Методическое пособие "Интерактивные методы обучения"

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическое пособие содержит указания, раскрывающие содержание методов интерактивного обучения, разработки уроков с использованием интерактивных методов обучения. Рассмотрены наиболее востребованные интерактивные методы для проведения различных видов занятий (лекций, практических занятий, лабораторных занятий, самостоятельной работы обучающихся).
Иконка файла материала Интерактивные методы обучения.docx

Интерактивные методы обучения

Методическое пособие

Методическое пособие содержит указания, раскрывающие содержание методов интерактивного обучения, разработки уроков с использованием интерактивных методов обучения. Рассмотрены наиболее востребованные интерактивные методы для проведения различных видов занятий (лекций, практических занятий, лабораторных занятий, самостоятельной работы обучающихся).

Методическое пособие составлено для педагогов ГБПОУ «Торезский техникум строительства, технологий и сервиса», целью методического сопровождения процесса введения и реализации требований  федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, в помощь при разработке и проведении аудиторных и внеаудиторных занятий с применением интерактивных методов обучения.  

Разработчик: методист Петриченко Ольга Васильевна                                                                                                                                  

Picture background2025 г

Аннотация: Пособие рассматривает значимость и эффективность интерактивных приемов обучения в системе среднего профессионального образования (СПО), а так - же обсуждает различные методы и техники, которые могут быть использованы для активного участия студентов, развития их критического мышления и применения полученных знаний на практике, общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия.

Ключевые слова: интерактивное обучение, методы, интерес, СПО.

За последние годы интерактивные приемы обучения в системе среднего профессионального образования стали все более популярными. Интерактивное обучение предлагает обучающимся разнообразные методы и технологии, которые позволяют активно участвовать в образовательном процессе, касаясь различных аспектов изучаемой темы и применяя полученные знания на практике.

Инновационный подход ориентирует на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний и профессионально значимых компетенций, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.

Интерактивные методы обучения в СПО предполагают взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, а также активность студентов в процессе обучения.

Цель интерактивного обучения – повышение эффективности образовательного процесса, достижение всеми обучающимися высоких результатов обучения.

Основные преимущества интерактивных форм обучения:

ü активизация активно-познавательной и мыслительной деятельности студентов;

ü вовлечение студентов в процесс обучения, освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников;

ü развитие навыков анализа и критического мышления.

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть не только преподаватель привлекает обучающихся к процессу обучения, но и сами обучающиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого. Преподаватель лишь выполняет роль помощника. Его задача создать условия для инициативы обучающихся.

Задачи интерактивных методов обучения:

ü научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации;

ü научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения;

ü научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Особенность интерактивных методов – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.

Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

ü  пробуждают у обучающихся интерес;

ü  поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

ü  обращаются к чувствам каждого обучающегося;

ü  способствуют эффективному усвоению учебного материала;

ü  оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

ü  осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

ü  формируют у обучающихся мнения и отношения;

ü  формируют жизненные навыки;

ü  способствуют изменению поведения.

Важнейшее условие для этого – личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.

Классификация интерактивных методов обучения

Все технологии интерактивного обучения делятся на не имитационные и имитационные.

Не имитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности.

В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

ü творческие задания;

ü работа в малых группах;

ü обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);

ü использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

ü социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);

ü изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);

ü тестирование;

ü разминки;

ü обратная связь;

ü дистанционное обучение.

ü обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);

ü разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);

ü тренинги.

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Основные правила организации интерактивного обучения.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек.

Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

ü  доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

ü  демократический стиль;

ü  сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

ü  опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

ü  многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

ü  включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Интерактивные методы на лекциях

Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

«Мозговой штурм», «Мозговая атака»

«Мозговая атака», «мозговой штурм» – это метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» – это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.

Мини-лекция

Мини-лекция является одной из эффективных  форм преподнесения теоретического материала. Перед объявлением какой-либо информации преподаватель спрашивает, что знают об этом студенты. После предоставления какого-либо утверждения преподаватель предлагает обсудить отношение студентов к этому вопросу.

Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением

К интерактивным методам относятся презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения.

Просмотр и обсуждение видеофильмов

На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.

Интервью

Термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. По содержанию интервью делятся на группы:

Документальные интервью; Интервью мнений; Интервью «пресс-конференция».

Субъектом интервью может выступать как лектор, так и студенты, подготовившие информацию по заданной теме.

Обратная связь

Актуализация полученных на лекции знаний путем выяснения реакции участников на обсуждаемые темы.

Лекция с заранее объявленными ошибками

Лекция с заранее запланированными ошибками позволяет развить у обучаемых умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию.

Интерактивные методы на практических занятиях (семинарах)

Разминка

Разминка способствует развитию коммуникативных навыков (общению). Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Вопросы для разминки не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т.е. конструирование нового знания. 

Дискуссия

Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Дискуссия предусматривает обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близка к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками.

Кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций)

Метод анализа конкретных ситуаций – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций и решения ситуационных задач: стандартных, критических, экстремальных. Метод способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников. Обучающихся просят проанализировать конкретную ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

Коллективные решения творческих задач

Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

Деловая игра

Имитируются реальные условия, отрабатываются конкретные специфические операции, моделируется соответствующий рабочий процесс.

Интерактивные методы в лабораторном практикуме

Работа в малых группах

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

Моделирование производственных процессов и ситуаций

Метод «Моделирование производственных процессов и ситуаций» предусматривает имитацию реальных условий, конкретных специфических операций, моделирование соответствующего рабочего процесса, создание интерактивной модели и др.

Ролевая игра

Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

Тренинг

Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

Интерактивные методы в самостоятельной работе

Основная возможность применения интерактивных методов при самостоятельной работе заключается в организации групповой работы студентов. Стимулирование тесного общения учащихся друг с другом приводит к формированию навыков социального поведения, освоению технологии совместной работы. Работа в группе невозможна без умения быстро и конструктивно принимать решения, брать на себя ответственность, общаться с другими людьми и улаживать конфликтные ситуации.

По мнению некоторых психологов, выполнение заданий в группах возможно постольку, поскольку существуют условия, при которых учащиеся вынуждены помогать друг другу в достижении успеха, и «подталкивают» к этому своих товарищей. Позитивная взаимозависимость создает отношения, в основе которых лежит взаимное стимулирование.

При создании группы для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель должен:

ü четко обозначить цель задания;

ü проинструктировать студентов об этапах выполнения задания;

ü объяснить студентам, каким должно быть взаимодействие членов группы, чтобы поставленная цель была достигнута;

ü консультировать студентов в случае возникновения вопросов по существу задания или чтобы усилить взаимосвязь между членами группы.

При этом консультирование между студентами и преподавателем в ходе разработки программы может осуществляться как непосредственно в аудиторное время, так и с использованием off-line и on-line технологий.

Метод проектов

В методе проектов студенты объединяются в небольшие группы и разрабатывают, например, программу социологического исследования на любую интересующую их проблематику или схему проведения эксперимента при лабораторном занятии. Эта аналитическая работа включает в себя несколько этапов, которые позволяют улучшить навыки логического мышления, максимально раскрывают творческие возможности студентов и стимулируют их к научно-исследовательской работе. Такая проектная деятельность, организованная подобным образом, имеет множество преимуществ.

Ярким примером организации самостоятельной работы является технология группового проектного обучения, которая реализуется не столько во время плановых занятий, но и стимулирует самостоятельную работу и взаимодействие исполнителей.

Метод обучения в парах (спарринг-партнерство)

Спарринг (от англ. sparring) – в боксе тренировочный бой с целью всесторонней подготовки к соревнованиям. Спарринг-партнёр – соперник в различных тренировочных состязаниях. Соответственно, спарринг-партнерство как форма организации во внеаудиторной самостоятельной работе представляет собой разновидность парной работы, в которой обучающиеся, исполняя роль соперников в состязании, выполняют задания по заранее заданному педагогом алгоритму.

Вывод

Применяя на уроках интерактивные методы обучения, преподаватель добивается новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между обучающимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

ü развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

ü решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

ü развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

ü обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Список литературы

1. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 2003 г.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров – М.: Издательский центр "Академия", 2004 г.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб.: Союз, 2002 г.

5. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003 г.

6. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Разработка урока по физике

Разработчик: Петриченко Ольга Васильевна

Тема: Радиоактивность. Виды радиоактивного излучения. Период полураспада.

Цели: сформировать понятие о явлении радиоактивности, ознакомить обучающихся с видами радиоактивного излучения и основными характеристиками α-, β- , γ-излучений, рассмотреть закономерности закона радиоактивного распада;

формировать умения осмысливать информацию и делать логические выводы; развивать умение использовать компьютерные технологии;

воспитывать правильное отношение каждого обучающегося к экологическим проблемам, связанных с радиоактивностью.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: компьютеры, проектор, презентация, опорные конспекты, карточки-задания, лист самоконтроля, таблица Менделеева.

Интерактивные методы и приемы, используемые на уроке: мозговой штурм, интерактивная мини-лекция, самоконтроль, рефлексия

 

Ход урока.

      I.            Организационный момент.

   II.            Актуализация опорных знаний.

Мозговой штурм

1. Кто утвердил ядерную модель атома?

2. Из чего состоит атом?

3. Строение атомного ядра?

4. Что такое электрон? Каков его заряд?

5. Дайте характеристику протона.

6. Дайте характеристику нейтрона.

7. Что такое изотопы?

8. Что вам известно о радиоактивности?

III.            Изучение нового материала.

План изучения нового материала.

Мини-лекция с демонстрацией презентации «Радиоактивность»

1. Радиоактивность.

2. Виды радиоактивности.

3. Период полураспада.

4. Закон радиоактивного распада.

Выводы

1. В природе существуют вещества, атомы которых могут произвольно распадаться.

2. Радиоактивное излучение состоит из α-, β-, γ - лучей (α-частицы – ядра Гелия, β-частицы – электроны, γ-частицы это электромагнитные волны).

3. Ядро распалось, превращается в ядро другого химического элемента.

4. Радиоактивное излучение может оказывать химическое действие, биологическое действие, имеет высокую проникающую способность.

Радиоактивное облучение приводит к значительному повреждению живой ткани. Ионизация химических веществ в биологической ткани создает возможность химических реакций, которые несвойственны для биологических процессов, и к образованию вредных веществ. Повреждение радиацией ДНК вызывает мутации. Работа с радиоактивными веществами требует тщательного соблюдения правил техники безопасности. Радиоактивные вещества обозначаются специальным символом, приведенным вверху страницы.

IV.            Закрепление нового материала.

Обратная связь

1. Ответить на вопросы, используя материал электронного учебника «Физика 11 класс» или информации из Интернета.

1) Что называют радиоактивностью? Какие виды радиоактивности существуют?

2) Чем обусловлено радиоактивное преобразование ядер атомов при альфа-

распаде?

3) В чем заключается механизм бета-распада?

4) Что такое период полураспада ядер? Что он характеризует?

5) В чем заключается суть закона радиоактивного распада?

2. Выполнить задание:

1)    Запишите опорный конспект.

2)    Заполните таблицу сравнения α, ß,Y излучений.

излучение

общее

отличное

α

 

 

ß

 

 

Y

 

 

3)    Сформулируйте и запишите правила α - и ß - распадов.

4)    Заполните фрагмент радиоактивного ряда:

236 92U        α           α           ß           ß                

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

1. Проработать конспект, § 82, 83.

 2. Найти в Интернете ответы на вопросы:

Ø Что вокруг нас радиоактивно?

Ø Является ли компьютер радиоактивным?

Ø Какие есть нормы радиоактивности?

Ø Как защититься от радиации?

Ø Поможет ли от радиации алкоголь?

VII. Рефлексия

Такая рефлексия позволит преподавателю понять, понравился ли обучающимся урок, был ли он содержательным, интересным. Выбрать одно из:

8. « Лист самооценки »   Получил удовольствие Узнал что-то новое Я Научился Ничего не понял Удивился Расстроился

Приложения к уроку по физике

Лист самоконтроля. Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя обучающегося _____________________________

Вид задания

 

Отметка

 

 

 

 

 

 

 

 

Знак, предупреждающий о безопасности радиации

Символ, используемый для обозначения радиоактивных материалов

  Биологическое действие радиации


Приложение 2

Разработка урока по информатике

Разработчик: Коваленко Виталия Георгиевна

Тема: «Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы»

Цели урока:

1.                 Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и интеллектуальный характер.

2.                 Освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов с помощью языка разметки гипертекста HTML.

Задачи урока:

Образовательные:

1.            дать представление обучающимся о структуре web-страниц, познакомить с основными тегами.

Развивающие:

1.       развитие речи, мышления, памяти;

2.       формирование навыков логического мышления (вывод, анализ, обобщение, выделение главного).

3.       продолжить развитие внимания и памяти у обучающихся.

Воспитательные:

1.       продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

2.       продолжить формирование информационной культуры  обучающихся.

Тип урока: Комбинированный

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический (самостоятельная работа), видео-метод (использование ЭОР), мини-лекция, рефлексия.

Оборудование урока:

1.       презентация (приложение 1);

2.       карточки для рефлексии;

3.       учебники;

4.       мультимедийный компьютер с проектором;

5.       персональные компьютеры.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Формирование целей урока.

3.Объяснение нового материала.

4.Закрепление нового материала. Практическая работа.

5.Подведение итогов урока.

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

1.        Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами переходим к изучению новой темы «Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы». Открываем тетради, записываем  дату и тему урока.

2.        Формирование цели урока

Тема «Разработка Web-сайтов» – одна из наиболее практически значимых, востребованных, так как умение создавать web-сайты является актуальным навыком пользователя интернета.

Как вы думаете кто разрабатывает Web-сайты?

Согласно Википедии:

Веб-мастер (англ. webmaster) — человек, профессионально или в качестве хобби занимающийся разработкой веб-сайтов в Интернете или корпоративных приложений в интернете.

Иными словами вебмастер — это тот кто делает сайты.

3.        Объяснение нового материала

Мини-лекция преподавателя с элементами беседы.

4 апреля отмечается неофициальный профессиональный праздник - День веб-мастера (или Вебмастера). Дата этого праздника выбрана неслучайно: если присмотреться, можно заметить, что цифры 4.04 очень напоминают по своему написанию ошибку 404 («Страница не найдена»), имеющую прямое отношение к работе веб-мастеров. К тому же эта дата совпадает с Международным днем интернета. Веб-мастер – профессия довольно новая, она появилась совсем недавно, в век развития интернета. Веб-мастер, или «управляющий» сайтом, – это человек, занимающийся разработкой веб-сайта или корпоративного приложения в интернете. Впервые термин «веб-мастер» ввел в обращение «праотец» Интернета Тим Бернерс-Ли в документе «Руководство по стилю гипертекста в онлайне» в 1992 году. В начале 1990-х, когда «общедоступный» Интернет еще только начинал развиваться, функционал первых веб-мастеров был очень разнообразным: он включал в себя обязанности веб-дизайнера, автора и модератора сайта, программиста, системного администратора, контент-менеджера (ответственного за смысловое наполнение сайта), сотрудника технической поддержки сайта. С развитием Интернета и появлением более крупных сайтов технологии их разработки усовершенствовались, что привело к выделению специализаций веб-мастеров в разные профессии. Кстати, оказывается, что в отличие от русского языка, где не существует женской формы названия этой профессии, в английском языке веб-мастеров женского пола иногда называют «веб-мистресс» (англ. webmistress), однако широкого распространения эта форма не получила.

– Что такое Web – сайт, Web – страница, гиперссылка?

Словарная работа

Веб-сайт (Website) – это объединённая под одним адресом (доменным именем) совокупность документов частного лица или организации. По умолчанию подразумевается что сайт располагается в сети Интернет, но он так же может публиковаться в локальной сети компании – в сети Интернет. Веб-сайты иначе называют Интернет-представительством человека или организации. Когда говорят «своя страничка в Интернет», то подразумевается целый веб-сайт или личная страница в составе чужого сайта.

Веб-страница - это логическая единица интернета, однозначно определяемая адресом (URL). Можно сказать, что веб состоит из сайтов, а сайты, в свою очередь - из страниц. Веб-страницы могут включать картинки, музыку, видео, скрипты и др.

Гиперссылка (hyperreference) – часть гипертекстового документа, ссылающаяся на другой элемент (команда, текст, заголовок, примечание, изображение) в самом документе, на другой объект (файл, директория, приложение), расположенный на локальном компьютере или в компьютерной сети, либо на элементы этого объекта.

Алгоритм разработки веб-сайта

Как происходит разработка веб-сайта:

·                     используя язык программирования, программист создает сам сайт – страницы из которых состоит его структура и объединяет их в единое целое, делает верстку для корректного отображения в различных браузерах;

·                     на пару с ним работает веб-дизайнер, который решает, как будет выглядеть сайт, что увидят на нём посетители, какую графику, в каком месте расположить и как в целом будет выглядеть интерфейс;

·                     вместе с ними работает оптимизатор, создающий семантическое ядро для сайта и определяющий по каким ключевым запросам будет продвигаться сайт, где эти ключевые запросы будут находится, как сделать лучше, чтобы поисковые машины могли максимально быстро добраться к этим запросам и соответственно выдать сайт самым первым в поиске. Так же он занимается продвижением сайта через покупки вечных или временных ссылок по этим ключевым запросам, другими способами и не только;

·                     плюс ко всему вместе с этими ребятами работает копирайтер или SEO-копирайтер, который пишет уникальные, интересные, информационные или рекламные тексты с этими ключевыми словами или без них;

·                     после того как сайт запущен в работу, все эти люди продолжают постоянно или периодически и дальше трудится над этим сайтом, плюс к ним подключаются системные администраторы, администратор/модератор который следит за порядком на сайте, сотрудник тех поддержки и не только.

А вебмастер – это человек разрабатывающий свои веб-сайты и соответственно ведущий дальше свои сайты, то есть, истинный вебмастер – это все эти ребята в одном лице!

Отдельно стоит сказать о том, что сегодня каждый кто имеет свой сайт, грубо говоря, считается вебмастером, но это не так. Не смотря на узкую специализацию, в сообществе вебмастеров принято считать, что вебмастер кроме владения сайтом (так как его можно банально купить на бирже), должен всё-таки обладать определёнными навыками:

Ø  Веб мастер должен знать основы – знание языка разметки гипертекста HTML, на сегодняшний день смело добавьте к нему HTML5, а так же как оформить этот гипертекст с помощью CSS;

Ø  Понимать принцип работы сетевого протокола HTTP и защищённого сетевого протокола HTTPS, а так же стандарты интерфейса CGI;

Ø  Уметь работать с программами для обработки растровой графики, например, Photoshop или CorelDRAW;

Ø  Уметь не просто сделать скелет сайта, а сделать его структуру такой, чтобы посетитель сам пришёл к определённой цели. То есть создать цепочку, по которой посетитель, ничего не подозревая, просто переходит от одного интересного содержимого к другому и буквально в два, три клика попадает на целевую страницу, например, с предлагаемым продуктом;

Ø  Не менее важно, чтобы вебмастер умел определить какая цель стоит перед сайтом, так как зачастую заказчик сам точно не знает, чего он хочет или просто не может внятно объяснить. Даже фраза такая есть «Жираф – это лошадь, выполненная в точности по всем требованиям заказчика».

Кроме этого, вебмастер просто обязан знать различные движки для блогов, сайтов или форумов, знать хотя бы азы английского языка, так как например, тот же HTML код содержит в себе английские слова, многие движки на английском и так далее. Так же вебмастер, соответственно должен иметь способность быстро обучаться, так как интернет и технологии не стоят на месте.

С другой стороны, по этой же причине быстрого развития, вебмастеру в настоящее время необходимо всё меньше знаний. Так как это занятие, во-первых, стало, как я уже сказал более узкоспециализированным, во-вторых, на данный момент всё большую популярность приобретают программы по созданию вебсайтов, благодаря которым любой может сделать сайт в считанные минуты или качественный сайт если потратит немного больше времени, при этом даже совершенно не зная ни одного языка программирования или оформления. А благодаря дополнениям так же быстро его оптимизировать, для дальнейшего успешного продвижения. Хорошо это или плохо мы узнаем с вами позже, возможно, что лет через 20, слово вебмастер будет иметь уже совсем другое значение.

И сегодня мы с вами начнём с основ.

Для создания Web-страниц используются простейшие текстовые редакторы, которые не включают в создаваемый документ управляющие символы форматирования текста самого редактора. В качестве такого редактора в Windows можно использовать стандартное приложение Блокнот (Текстовый документ).

Структура Web-страницы.

HTML-код страницы помещается внутрь контейнера <HTML></HTML>. Без этих тэгов браузер не в состоянии определить формат документа и правильно его интерпретировать. Web-страница разделяется на две логические части: заголовок и отображаемое в браузере содержание.

Заголовок Web-страницы заключается в контейнер <HEAD></HEAD> и содержит название документа и справочную информацию о странице (например, тип кодировки), которая используется браузером для правильного отображения.

Тэги заключаются в угловые скобки и могут быть одиночными или парными. Парные тэги содержат открывающий и закрывающий тег (такая пара тэгов называется контейнером).

Закрывающий тэг содержит прямой слэш (/) перед обозначением. Тэги могут записываться как прописными, так и строчными буквами.

Название страницы помещается в контейнер <TITLE></TITLE> и при просмотре отображается в верхней строке окна браузера.

4.        Закрепление нового материала. Практическая работа

Сейчас открываем учебники на странице 165. Там находится практическая работа 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML. Выполняем задания 1 и 2 (3, 4 если останется время).

5.        Подведение итогов урока. Выставление оценок.

6.        Рефлексия

Ребята, сегодня мы с вами узнали о новой для нас профессия Web-мастер, познакомились с созданием простейших web-страниц. Возникали ли у Вас трудности при работе? Определите и выберите листочки, на каком уровне вы находитесь:

-  знаю и объясню другому

-  знаю

-  сомневаюсь, что знаю

-  не знаю

7.        Домашнее задание

п. 3.7.1-3.7.3, контрольные вопросы в конце каждого пункта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.     Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Т.Ю. Шеина.- 5-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022. —264 с.

2.     Календарь событий. http://www.calend.ru/holidays/0/0/3101/

3.     Кто такой Web-мастер. http://earn24.ru/kto-takoj-webmaster/

4.     Кто такой вебмастер? Как стать вебмастером? http://adtimes.ru/4298

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru