонент).

Для педагога должны быть значимыми любые успехи любого ученика.

Для повышения уровня образованности учащихся используются универсальные методы:

1.     постановка проблемы;

2.     формирование цели;

3.     конкретизация цепи в задачах;

4.     самоконтроль;

5.     самооценка.

Кроме того, необходимы: системный подход, прогнозирование, моделирование, проектирование; использование методов организации совместной деятельности, разрешение возникающих конфликтов, разных способов оживления уроков, привлечение учащихся к активной работе. Важно активизировать деятельность всех учащихся, включая менее сильных, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы они были заинтересованы и включены в активную работу.

Работая над повышением образованности учащихся, необходимо развивать у них способность решать жизненные задачи.

На ступени начального образования учащиеся должны:

осваивать новую социальную роль ученика;

овладевать учебно-познавательной деятельностью;

вступать в новые социальные отношения со сверстниками по классу, с учителями,
с окружающей школьной средой.

На ступени основного образования:

не только решать познавательные задачи, но и включаться в практическое приложение своего познавательного опыта;

не только осваивать роль ученика, но и осмысливать свою «Я - концепцию»;

не только вступать в отношения с товарищами по классу и учителями, но и обогащать свой опыт социального взаимодействия;

не только жить в настоящем, но и определять характер своей деятельности в будущем.

Учащиеся, перешедшие из основной школы в среднюю, решают свои задачи:

определяются в направлениях и профилях своей образовательной деятельности;

осваивают новые социальные связи; на основе самопознания и самооценки определяются личностно.

Наша задача состоит в том, чтобы в распоряжении учащихся больше было средств для достижения ими определенного уровня образованности. Существует три уровня образованности.

Элементарная грамотность, функциональная грамотность, компетентность. Элементарную грамотность можно определить как способность применять универсальные методы учебно-познатавельной деятельности для использования сведений, полученных из адаптированных источников информации и личного житейского опыта, в целях решения учебно - познавательных проблем.

Функциональная грамотность - это способность применять универсальные методы деятельности и, основанные на определенных правилах и нормах, для использования знаний (сведений, канальных компетенций, понятий, инструкций), полученных из различных источников информации, в целях решения проблем социальной адаптации на основе применения правил и приемов к конкретной ситуации.

Компетентность - это способность применять универсальные методы деятельности, основанные на научных идеях и принципах, для использования системы знаний, полученных из оригинальных источников научной информации, внешкольных источников и в результате собственной исследовательской деятельности, в целях теоретического обоснования многокритериального выбора решения. В системе общего образования можно выделить три вида компетентности: общекультурную, допрофессиональную, методологическую.

Общекультурная компетентность - это уровень образованности, достаточный для самообразования, самопознания, самостоятельных и обоснованных суждений о явлениях в различных областях культуры, диалога с представителями других культур.

Допрофессиональная компетентность характеризует уровень образованности, достаточный для получения профессионального образования. Она проявляется в усвоении опорных знаний и умений, необходимых для последующего образования, знаний о профессии, системе профессионального образования, своих профессиональных возможностей.

Методологическая компетентность - это уровень образованности, достаточный для самостоятельного решения мировоззренческих, исследовательских, творческих задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизни и деятельности.

Учащиеся, определяя свой уровень образованности и стремясь его достигнуть, ставят перед собой цели своей деятельности, выбирают средства их достижения. Наша задача состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся достигнуть поставленной цели.

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Познавательная активность школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

естественное стремление школьника к познанию;

положительное отношение к учебе;

активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата.

Педагогическая практика исследует разные пути активизации познавательной деятельности, основой среди них является: разнообразие форм, методов, средств обучения.

«Метод обучения - это не только инструмент учителя, но и, но словам А.С. Макаренко, «инструмент прикосновения к личности ученика».

Метод обучения является важнейшим компонентом урока. Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося по достижению конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учителя. Именно они определяют стиль учителя на уроке.

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» (Д. Пойя).

Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся». Активные формы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их па практике, развитие творческих способностей.

Технология проблемного обучения - это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта.

Ведущий метод - общение. Организационная форма - обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.

4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский. Игра - это частица детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся.

Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме.

Возникает резонный вопрос:      почему АМО являются «активными»? В чем состоит эта «активность»?

Во-первых, они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными
в интеллектуальном и физическом смыслах играми.

Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих голов» превратится в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных игроков и тренеров (играющих тренеров) сплоченных команд.

В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.

В-четвертых, процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов.

Причем, активность методов настолько велика, что распространяется не только на задания урока, семинара, тренинга, но и на релаксацию, перемены и даже кофе-паузы! Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов XX века.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других.

Активные методы обучения при умелом их применении позволяют оптимально решить одновременно следующие учебно-организационные задачи и функции:

подчинить процесс обучения управляющему воздействию педагога;

обеспечить включение в активную учебную работу, как подготовленных слушателей, так и новичков;

установить непрерывный контроль над процессом усвоения учебного материала;

реализовать учебные функции (закрепляются теоретические знания, отрабатываются новые приемы и методы, а также условия применения знаний и практических навыков, формирования методов познания и деятельности, саморазвития и самореализации);

Кроме того, АМО приобретают ценность еще и потому, что способствуют успешному формированию у обучающихся комплекса положительных деловых качеств, например, таких, как:

способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи, проблемы;

умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения - работать и самостоятельно, и в команде; умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия, т.е. умение работать в коллективе;

знание уровня своей компетентности, умение анализировать и оценивать свои действия;

умение находить причины и источники критических, рисковых ситуаций;

способность выдвигать и формулировать идеи, предложения и проекты;

готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;

умение избегать ошибок и просчетов;

способность ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но понятным;

умение ценить и продуктивно использовать рабочее время;

умение имитировать наиболее характерные элементы деятельности человека в свете инновационных технологий, их максимальное приближение к реальности и др.

Активное обучение влияет на развитие у учащихся потребности к самообучению, самосовершенствованию, то есть к научно-организованной самостоятельной работе, которая помогает управлять ситуацией, исключать возникновение неуправляемых явлений, рисковых ситуаций.

1 - Усвоение учебного материала в зависимости от используемых методов обучения.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.

Следующая веская причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.

Активные методы обучения совместно с технологией модерации позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими - все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Образовательный процесс перестает быть чем-то навязанным извне, он становится органичной частью жизни обучающегося как дома, при подготовке (причем, подготовка тоже может стать командной), так и в школе, когда у обучающегося появляется возможность проявить себя в разных легитимных формах.

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Проще говоря, эго формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения:

- Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок - деловая игра, урок - соревнование, урок - семинар, урок - экскурсия, интегрированный урок и др.); использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);

Использование игровых форм;

Диалогическое взаимодействие;

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.);

Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);

Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);

Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);

Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа "Хочу спросить...", "Для меня сегодняшний урок...", "Я бы сделал гак..." и т.д.; художественное ИЗО с помощью схем, символов, рисунков и др.);

Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);

Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);

Деятельностный подход в обучении.

Методики активных методов обучения предполагают работу в группах сменного состава.

Методика деления на группы: деление на группы заранее планируется учителем. В группах не более 9 человек. Деление на группы должно быть разнообразным, интересным. Недопустимо, чтобы образовывались группы «лучшие» и «худшие», а также работали одним составом, чтобы не выделился один лидер. На уроке работают группы сменного состава. Цель: научиться делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи.

НО у каждой методики есть свои плюсы и минусы. Есть они и у активных методов обучения.

+ Активные методы обучения помогают:

развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

учить учащихся самостоятельно добывать знания,

развивать интерес к предмету,

позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

- Активные методы обучения имеют недостатки:

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;

Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.

Педагогический процесс это совокупность урочных занятий внеклассной и внешкольной воспитательной работы проводимых педагогическим и ученическим коллективом по одному плану.

 

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020