МБОУ Субботинская СОШ им. Героя Советского Союза С.У. КривенкоАдаптация пятиклассников к обучению в среднем звене
Выполнила:
педагог-психолог
Усова Н.Н.
1 категория
2018 – 2019 уч. г.
Адаптация - приспособление
Перейдя в 5 класс, дети не взрослеют на 5 лет - промежуток между начальной школой и средней всего 3 месяца. Что же делать? Нужно, просто, во главу угла поставить ребёнка (не только его успеваемость, а его здоровье, успешность, личностный рост и т.д) и вместе находить пути решения. И не забывать, что адаптационный период в 5 классе очень труден для учеников.
Оценка процесса адаптации происходит:
16.11.2020
3
Участники тестирования
В 5 «а» классе приняли участия – 16 человек
В 5 «б» классе – 17 человек
Изюмов Коля не тестировался
Учителя-предметники
№ | Комплекс методик обследования адаптационного периода | УУД |
1 | Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние (М.И. Лусканова, Н.В. Калинина) | Личностные |
2 | Методика самооценки и уровня притязаний Дембо – Рубинштейн. | |
3 | Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса | Личностные |
4 | Тест на оценку самостоятельности мышления Л.А. Ясюковой | Познавательные |
5 | Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» (Л.Г. Федоренко) | Коммуникативные |
6 | Методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий А.З. Зак | Регулятивные |
7 | Адаптационная карта наблюдений (Э.М. Александровская и Ст. Громбах) | -личностные |
Личностные УУДМетодика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние (М.И. Лусканова, Н.В. Калинина)
Личностные УУДМетодика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние (М.И. Лусканова, Н.В. Калинина)
Выводы по методикеЛичностные УУД
Низкая школьная мотивация у 7 учащихся (43,7%) -Горбач С., Гурьев О., Есипенко М., Зырянова Л., Коляга К., Царевин Н., Сидиков Е. Дети испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Средняя мотивация у 2 человек (12,5%) - Кампон Л., Кислицина К. Мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Хорошая мотивация в 5 «а» классе у 5 ребят (44%) - Баранова В., Власенко Э., Чернышова Э., Фишова Д., Угренинов Я. Учащиеся успешно справляются с учёбой . А высокая мотивация у 2 учащихся (12,5%) - Домнина К. Комнатная А. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью.
В 5 «б» классе низкая школьная мотивация у 3 учащихся (18%) - Куркин Ян, Пышнова Л., Руденко Д. Средняя у 6 человек (35,2%) - Бондаренко Ю., Долгополов Д., Дягилева А., Моргаев А., Морозов Н., Яковчук Р. Хорошая мотивация у 7 учащихся (41,1%) - Барсукова Н., Глаголева Н., Козина Н., Петровская Д., Попов А., Попов Б., Попова О. Высокая мотивация у 1 человека (6%) – Панин М.
Выводы к методике личностные УУД
Завышенная самооценка в 5 «а» классе у 3 учащихся (19 %) - Горбач С., Кислицина К., Зырянова Л. Завышенная самооценка свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнить себя с другими. «Средняя» - свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. У 10 человек «средняя» (62,5%) – Баранова В., Власенко Э., Гурьев О., Коляга К., Домнина К., Комнатная А., Сидиков Е., Угренинов Я., Фишова Д., Царевин Н. Заниженная самооценка свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. В 5 «а» классе у 2 учащихся заниженная самооценка (12,5%) – Есипенко М., Кампон Л.
Завышенная самооценка в 5 «б» классе у 6 учащихся (35,2%) – Долгополов Д., Козина Н., Морозов Н., Панин М., Попов А., Попов Б. «Средняя» самооценка у 5 человек (29,4%) – Барсукова Н., Бондаренко Ю., Глаголева Н., Дягилева А., Петровская Д. Заниженная самооценка в 5 «б» классе у 6 учащихся (35,2%) – Куркин Я., Моргаев А., Попова О., Пышнова Л., Руденко Д., Яковчук Р.
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
№ | 5 «а» класс | ТРЕВОЖНЫЕ СИНДРОМЫ |
1 | Баранова Вика | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; Страх самовыражения |
2 | Власенко Эля | Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний |
3 | Горбач Саша | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
4 | Гурьев Олег | |
5 | Домнина Ксюша | Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний; Страхи в отношениях с учителями |
6 | Есипенко Максим | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; Страхи в отношениях с учителями |
7 | Зырянова Лера | Страх самовыражения |
8 | Кампон Лёша | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; Страхи в отношениях с учителями |
9 | Кислицина Карина | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
10 | Коляга Кирилл | |
11 | Комнатная Анна | Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний |
12 | Сидиков Егор | |
13 | Угренинов Яков | |
14 | Фишова Даша | |
15 | Царевин Никита | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
16 | Чернышова Эвелина | Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
№ | 5 «а» класс | ТРЕВОЖНЫЕ СИНДРОМЫ |
1 | Барсукова Настя | Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний |
2 | Бондаренко Юра | Страх самовыражения |
3 | Глаголева Настя | Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний |
4 | Долгополов Дима | Страх самовыражения |
5 | Дягилева Алёна | Страх самовыражения; |
6 | Козина Настя | Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний |
7 | Куркин Ян | Страх самовыражения; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; Страхи в отношениях с учителями |
8 | Моргаев Андрей | |
9 | Морозов Никита | Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний |
10 | Панин Миша | |
11 | Петровская Даша | |
12 | Попов Артём | Страх самовыражения |
13 | Попов Богдан | |
14 | Попова Оля | Страх самовыражения; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
15 | Пышнова Лолита | Страх самовыражения; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; Страхи в отношениях с учителями |
16 | Руденко Дима | Страх самовыражения; Страхи в отношениях с учителями |
17 | Яковчук Дима | Страх самовыражения; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
Выводы по методике
5 «а» повышенный уровень тревожности имеют:
Домнина К., Есипенко М., Кампон Л.
5 «б» повышенный уровень тревожности имеют:
Куркин Я., Моргаев А., Пышнова Л.
Выводы по методике Познавательные УУД
Слабый уровень самостоятельности мышления у 9 учащихся (60%) -Баранова В., Горбач С., Гурьев О., Есипенко М., Зырянова Л., Кислицина К., Коляга К., Сидиков Е., Царевин Н. Дети, сталкиваясь с какими-либо затруднениями обычно не пытается разбираться самостоятельно, а ищут помощи у взрослых или одноклассников. Средний уровень самостоятельности мышления у 5 учащихся (33,3%) - Власенко Э., Домнина К., Комнатная А., Угренинов Я., Фишова Д. Детям нужна предварительная инструкция. Если чёткого алгоритма нет, то он какое-то время может пытаться самостоятельно найти способ, каким надо действовать. Высокий уровень самостоятельности мышления у 1 учащегося (6,6%) – Чернышова Э. Ребенок если и не сразу видит, как надо выполнять то или иное задание, то, вспоминая и рассуждая, может самостоятельно найти адекватный алгоритм.
Слабый уровень самостоятельности мышления в 5 «б» классе у 7 учащихся (41,1%) - Долгополов Д.,Куркин Я., Моргаев А., Морозов Н., Попова О., Руденко Д., Яковчук Р. Средний уровень самостоятельности мышления у 9 человек (53%) - Бондаренко Ю., Глаголева Н., Барсукова Н., Дягилева А., Козина Н., Панин М., Попов А., Попов Б., Пышнова Л. Высокий уровень самостоятельности мышления у 1 учащегося (6%) – Петровская Д.
Выводы по методике
В 5 «а» классе дети оценивают психологический климат в классе: высоко 5 человек (31,2%) - Баранова В., Гурьев О., Кампон Л., Коляга К., Угренинов Я. Безразличен коллектив 7 учащимся (44%) у них, вероятно, есть другая группа, где общение для них значимо. Школьники оценивают психологический климат в классе как очень плохой – 4 человека (25%) – Власенко Э., Домнина К., Комнатная А., Чернышова Э.
В 5 «б» классе 13 учащихся (76,4%) высоко оценивают психологический климат в классе. Им нравятся люди, с которыми они учатся. И 4 человека (23,5%) выражают безразличие. (Куркин Я., Моргаев А., Петровская Д., Пышнова Л. )
Выводы по методике
Действие рефлексии в 5 «а» классе (осмысливать собственные действия) считается сформированным у 7 учащихся (44%), а у 9 человек (56%) несформированно.
В 5 «б» классе сформированно у 10 учащихся (59%), у 7 человек (41,1%) несформированно.
Выводы по методике
В 5 «а» классе высокий уровень у 5 человек (31,2%) – Власенко Э., Домнина К., Комнатная А., Угренинов Я., Чернышова Э. Средний уровень адаптации - у 5 учащихся (31,2%) – Баранова В., Гурьев О., Есипенко М., Кампон Л., Фишова Д. Низкий уровень у 6 учеников (37,5%) – Зырянова Л., Кислицина К., Коляга К., Сидиков Е., Горбач С., Царевин Н.
В 5 «б» классе высокий у 5 человек (29,4%) – Барсукова Н., Глаголева Н., Козина Н., Панин М., Попов Б. Средний уровень адаптации у 8 учащихся (47%) – Бондаренко Ю., Долгополов Д., Дягилева А., Куркин Ян, Петровская Д., Попов А., Попова О., Яковчук Р. Низкий уровень в классе у 4 ребят (23,5%) – Моргалев А., Морозов Н., Пышнова Л., Руденко Д.
Выводы по тестированию 5-х классов
К | Мотивация | Самооценка | Тревожность | Мышление | Климат в классе | Внутренний план действий | Адаптационная карта |
Личностные УУД | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные | |||
| Горбач | Кампон | Домнина | Баранова | Власенко | Горбач | Зырянова |
| Куркин | Куркин | Куркин | Долгополов | Дягилева | Моргаев Пышнова Руденко |
Рекомендации по результатам исследования
Учителям-предметникам
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.