Мастер – класс на тему: Выразительные средства языка
Задачи:
1. Обобщить материал об изобразительно-выразительных средствах.
2. Отработать задание 7 ОГЭ по русскому языку.
3. Развивать интерес к изучению русского языка.
В ходе работы участники создают памятку (кластер). Материал для создания кластера размножен для каждого участника индивидуально. Учитель создает кластер на доске.
Эпиграф
Дивишься драгоценности нашего языка:
что ни звук, то и подарок:
все зернисто, крупно, как сам жемчуг,
и, право, иное названье
еще драгоценней самой вещи.
Н.В. Гоголь
1.О.м.
- Добрый день! Рады приветствовать вас на сегодняшнем занятии. Мы уверены, что наше сотрудничество будет плодотворным и успешным. Всем удачи.
2. Формулирование темы и проблемы.
- Прочитайте текст.
Был ___ летний день, но вдруг набежала ___ тучка. Из нее посыпался ___ дождь, а солнце продолжало светить. ___ капли падали на землю. Скоро ___ дождь закончился, и через все небо протянулась ___ радуга.
- Вставьте на месте пропусков недостающие слова.
Слова для справок: серебряный, искрящийся, радостный, красочный, мрачный, сказочный.
- Прочитайте получившийся текст.
Был радостный летний день, но вдруг набежала мрачная тучка. Из нее посыпался искрящийся дождь, а солнце продолжало светить. Серебряные капли падали на землю. Скоро сказочный дождь закончился, и через все небо протянулась красочная радуга.
- Что изменилось?
- Чем отличаются эти тексты? (Образностью, выразительностью)
- За счет чего?
- Зачем нам их нужно знать?
- Верно.
- Как показывает практика, задания, которые связанны со средствами художественной выразительности вызывают у учащихся затруднения. Для более полного, глубокого представления о языковых выразительных средствах и для прочности знаний мы решили обобщить и структурировать знания о языковых средствах выразительности.
3. Актуализация знаний.
- В разных источниках средства выразительности называются по-разному, например, тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, лексические средства языка, стилистические средства языка, но мы условно будем сегодня называть их выразительные средства языка.
Приклеить табличку «Выразительные средства языка» на доску.
- Какие средства выразительности вы можете назвать? (Эпитет, метафора и др.)
- Сегодня поговорим о тех средствах, которые чаще остальных встречаются в заданиях № 7 ОГЭ, а это эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, фразеологизм.
4. Инструкция по созданию памятки.
- У каждого на столах лежат файлы, в которых содержится материал для создания памятки, которая будет продуктом нашего проекта. Рассмотрите материал, который содержится в конверте. (Конверт показать). Начинаем структурировать информацию. Работаем совместно. При дальнейшей работе ориентируйтесь на доску.
5. Создание памятки.
Обязательно выделяем в каждом определении и примере ключевые слова.
Эпитет |
Художественное образное определение, подчѐркивающее какое-либо свойство предмета или явления. Где-то в яблочном захолустье… (Ю. Друнина). |
Метафора |
Переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту. В саду горит костер рябины красной (С. Есенин). |
Олицетворение |
Изображение неодушевлѐнных предметов как одушевлѐнных, при котором они наделяются свойствами живых существ. Время бежит, часы идут. Задумается радость. |
Сравнение |
Художественный прием, основанный на сопоставлении двух предметов или явлений. Храбрый как лев. Он похож на вечер ясный. |
Гипербола |
Преувеличение. Он храпит, как трактор. |
Фразеологизмы |
Устойчивые неделимые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса. |
5. Анализ примеров выразительных средств текста.
- Теперь попробуем применить памятку на практике. Работаем со вторыми конвертами. Приведем примеры основных выразительных средств, проанализировав задания 7 ОГЭ. Сначала приклеиваем пример, затем анализируем.
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Ответ: 3 2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм. |
||||||||||||
|
Ответ: 3 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. |
||||||||||||
|
Ответ: 2
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
Ответ: 3 5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. |
||||||||||||||||||||||||||
Ответ: 4
6. Поведение итогов (Рефлексия). - Полезна ли информация, с которой работали? - В чем будет полезна? - Будете ли использовать в дальнейшем? - А где она пригодится?
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.