«Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы с обучающимися с ИН в рамках реализации программы развития «Школа жизненного самоопределения»
Слайд 1 Добрый день! Тема моего выступления …
Важнейшей задачей школы, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, является их подготовка к самостоятельной жизни и их максимально полноценная адаптация и возможная интеграция в общество. Особенно трудно нашим детям дается выбор профессии. Они и раньше попадали в группу риска вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В современных условиях рыночной экономики, когда возрастает интенсивность труда, требуется высокий профессионализм, повсеместно используются технические средства, в том числе компьютеризация, подготовка выпускников с интеллектуальными нарушениями к социально-профессиональной адаптации в социуме становится ещё более актуальной и значимой.
Слайд 2 С какими противоречиями мы сталкиваемся:
ü Возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития обучающихся, которые ограничивают доступность овладения профессиями.
ü Ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с интеллектуальными нарушениями, и ещё меньшим количеством, по которым можно проводить профильную трудовую подготовку обучающихся в школе.
Таким образом, выбор профессии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, как и других детей с ОВЗ, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей.
Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в общеобразовательной школе.
Слайд 3 Мониторинг, проводимый в нашей школе несколько лет, показывает усложнение контингента обучающихся. Из диаграммы (слайда) мы видим, что увеличивается количество детей, у которых умственная отсталость обусловлена речевыми нарушениями, различными психическими заболеваниями. Поэтому, мы стоим перед настоятельной необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей.
Профориентационная работа в нашей школе-интернате проходит в рамках программы развития «Школа жизненного самоопределения».
Профориентация - непрерывный процесс, который целенаправленно осуществляется на протяжении всего обучения в школе-интернате и реализуется через комплексную работу всего коллектива школы.
Главным направлением профориентационной работы в нашей школе является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к доступным видам труда. При этом необходимо учитывать потенциальные возможности учеников для обеспечения их дальнейшего трудоустройства.
Слайд 4 В процессе обучения детей в нашей школе при организации профориентационной работы учитываем:
С учётом психофизических и возрастных особенностей обучающихся мы выделяем 3 этапа профориентационной работы, которые определяются поставленными задачами:
Слайд 5 На первом этапе это:
1 – 4 классы:
-формирование первоначальных представлений о роли труда; элементарных представлений об основных профессиях;
-первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации творческих проектов;
-умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и трудовых заданий.
Слайд 6 Основные формы деятельности на этом этапе:
1)Беседы: «С заботой о себе самом», «Ученье – это тоже труд», «Все профессии нужны, все профессии важны» и другие.
2)Коллективная творческая деятельность: экологические десанты – «Мой школьный двор самый чистый и красивый», «Укрась кусочек планеты»; операции – «Уют», «Учебник».
3)Практические занятия: изготовление поделок для украшения классов, участия в выставках, ярмарках, конкурсах, мастер- классах;
Слайд 7
4)Праздники: литературно-музыкальные, театрализованные композиции – «О трудолюбии и лени»;
5)Участие детей в кружках дополнительного образования.
6) Посещение швейных и столярных мастерских.
7) Профориентационные экскурсии в магазин, на почту, на вокзал.
Слайд 8 На следующем этапе 5-7 классы:
-формирование представлений о содержании различных профессий, формах трудовой деятельности;
- формирование навыков коллективного взаимодействия;
- формирование интереса в овладении трудовыми навыками и умениями.
Слайд 9 на фоне фото
Увеличивается количество бесед, посвящённых доступным нашим детям профессиям (швея, слесарь, столяр, повар и другие), сохраняются остальные формы работы, но с учётом возрастных особенностей детей увеличивается объём, усложняются требования. Используем новые формы деятельности: квест, КВН, посиделки.
Слайд 10
Результатом работы по профориентационному направлению программы Духовно-нравственного развития обучающихся должны стать следующие результаты:
- ценностное отношение к труду и творчеству, трудовым достижениям, трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности.
Слайд 11
На третьем этапе 8 – 9 классы:
-формирование мотивации к овладению определенным видом труда;
-знакомство с учебными заведениями профессионального образования Рязанской области.
Для обучающихся 8-9 классов психологом Савельевой С.А. разработана программа «Я и моя профессия» (на основе профориентационных программ: «Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной, «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой и др.) Цель программы: актуализация профессионального самоопределения обучающихся посредством активизации специально организованной деятельности, для реализации которой осуществляется работа по основным направлениям:
1. Профессиональное просвещение и знакомство с доступными профессиями.
2. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора.
3. Первичная профдиагностика.
Слайд 12 В процессе работы по программе используются как традиционные методы, так и современные образовательные технологии:
Слайд 13 компьютерные профориентационные программы (например, Effecton Studio и др.), медиа технологии (фото, видео, Интернет), проектная деятельность (например, проект «Мой профессиональный план» и др.), арт-терапевтические методы.
Слайд 14 Социальный педагог основной упор делает на групповое и индивидуальное консультирование с целью формирования адекватного принятия решения о выборе профессии или профиля дальнейшего обучения.
Слайд 15 Воспитатели и классные руководители выпускных классов также разрабатывают воспитательные программы по данному направлению. Например, в этом учебном году классные руководители 9-х классов работают по программе «Я в мире профессий», «Сто дорог – одна твоя». Слайд 16 В рамках этих воспитательных программ учащиеся под руководством своих наставников выполняют творческие проекты. Педагоги проводят с учащимися выпускных классов занятия, которые помогают выпускникам правильно выбрать профессию. Вот пример одного из них.
СЛАЙД 17
Слайд 18 Для учащихся выпускных классов в школе проводятся факультативы по курсам: «Деловое письмо и ИКТ» - для 8 классов, и «Основы компьютерной грамотности» для обучающихся 9-ых классов.
Цель: социальная адаптация ребёнка в современном обществе на основе формирования информационно-коммуникационной компетентности.
Задачи:
- Научить обучающихся работать с различными компьютерными программами.
- Научить составлять различные деловые бумаги и в том числе в электронном виде.
- Приобретение практических знаний и навыков по поиску нужной информации в сети Интернет (напр. поиск работы); умение пользоваться интернет-услугами (напр. отправка различных деловых бумаг и документов по электронной почте, уметь пользоваться порталом Госуслуги и др.)
Слайд 19 К вышеназванным формам работы на данном этапе можно добавить деловые игры, анкетирование, тестирование, встречи с представителями профессиональных учебных заведений.
Слайд 20 На уроках «Основы социальной жизни» учащиеся учатся вести домашнее хозяйство.
Слайд 21 В нашей школе два профильных направления: швейное и столярное дело, которые реализуются на уроках трудового профильного обучения.
Слайд 22 Работа учителя трудового профильного обучения, нацелена не только на формирование у обучающихся необходимых трудовых умений и навыков, но и подготовку их к самостоятельной жизнедеятельности в естественном социальном окружении.
Слайд 23 В связи с этим профориентационная работа приобретает новые формы.
На своих уроках профильного трудового обучения педагоги ставят следующие задачи:
- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду;
-развитие познавательной активности, самостоятельности, наблюдательности и инициативы;
- профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет выпускникам школы работать на производстве.
Слайд 24 Эффективной формой профориентации обучающихся являются недели трудового обучения, в ходе которых традиционно проводится дефиле самостоятельно пошитых изделий. С помощью учителя определяется задумка, формируется образ изделия, находится правильное содержание формы, цветовое решение, техника выполнения. Это развивает творчество детей, разжигает интерес к работе, пробуждает активное мышление, побуждает к деятельности, что интегрирует детей с особыми образовательными потребностями в общество сверстников.
Слайд 25 Участие в конкурсах и выставках побуждает наших детей не только применить имеющиеся знания и навыки, но и творчески подойти к выполнению заданий. Слайд 26 Старшеклассники охотно участвуют в конкурсах различного уровня: от школьного до Всероссийского. Слайд 27 Это конкурсы профессионального мастерства: «Лучший по профессии» и Слайд 28 «Абилимпикс» - чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 29 Для обучающихся выпускных классов социальный педагог, классные руководители и воспитатели организуют экскурсии в учебные заведения и на предприятия города. Слайд 30
Ежегодно в школе – интернате проводится мониторинг жизнеустройства выпускников, Слайд 31 выявляются проблемы, которые испытывают наши выпускники, выходя из школы, оказывается посильная помощь в трудоустройстве. Результат нашей работы виден на слайде, практически все дети трудоустроены.
В школе – интернате накоплен определенный опыт по профориентационной работе, но мы не останавливаемся на достигнутом. Существуют проблемы, которые стоят перед школой. Слайд 32
1. Знания и умения, которые усваивают в школе обучающиеся, часто не носят практического характера применения, поэтому не могут помочь в реально возникшей жизненной ситуации.
2. Усложнение контингента обучающихся (РАС)
В школе обучаются дети с расстройством аутистического спектра.
Для решения этих проблем Нам необходимо:
- более широкое включение обучающихся во взаимодействие с окружающими людьми и возникающими в современном обществе социальными явлениями.(социализация детей).
- активизация и систематизация методического потенциала школы для наиболее эффективного овладения обучающимися необходимыми им жизненными компетенциями.
- Укрепление и обновление материально-технической базы.
Слайд 33
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.