Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка воспитатель.
Источником
воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании определено
тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.
Познавательная активность не является
врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Любознательность и познавательные интересы
влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению
знаний в интересующей области. Семья
обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса
к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут
воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем
или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому
они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы
членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса
к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми воспитатели детских садов
слышат такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка,
учительницей», «Пойду на завод, как мой старший брат».
Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются
в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать,
объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка
к себе, вызвать у него потребность общаться.
В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности,
в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении.
Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке
птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать
о результатах наблюдений, нарисовать об этом.
Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает
совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой
семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия
ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях,
положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные
интересы и любознательность дошкольника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.