Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста
Оценка 4.7

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста

Оценка 4.7
rtf
29.12.2020
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста
Новый документ в формате RTF.rtf

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.

 

 

Помощь специалистов наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда отношения в диаде «мать — дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

 

 Основные принципы технологии сопровождения развития ребенка

 

Идея сопровождения, получившая широкое распространение в образовании, имеет разные толкования.

 

На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка — это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это помощь ребенку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребенку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его интересов, его собственного желания. Цель сопровождения состоит не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с детьми для развития у них самопознания, умения управлять собой и делать личностный выбор. Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника.

 

Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками. Это не просто проведение коррекционно-развивающих занятий и даже системы таких занятий. Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть впереди. Взрослый внимательно наблюдает за воспитанником, фиксирует его достижения, помогает преодолевать трудности примером и советом.

 

 

Основными принципами условий жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении являются:

 

рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;

«быть на стороне ребенка»: специалист сопровождения стремится решать каждую проблему с максимальной пользой для ребенка, даже если ребенок виноват в ней сам;

непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;

мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;

автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения.

Сопровождение предполагает индивидуальный подход и создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска», оказание гарантированной помощи всем в ней нуждающимся, а не только по заявлениям взрослых.

 

 

 

 

 

Система предупреждения отклонений в развитии детей раннего возраста начинает действовать задолго до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Она состоит из двух блоков:

 

 

I БЛОК

 

Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение

 

I этап маркетинговые исследования;

 

II этап социологический;

 

III этап адаптационный.

 

 

I этап

 

Маркетинговые исследования:

 

Изучение контингента детей ближайшего социума; (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания )

 

Работа с детской поликлиникой;

 

 

II этап

 

Социологический:

 

Социальный скрининг семьи (“Социальный паспорт воспитанника”, “Анкета для родителей”);

 

Субъективная диагностика о готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (анкета для родителей); Анкетирование проводится до прихода ребёнка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.

 

“Журнал адаптации” (ознакомительная беседа до поступления ребенка в ДОУ).

 

 

III этап

 

Адаптационный:

 

Режим посещения ДОУ (индивидуальный);

 

Использование здоровьесберегающих технологий;

 

Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;

 

Отслеживание течения периода адаптации.

 

 

II БЛОК

 

Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.

 

Сопровождение развития детей в группах раннего возраста.

 

Включает в себя работу психолога в 4-х направлениях:

 

с администрацией;

 

с педагогами;

 

с родителями;

 

с детьми.

 

 

 

 

 

 

В работе с детьми раннего возраста активно взаимодействуют специалисты:

 

 

- воспитатель (см. построение педагогического процесса);

 

 

- психолог;

 

 

- медицинские работники;

 

 

- администрация Центра;

 

 

- музыкальный руководитель (развитие движений, чувства ритма, крупной моторики, артикуляционного аппарата);

 

 

- инструктор по физической культуре (организует занятия по плаванию, тем самым способствует общему физическому развитию, укреплению здоровья);

 

 

- учитель-логопед (индивидуальная работа по развитию речи, консультирование).

 

 

Для полноценной организации развивающей работы необходим тщательный анализ уровня развития каждого воспитанника. Информацию об актуальном уровне развития нам позволяет получить система диагностических мероприятий, включающая в себя медицинскую, педагогическую и психолого-педагогическую диагностику.

 

 

1.Диагностический этап. Медицинский работник изучает историю развития ребёнка, собирает анамнез. Педагоги (каждый в своей области) проводят наблюдение за ребёнком в разнообразных повседневных ситуациях, которые дополняют специальными заданиями с предметами и игрушками. Затем полученные результаты заносят в карту развития ребёнка. Мы используем отечественные разработки, позволяющие осуществлять диагностику и мониторинг развития детей раннего возраста. Оптимальным инструментарием для этого мы считаем диагностический комплект Е.А. Стребелевой.

 

 

Предлагаемые методики направлены на изучение уровня умственного развития детей раннего возраста (2 - 3 лет). Они предназначены для определения основных параметров умственного развития ребенка: принятия задания; адекватности его решения; обучаемости во время диагностического обследования; отношения к результату своей деятельности.

 

 

Предлагаемые задания позволяют выявить возможности умственного развития ребенка: восприятия, выделения отдельных признаков предмета (величины, цвета); узнавания; наглядно-действенного мышления; продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование).

 

 

Разносторонность диагностирования умственного развития ребенка 2 - 3 лет позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения, специфические для каждого типа нарушений.

 

 

Поисковый этап.  Обсуждение результатов диагностики, полученных каждым специалистом. Сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы.

Консультативно-проективный этап. Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы помощи ребёнку, выбор методов, распределение обязанностей по реализации программы, определение сроков исполнения и возможности корректировки планов.

Деятельностный этап. Проведение коррекционно-развивающих занятий, ориентированные на индивидуальную программу развития малыша.

Рефлексивный этап. Изучение успешности развития и продвижения ребёнка с проблемами в развитии в процессе обучения и воспитания; определяется динамика психофизического развития детей.

 

 

 

 

II блок в организационной модели службы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:

 

 

а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей раннего и младшего возраста;

 

 

б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

 

 

в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.

 

 

Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т.д.).

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста

Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками

Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками

I БЛОК Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение

I БЛОК Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение

Социальный скрининг семьи (“Социальный паспорт воспитанника”, “Анкета для родителей”);

Социальный скрининг семьи (“Социальный паспорт воспитанника”, “Анкета для родителей”);

Сопровождение развития детей в группах раннего возраста

Сопровождение развития детей в группах раннего возраста

Центра; - музыкальный руководитель (развитие движений, чувства ритма, крупной моторики, артикуляционного аппарата); - инструктор по физической культуре (организует занятия по плаванию, тем самым способствует общему…

Центра; - музыкальный руководитель (развитие движений, чувства ритма, крупной моторики, артикуляционного аппарата); - инструктор по физической культуре (организует занятия по плаванию, тем самым способствует общему…

Предлагаемые методики направлены на изучение уровня умственного развития детей раннего возраста (2 - 3 лет)

Предлагаемые методики направлены на изучение уровня умственного развития детей раннего возраста (2 - 3 лет)

Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста

Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2020