«Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы с обучающимися с ИН в рамках реализации программы развития «Школа жизненного самоопределения»
Оценка 5

«Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы с обучающимися с ИН в рамках реализации программы развития «Школа жизненного самоопределения»

Оценка 5
docx
31.05.2024
«Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы с обучающимися с ИН в рамках реализации программы развития «Школа жизненного самоопределения»
доклад профориентация.docx

 «Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы с обучающимися с ИН в рамках реализации программы развития «Школа жизненного самоопределения»

Слайд 1  Добрый день! Тема моего выступления …

       Важнейшей задачей школы, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, является их подготовка к самостоятельной жизни и их максимально полноценная адаптация и возможная интеграция в общество. Особенно трудно нашим  детям дается выбор профессии. Они и раньше попадали в группу риска вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В современных условиях рыночной экономики, когда возрастает интенсивность труда, требуется высокий профессионализм, повсеместно используются технические средства, в том числе компьютеризация, подготовка выпускников с интеллектуальными нарушениями к социально-профессиональной адаптации в социуме становится ещё более актуальной и значимой.

    Слайд 2  С какими противоречиями мы сталкиваемся:

ü Возросшими квалификационными  требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития обучающихся, которые ограничивают доступность овладения профессиями.

ü Ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с интеллектуальными нарушениями, и ещё меньшим количеством, по которым можно проводить профильную  трудовую подготовку обучающихся  в школе.

Таким образом, выбор профессии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, как и других детей с ОВЗ, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей.

Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в общеобразовательной школе.

 Слайд 3 Мониторинг, проводимый в нашей школе несколько лет,  показывает  усложнение контингента обучающихся.  Из диаграммы (слайда) мы видим, что увеличивается количество детей, у которых умственная отсталость обусловлена речевыми нарушениями, различными психическими заболеваниями.  Поэтому, мы стоим перед настоятельной необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей.

Профориентационная работа в нашей школе-интернате проходит в рамках программы развития «Школа жизненного самоопределения».

Профориентация - непрерывный процесс, который целенаправленно осуществляется на протяжении всего обучения в школе-интернате и реализуется   через комплексную работу всего коллектива школы.

Главным направлением профориентационной работы в нашей школе является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к доступным видам труда. При этом необходимо учитывать потенциальные возможности учеников для обеспечения их дальнейшего трудоустройства.

     Слайд 4        В процессе обучения детей в нашей школе при организации профориентационной работы учитываем:

  • позицию родителей;
  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • развитие навыков и умений на уроках трудового обучения, а также во внеурочное время в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося;
  • поддержку со стороны педагогов;
  • знание личностных особенностей, возможностей и способностей ребенка;
  • информирование о видах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.

С учётом психофизических и возрастных особенностей обучающихся мы выделяем 3 этапа профориентационной работы, которые определяются поставленными задачами:

Слайд 5   На первом этапе это:

1 – 4 классы:

-формирование первоначальных представлений о роли труда; элементарных представлений об основных профессиях;

-первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации творческих проектов;

-умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении  учебных и трудовых заданий.

 

Слайд 6   Основные формы  деятельности на этом этапе:

1)Беседы: «С заботой о себе самом», «Ученье – это тоже труд», «Все профессии нужны, все профессии важны» и другие.

2)Коллективная творческая деятельность: экологические десанты – «Мой школьный двор самый чистый и красивый», «Укрась кусочек планеты»; операции – «Уют», «Учебник».

3)Практические занятия: изготовление поделок для украшения классов, участия в выставках, ярмарках, конкурсах, мастер- классах;

Слайд 7

4)Праздники: литературно-музыкальные, театрализованные композиции – «О трудолюбии и лени»;

5)Участие детей в кружках дополнительного образования.

6) Посещение швейных и столярных мастерских.

           7) Профориентационные экскурсии в магазин, на почту, на вокзал.

Слайд 8   На следующем этапе  5-7 классы:

  -формирование представлений о содержании различных профессий, формах трудовой деятельности;

   - формирование навыков коллективного взаимодействия;

   - формирование интереса в овладении трудовыми навыками и умениями.

 

Слайд  9     на фоне фото

Увеличивается количество бесед, посвящённых доступным нашим детям профессиям (швея, слесарь, столяр, повар и другие), сохраняются остальные формы работы, но с учётом возрастных особенностей детей увеличивается объём, усложняются требования. Используем новые формы деятельности: квест, КВН, посиделки.

Слайд 10

 Результатом  работы по  профориентационному направлению программы  Духовно-нравственного развития обучающихся   должны стать  следующие результаты:

- ценностное отношение к труду и творчеству, трудовым достижениям, трудолюбие;

- элементарные представления о различных профессиях;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности.

      Слайд 11   

На третьем этапе 8 – 9 классы:

-формирование мотивации к овладению определенным видом труда;

-знакомство с  учебными  заведениями профессионального образования Рязанской области.

        Для обучающихся 8-9 классов психологом Савельевой С.А. разработана программа «Я и моя профессия» (на основе профориентационных программ: «Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной, «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой и др.) Цель программы: актуализация профессионального самоопределения обучающихся посредством активизации специально организованной деятельности, для реализации которой осуществляется работа по основным направлениям:

1.          Профессиональное просвещение и знакомство с доступными профессиями.

2.          Знакомство с психологическими основами профессионального выбора.

3.          Первичная профдиагностика.

Слайд 12  В процессе работы по программе используются как традиционные методы, так и современные образовательные технологии:

Слайд 13  компьютерные профориентационные программы (например, Effecton Studio и др.), медиа технологии (фото, видео, Интернет), проектная деятельность (например, проект «Мой профессиональный план» и др.), арт-терапевтические методы.

     Слайд 14  Социальный педагог основной упор делает на групповое и индивидуальное консультирование с целью формирования адекватного принятия решения о выборе профессии или профиля дальнейшего обучения.       

     Слайд 15     Воспитатели и классные руководители выпускных классов также разрабатывают воспитательные программы по данному направлению. Например, в этом учебном году классные руководители 9-х классов работают по программе «Я в мире профессий», «Сто дорог – одна твоя». Слайд 16  В рамках этих воспитательных программ учащиеся под руководством своих наставников выполняют творческие проекты. Педагоги проводят с учащимися выпускных классов занятия, которые помогают выпускникам правильно выбрать профессию.   Вот пример одного из них.

 СЛАЙД 17

Слайд 18  Для учащихся выпускных классов  в школе проводятся факультативы по курсам: «Деловое письмо и ИКТ» - для 8 классов, и «Основы компьютерной грамотности» для обучающихся 9-ых классов.

Цель: социальная адаптация ребёнка в современном обществе на основе формирования  информационно-коммуникационной компетентности.

 Задачи:

- Научить обучающихся работать с различными компьютерными программами.

- Научить составлять различные деловые бумаги и в том числе в электронном виде.

- Приобретение практических знаний и навыков по поиску нужной информации в сети Интернет (напр. поиск работы); умение пользоваться интернет-услугами (напр.  отправка различных деловых бумаг и документов по электронной почте, уметь пользоваться порталом Госуслуги и др.)

 

 Слайд 19  К вышеназванным формам работы на данном этапе можно добавить деловые игры, анкетирование, тестирование, встречи с представителями профессиональных учебных заведений.

Слайд 20  На уроках «Основы социальной жизни» учащиеся  учатся вести домашнее хозяйство.

Слайд 21  В нашей школе два профильных направления: швейное и столярное дело, которые реализуются на уроках трудового профильного обучения.

    Слайд 22   Работа учителя трудового профильного обучения, нацелена не только на формирование у обучающихся необходимых трудовых умений и навыков, но и подготовку их к самостоятельной жизнедеятельности в естественном социальном окружении.

        Слайд 23  В связи с этим профориентационная работа приобретает новые формы.

На своих уроках профильного трудового обучения педагоги ставят следующие задачи:  

- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду;

-развитие познавательной активности, самостоятельности,  наблюдательности и инициативы;

- профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет выпускникам школы работать на производстве.

    Слайд 24  Эффективной формой профориентации обучающихся являются недели трудового обучения, в ходе которых традиционно проводится дефиле самостоятельно пошитых изделий. С помощью учителя определяется задумка, формируется образ изделия, находится правильное содержание формы, цветовое решение, техника выполнения.  Это развивает творчество детей, разжигает интерес к работе, пробуждает активное мышление, побуждает к деятельности, что интегрирует детей с особыми образовательными потребностями в общество сверстников.

 

            Слайд 25    Участие в конкурсах и выставках побуждает наших детей не только применить имеющиеся знания и навыки, но и творчески подойти к выполнению заданий.  Слайд 26  Старшеклассники охотно участвуют в конкурсах различного уровня: от школьного до Всероссийского. Слайд 27  Это конкурсы профессионального мастерства: «Лучший по профессии» и Слайд 28  «Абилимпикс» - чемпионат  по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

 Слайд 29           Для обучающихся выпускных классов социальный педагог, классные руководители и воспитатели  организуют экскурсии в учебные заведения и на предприятия  города. Слайд 30 

  

  Ежегодно в школе – интернате  проводится мониторинг  жизнеустройства выпускников, Слайд 31  выявляются проблемы, которые испытывают наши выпускники, выходя из школы, оказывается  посильная  помощь в трудоустройстве. Результат нашей работы виден на слайде, практически все дети трудоустроены.  

 

          В школе – интернате накоплен определенный опыт по профориентационной работе, но мы не останавливаемся на достигнутом. Существуют проблемы, которые стоят перед школой. Слайд 32 

1.   Знания и умения, которые усваивают  в школе обучающиеся,  часто не носят практического характера применения, поэтому не могут помочь в реально возникшей жизненной ситуации.

2.   Усложнение контингента обучающихся    (РАС)

В школе  обучаются дети с расстройством  аутистического спектра.

 

Для решения  этих проблем  Нам  необходимо:

       - более широкое   включение   обучающихся во взаимодействие с окружающими людьми и возникающими  в современном обществе социальными явлениями.(социализация детей).

       -  активизация  и систематизация   методического потенциала школы для наиболее эффективного овладения обучающимися необходимыми им  жизненными компетенциями. 

       - Укрепление и обновление материально-технической базы.    

Слайд 33

Спасибо за внимание! 

 


 

Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы с обучающимися с

Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы с обучающимися с

Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в общеобразовательной школе

Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в общеобразовательной школе

С учётом психофизических и возрастных особенностей обучающихся мы выделяем 3 этапа профориентационной работы, которые определяются поставленными задачами:

С учётом психофизических и возрастных особенностей обучающихся мы выделяем 3 этапа профориентационной работы, которые определяются поставленными задачами:

Профориентационные экскурсии в магазин, на почту, на вокзал

Профориентационные экскурсии в магазин, на почту, на вокзал

Резапкиной, «Выбор профессии»

Резапкиной, «Выбор профессии»

Слайд 18 Для учащихся выпускных классов в школе проводятся факультативы по курсам: «Деловое письмо и

Слайд 18 Для учащихся выпускных классов в школе проводятся факультативы по курсам: «Деловое письмо и

На своих уроках профильного трудового обучения педагоги ставят следующие задачи: - воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду; -развитие познавательной активности, самостоятельности, наблюдательности и инициативы; -…

На своих уроках профильного трудового обучения педагоги ставят следующие задачи: - воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду; -развитие познавательной активности, самостоятельности, наблюдательности и инициативы; -…

Ежегодно в школе – интернате проводится мониторинг жизнеустройства выпускников,

Ежегодно в школе – интернате проводится мониторинг жизнеустройства выпускников,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2024