Психолого - педагогический тренинг "Педагогическая этика в работе педагога ДОУ"
Оценка 5

Психолого - педагогический тренинг "Педагогическая этика в работе педагога ДОУ"

Оценка 5
docx
15.08.2022
Психолого - педагогический тренинг "Педагогическая этика в работе педагога ДОУ"
ТРЕНИНГ-ПРАКТИКУМ - ЭТИКА ОБЩЕНИЯ.docx

Психолого-педагогический тренинг

 «Педагогическая этика в работе педагога ДОО»

 

Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности.

Задачи: Сформирование мотивации для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;

Совершенствование развития личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Повышение педагогической культуры, как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОО.

 

Участники тренинга: воспитатели, специалисты, администрация ДОО

 

Материал и оборудование: мольберт, картинка с изображением педагога, солнечные лучики из бумаги для упражнения «личность педагога», цветные карандаши, памятка «Вежливые формы обращения».

 

Структура тренинга

 

Приветствие упражнение «Самопрезентация»

Психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать Вас на нашей встрече.

      Наша консультация посвящена интересной проблеме - проблеме педагогической этики и культуре в общении. Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.

Педагогическая культура - это характеристика личности педагога, а так же его поведения в условиях воспитательной и образовательной деятельности.

Мы с вами знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

В профессиональные качества и компетенции воспитателя значимым компонентом входит педагогическая этика и культура общения.

Есть три важных момента во взаимодействии людей друг с другом при встрече. Это приветствие, имя, улыбка. Каждому из нас важно в своей профессиональной деятельности уметь обладать ими в общении с коллегами и с родителями, а также в общении с детьми.

 

 

 

 

 

Упражнение «Чудное приветствие»

 Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе.

Психолог: Существовании множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом плечом, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.

       Рефлексия. - Что Вы чувствовали во время выполнения упражнения? Что было трудным и почему?

Теоретический модуль «Педагогическая этика в общении»

Педагогическая этика - это свод правил, которые позволяют:

-регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками,

 а также другими членами общественности образовательного учреждения;

- защищающие их человеческую ценность и достоинство;

- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога с воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.

 1.1 Личность педагога

·         Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

·         Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

·         Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.

·         Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

1.2 Авторитет, честь, репутация

·         Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

·         Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.

·         Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

·         В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

·         Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

·         Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он не  спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

2.1 Общение педагога с воспитанниками

·         Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

·         В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснована. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

·         При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

·         Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

·         При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.

·         Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

·         Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

2.2 Общение между педагогами

·         Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

·         Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях.

·         Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в ДОУ между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз. В школах и других воспитательных учреждениях не должно быть места сплетням.

·         Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

2.3 Взаимоотношения с администрацией

·         В воспитательных учреждениях соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет заведующий ДОУ.

·         Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения.

·         Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному и воспитательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.

·         ДОУ дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики глава учреждения должен подать в отставку.

2.4 Отношения с родителями и опекунами воспитанников

·         Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

·         Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

·         Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

·         На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами ДОУ.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая этика добро или зло?

2. В чём заключается забота, уважение по отношению к ребёнку?

3. Как можно охарактеризовать имидж педагога ДОУ?

   Есть три важных момента во взаимодействии людей друг с другом при встрече. Это приветствие, имя, улыбка. Каждому из нас важно в своей профессиональной деятельности уметь обладать ими в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.

Вопрос: Какое самое приятное слово для восприятия человеком?

ЕГО ИМЯ

А сейчас предлагаю вам послушать притчу и обсудить ее.

 

 

Притча

Один человек спросил у Сократа: « Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

— Подожди, - остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

— Три сита?

— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

— Нет, я просто слышал это.

— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

— Нет, напротив.

— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

— Нет, в этом нет необходимости.

— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

Какой вывод можно сделать по услышанной вами притчи?

Упражнение «Вежливость» Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.)

- Для того, чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Психолого-педагогический тренинг «Педагогическая этика в работе педагога

Психолого-педагогический тренинг «Педагогическая этика в работе педагога

Упражнение «Чудное приветствие»

Упражнение «Чудное приветствие»

Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения

Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения

Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо

Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо

Притча Один человек спросил у

Притча Один человек спросил у
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2022