Урок окружающего мира
Оценка 4.7

Урок окружающего мира

Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
преподавание
8 кл—11 кл
30.10.2020
Урок окружающего мира
Урок окружающего мира для обучающихся 4 класса.
Урок 58. Великая война и Великая Победа.rtf

МБОУ « Октябрьская начальная школа-детский сад»

 

 

 

 

 

Открытый урок по окружающему миру

в 4 «б» классе

Учитель: Алипова Айгуль Дикеевна

 

 

 

 

Урок 58. Великая война и великая Победа 

Цели

способствовать формированию представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные
понятия

Великая Отечественная война

Ход урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельно-
сти

 

 

 

II. Актуализация  опорных

знаний         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Работа по теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Постановка темы и целей.

 

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческая разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Физминутка.

6. Работа в группах.

8. Презентация выступлений. 9. Подведение итогов. Оценивание.

10. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

Ребята, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мне хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы вы вынесли с урока не только знания, но и хорошее настроение

Звучит музыка «Весенняя капель»читаю

Прекрасен месяц май. Весеннее солнышко своими лучами пробуждает природу к жизни, нежной зеленью покрываются луга и леса. В мае мы празднуем великую победу, которую одержал наш народ в самой кровопролитной войне в истории.

-Какое время года?

-Какие весенние месяцы знаете?

Проверка домашнего задания.

- Сегодня на уроке мы продолжим узнавать историю нашей родины. Начнем с проверки домашнего задания. Назовите тему предыдущего урока.

( Страницы истории 20-30 годов)

Блиц-опрос

 

Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года?

Партия большевиков, которой руководил Ульянов Владимир Ильич (Ленин)

Как позднее стали называть большевиков?

Позднее большевиков стали называть коммунистами.

В каком году появилось новое государство СССР?

В 1922 году.

Сколько республик входило в состав СССР?15 республик

Какие изменения произошли в стране?

Не стало помещиков, освободились большие квартиры и дома, простые люди заселялись в них. Так появились коммуналки.Началась борьба с безграмотностью. Образование стало доступно всем, учились даже взрослые.

Что построили в 20-30 годах?

Строились новые города, заводы, электростанции. В Москве появилось метро.

Каких успехов добилась страна к концу 30-х годов?

Страна выпускала собственные самолёты, автомобили, тракторы

 

3 ученикам (карточки)Страницы истории 20-30 годов.

1.Как стала называться наша страна в 1922 году?

(Напиши полное и сокращенное название)

2. сколько республик входило в состав СССР  ( 15).

3. Как изменилась жизнь в деревне в 20-30 годы?

 

 

 

- Сегодня мы с вами будем говорить о сложной судьбе нашей страны, о ее трагических днях. Давайте вспомним героические события из истории нашей Родины.

.

На доске написаны даты и события XX века.

- Какие события мы с вами изучали?

- Соотнесите даты и события.

+ Куликовскую битву, ледовое побоище, отечественная война.

- С каким событием мы с вами еще не встречались на уроках окружающего мира?

+ Великую Отечественную войну.

С каким из этих событий соотнесете эту запись?

Сегодня мы с вами познакомимся с этим событием, но вы наверняка уже знаете?

Тема урока Великая Отечественная война.

- Мне хотелось бы начать урок со следующего сюжета.

(Левитан и кадры начала войны)

- Какие эмоции и чувства вызвала эта речь?

- Что мы узнали из этой записи?

+ что в 4 утра без предупреждения напали на нас немецкие войска.

Что бы вы почувствовали,если услышали такое сообщение?

- Что нам необходимо узнать сегодня на уроке?

Поработайте с таблицей (опорный лист №1) и заполните 1 и 2 столбцы.

О Великой Отечественной войне 1941- 1945 г…

 Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

– Что вы знаете о Великой Отечественной войне? 

(Вов была самой разрушительной, в ней погибли миллионы людей. Люди сражались на фронте, трудились в тылу, боролись за победу в партизанских отрядах. Наравне со взрослыми героями становились и дети. Героями войны стали не только люди, но и целые города.

+ Даты начала и окончания войны, даты основных битв, события, определившие ход войны, личности, которые определили исход войны, итоги.

 

V. Знакомство с новым материалом.

Рассказ учителя:

1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.

22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться.

      Сегодня мы с вами узнаем о самых важных битвах Великой Отечественной войны, поговорим о женщинах, принимавших  в ней участие, об отрядах поисковиков, а также наших военачальниках, благодаря которым мы и одержали победу в этой страшной войне.

План записывается на доске.

4. Организация работы с кейсами.

Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы.  Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа называется «Историки». Её участники расскажут нам о главных событиях Великой Отечественной войны.,почему она называлась Великой Отечественной?

2 группа называется «Исследователи».  Они покажут нам роль женщины в Великой Отечественной войне.

3 группа называется «Следопыты». Они поведают о работе отрядов «Поиск».

4 группа называется «Победители». Они расскажут о наших великих полководцах времён Великой Отечественной войны, городах – героях и о том, что нам помогло одержать победу в этой кровопролитной войне.

       На столах у вас лежат несколько источников информации Изучив источники (на изучение дается 10минут) Затем вы озвучите свои выступления.

Кейсы.

Кейс № 1

Источкник №1 учебник

Источник № 2: Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца держали оборону (она длилась с 22 июня – 30 июня 1941 года)  бойцы, которые первыми приняли на себя удар фашистской армии. Фашисты окружили крепость, бомбили, обстреливали, штурмовали со всех сторон. Защитникам не хватало патронов, нечего было есть, так как склады с продовольствием были уничтожены. Водопровод  не работал, люди пытались взять воду из реки. Но немцы стреляли и днем, и ночью. Оборона Брестской крепости, стала очень важным сражением, в котором советские войска смогли показать свою готовность защищаться до последней капли крови, несмотря на преимущества противника  и  вошла в историю, как одна из самых кровавых осад, и, в то же самое время, как одно из самых великих сражений, показавших все мужество советской армии.

Источник № 3. Захват Ленинграда для командования германской армии имел огромное политическое и стратегическое значение. К 30 августа 1941 года были перерезаны все железнодорожные пути соединяющие Ленинград с территорией СССР. А к 8 сентября полностью прекращено сухопутное сообщение. Именно 8 –е сентября известно как день начала блокады Ленинграда.

     900 дней блокады Ленинграда стали жестоким испытанием для ленинградцев. На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным – 125 граммов. 900 дней и ночей люди умирали,  но не сдавались. В этот период сообщение велось только по воде Ладожского озера, а зимой по льду. На момент блокады в городе находились 2,5 млн. жителей.

Источник № 4. А в это время германское командование было уверено, что скоро они войдут в Москву и  война закончится. Битва под Москвой занимает особое место в истории войны Германии против СССР. Она характеризовалась крайней напряженностью, сложностью и огромным размахом боевых действий. Сражение за столицу Советского Союза продолжалось более шести месяцев и велось на фронте протяженностью около 2 тысяч километров.  К осени 1941 года военное положение Советского Союза было сложным и опасным. Но для  защиты  столицы шли войска из разных концов страны. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Победа под Москвой  воодушевила  всех людей.

    В битве под Москвой бессмертной славой покрыли себя 28 бойцов дивизии под командованием генерал-майора И.В. Панфилова в бою у разъезда Дубосеково.

Источник № 5. Но фашистские войска начали новое наступление в направлении Сталинграда (Волгограда).  Началась 6 месячная Сталинградская битва. (Даты Сталинградской битвы: 17 июля 1942 — 2 февраля 1943). В результате этой битвы были окружены и захвачены в плен свыше 330 тыс. гитлеровцев.

     Целью Германии было овладение промышленным городом, предприятия которого  выпускали военную продукцию, которая была необходима фронту, получение доступа к Волге, откуда можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. 200 дней длилась Сталинградская битва. От города остались одни руины. Сейчас это город Волгоград. В нем находится историко-мемориальный музей «Сталинградская битва».

    Сталинградская битва переломила ход войны.

Источник № 6  А летом 1943 г. Произошла знаменитая Курская битва. 12 июля возле села Прохоровка началось самое крупное танковое сражение в истории. Лоб в лоб столкнулись 1200 бронированных машин. Сражение длилось весь день. К вечеру  все вокруг было покрыто сгоревшими и изуродованными остатками танков. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

Источник № 7   Битва за  Берлин — завершающая часть Берлинской наступательной операции 1945 года, в ходе которой Красная армия завладела столицей нацистской Германии. Операция продолжалась с 25 апреля по 2 мая.

- Почему война была названа Великая и Отечественная?

+ великая – большая, отечественная – защищали свое отечество, страну, родину…1418 дней и ночей.)

 – Отечественной? (На борьбу с врагом вступила не только Красная армия, но и весь советский народ.)

В истории России, было немало войн, но самая тяжелая из них Великая Отечественная война.)

 

Кейс № 2

Источник № 1

Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

М. Исаковский.

Источник № 2 Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки. Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли. За годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч жен­щин. Никогда еще на протяже­нии всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

,

Источник № 3 

Подвиги  медсестёр. Сандружинница Евдокия Дмитриева на себе выносила с поля боя раненых. 28 августа 1941 года  она спасла 9 бойцов. После Сталинградской битвы стала разведчицей, 14 раз была в тылу врага, доставляла разведданные в штаб армии. Погибла, когда возвращалась с задания, попав на минное поле.

Источник № 5    Всем известно имя Гули Королёвой. Эта полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольцем. 24 ноября 1942 года во время боёв при Паньшино вынесла 100 раненых воинов с поля боя. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой потерявших веру в победу бойцов.  Дважды будучи  раненой, она не оставила поле боя, в последнем бою лично уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя.

    Источник № 4   Зо́я Анато́льевна Космодемья́нская (13 сентября 1923, село Осино-Гай, Тамбовская губерния — 29 ноября 1941, Петрищево) — красноармеец  диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл. Зоя Космодемьянская была  — партизанка. После долгих пыток была повешена немцами.

     Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Стала символом героизма советского народа в Великой Отечественной войне. Её образ отражён в художественной литературе, публицистике, кинематографе, живописи, монументальном искусстве, музейных экспозициях.

Кейс №3

Источник № 1

      Поисковые отряды созданы по всей стране. Эта работа   помогает сегодняшним ребятам ощутить себя частью истории, сынами Отечества, отдающими нравственный человеческий долг тем, кто погиб, защищая Родину.

«Поисковая работа заключается не только в Вахтах Памяти, которые обычно готовятся Центром «Долг» и проходят на  территории Смоленской области в весенне-летний период.. Поиск ведётся по трём направлениям: места боёв и наибольших потерь, госпитальные захоронения и фашистские концлагеря. Изучив документальные источники, воспоминания старожилов, Таким образом установили двадцать пять объектов, где проходили наиболее жестокие бои. На территории района гитлеровцами были созданы 11 концлагерей. В разное время на земле размещалось множество госпиталей и медсанбатов (мы установили 25, и это далеко не полный список). На каждый объект заведена карточка, в которой указываются точные источники сведений. По мере получения новой информации отмечаем это место на карте и заносим данные в картотеку.

Источник № 2   Смысл патриотизма

В поисковой работе не надо искать смысл патриотизма — он лежит вместе с останками солдат, которых ищут, и которых находят. Российское военно-историческое общество является одним из организаторов этой работы в стране, партнером Общероссийского поискового движения.

      Они рассказывают, за что погибли эти бойцы и почему все ныне живущие обязаны им и Родине вернуть их имена, увековечить их подвиг. Российским военно-историческим обществом проводятся разведывательные экспедиции в Брянской, Калужской, Ленинградской и Новгородской областях. Состоялась поисковая экспедиция в Крыму и экспедиция в Зубцовский район Тверской области. Обнаружены останки более 8 тысяч советских воинов. Проведены георадарные исследования захоронений концлагеря для военнопленных в Вязьме, где позднее, накануне Дня памяти и скорби был открыт мемориал. Поиск осуществляется в Приднестровье, Вахты Памяти состоялись в Литве и Латвии.

          

 

Кейс № 4

Источник № 1 Творцом победы в Великой Отечественной войне являлся советский народ. Но для реализации его усилий, для защиты Отечества на полях сражений требовался высокий уровень военного искусства Вооруженных Сил, который поддерживался полководческим талантом военачальников. Главные черты полководческого таланта Георгия Константиновича Жукова (1896-1974) - творчество, новаторство, умение принимать неожиданные для противника решения. Его отличали также глубокий ум и проницательность. По словам Макиавелли, «ничто так не делает полководца великим, как умение проникать в замысел противника». Эта способность Жукова сыграла особенно важную роль при обороне Ленинграда и Москвы, когда при крайне ограниченных силах только за счет хорошей разведки, предвидения возможных направлений ударов противника ему удавалось собирать практически все имеющиеся средства и отражать удары противника. Другим выдающимся военачальником стратегического плана являлся Александр Михайлович Василевский (1895-1977). Будучи во время войны начальником Генштаба на протяжении 34-х месяцев, А. М. Василевский только 12 месяцев был в Москве, в Генштабе, а 22 месяца находился на фронтах. Г. К. Жуков и A. M. Василевский обладали развитым стратегическим мышлением, глубоким пониманием обстановки. Александр Михайлович Василевский (1895-1977). Будучи во время войны начальником Генштаба на протяжении 34-х месяцев, А. М. Василевский только 12 месяцев был в Москве, в Генштабе, а 22 месяца находился на фронтах. Неоценимым качеством советских полководцев была их способность к разумному риску. Эта черта полководческого таланта отмечалась, например, у маршала Константина Константиновича Рокоссовского (1896-1968). Одна из замечательных страниц полководческой деятельности К. К. Рокоссовского -Белорусская операция, в которой он командовал войсками 1-го Белорусского фронта. Конев Иван Степанович (1897-1973), Андрей Иванович Ерёменко (1892-1970), Малиновский Родион Яковлевич (1898-1967) Тимошенко Семён Константинович, Иван Христофорович Баграмян, Василий Иванович Чуйков, Иван Данилович Черняховский, Кирилл Афанасьевич Мерецков

Источник № 2  Города - герои — почётное звание, которого удостоены 13

городов, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945.

      Высшая степень отличия — звание «город-герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. В настоящее время два из них находятся на территории Украины. Минск и Брестская крепость-герой — на территории Белоруссии, остальные — в России. Впервые городами-героями были названы города Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса в приказе Верховного Главнокомандующего (И. В. Сталин) 1 мая 1945 года. Официально это звание                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Источник № 3    24 июня 1945 года состоялся парад Победы. Он запечатлён на пленках, где видно, что в 9:00 было облачно, но ещё проглядывали кусочки неба. За 15 минут до начала парада пошел дождь, который затем перешел в ливень. На кадрах парада можно разглядеть зрителей с зонтами и лужи.

Парад Победы принимал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Командовал парадом Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский. Жуков и Рокоссовский проехали по Красной площади на белом и вороном конях. 

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют  нам рассказать о тех страшных событиях войны 1941-1945 годов. А  по окончанию каждого выступления вы можете задать им вопросы.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

 (Слово    учителя)

Ребята, задачи, которые были поставлены перед группами, были выполнены. Вы молодцы.

Скажите, а надо ли помнить о ней, если столько горя и разрушений она оставила после себя?

Я надеюсь, что вы всегда будете об этом помнить, с уважением и благодарность относиться к людям старшего поколения. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей. Трудным был путь к победе, тяжёлой ценой она досталась народу.  27 миллионов погибших. В России нет семьи, которую бы не затронула война.

Мы должны помнить всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, чтобы мы все сейчас жили спокойно. Почтим всех их минутой молчания.

 

Синквейн

ВОЙНА

2 прилаг:беспощадная,жестокая

3 глагола:умирают,стреляют,побеждают

Пословица,поговорка о войне Конец войны видели только мертвые.

Синоним к слову война-смерть,ужас

Учебник с. 140-146 пересказ

По выбору

Узнать, какой след оставила Великая Отечественная война в  жизни твоей семьи.

По воспоминаниям (или с помощью) ваших близких составить рассказ «Первый день войны

 

 

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на врпросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решенииучебной задачи.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели

разных типов (схемы,

знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют

и аргументируют свое мнение и позиции в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.

 

 

 

 

 

 

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решенииучебной задачи.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели

разных типов (схемы,

знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсный материал

карточки

I вариант

1. Что вы знаете о стройках 30-х годов?

2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

«В 20-х годах жизнью страны руководила партия…
(большевиков)
, завоевавшая свою власть в… (Гражданской) войне. Позднее большевиков стали называть… (коммунистами). Основным звеном в управлении государством стали… (Советы). Поэтому и новую власть назвали… (советской)».

II вариант

1. Как изменилась жизнь в деревне?

2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

«В… (1922) году на карте появилось новое государство – … (Союз Советских Социалистических Республик). Со временем в состав СССР вошло… (15) союзных республик. Еще в… (1918) году Советское правительство переехало из Петрограда в… (Москву). Москва стала… (столицей) Советского Союза».

Рассказ учителя о Великой Отечественной войне

Первого сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.

22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться.

Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск фашистов. Но силы были неравны. В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолетов. Многие командиры и политработники совсем недавно начали командовать полками, батальонами и дивизиями. А опытных, наиболее подготовленных командиров Красной Армии, преданных своей стране, Сталин объявил врагами народа и расстрелял. Огромный ущерб обороне страны нанесла ошибочная оценка правительства характера будущей войны. Кавалерию продолжали считать главной военной силой, но первые же бои показали, что лошадь не может противостоять танку, а шашка – автомату.

В вооружении Красной Армии не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери.

Пo планам гитлеровских генералов война должна была продлиться всего несколько месяцев. До нападения на СССР Германия захватила все танки, самолеты, заводы и рабочую силу Европы. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.

Брестские березы

Над Бугом белые березы,

Лаская синюю волну,

Глядятся в омуты и плесы

По-девичьи, как в старину.

На живописном этом месте,

Где от берез светло окрест,

Когда-то выросло Берестье,

Зеленый, светлый город Брест.

Под Брест кого не заносило!

Сюда шли лавою стальной,

Но расшибались вражьи силы

О город наш берестяной.

Встречала Родина ненастья

Огнем, мечом или штыком,

Чтобы в реке орлов и свастик

Ржавел и гнил металлолом.

Пусть в рваных ранах бастионы,

Но рядом в светлых каплях рос

Лучится выводок зеленых,

Облитых солнышком берез.

Рассвет над Брестом ярко-розов,

Начало радостного дня.

Гвоздика с веточкой березы

Лежит у Вечного огня.

У стен цветы горят, как звезды,

Воронок нет во рву любом:

Забинтовали их березы

Своим стерильным полотном.

Война твердыню искромсала

Страшнее самых лютых гроз,

Но на земле светлее стало

От брестских солнечных берез

     (Николай Алтухов.)

Защитники Брестской крепости около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.

К осени 1941 года под Смоленском, у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Не допуская врага к столице, героически сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Самые храбрые участники этого сражения – четыре дивизии – первые в Красной Армии получили звание гвардейских.

Не считаясь с потерями, немцы продолжали наступать в глубь страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны. Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

…Давно ль, пройдя равнины и болота,

В него ломился разъяренный враг

И об его чугунные ворота

Разбил свой бронированный кулак.

Свой город отстояв ценою бед,

Не сдали Ленинграда ленинградцы, –

Да, в нем ключи чужих столиц хранятся, –

Ключей к нему  в чужих столицах нет!

И мы, огонь познавшие и голод,

Непобедимы в городе своем,

И не взломать ворота в этот город

Ни голодом, на сталью, ни огнем…

(Вадим Шефнер. 1943.)

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г. К. Жуков. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко. Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти.

В августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.

Здесь орден мужества

надет на грудь земли,

Недаром эта грудь истерзана снарядом,

Со смертью билась жизнь,

и смерть враги нашли,

И победила жизнь

в боях под Сталинградом.

                              (Пабло Неруда.)

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году полностью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали Красной Армии освобождать родную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.

В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм.

В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И. С. Конева, Н. Ф. Ватутина и др. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.

24 июня 1985 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск.

 Командовал парадом маршал К. К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г. К. Жуков.

Победа! Как она далась?

Каким путем мы к ней пришли?..

И раны были, и усталость,

И шрамы на груди земли.

Броня во вмятинах глубоких,

И дали пройденных дорог,

И ордена на гимнастерках,

Где пот нещадно ткань прожег.

Могилы братские, в которых

Друзья погибшие лежат.

И въевшийся нам в лица порох

На безымянных рубежах.

                                                                                                                                                                                          (Игорь Лошаков.)

МБОУ « Октябрьская начальная школа-детский сад»

МБОУ « Октябрьская начальная школа-детский сад»

Урок 58 . Великая война и великая

Урок 58 . Великая война и великая

Деятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые умения (универсальные учебные действия)

Деятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые умения (универсальные учебные действия)

II. Работа по теме урока

II. Работа по теме урока

IV. Изучение нового материала.

IV. Изучение нового материала.

Работа в группах 7

Работа в группах 7

Работа в группах 7

Работа в группах 7

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Физминутка. 6. Работа в группах

Ресурсный материал к арточки

Ресурсный материал к арточки

Европы. Враг был жестокий и сильный

Европы. Враг был жестокий и сильный

Москвы шли войска из Сибири, с

Москвы шли войска из Сибири, с

Героев Советского Союза. 24 июня 1985 года на

Героев Советского Союза. 24 июня 1985 года на
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2020