Мастер - класс "Изобразительно-выразительные средства языка"
Оценка 4.6

Мастер - класс "Изобразительно-выразительные средства языка"

Оценка 4.6
docx
20.02.2020
Мастер - класс "Изобразительно-выразительные средства языка"
Данный материал поможет при подготовке к ГИА по русскому языку.
Мастер-класс ИВС.docx

Мастер – класс на тему: Выразительные  средства  языка

Задачи:

1. Обобщить материал об изобразительно-выразительных средствах.

2. Отработать задание 7 ОГЭ по русскому языку.

3. Развивать интерес к изучению русского языка.

          В ходе работы участники создают памятку (кластер). Материал для создания кластера размножен для каждого участника индивидуально. Учитель создает кластер на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Эпиграф

Дивишься драгоценности нашего языка:

что ни звук, то и подарок:

все зернисто, крупно, как сам жемчуг,

 и, право, иное названье

 еще драгоценней самой вещи.

Н.В. Гоголь

 

1.О.м.

- Добрый день! Рады приветствовать вас на сегодняшнем занятии. Мы уверены, что наше сотрудничество будет плодотворным и успешным. Всем удачи.

 

2. Формулирование темы и проблемы.

- Прочитайте текст.

          Был  ___ летний день, но вдруг набежала ___ тучка. Из нее посыпался ___ дождь, а солнце продолжало светить. ___ капли падали на землю. Скоро ___  дождь закончился, и через  все небо протянулась ___ радуга.

- Вставьте на месте пропусков недостающие слова.

Слова для справок: серебряный, искрящийся, радостный, красочный, мрачный, сказочный.

- Прочитайте получившийся текст.

          Был радостный  летний день, но вдруг набежала мрачная  тучка. Из нее посыпался искрящийся дождь, а солнце продолжало светить.  Серебряные капли падали на землю. Скоро сказочный дождь закончился, и через  все небо протянулась красочная радуга.

- Что изменилось?

- Чем отличаются эти тексты? (Образностью, выразительностью)

- За счет чего?

- Зачем нам их нужно знать?

- Верно.

- Как показывает практика, задания, которые связанны со средствами художественной выразительности вызывают у  учащихся затруднения. Для более полного, глубокого представления о языковых выразительных средствах и для прочности знаний мы решили обобщить и структурировать знания о языковых средствах выразительности.

 

3. Актуализация знаний.

- В разных источниках средства выразительности называются по-разному, например, тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, лексические средства языка, стилистические средства языка, но мы условно будем сегодня называть их выразительные средства языка.

Приклеить табличку «Выразительные  средства языка» на доску.

- Какие средства выразительности вы можете назвать? (Эпитет, метафора и др.)

- Сегодня поговорим о тех средствах, которые чаще остальных встречаются в заданиях № 7 ОГЭ, а это эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, фразеологизм.

 

4. Инструкция по созданию памятки.

- У каждого на столах лежат файлы, в которых содержится материал для создания памятки, которая будет продуктом нашего проекта. Рассмотрите материал, который содержится в конверте. (Конверт показать). Начинаем структурировать информацию. Работаем совместно. При дальнейшей работе ориентируйтесь на доску.

 

5. Создание памятки.

Обязательно выделяем в каждом определении и примере ключевые слова.

 

Эпитет

Художественное образное  определение, подчѐркивающее какое-либо свойство предмета или явления. Где-то в яблочном захолустье… (Ю. Друнина).

Метафора

Переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту. В саду горит костер рябины красной (С. Есенин).

Олицетворение

Изображение неодушевлѐнных предметов как одушевлѐнных, при котором они наделяются свойствами живых существ. Время бежит, часы идут. Задумается радость.

Сравнение

Художественный прием, основанный на сопоставлении двух предметов или явлений. Храбрый как лев. Он похож на вечер ясный.

Гипербола

Преувеличение. Он храпит, как трактор.

Фразеологизмы

Устойчивые неделимые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса.

 

5. Анализ примеров выразительных средств текста.

- Теперь попробуем применить памятку на практике. Работаем со вторыми конвертами. Приведем примеры основных выразительных средств, проанализировав задания 7 ОГЭ. Сначала приклеиваем пример, затем анализируем.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  

 1) 

Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека.

  

 2) 

А Бим калачиком ложится в ногах или, если сказано «на место», уйдёт на свой лежак в угол и будет ждать.

  

 3) 

Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.

  

 4) 

В этом основа, соль дружбы.

Ответ: 3

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.

  

 1) 

Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца.

  

 2) 

Я с кличем «ура» рванулся ему навстречу.

  

 3) 

И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.

  

 4) 

Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.

Начало формы

Ответ: 3

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

Ты будешь для меня единственным в целом свете…

  

 2) 

Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

  

 3) 

Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.

  

 4) 

И вот настал час прощания.

Конец формы

 Ответ: 2

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  

 1) 

На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.

  

 2) 

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.

  

 3) 

Скрипка замолчала надолго.

  

 4) 

И свет фонариков погас.

Ответ: 3

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  

 1) 

Я её такой за всю войну не видел.

  

 2) 

Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию.

  

 3) 

Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет.

  

 4) 

Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет.

Ответ: 4

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

  

 1) 

Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие.      

  

 2) 

Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.     

  

 3) 

К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам.

  

 4) 

Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.

 

6. Поведение итогов (Рефлексия).

- Полезна ли информация, с которой работали?

- В чем будет полезна?

- Будете ли использовать в дальнейшем?

- А где она пригодится?

 

 

 


 

Мастер – класс на тему: Выразительные средства языка

Мастер – класс на тему: Выразительные средства языка

Слова для справок: серебряный, искрящийся, радостный, красочный, мрачный, сказочный

Слова для справок: серебряный, искрящийся, радостный, красочный, мрачный, сказочный

Где-то в яблочном захолустье… (Ю

Где-то в яблочном захолустье… (Ю

Не было теперь у меня врага более лютого, чем

Не было теперь у меня врага более лютого, чем

Я её такой за всю войну не видел

Я её такой за всю войну не видел
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020