Адаптация - приспособление
Перейдя в 5 класс, дети не взрослеют на 5 лет - промежуток между начальной школой и средней всего 3 месяца. Что же делать? Нужно, просто, во главу угла поставить ребёнка (не только его успеваемость, а его здоровье, успешность, личностный рост и т.д) и вместе находить пути решения. И не забывать, что адаптационный период в 5 классе очень труден для учеников.
№ | Комплекс методик обследования адаптационного периода | УУД |
1 | Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние (М.И. Лусканова, Н.В. Калинина) | Личностные |
2 | Методика самооценки и уровня притязаний Дембо – Рубинштейн. | |
3 | Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса | Личностные |
4 | Тест на оценку самостоятельности мышления Л.А. Ясюковой | Познавательные |
5 | Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» (Л.Г. Федоренко) | Коммуникативные |
6 | Методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий А.З. Зак | Регулятивные |
7 | Адаптационная карта наблюдений (Э.М. Александровская и Ст. Громбах) | -личностные |
Выводы по методикеЛичностные УУД
Низкая школьная мотивация у 4 учащихся (22,2%) –Амельченко Л., Зыкова Л., Кругликов И., Мурзин А. Дети испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Средняя мотивация у 6 человек (33,3%) – Глаголева М., Зайцева Н., Мельченко С., Потылицына Н., Челебей С., Черепанов А. Мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Хорошая мотивация в 5 «а» классе у 7 ребят (39%) – Анчугова В., Бажина Ж., Васильева К., Домнина В., Коробейников Т., Морозова А., Тасханов Учащиеся успешно справляются с учёбой . А высокая мотивация у 1 учащихся (5,5%) – Бакулина С. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью.
В 5 «б» классе низкая школьная мотивация у 5 учащихся (29,4%) – Долбишев С., Доможаков Д., Лыков И., Штефан С., Шубников В. Средняя у 6 человек (35,2%) – Горина Д., Долгополова Л., Лунина В., Лыхин И., Симонова Ю., Угренинов С. Хорошая мотивация у 5 учащихся (29,4%) – Гордеева В., Казанцева В., Коростелёва Д., Сердюкова Ю., Хертек С. Высокая мотивация у 1 человека (6%) – Владимирова К.
Выводы к методике личностные УУД
Завышенная самооценка в 5 «а» классе у 3 учащихся (18%) – Бажина Ж., Коробейников Т., Мурзин А. Адекватная самооценка у 9 человек (50%) – Амельченко Л., Анчугова В., Бакулина С., Васильева К., Домнина в., Морозова А., Тасханов Р., Черепанов А., Кругликов Заниженная самооценка в 5 «б» классе у 6 учащихся (33,3%) – Глаголева М., Зайцева Н., Зыкова Н., Мельченко С., Потылицына Н., Челебей С.
Завышенная самооценка в 5 б» классе у 2 учащихся (12 %) - Гордеева В., Лыхин И. Завышенная самооценка свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнить себя с другими. Адекватная - свидетельствует о реалистичной самооценке. Адекватная у 10 человек (59%) – Горина Д., Долгополова Л. Казанцева В., Коростелёва Д., Лунина В., Лыков И., Сердюкова Ю., Симонова Ю.,Угренинов С., Штефан С. Заниженная самооценка свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. В 5 «б» классе у 5 учащихся заниженная самооценка (29,4%) – Владимирова К., Долбишев С., Доможаков Д., Хертек С., Шубников В.
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
№ | 5 «а» класс | ТРЕВОЖНЫЕ СИНДРОМЫ |
1 | Амельченко Лёша | Страх самовыражения. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; |
2 | Анчугова Лера | Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний |
3 | Бажина Женя | Страх самовыражения. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
4 | Бакулина София | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
5 | Васильева Ксюша | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. |
6 | Глаголева Маша | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; |
7 | Домнина Вера | Страх самовыражения. Страх ситуации проверки знаний |
8 | Зайцева Настя | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; Страхи в отношениях с учителями |
9 | Зыкова Лера | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Страхи в отношениях с учителями |
10 | Коробейников Т. | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Страх ситуации проверки знаний |
11 | Кругликов Иван | Страх самовыражения; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. |
12 | Мельченко Саша | |
13 | Морозова Арина | Страх ситуации проверки знаний |
14 | Мурзин Артём | Страх самовыражения; Страхи в отношениях с учителями |
15 | Потылицына Н. | Страх самовыражения; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. |
16 | Тасханов Рома | Страх ситуации проверки знаний; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
17 | Челебей Слава | Страх самовыражения; Страхи в отношениях с учителями |
18 | Черепанов А. | Страх самовыражения; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. |
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
№ | 5 «б» класс | ТРЕВОЖНЫЕ СИНДРОМЫ |
1 | Владимирова Катя | Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний |
2 | Гордеева Вика | Страх самовыражения; |
3 | Горина Дарина | Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний |
4 | Долгополова Лена | Страх самовыражения |
5 | Долбишев Серёжа | Страх самовыражения; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; Страхи в отношениях с учителями |
6 | Доможаков Дима | Страх самовыражения; Страхи в отношениях с учителями |
7 | Казанцева Вика | Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний |
8 | Коростелёва Диана | |
9 | Лунина Вероника | |
10 | Лыков Илья | Страх самовыражения; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
11 | Лыхин Ваня | |
12 | Сердюкова Юля | Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний |
13 | Симонова Юля | Страх самовыражения; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
14 | Угренинов Саша | |
15 | Хертек Саамдана | Страх самовыражения; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; Страхи в отношениях с учителями |
16 | Штефан Серёжа | Страх самовыражения; Страхи в отношениях с учителями |
17 | Шубников Вова | Страх самовыражения; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; Страхи в отношениях с учителями |
Выводы по методике Познавательные УУД
Слабый уровень самостоятельности мышления у 5 учащихся (28%) –Амельченко Л., Зыкова В., Кругликов И., Мурзин А., Черепанов А. Дети, сталкиваясь с какими-либо затруднениями обычно не пытается разбираться самостоятельно, а ищут помощи у взрослых или одноклассников. Средний уровень самостоятельности мышления у 8 учащихся (44,4%) – Бажина Ж., Глаголева М., Домнина В., Зайцева Н., Мельченко С., Потылицына Н., Тасханов Р., Челебей С. Детям нужна предварительная инструкция. Если чёткого алгоритма нет, то он какое-то время может пытаться самостоятельно найти способ, каким надо действовать. Хороший уровень самостоятельности мышления у 4 учащегося (22,2%) – Анчугова В., Васильева К., Коробейников Т., Морозова А. Ребенок если и не сразу видит, как надо выполнять то или иное задание, то, вспоминая и рассуждая, может самостоятельно найти адекватный алгоритм. Высокий уровень у 1 учащегося (5,5%) Бакулина С.
Слабый уровень самостоятельности мышления в 5 «б» классе у 6 учащихся (35,2%) –Горина Д., Долбишев С., Доможаков Д., Симонова Ю., Хертек С., Шубников С. Средний уровень самостоятельности мышления у 8 человек (47%) Гордеева В., Долгополова Л., Казанцева В., Коростелёва Д., Лыков И., Лыхин И., Сердюкова Ю., Угренинов С. Хороший уровень самостоятельности мышления у 2 учащегося (12%) –Владимирова К., Лунина В. И высокий уровень у 1 человка (6%) – Штефан С.
Выводы по методике
В 5 «а» классе дети оценивают психологический климат в классе: высоко 13 человек (72,2%) - Амельченко Л., Анчугова В., Бажина Ж., Бакулина С.,Васильева К., Глаголева М., Зайцева Н., Коробейнивов Т., Кругликов И., Морозова А., Мурзин А., Тасханов Р., Челебей С. Безразличен коллектив 4 учащимся (22,2%) у них, вероятно, есть другая группа, где общение для них значимо. Школьники оценивают психологический климат в классе как очень плохой –1 ученик (5,5%) – Мельченко С.
В 5 «б» классе 9 учащихся (53%) – Владимирова К., Долгополова Л., Казанцева В., Коростелёва Д., Лунина В., Лыков И., Сердюкова Ю., Угренинов С., Хертек С. Безразлично 5 человек (29,4%) Гордеева В., Долбишев С., Доможаков Д., Лыхин И.,Шубников В. Школьники оценивают психологический климат в классе как очень плохой – 3 учащихся (18%) – Горина Д., Симонова Ю., Штефан С.
Выводы по методике
Действие рефлексии в 5 «а» классе (осмысливать собственные действия) считается сформированным у 14 учащихся (78%), а у 4 человек (22,2%) несформированно.
В 5 «б» классе сформированно у 12 учащихся (70,5%), у 5 человек (29,4%) несформированно.
Выводы по методике
В 5 «а» классе высокий уровень у 7 человек (39%) – Анчугова В., Бажина Ж., Бакулина С., Васильева К., Коробейников Т., Морозова А., Тасханов Р. Средний уровень адаптации - у 7 учащихся (38,8%) – Глаголева М., Домнина В., Зайцева Н., Мельченко С., Мурзин А., Потылицына Н., Челебей А. Низкий уровень у 4 учеников (22,2%) – Амельченко Л., Зыкова В., Кругликов И., Черепанов А.
В 5 «б» классе высокий у 5 человек (29,4%) – Владимирова К., Гордеева В., ДолгополоваЛ., Казанцева В., Коростелёва Д., Средний уровень адаптации у 9 учащихся (53%) – Горина Д., Доможаков Д., Лунина В., Лыков И., Лыхин И., Угренинов С., Хертек С., Штефан С., Шубников В. Низкий уровень в классе у 2 ребят (12%) –Долбишев С., Симонова Ю.
Выводы по тестированию 5-х классов
К | Мотивация | Самооценка | Тревожность | Мышление | Климат в классе | Внутренний план действий | Адаптационная карта |
Личностные УУД | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные | |||
| Амельченко Зыкова КругликовМурзин | Глаголева | Зайцева | Амельченко | Мельченко | Амельченко | Амельченко |
| Долбишев | Владимирова | Долбишев | Горина | Горина | Горина | Долбишев Симонова |
Рекомендации по результатам исследования
Учителям-предметникам
Обратить внимание на учащихся испытывающих трудности в обучении
Быть более лояльными к учащимся, отвечающим у доски, вселять в них уверенность, ограждать от насмешек одноклассников.
Комментировать каждую поставленную оценку.
Классному руководителю
С учащимися: проводить работу по дезадаптации через внеклассную работу, через индивидуальные беседы
Создать благоприятный климат в классе
Через классные и внеклассные часы развивать правильные формы поведения
На классных часах и во внеурочное время развивать у учащихся психические процессы (внимание, память, мышление, речь)
Педагогу-психологу
Тренинги
Беседы
Консультации
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.