Успешное преподавание не мыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Педагогикой накоплено многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности, разработаны специальные методы стимулирования. Стимулирование выполняет задачу – привлечь внимание учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие учение
Психолого педагогическая характеристика мыслительной деятельности
учащихся.
Успешное преподавание не мыслимо без стимулирования активности
учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно
следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться
одновременно, но может и завершать ее. Педагогикой накоплено
многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной
разработаны специальные методы стимулирования.
деятельности,
Стимулирование выполняет задачу – привлечь внимание учеников к теме,
пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес.
Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и
ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетворить
потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее
значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые
будут использованы по ходу урока и особенно во второй части его, когда
наступает естественное утомление, и учащиеся нуждаются во влияниях
снимающих напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно
усваивать учебный материал.
Под активностью личности в психологии понимается способность
человека производить общественно значимые преобразования окружающего,
проявляющиеся в общении,
совместной деятельности,
Постоянным побудителем механизма познания является интерес.
творчестве.
Интерес – это мотив, способствующий ориентировки, в какой либо
области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому
отражению действительности. Роль интересов в процессах деятельности
велика.Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения
возникновения у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса не
приводит к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его,
вызывает возникновение новых интересов, отвечающих уровню более
высокому уровню познавательной деятельности.
Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности.
Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь человек как бы
стремиться заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидании чего то
нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может
поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность
невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению.
Это быстро может наскучить ученику, необходимо менять формы и
методы работы на уроке, стараться завлечь его, привлекая к творческой
мыслительной деятельности.
После объяснения материала для проверки и закрепления знаний
хорошо использовать тестовые задания. Тесты заменяют фронтальный опрос
учителя, так как дети, отвечая на вопросы, самостоятельно оценивают свои
знания.
Например, в процессе изучения темы «Обработка комбинированного
воротника» ученикам по окончании урока был предложен тест, который они
должны были выполнить в течение 10 минут.
Примерное тестовое задание
№
п/п
Вопросы
Ответы и уровень
усвоения1 Назовите срезы детали изделия – полочки.
2 Назовите срезы детали изделия – воротника
3 Назовите срезы детали изделия – подборта.
4 Определите для каждой операции обработки воротника
соответствующие параметры (ширину шва):
1. Соединение частей нижнего воротника;
2. Обтачивание воротника;
3. Выметывание канта;
4. Высекание прокладки из шва обтачивания
воротника.
а. 0,7; б. 1,0; в. 0,1; г. 0,2.
материала
Боковой срез,
плечевой срез,
срез борта, срез
проймы, срез
низа, низ
горловины
Срез отлета,
срез конца
воротника,
средний срез,
срез стойки.
Срез
2
2
внутренний,
срез борта, срез
2
низа, срез
горловины, срез
плечевой.
1б
2а
3г
4в
2
К.Д. Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном
материале выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для
поддержания познавательного интереса важно учить школьника умению в
знакомом материале видеть новое.
Учителю необходимо учащихся переводить со ступени его чисто
житейских достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень
научных понятий, обобщений, понимания закономерности. Интересу познаний
содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем
когдалибо, необходимо расширить рамки программ, знакомить учеников с
основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в
учебном материале для учеников может быть интересным. И тогда выступает
еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс
деятельности.Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся
организованную в соответствии с особенностью интереса.
Современная дидактика придает большое значение развитию и
творческой активности учащихся. В ходе уроков необходимо изыскивать
возможности для их самостоятельной работы. Следует поощрять
самостоятельные примеры, стремиться к тому, чтобы ученики не механически
запоминали рассказ учителя, а попытались сами найти ответы на выдвигаемые
учителем вопросы. Чтобы развивать это ценное качество надо отказаться от
чрезмерной опеки учеников, слишком быстрых подсказок представлять
возможности самим найти выход из возникающего учебного затруднения.
Во время занятий по производственному обучению очень важно учить
ребят доступным приемам рационализации и изобретательства,
конструирования и моделирования, усовершенствованию тех или иных
производственных процессов в ученической бригаде, приемом изучения
рационализаторской деятельности рабочих во время экскурсий на
предприятия.