В целом соревновательный характер в гольфе сильнейшим образом воздействует на личность, требуя непрерывного изменения ее физических и психических свойств, способности переносить высокие психоэмоциональные нагрузки. Все это свидетельствует о том, что с ростом спортивного мастерства значительно усиливает роль психологической подготовки спортсменов, включающая в себя формирование и совершенствование свойств личности, способствующих раскрытию внутренних резервов спортсмена.
«ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ГОЛЬФИСТОВ К
СОРЕВНОВАНИЮ»2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………..3
Глава I. СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО ВОПРОСА ПО ДАННЫМ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….……....4
1.1. Задачи современной психологии……………………………….……4
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
Психология деятельности личности…………………………..…..5
Психологическая характеристика спортивной деятельности……6
Психология формирования личности в спорте………………..…6
Особенности процесса психологической подготовки
спортсменов……………………………………………………….…………..…..7
Психологическая подготовка гольфистов……..……...………....10
1.6.
1.7.
Факторы, влияющие на психологическую подготовку
гольфиста…............................................................................................................12
Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………..…….…….18
2.1.
2.2.
Цель, задачи и методы исследования…………………………….18
Организация исследования…………………………………..……21
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………….22
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ГОЛЬФИСТОВ…………………………………………………………..………22
ВЫВОДЫ………………………………………………………………… 36
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………… 383
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………...…………494
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая подготовка спортсмена это одна из важнейших
сторон учебнотренировочного процесса в спорте. Особой спецификой
отличается этот процесс в гольфе, где на поведение спортсмена накладывает
отпечаток техническая сложность, экспрессия и другие особенности,
характерные для этого вида спорта.
В целом соревновательный характер в гольфе сильнейшим образом
воздействует на личность, требуя непрерывного изменения ее физических и
психических свойств, способности переносить высокие психоэмоциональные
нагрузки. Все это свидетельствует о том, что с ростом спортивного
мастерства значительно усиливает роль психологической подготовки
спортсменов, включающая в себя формирование и совершенствование свойств
личности, способствующих раскрытию внутренних резервов спортсмена.
Исследуя многообразие литературных источников по теме
исследования, мы убедились в недостаточной разработке вопроса
психологической подготовки гольфистов.
На наш взгляд эта проблема заслуживает особого внимания, так как на
данном этапе развития гольфа как вида спорта многие спортсмены достигают
высокого уровня технической подготовки. Однако среди них побеждают
психологически устойчивые и всесторонне развитые личности.
Цель работы определить содержание психологической подготовки
гольфистов.
Гипотеза исследования
мы предполагаем, что психологическая
подготовка гольфистов станет эффективней, и будет способствовать
улучшению спортивных результатов,
если в ней будут учтены
психологические и индивидуальные особенности гольфистов и особенности
спортивной деятельности.Глава I. СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО ВОПРОСА ПО
ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1 Задачи современной психологии
Общая психология исследует индивида, выделяя при этом два основных
направления психологию познавательных процессов и психологию личности.
Личность обладает свойствами, которые определяют дела и поступки
человека. Это эмоции, способности, мотивация, темперамент, характер и
воля.
Психика
это отражение предметов и явлений объективной
действительности, представляющее собой функцию мозга.
психические процессы (ощущения, восприятие, память,
мышление
и др.);
психические состояния (активность, бодрость, пассивность,
усталость);
психические свойства личности (характер, темперамент,
способности и др.).
Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и
переходят одна в другую.
Именно психология призвана определить, каковы возможности и
резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где
их границы.
Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда
педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является
формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося
общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей
формирования личности, соответствующей, требованиям развивающегося6
общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей
формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей,
мировоззрения, социальных установок и т.д. Это свидетельствует о том, что
современная психология находится на стыке многочисленных наук. Она
занимает промежуточное положение между философскими науками с одной
стороны, естественными с другой, и социальными с третьей. Главный объект
исследования всей системы психологических дисциплин человек, его
психологические процессы, состояния и свойства.7
1.2.
Психология деятельности личности
Методологический подход к деятельности выражен в одном из
основных принципов психологии принцип единства сознания и деятельности,
формируется и проявляется в деятельности. Характер деятельности, те или
иные ее особенности существенно влияют на процесс и результат отражения
человеком окружающего мира, на то, как и какие психические явления
возникают в его сознании.
Цель заранее мыслимый результат сознательной деятельности
человека. Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно
пройти человеку для ее осуществления. Поэтому достижение больших целей
предлагает прогнозирование и планирование деятельности.
Важный социальнопсихологический аспект деятельности проблема
притязаний и объективных возможностей личности. Уровень притязаний
одна из движущих сил развития личности и выявления ее способностей. На
основе соотношения притязания с реально достигнутыми результатами
формируется отношение личности к деятельности и к собственному «Я».
Расхождения между завышенными притязаниями и реальными
возможностями личности приводит либо к усиленной работе над собой, чтобы
развить свои способности до желаемого усилия, либо к выработке защитных
механизмов, вызывающих нежелательное, а иногда асоциальное поведение.
В содержании деятельности человека могут быть выделены такие ее
психологические компоненты, как познавательные, эмоциональные и волевые.
Конечно, в конкретном психологическом акте эти компоненты выступают в
единстве, но каждый раз можно говорить о преобладании, о ведущем
положении того или иного из компонентов в зависимости от поставленной
задачи и отношения человека к деятельности.8
1.3.
Психологическая характеристика спортивной
деятельности
Деятельность в физическом воспитании и спорте это, по существу,
педагогический процесс, то есть процесс обучения и воспитания в их
единстве, направленный на развитие физических и духовных сил человека, на
формирование его как члена постоянно развивающегося и изменяющегося
общества. В то же время это процесс обнаружения и совершенствования
специальных способностей к конкретным видам спорта.
Единство обучения и воспитания прослеживается повсюду, начиная от
школьного урока физической культуры и кончая тренировкой спортсменов
высокого класса. Оно прослеживается и в ходе спортивного соревнования.
Психологические аспекты обучения, воспитания и развития являются
одним из существенных разделов психологии физического воспитания и
спорта.
1.4.
Психология формирования личности в спорте
Психологический склад это относительно устойчивое единство
темперамента,
особенностей проявления направленности,
характера,
способностей, протекания интеллектуальных, эмоциональных и волевых
процессов личности. Это особенности находят выражение и в психомоторной
сфере важнейшем звене реализации активности личности в конкретных
областях и разновидностях практической деятельности.
При этом процесс совершенствования и закрепления данных
особенностей идет в двух направлениях. Одно из них общее
совершенствование психических свойств, состояний и процессов. Оно
обеспечивает возможность деятельной личности проявлять свою активность в
различных сферах жизни и деятельности. Другое специализированное
совершенствование психических свойств, состояний, процессов. Оно
определяется специфическими условиями и требованиями каждого вида9
спорта.
Специфика качеств заключается не только в том, что они могут быть
различны у представителей разных видов спорта («чувство воды» у пловца;
«чувство льда» у фигуристов, конькобежцев; «чувство дистанции» у
фехтовальщиков и боксеров; «чувство мяча» у футболистов; «чувство
планки» у прыгунов в высоту и др.). Еще в большей мере она выражается в
специализированном развитии одного и того же качества в силу
специфических для каждого вида спорта объективных условий его
является универсальным законом
проявления.
психического развития, начиная от ощущений и кончая волевыми свойствами
повидимому,
Это,
личности.
Например, в структуре волевых качеств бегунов на длинные дистанции,
лыжниковгонщиков ведущими являются настойчивость и упорство, далее
идут выдержка и самообладание, инициативность и самостоятельность,
решительность и смелость; в структуре волевых качеств у фигуристов
ведущее положение занимают выдержка и самообладание, далее идут
смелость и решительность, настойчивость и упорство. Исключительно важно,
что каждая из структур объединяется, цементируется единым качеством
целеустремленностью. Пробелы в развитии этого качества рассматривают, а
отсутствие его разрушает единство всей структуры.
1.5
Особенности процесса психологической подготовки
спортсмена
Психологическая подготовка
собой процесс
создания, поддержания и восстановления состояния психической
готовности спортсмена к выступлению в соревновании, к борьбе за
Психологическая
достижение наилучшего спортивного результата.
представляет
подготовка осуществляется в ходе спортивной тренировки. Спорт
деятельность соревновательная. Поэтому не только в спорте высших10
достижений, но и в массовом спорте учебнотренировочный процесс,
ориентированный, прежде всего на формирование личности с гармоническим
развитием физических и духовных сил, в то же время всегда нацелен и на
подготовку спортсменов к соревнованиям. Это реализуется и в
подготовительном периоде тренировки периоде фундаментальной
подготовки, и тем более в соревновательном периоде периоде основных
соревнований, и конечно, на этапе непосредственной подготовки к
конкретному соревнованию.
Психологическая подготовка входит органической составной частью в
содержание всех периодов и этапов тренировки. Принято выделять общую
подготовку к соревновательной деятельности и специальную к конкретному
соревнованию.
Общая психологическая подготовка решает учебновоспитательные и
образовательные задачи спортивной тренировки и, кроме того, задачи
адаптации спортсменов к экстремальным условиям соревновательной
деятельности вообще, совершенствование умений управлять собой и развития
стремления к достижению лучшего результата в этих условиях.
Специальная психологическая подготовка входит составной частью в
формировании целостной готовности спортсмена к участию в каждом
соревновании, но направлена конкретно на создание у него состояния
психической готовности.
Содержание общей психологической подготовки предусматривает:
моральноэтическое воспитание формирование у спортсменов
идейной направленности личности, дисциплинированности, организованности,
межличностного общения, развитие способности произвольно управлять
собой в аффектирующих условиях соревнования;
совершенствование интеллектуальных качеств критичности ума,
устойчивости гибкости мышления, творческого воображения;
волевая подготовка совершенствование типичной для каждого вида11
спорта структуры волевых качеств, подготовка к преодолению неожиданного
возникающих препятствий; развитие умений быстро овладевать собой, трезво
оценивать возникшую ситуацию, принимать решение со знанием дела и
реализовывать их в необходимых действиях;
внутренним факторам, действующим на спортсменов в условиях
интенсивности и устойчивости
соревнования, развития сосредоточенности,
внимания, развитие выдержки и самообладания;
настройка на выполнение упражнений совершенствование
контрольноориентировочной деятельности с целью выяснения условий, в
которых предстоит
выполнять упражнение;
совершенствование приемов идеомоторной подготовки к выполнению
упражнений;
развитие способности критически оценивать выполнение упражнений
и планировать последующие действия совершенствование умения
анализировать информацию, получаемую в ходе выполнения упражнения;
развитие отчетливости двигательных, слуховых, зрительных и других
ощущений, формирование специализированных мероприятий «чувства льда»,
«чувства воды» и др.;
вооружение приемами саморегуляции неблагоприятных внутренних
состояний приучение к самоконтролю за проявлениями эмоциональной
напряженности или угнетения, развивающегося утомления и прочие;
овладение приемами аутогенной, психорегулирующей тренировки в сочетании
с идеомоторной тренировкой и разминкой в соответствии с индивидуально
психологическими и типологическими особенностями личности спортсмена.
Система звеньев психологической подготовки к конкретному
соревнованию. Психологическая подготовка реализуется совместными
творческими усилиями тренера и спортсмена. Можно сказать, даже в большей
мере усилиями спортсмена, так как он самостоятельно будет бороться в12
соревнованиях за достижение лучшего результата. Тренер должен быть
ближайшим, направляющим, но не думающим за спортсмена партнером.
Сложный процесс психологической подготовки к соревнованиям
предусматривает собой определенную систему взаимосвязанных звеньев.
Использование ее в каждом конкретном виде спорта имеет особенности,
выполнение из специфики вида спорта.
В обобщенной форме эта система включает следующие звенья:
1.
Сбор необходимой, достаточной и достоверной информации об
условиях предстоящего соревнования и в особенности о противниках.
2.
Пополнение и уточнение необходимой информации о
тренированности, возможностях спортсмена и команды и перспективах
изменения этих возможностей к началу соревнования.
3.
Правильное определение и формулировка цели и участие в
соревновании.
4.
Формирование или актуализация соответствующих цели
общественно значимых мотивов выступления в соревновании.
5.
соревновательной
деятельности с возможным моделированием условий предстоящего
программирование
Вероятностное
соревнования.
6.
Специальная подготовка к встрече с соревновательными
препятствиями различной степени трудности.
7.
Предусмотрение приемов саморегуляции неблагоприятных
внутренних состояний.
8.
Отбор и использование способов сохранения нервнопсихической
свежести к началу соревнований, восстановление в ходе соревнований.
Психологическая подготовка гольфистов
состоит
подготовка
Психологическая
спортсменов
1.6
из
общепсихологической подготовки (круглогодичной),
психологической13
подготовки к соревнованиям и управлением нервнопсихическим
восстановлением спортсменов.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух
разделов: общая психологическая подготовка, которая проводится в течение
всего года и специальная психологическая подготовка к выступлению в
конкретных соревнованиях.
В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям
формируется высокий уровень соревновательной мотивации, волевые черты
характера, предсоревновательная эмоциональная устойчивость, способность к
самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.
В ходе психологической подготовки к конкретным соревнованиям
формируется предсоревновательная психологическая боевая готовность
спортсмена перед выступлением, характеризующаяся уверенностью в своих
силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем
эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и
внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями
и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время
выступления действия и движения, необходимые для победы.
В процессе управления психическим состоянием спортсмена снимается
нервнопсихическое напряжение, восстанавливается психическая
работоспособность после тренировок соревновательных нагрузок,
формируется способность к самостоятельному восстановлению.
Регуляция эмоциональных состояний осуществляется с помощью
словесных воздействий, отдыха, переключения внимания на другие действия и
ряда иных средств. Для этой цели используется также рациональное
сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и
развлечения, система аутовоздействий.
Средства и методы психологопедагогических воздействий должны
включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.14
В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий
акцент при распределении объектов психологопедагогических воздействий.
В подготовительном периоде подбираются средства и методы
психологопедагогических воздействий, связанные с развитием спортивного
интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, развитием
оптимизацией
волевых качеств,
специализированных мероприятий,
межличностных отношений и сенсорным совершенствованием общей
психологической подготовленности.
В соревновательном периоде упор делается на совершенствование
эмоциональной устойчивости, развитие внимания, достижения специальной
психической готовности к выступлению в соревнованиях.
В переходном периоде преимущественно используются средства и
методы нервнопсихического восстановления организма.
В течение всех периодов подготовки применяются методы,
способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и
приемы психической регуляции.
Разумеется,
акцент в распределении средств и методов
психологической подготовки в решающей степени зависит от индивидуальных
особенностей личности спортсмена, задач их индивидуальной подготовки,
направленности тренировочных занятий.
1.7 Факторы, влияющие на психологическую подготовку
гольфистов
Успешно осуществлять психологическую подготовку спортсменов
можно лишь при глубоком изучении психологических особенностей,
потребностей, интересов, увлечение подрастающего поколения. Знание
психологических особенностей спортсмена позволит выявить причины
формирования у него тех или иных личностных качеств и выбрать наиболее
эффективные средства психологической подготовки.15
На практике тренеры далеко не всегда изучают психологические
особенности спортсмена, а не зная питомца, не понимая его, нельзя оказывать
правильное педагогическое воздействие.
В сложном процессе становления и развития личности спортсмена,
решающее значение приобретает самовоспитание. Самовоспитание, в свою
очередь, приобретает первостепенное значение в проблеме психологической
подготовки занимающихся гольфом.
Самовоспитание это сознательная деятельность спортсмена,
направленная на совершенствование своей личности.
Главным в психологической подготовке гольфиста является выработка
адекватной самооценки, являющейся одним из источников самовоспитания.
Самооценка важнейший метод самопознания. Известная спортсменка, тренер
Е.Чайковская советует своим ученикам: «Прислушиваться к своей
внутренней оценке, больше анализируйте сами свои результаты». Задачи
педагогического воздействия при выработке самооценки спортсменов важны
и ответственны. Важное значение имеют средства формирования адекватного
перспективного и этапного целеполагания и оптимальной уверенности в
планирование перспективы роста
реализации целевых установок:
соревновательных результатов, участие спортсменов в составлении
тренировочный Программы и анализа применяемых средств, формирование
установки на достижение сложной спортивной задачи, моделирование в
тренировочных ситуациях, связанных с выполнением спортивных заданий в
затрудненных условиях, аутическая тренировка, идеомоторная «настройка»,
использование методов самоодобрения. Все эти средства помогают
спортсменам осознать и оценить свои силы и возможности, свои личностные
качества.
Адекватная самооценка,
выявляющая противоречия между
действительным и желаемым уровнем развития личности «включает» другой
элемент психологического процесса формирование потребности16
самовоспитания.
Сама спортивная деятельность является основным условием
формирования потребности самовоспитания, однако этого явно недостаточно.
Необходима работа тренеров, направленная на формирование убежденности
их подопечных в необходимости самосовершенствования.
В психологической подготовке спортсмена важнейшую роль играет
сформированность мотивов и целей.
Мотивация это особое состояние личности спортсмена, которое
формируется в результате соотнесения собственных потребностей и
возможностей с предметом спортивной деятельности. Формирование
мотиваций достижения наивысшего спортивного результата способствует
повышенная потребность спортсмена в самоутверждении, самовыражении и
развитии волевых качеств личности.
Процесс поставки цели, определяется как целеполагание, связан с
осознанностью личности необходимости совершения того или иного поступка.
Каждый поступок, направленный на реализацию поставленной цели,
предваряется мысленным решением той или иной задачи, предполагающим
предусмотрение, предвидение, программирование, планирование действий.
В психологическом развитии гольфистов большую роль играют волевые
усилия, направленные на воспитание целеустремленности, настойчивости,
выдержки, смелости, решительности. На формирование волевых качеств
существенно влияет процесс постановки спортсменами цели и определение
путей ее достижения. Особенно важное значение имеет самовоспитание
волевых качеств личности, предполагающее самопознание и осознание сути
спортивной деятельности. Воля же, по справедливому определению Л.И.
Рувинского, выполняет регулирующие функции поведения и проявляется в
умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении
целенаправленных действий и поступков.
Спортсмены зачастую понимают, что в волевых чертах их характера17
есть недостатки, открыто говорят о них и оправдывают свою
слабохарактерность отсутствием воли. Тренер должен настойчиво бороться с
таким легкомысленным отношением к самому себе. Спортсмена нужно
убедить в том, что волю можно и нужно воспитывать, что самовоспитание
реальная сила, преобразующая личность. А.Ц. Пуни считал, что одним из
важнейших условий самовоспитания воли глубокое познание личностью всех
аспектов воли в процессе спортивной деятельности.
Средствами и методами формирования и развития воли у спортсменов
могут быть методы самовоспитания: самопознание, самоотчет, самоанализ,
самоубеждение, самоприказ, самовнушение, а также методы, связанные с
эмоциональными действиями самосознания при самовоспитании:
самоодобрение, самопоощрение, самоосуждение, самонаказание.
Под методами самовоспитания следует понимать способы воздействия
на самого себя, направленные на самоизменение.
Работа над собой начинается с самопознания. И в этом на помощь
спортсменам могут прийти личные дневники. Введение дневника, в свою
очередь, способствует более углубленному самоотчету и самоанализу.
Полезно, чтобы в дневнике были указаны задачи на день, как они
выполняются, интересные мысли, дан анализ своего поведения, намечены
вопросы, которые нужно продумать. А, главное, в дневнике необходимо
отмечать, что дал этот день в продвижении к цели. Дневник поможет
изучению своей личности при условии, если в нем гольфист постоянно
анализирует, оценивает содержание своей деятельности и характер действий,
то есть если в дневнике используются такие методы самовоспитания, как
самоанализ, самооценка, самоконтроль и самоотчет. В свою очередь эти
методы способствуют самопознанию личности, и дневник в таком случае
выполняет функции стабилизации деятельности,
самовоспитание.
направленной на
Самоубеждение достигается путем подбора соответствующих доводов и18
аргументов. Таким образом, можно регулировать психические состояния,
поступки. Для того чтобы подросток отказался от какойлибо установки или
изменения своего отношения к чемулибо, нужно помочь ему убедить себя в
том, что занимаемая им позиция ошибочна и доказать, что противоположная
тока зрения открывает как для него, так и для окружающих новые
возможности.
Самоубеждение это дискуссия подростка с самим собой. Главное
помочь подростку выработать правильную позицию применить ее в качестве
руководящей идеи собственных поступков.
Самоприказ это действительный приказ для выработки самообладания
и умения управлять собой даже в самых экстремальных условиях.
Самоприказ, соответствующий ведущим целям человека, его убеждениям,
оказывается значительно эффективнее, чем самоприказ, противоречий
направленности личности. Самоубеждение может завершиться принятием
определенного решения и самоприказом выполнить его.
Самовнушение основывается, прежде всего, на воображении
человека. Полезность самовнушения для спортсменов очевидна, так
благодаря ему улучшается физическое состояние организма, регулируется
настроение, мобилизуется сила воли.
Не менее важно спортсменам усвоить методы, связанные с
эмоциональными действиями самосознания при самовоспитании:
самоодобрение, самопоощрение и самонаказание.
Самоодобрение представляет собой внутреннее положительное
оценивание своих действий с целью их стимулирования, оно также может
быть итогом определенного этапа деятельности личности, выражением ее
удовлетворения собой и укрепления установки на дальнейшую работу по
самовоспитанию.
Самопоощрение служит более сильным, чем самоодобрение, средством
стимулирования. Оно состоит в том, что признание успеха в работе19
сопровождается решением личности наградить себя за это.
Противоположны самоодобрению и самопоощрению приемы
самоосуждения и самонаказания.
Активное участие в спортивной деятельности главное условие
проверки действенности методов и средств психологической подготовки.
Волевая природа активности проявляется в деятельности, сознательном
отношении человека к действительности.
В процессе нашей работы нами было проанализировано 35 литературных
источников. На основе анализа литературных источников нами были сделаны
следующие выводы:
Психологическая подготовка гольфистов включает в себя
формирование и совершенствование свойств личности, способствующих
раскрытию внутренних резервов спортсмена. В ходе общей психологической
подготовки к соревнованиям формируется высокий уровень
соревновательной мотивации, волевыечерты характера, предсоревновательная
способность к
и
эмоциональная устойчивость,
соревновательная
самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.
Психологическая подготовка гольфистов вытекает из
психологических особенностей спортивной деятельности. Психологическая
подготовка включает в себя выработку адекватной самооценки и характера,
качеств личности и технического мастерства в процессе самовоспитания и
саморегуляции.20
Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
определить содержание психологической подготовки
Цель:
гольфистов.
2.1.
Задачи и методы исследования
Задачи исследования:
1.
Определить значение и роль психологической подготовки
гольфистов.
2.
Выявить содержание, средства и методы психологической
подготовки гольфистов.
3.
Разработать практические рекомендации по психологической
подготовке гольфистов.
Методы исследования:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Анализ и обобщение литературных источников.
Опрос: беседа с тренерами по гольфу.
Педагогический эксперимент.
Метод самооценки.
Методика выявления уровня тревожности у гольфистов
Выявление типа темперамента у гольфистов (Опросник Айзенка).
Методы математической обработки.
Анализ и обобщение литературных источников
Анализ научной, методической, общепедагогической и специальной
литературы позволил выявить состояние изучаемого вопроса, что, в свою
очередь, позволило поставить задачи, выбрать методы
исследования, сделать выводы по полученным результатам.
Опрос: анкетирование и беседа.21
В процессе беседы изучалось мнение тренеров о содержании
психологической подготовки гольфистов, трудности с которыми встречаются
тренеры в психологической подготовке гольфистов, а также определялись
типичные ситуации, возникающие в спортивной деятельности гольфистов и
требующие соответствующего психологического воспитания спортсменов.
Нами было опрошено всего 25 тренеров по гольфу, имеющих стаж работы
более 5 лет, работающих в Москве и Московской области. Опрос проводился
в период с 20092011 г. Ответы заносились в специальные бланки.
Методы самооценки.
Изучение самооценки подростков дает представление об уровне
психологического развития. С помощью методики самооценки С.А. Будасси
(1971) были получены самооценки, которые сопоставлялись с оценкой
тренеров. По этой методике спортсменам, занимающимся гольфом был
предъявлен следующий список качеств личности: целеустремленность,
работоспособность, гуманизм, умение владеть собой, стремление к
самосовершенствованию, самостоятельность, дисциплинированность, сила
смелость,
общительность,
развязность,
воли,
невнимательность, обидчивость, упрямство. Слова были расположены
принципиальность,
специальным набором, чтобы исключить какуюлибо предварительную
установку или значимость. Гольфистам предлагалось сконструировать из него
свой эталон, где на первом месте будут качества, которые испытуемый
считает наиболее ценными для личности любого человека, а затем, в порядке
постепенного убывания значимости, располагаются все остальные понятия,
таким образом, получается эталонный или идеальный ряд качеств личности.
Через некоторое время, мы просили использовать первоначальный список
слов для конструирования порядка качества, которые он усматривает в самом
себе (также в порядке убывания значимости качества). Два полученных
пронумерованных ряда (эталонный и субъективный) сопоставлялись друг с
другом. Сопоставление осуществлялось по формуле Спирмена, с помощью22
которой выявляется коэффициент ранговой корреляции:
Р = 1 ((6 d2) / (n3 n)),
где Р коэффициент корреляции рангов (он может колебаться в
число
d разность номеров рангов;
диапазоне от +1 до 1);
n
рассматриваемых (сравниваемых) качеств, свойств. Чем выше коэффициент,
тем выше самооценка личности.
Методика выявления уровня тревожности у гольфистов.
Данная методика разработана по принципу «шкалы социально
ситуационной тревоги» Кондаша (1973), апробирована Е.И.Роговым (1999) и
адаптирована для спортсменов. Методика позволяет выявить области
действительности, являющиеся для гольфистов основными источниками
тревоги. Тревожность спортсменов изучались с целью определения
способностей их к саморегуляции деятельности (приложение 1).
Выявление типа темперамента у подростковгольфистов.
Предложенная методика содержит опросник Айзенка, классификацию в
зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы
экстраверсии, описание особенностей каждого типа и основное направление
тактики взаимоотношений со спортсменами каждого типа. С помощью этой
методики были разработаны типологические характеристики у гольфистов и
рекомендации по психорегуляции их поведения.
Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент проводился с целью
явления
эффективности средств и методов психологической подготовки гольфистов.
Особенность педагогического эксперимента состояла в том, что он
осуществлялся в ходе жизнедеятельности спортивного коллектива, так что
гольфистов осознавали свое участие в нем. Педагогическому эксперименту
предшествовал констатирующий этап, в процессе которого определялось
содержание психологической подготовки гольфистов (таблицы 1, 2, 3);23
определялся уровень психического развития игроков (методика самооценки
С.А.Будасси), а также определялись способности гольфистов к психической
саморегуляции деятельности (шкала тревожности) к саморегуляции
поведения (опросник Айзенка).
Педагогический эксперимент включал в себя целенаправленное
педагогическое воздействие целостной программы по психологической
подготовке гольфистов. С целью определения эффективности предложенных
средств, форм и методов работы со спортсменами по психологической
подготовке были созданы контрольная и экспериментальная группы. Со
спортсменами контрольной группы велась работа по стандартному учебно
тренировочному плану, а у гольфистов экспериментальной группы в учебно
тренировочный процесс была включена программа по психологической
подготовке.
В процессе педагогического эксперимента исследованием было
охвачено 8 человек, по 4 человека в каждой группе. Спортсмены контрольной
и экспериментальной групп занимались гольфом не менее 5 лет.
2.2 Организация исследования
Исследовательская работа проводилась в течение 2 лет (с 2013 года по
2015 год) и включала в себя 3 этапа.
На 1ом этапе изучалась психологопедагогическая литература, велись
наблюдения за гольфистов и проводились беседы с тренерами.
На 2ом этапе проводилось констатирующее исследование, целью
которого являлось определение уровня психологической подготовки
гольфистов, а также методов и средств, влияющих на их психологическую
подготовку.
На 3ем этапе исследования был проведен педагогический эксперимент.
Разработаны и выявлены наиболее эффективные средства, формы и методы
психологической подготовки гольфистов. В конце эксперимента были24
получены результаты, подтверждающие нашу гипотезу. Разработаны
практические рекомендации.
Глава III РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ГОЛЬФИСТОВ
В процессе нашей работы, нами изучалось мнение тренеров по гольфу о
значении и содержании психологической подготовки гольфистов в учебно
тренировочных группах. На наш вопрос: «Необходима ли психологическая
подготовка для гольфистов?» все тренеры, опрошенные нами, ответили
утвердительно 100 %. Ответы же тренеров о содержании психологической
подготовки гольфистов заносились в специальные бланки. В результате
обработки полученных данных нами были составлены следующие таблицы
(1,2,3).
По данным таблиц можно сделать следующие выводы: признавая
необходимость
подготовки гольфистов, тренеры по
гольфу считают, что одним из главных средств психологической подготовки
психологической
спортсменов является самовоспитание (20% из числа опрошенных); овладение
методами саморегуляции (19 % процентов из числа опрошенных) и методами
самовоспитания (15,5 % из числа опрошенных); организация работа
спортсменов над своим характером (13,6 из числа опрошенных) и
формирование волевых качеств личности (13,6 из числа опрошенных).
Основные трудности, встречающиеся в руководстве психологической
подготовкой гольфистов (таблица 2) тренеры связывают с особенностями25
характеров спортсменов (40,3 % из числа опрошенных), а также с отсутствием
опыта работы с гольфистами (14,5 % из числа опрошенных) и отсутствия
методических пособий по данному вопросу (12,9 % из числа опрошенных).26
Таблица 1 Мнение тренеров о содержании психологической подготовки
гольфистов
Мнение
Тренеры по гольфу, %
Одним из главных средств психологической
подготовки
является
самовоспитание.
спортсменов
№
1.
3.
4.
саморегуляции:
2. Необходимо научить спортсменов владеть
аутогенная
методами
тренировка, идеомоторная тренировка.
Необходимо научить спортсменов владеть
собой:
самоанализ,
самодисциплина, самоубеждение, самооценка,
самоприказ.
самоконтроль,
Формирование волевых качеств личности;
умение преодолевать сложные жизненные
ситуации.
5. Необходимо организовать работу спортсменов
над своим характером.
В процессе совершенствования подготовки
спортсменов тренерам необходимы знания о
характере спортсмена.
6.
7. Осознание спортсменами своих целей и задач в
спорте и в жизни.
20,0
19,0
15,5
13,6
13,6
10,9
7,4
100%27
Таблица 2
Трудности тренеров в руководстве психологической подготовкой
гольфистов
Трудности
Тренеры по гольфу, %
20,3
20,0
14,5
12,9
12,9
10,2
9,2
100%
№
1.
2.
В юношеском возрасте у ребят меняются
характеры, в связи с этим нет контакта с
некоторыми спортсменами.
У всех спортсменов различные характеры. Не
хватает времени разобраться в каждом
спортсмене.
3. Нет опыта руководства психологической
подготовкой спортсменов.
4. Мало методических пособий по психологической
подготовке гольфистов для тренеров.
5.
Низкий уровень развития личности спортсменов,
связанные с недостатками семейного, школьного
и общественного воспитания. Нет силы воли
(недостаточная целеустремленность), не умеют
анализировать свои действия и поступки.
6. Нужна дополнительная работа.
7.
Недопонимание спортсменами необходимости
самовоспитания.28
Таблица 3
Коэффициент выраженности типичных ситуаций в спортивной
деятельности (мнение тренеров по гольфу)
№ Типичные ситуации
Коэффициент
1. Умение владеть собой на тренировках и
соревнованиях.
2. Умение добиваться поставленных задач и целей,
преодолевать трудности.
3.
4.
Самостоятельная работа по отработке техники
гольфистов
Вести контроль и учет проделанной работы.
5. Умение мобилизовать внимание при разучивании
элементов техники
Самостоятельный анализ техники элементов,
самооценка техники.
Преодоление усталости при разучивании и
освоении элементов техники.
6.
7.
8. Умение наблюдать за своими действиями и
действиями своих товарищей в группе.
9.
Способность к самоограничению, к выполнению
напряженной, не всегда интересной работы.
10. Самооценка своих действий.
11. Преодоление сложных жизненных ситуаций.
0,13
0,12
0,11
0,8
0,7
0,7
0,09
0,09
0,09
0,07
0,01
100
Определенные нами типические ситуации в спортивной деятельности,
требующие соответствующей психологической подготовки у гольфистов,
представлены в таблице 3. Основными из них являются:
1.
Умение владеть собой на тренировках и соревнованиях
(коэффициент выраженности составил 0,13).29
2.
Умение добиваться поставленных целей и задач, преодоление
трудностей (коэффициент выраженности 0,12).
3.
Самостоятельная работа по отработке техники, ее элементов
(коэффициент выраженности 0,11).
4.
Умение мобилизовать внимание при разучивании элементов
техники (коэффициент выраженности 0,7); самостоятельный анализ техники
(коэффициент выраженности 0,7); контроль и учет проделанной работы
(коэффициент выраженности 0,8) и т.д.
Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что типические
ситуации, возникающие в гольфе у спортсменов, создают условия
необходимые для самосовершенствования, где имеет место самовоспитание и
необходимость освоения методов самовоспитания и саморегуляции.
На основании анализа литературных источников, опроса тренеров по
гольфу и личных наблюдений нами была разработана программа по
психологической подготовке гольфистов. Программа была внедрена в учебно
тренировочный процесс спортсменов экспериментальной группы и включала в
себя следующие мероприятия:
психологическое просвещение по самовоспитанию (беседы о
средствах и методах самовоспитания, о ведении дневников самовоспитания);
индивидуальная беседа с каждым спортсменом с целью
определения интересов и потребностей, отношение к самовоспитанию,
выявления жизненных целей и задач, психологическое тестирование;
разработка индивидуальных планов по самовоспитанию, включая
воспитание волевых качеств личности для каждого гольфиста
разработка правил самовоспитания;
ведение спортивных дневников, включающих самовоспитание. В
целей и задач самовоспитания,
программу дневника входило определение
самодисциплина, самоконтроль во всех видах деятельности (спортивная и
учебная), самоотчет, выработка индивидуальных требований к себе;30
проведение комплекса игр, способствующих психологическому
развитию: игры на внимание; игры на быстроту реакций; игры, развивающие
творческие возможности, глазомер, память и т.д.;
проведение аутогенной тренировки для гольфистов (приложение
3). Аутогенная тренировка проводилась один раз в неделю и перед
соревнованиями три раза в неделю за две недели перед соревнованиями.
Непосредственно перед экспериментом нами выявлялся тип
темперамента у гольфистов экспериментальной группы. С помощью
методики, содержащей опросник Айзенка, нами получены следующие
типологические характеристики и рекомендации по психорегуляции их
поведения.
Таблица 4
Тип темперамента у
гольфистов экспериментальной
группы
№ испытуемого №/п
Данные по тесту Айзенка
1
2
3
4
2
3
6
1 7
Э, баллы
2 0 2 4
2 0 2 4
0 4
1 6 2 0
Н, баллы
0 4
2 0 2 4
1 6 2 0
4 8
Испытуемый № 1. Э: 20 24; Н: 0 4.
Характерологические проявления. Радостна, общительна, разговорчива.
Любит быть на виду. Оптимистична, верит в успех. Поверхностна. Легко
прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлительна, любит
новизну. Пользуется всеобщей любовью. Однако, поверхностна, беспечна. Не
умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро остывает).31
Пути коррекции. Поощрять трудолюбие, использовать природный дар.
дисциплине,
Желательно исподволь приучать к настойчивости,
организованности (например, предлагая задания). Рекомендуется помочь
организовать время (кружковой работой, участием в экскурсиях и т.д.).
Испытуемый № 2. Э: 20 24; Н: 20 24.
Характерологические проявления. Активна, имеет хорошо развитые
бойцовские качества. Насмешлива. Стремиться общаться со всеми «на
равных».
Очень честолюбива. В случае несогласия с позицией более старшего,
принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в
свой адрес.
Пути коррекции. Основная тактика подчеркнутое уважение.
спокойном,
Взаимоотношения следует строить на убеждении,
доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна
ироническая реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент
конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом
желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее
без особого эмоционального напряжения. Спортсменам данного типа
необходима возможность проявления организаторских способностей, а также
реализация энергетического потенциала (спортивные достижения и т.д.).
Испытуемый № 3. Э: 0 4; Н:
Характерологические
1 6 2 0 .
проявления.
Сдержанная,
робкая,
Неуверенная,
чувствительная,
мечтательная. Любит философствовать, не любит многолюдья. Имеет
стесняется в незнакомой ситуации.
склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешена. Не
склонна паниковать и драматизировать ситуацию. Тревожна. Часто пребывает
в нерешительности. Склонна к фантазиям.
Пути коррекции. Стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед
группой положительные качества и проявления (серьезность, воспитанность,32
чуткость). Можно увлечь идеей (например, помощь комуто более слабому).
Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению
жизни.
Испытуемый № 4. Э: 4 8; Н: 16 20.
Характерологические проявления. Эмпатичная. Очень жалостливая,
склонная поддерживать слабых, предпочитает интимнодружеские контакты.
Настроение чаще спокойнопониженное. Скромная, застенчивая. Неуверенная
в себе. Созерцательна. Легко становится настороженной и подозрительной в
неблагоприятных условиях.
Пути коррекции. Рекомендуется наладить щадящеразвивающий режим.
Контролировать исподволь; относится спокойно, доброжелательно. Помогать
в трудных ситуациях, какими в данном случае является достижение цели,
формирование активной позиции, налаживание контактов (со сверстниками и
со взрослыми). Исключить публичное обсуждение, если возможны негативные
оценки.
I Полученные нами,
в результате проведенной методики,
типологические характеристики гольфистов, использовались в разработке
индивидуальных планов и правил по самовоспитанию для каждого из них. Эти
разработки, в свою очередь, вошли в программу эксперимента.
С помощью методики определения самооценки С.А. Будасси нами были
получены данные, отображающие уровень развития самосознания спортсменов
контрольной и экспериментальной группы до эксперимента и после.
Самооценка у гольфистов экспериментальной и контрольной групп
неадекватная и имеет тенденцию к завышению. То есть здесь наблюдается
переоценка своих качеств, способностей и возможностей. Завышенную
самооценку имеют 50 % гольфистов экспериментальной группы и 75 %
гольфистов контрольной группы. Заниженную самооценку имеют 25 %
гольфистов экспериментальной и 25 % подростков контрольной группы.
Спортсмены, имеющие заниженную самооценку, недооценивают свои качества33
и возможности и имеют завышенную потребность в одобрении. Адекватная
самооценка экспериментальной группы составила 25 % из числа опрошенных
спортсменов. В контрольной группе спортсменов, имеющих адекватную
самооценку, не оказалось. После эксперимента завышенной и заниженной
самооценки у спортсменов экспериментальной группы не наблюдалось. У всех
испытуемых (100 %) была получена адекватная самооценка, у гольфистов в
контрольной группе были получены следующие результаты: 50 % подростков
имеют завышенную самооценку; 25 % адекватную и 25 % заниженную.
Полученные данные говорят о том, что в экспериментальной группе
достигнут положительный результат в развитии самосознания и
саморегуляции деятельности.
С помощью методики по принципу «шкалы социальноситуационной
тревоги» Кондаша, адаптированной для гольфистов, нами изучался уровень
тревожности до и после эксперимента. Полученные результаты отражены в
таблицах 5, 6 и в рисунках 1, 2, 3.34
Таблица 5 Уровень тревожности у гольфистов контрольной группы
Группа
спортсменов.
№
испытуемого
т
с
а
р
з
о
В
Уровень различных видов тревожности (в баллах)
Общая
Спортивная
Самооце
ночная
Межлич
ностная
о
Д
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
е
л
с
о
П
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
о
Д
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
е
л
с
о
П
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
о
Д
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
1
2
3
4
12
12
11
11
84
86
84
84
68
78
67
69
30
26
31
30
25
25
25
25
26
28
26
27
е
л
с
о
П
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
е
л
с
о
П
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
22
26
22
24
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
о
Д
28
32
27
27
Сумма
баллов
Разница
суммы баллов
338
282
117
100
107
94
114
58
17
13
29
21
27
20
21
89
У гольфистов контрольной группы показатели уровня тревожности
имеют тенденцию к несколько повышенному уровню тревожности: общая
тревожность у всех четырех гольфистов (100 %) несколько повышена;
спортивная тревожность у трех (75 %) несколько повышена, а у одного
(25 %) нормальная; межличностная тревожность (75 %) несколько
повышенная у трех гольфистов (75 %) и только у одного (25 %) 35
нормальная.36INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\55\\Desktop\\media\\image2.jpeg" \*
MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "../../../Мои
37
%20документы/Downloads/media/image2.jpeg" \* MERGEFORMAT
INCLUDEPICTURE "../../../Мои
%20документы/Downloads/media/image2.jpeg" \* MERGEFORMAT
INCLUDEPICTURE "../../../Мои
%20документы/Downloads/media/image2.jpeg" \* MERGEFORMAT
INCLUDEPICTURE "../../../Мои
%20документы/Downloads/media/image2.jpeg" \* MERGEFORMAT
INCLUDEPICTURE "../../../Мои
%20документы/Downloads/media/image2.jpeg" \* MERGEFORMAT
INCLUDEPICTURE "../../../Мои
%20документы/Downloads/media/image2.jpeg" \* MERGEFORMAT38
Рис. 1. График уровня тревожности у гольфистов контрольной группы
до и после эксперимента.
после эксперимента.
................... до эксперимента.
1; 2; 3; 4
самооценочная тревожность; межличностная тревожность.
общая тревожность; спортивная тревожность;
I, И; III; IV испытуемые39
Уровень тревожности у гольфистов экспериментальной группы
Таблица 6
Группа
спортсменов.
№
испытуемого
с
а
р
з
о
В
т Уровень различных видов тревожности (в баллах)
Общая
Спортивная
Самооце
ночная
Межлич
ностная
о
Д
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
83
89
91
85
е
л
с
о
П
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
31
45
56
34
о
Д
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
30
31
31
26
е
л
с
о
П
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
10
10
20
12
о
Д
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
26
30
30
27
11
12
11
12
1
2
3
4
Сумма баллов
348
166
118
52
107
е
л
с
о
П
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
11
14
14
12
51
о
Д
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
27
28
30
32
е
л
с
о
П
а
т
н
е
м
и
р
е
п
с
к
э
10
21
22
10
117
63
Разница
суммы баллов
182
66
62
54
Самооценочная тревожность у гольфистов в экспериментальной группе
снизилась на 62 балла, а в контрольной на 13 баллов, разница составляет 49
баллов (62 13) в пользу спортсменов экспериментальной группы;
межличностная тревожность у гольфистов экспериментальной группы
снизилась на 54 балла, а у гольфистов контрольной группы на 29 баллов,
разница составила соответственно 25 баллов.40
Рис. 2. График уровня тревожности у гольфистов экспериментальной
группыINCLUDEPICTURE "C:\\Users\\55\\Desktop\\media\\image3.jpeg" \*
MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "../../../Мои
%20документы/Downloads/media/image3.jpeg" \* MERGEFORMAT
41
INCLUDEPICTURE "../../../Мои
%20документы/Downloads/media/image3.jpeg" \* MERGEFORMAT
INCLUDEPICTURE "../../../Мои
%20документы/Downloads/media/image3.jpeg" \* MERGEFORMAT
INCLUDEPICTURE "../../../Мои
%20документы/Downloads/media/image3.jpeg" \* MERGEFORMAT
INCLUDEPICTURE "../../../Мои
%20документы/Downloads/media/image3.jpeg" \* MERGEFORMAT
INCLUDEPICTURE "../../../Мои
%20документы/Downloads/media/image3.jpeg" \* MERGEFORMAT42
до и после эксперимента.
после эксперимента.
........ до эксперимента.
1; 2; 3; 4 общая тревожность; спортивная тревожность; самооценочная
тревожность; межличностная тревожность.
I; II; III; IV испытуемые.43
По данным таблиц и рисунков можно сделать следующие выводы:
уровень общей тревожности у гольфистов в экспериментальной группе
снизился на 182 балла, а в контрольной на 58 баллов, разница составляет 124
балла (182 58) в пользу спортсменов экспериментальной группы; уровень
спортивной тревожности у гольфистов в экспериментальной группе снизился
на 66 баллов, а в контрольной на 17 баллов, разница составляет 49 баллов (66
17) в пользу спортсменов экспериментальной группы; имеется тенденция к
нормальному уровню тревожности: общая тревожность у трех игроков (75 %)
нормальная; спортивная тревожность у трех гольфистов (75 %)
нормальная; самооценочная тревожность у четырех игроков (100 %)
нормальная; межличностная тревожность у двух участников (50 %)
нормальная. Высокой уровень тревожности у гольфистов экспериментальной
группы после эксперимента не наблюдается.
У гольфистов контрольной группы показатели уровня тревожности
имеют тенденцию к несколько повышенному уровню тревожности: общая
тревожность у всех четырех гольфистов (100 %) несколько повышена;
спортивная тревожность у трех (75 %) несколько повышена, а у одного
(25 %) нормальная; межличностная тревожность (75 %) несколько
повышенная у трех гольфистов (75 %) и только у одного (25 %)
нормальная.
Данные самооценки и тревожности сопоставлялись с результатами
спортивной деятельности гольфистов. Так, спортсмены экспериментальной
группы все выполнили нормативы более высоких спортивных разрядов (100 %
испытуемых), а в контрольной группе только 50 % испытуемых повысили
свой уровень. В целом экспериментальная работа показала, что разработанная
нами программа психологической подготовки для гольфистов способствует
развитию личности спортсмена, формирует их самосознание и саморегуляцию
и способствует росту спортивного мастерства.44
ВЫВОДЫ
1.
Психологическая подготовка гольфистов вытекает из
психологических особенностей спортивной деятельности. Психологическая
подготовка включает в себя выработку адекватной самооценки характера,
качеств личности и технического мастерства в процессе самовоспитания и
саморегуляции. Тренеры по гольфу считают, что для гольфистов необходима
психологическая подготовка (100 % из числа опрошенных тренеров).
Основные трудности, встречающиеся в руководстве психологической
подготовкой, тренеры связывают с особенностями характеров гольфистов, а
также с отсутствием опыта работы с и отсутствием методических пособий по
данному вопросу.
2. Признавая необходимость психологической подготовки гольфистов,
тренеры по гольфу, считают, что одним из главных средств психологической
подготовки является самовоспитание и саморегуляция; овладение методами
самовоспитания и саморегуляции; организация работы спортсменов над своим
характером и формирование волевых качеств личности.
3.На основании литературных источников, опроса тренеров по гольфу и
личных наблюдений, нами определено содержание психологической
подготовки для гольфистов. Основными положениями содержания явились:
разработка индивидуальных планов по самовоспитанию, включая воспитание
волевых качеств личности для каждого спортсмена, разработка правил
самовоспитания;
самовоспитание;
ведение спортивных дневников,
проведение
комплекса
игр,
включающих
способствующих
психологическому развитию игры на внимание; игры на быстроту реакции;
игры, развивающие творческие возможности, глазомер, память и т.д.);
проведение аутогенной тренировки для гольфистов; психологическое
Эффективность разработанного нами содержания
тестирование.45
психологической подготовки для гольфистов подтвердилась, проведенным
нами педагогическим экспериментом. После эксперимента у гольфистов
контрольной группы наблюдались более низкие результаты самооценки, так,
например, 50 % имеют завышенную самооценку; 25 % из числа испытуемых
заниженную и только 25 % адекватную. У гольфистов же экспериментальной
группы 100 % испытуемых наблюдалась адекватная самооценка. Уровень
тревожности у гольфистов экспериментальной группы значительно улучшился
по сравнению с результатами уровня тревожности контрольной группы. Так,
например, общая тревожность после эксперимента у 75 % испытуемых была
нормальной и у 25 % испытуемых несколько повышенная; самооценочная
тревожность у 100 % испытуемых нормальная; межличностная тревожность у
50 % нормальная; у 50 % несколько повышенная, то есть у гольфистов
наблюдается тенденция к нормальному уровню тревожности. У гольфистов
же контрольной группы, у 100 % общая тревожность у 75 % несколько
повышенная, у 25 % высокая; самооценочная тревожность у 100%
испытуемых несколько повышенная; межличностная тревожность у 75 %
испытуемых несколько повышенная и у 25 % нормальная. Таким образом,
мы наблюдаем, что у подростков контрольной группы имеется тенденция к
повышенному уровню тревожности. Данные самооценки и тревожности
сопоставлялись с результатами спортивной деятельности гольфистов. Так,
спортсмены экспериментальной группы все 100 % испытуемых повысили свой
уровень спортивного мастерства, а в контрольной группе только 50 % смогли
улучшить свои показатели.46
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
I.
Активное и непрерывное самовоспитание становится реальностью
только при наличии опыта. Поэтому важной задачей мы считаем организацию
опыта самовоспитания спортсменов в процессе их активной спортивной
деятельности. С этой целью для гольфистов желательно рекомендовать
обязательное ведение спортивных дневников с элементами самовоспитания. В
дневнике самовоспитания могут войти правила самовоспитания, программа
самовоспитания, обязательным должны стать в дневнике планирование и
выполнение распорядка дня.
Главным в дневнике для гольфистов является контроль, анализ и учет
спортивной деятельности, который осуществляется по следующей схеме:
1)
2)
3)
4)
Содержание тренировки.
Дозировка.
Выполнение, самоконтроль, самоанализ.
Замечания и отметка тренера.
1й и 2й пункты желательно заполнять вместе с тренером. В 3м пункте
спортсмен может указать, что выполнено, что нет, что получилось, что не
получилось. 4й пункт заполняется тренером в конце занятия. Оценка
стимулирует усилия спортсменов, особенно в том случае, когда самооценка
спортсмена соответствует выставленной оценке тренера.
Поэтому
желательно, чтобы спортсмены при заполнении 3го пункта мысленно
выставляли себе оценки, а затем тренер в дневнике спортсмена выставлял бы
свою оценку.
II.
В конце учебнотренировочного года гольфистам можно
рекомендовать самоотчет (итоги года) по следующему плану, самоотчет
(итоги года):
1)
Какую работу провел? Ее количество, соответствие плану.47
Какие достижения необходимо подчеркнуть?
Какие допущены серьезные ошибки и недостатки?
Какие проявлялись отдельные черты характера?
Определить на следующий год конкретные задачи в работе над
2)
3)
4)
5)
собой.
III.
Во время выступлений гольфистов на соревнованиях желательно
напоминать им о применении методов самовоспитания самовнушения,
самоприказа, а также о методах самостимулирования (аутогенная
тренировка). Желательно обратить внимание подростков на анализ своего
поведения. В конце соревнования в своем спортивном дневнике желательно
ответить на следующие вопросы:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
Проявлял ли собранность при выполнении элементов?
Имел ли аккуратный внешний вид?
Как реагировал на неудачу?
Где проявлял смелость?
Где растерялся?
Как реагировал на замечания тренера?
Почему выступил удачно и почему неудачно?
9)
Какие недостатки или достоинства обнаружил в своем поведении
на соревнованиях.
IV.
Мы рекомендуем для гольфистов следующее содержание
аутогенной тренировки.
Если Вы почувствуете, что в Вашу душу закралось чувство
неуверенности, озабоченности, хотя бы намеки на состояние болезни, то снять
эти состояния Вам помогут утренние сеансы аутогенной тренировки (хотя бы
в течение 23 минут). Условие: продолжайте лежать в утренней дремоте с
закрытыми глазами:
1)
Повторяйте 2 раза: «Мой мозг еще дремлет, он очень прочно
воспринимает словесное самовнушение».48
Обратите внимание на вдох и небольшую паузу после выдоха.
2)
В соответствии с фразами дыхания повторяйте мысленно: «Вдох,
выдох, пауза». Повторяйте 3 раза, продолжайте так дышать, но без пауз,
производя выдох через рот удлиненной слабой струей. При этом обязательно
представляйте, что с выдохом уходят в пространство неблагожелательные
чувства и привычки.
Во время выдоха произносите: «Уходит неуверенность, болезнь,
озабоченность». Повторяйте 510 раз.
3)
Теперь скажите полушепотом:
«Нервная система вполне
подготовлена к восприятию самовнушения» и повторяйте шепотом
следующие заранее выученные фразы, такие как:
Я верю в свои силы.
Я становлюсь приветливее, доброжелательнее и активнее.
Я собран, я готов работать хорошо.
Я счастлив (а) все идет к лучшему.
В любое время дня аутогенную тренировку следует проводить
следующим образом: сядьте удобнее, как бы в воображении истомы.
Впечатление такое, что Вы как бы «размякли» на солнышке. Вам не хочется
даже двинуть пальцем. Закройте глаза, чтобы не было лишних раздражителей.
Вначале дышите произвольно и неглубоко (68 раз). Затем вдохните животом
(диафрагмой) и выдохните через рот узкой и слабой струей и образно
представьте, что Вы этой струей, как спиралью, обволакиваете все тело,
начиная с ног и до шеи. Повторяйте это упражнение 68 раз и во время выдоха
каждый раз мысленно произносите: «Я ограждаю свое сознание от неприятных
эмоций». Во время последующих двух выдохов говорите: «Я теперь огражден
от неприятных эмоций». Закончив упражнение, напрягите мышцы рук и ног и
расслабьте их, 2 3 раза подышите, имитируя зевок. Затем встаньте,
посмотрите в зеркало и улыбнитесь, вспоминая чтонибудь очень приятное.
V.
С целью определения уровня психологического развития49
спортсменов, тренерам желательно овладеть адаптированной методикой
определения тревожности у гольфистов (приложение).
VI.
В разработке типологических характеристик гольфистов и
рекомендаций по психорегуляции их поведения тренерам по гольфу поможет
методика, содержащая опросник Айзенка, подростковый вариант.50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Айзенк Г. Проверь свои способности. М., 1971. С. 2530.
2.Аболин Л.Н. Зависимость уровня мастерства от индивидуальных
особенностей спортсменов.// В конькобежном спорте, психическое развитие и
генетика (материалы симпозиума ВинницаОдесса, октябрь 1976). М.: НИЛ
ЛПР СССР, 1976. С. 5860.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. 222 с.
4. Будасси С. А. Способ исследования количественных характеристик
личности.// Вопросы психологии. 1971. № 3. С. 138143.
5. Будасси С. А. Моделирование личности в группе (на вероятностных
структурах): Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1972. 25 с.
6.
Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы
формирования личности.// Формирование активности учащихся и студентов в
коллективе. Рига, 1985. С. 4549.
7.
Валентинова Н.Г. Проблема всестороннего развития личности
Лекция для слушателей и студентов факультета
спортсмена:
усовершенствования ГЦОЛИФК. М., 1980.
8. Возрастные особенности психологического развития детей./
Под ред. И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной. М., 1982.
9.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.
М., 1990.
10.
Гришина М.В. Подготовка фигуристов: Основы управления. М.:
Физическая культура и спорт, 1986. 144 с.
11. Закон Московской области о детскоюношеском спорте в
Московской области, 8 февраля 2002 года № 3/200203.
12.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. для51
институтов и факультетов физической культуры. 2е изд. СПб.: Издво
РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. 486 с.
13.
Коломенский Я.Л. Человек: психология: Кн. для
учащихся старших классов. 2е изд., доп. М.: Просвещение, 1986.
223 с.
Киселев Ю.Я., Румянцев Г.Г. Психологическая подготовка
14.
конькобежцев к соревнованиям.// Конькобежный спорт. М.: Физкультура и
спорт, 1983. С. 3436.
15.
Климов Е.А. Основы психологии: Учебник длястудентов вузов
непсихологических специальностей. М.: Культура и спорт, 1997. С. 344.
16. Методика изучения самооценки спортсмена:
Методические
указания и рекомендации./ Е.Г.Козлов, Т.Н. Стрельникова, И.Е.Артамонова и
др. М., 1984. 14 с.
17. Менхин Ю.В. Физическое воспитание:
теория,
методика,
практика. М.: СпортАкадемПресс, 2003. 303 с.
18.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: Методическое
пособие для воспитателей, классных руководителей. М.: Педагогическое
общество России, 2000. С. 209.
19. Немов Р.С. Практическая психология: Познай себя: Влияние на
учащихся. МлГуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 320 с.
20.
Никитина Е.Д., Строилова С.А. Изучение творчества в спорте как
научно практическая задача. Научный альманах МГАФК. Том IV. Редактор
составитель Коренберг В.Б. Московская государственная академия
физической культуры. Малаховка, 2002. С. 177.
21.
Пуни А.Ц. Волевая подготовка юных спортсменов. М.:
Физкультура и спорт, 1961.С. 7.
22.
Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие
для студентов физической культуры./ Под ред. Т.Т.Джамгарова,
А.Ц.Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1979. 143 с.52
23.
Рувинский Л.И. Воспитание и самооценка школьников. М.:
Просвещение, 1969. 182 с.
Роднина И.К. Спорт для избранных.// Соц. Индустрия. 1967. 27
24.
янв.
25.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.:
Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 1999, кн. «Система работы психолога с
детьми разного возраста». С. 183202.
26.
Роднина И., Зайцев А. Олимпийская орбита. М.: Физическая
культура и спорт, 1984.
27.
Собнева Г.А. Формирование самовоспитания и самооценки у
школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1953. 12 с.
28.
Сокольников Ю.П. Общественнонаучная деятельность как
фактор формирования личности подростка: Автореф. дисс. дра пед. наук.
Л., 1969.45 с.
29.
Смушкин Я.А.
Фигурное катание для тренеров и
квалифицированных спортсменов. Издво «Физическая культура и спорт».
М., 1966.200 с.
30.
Соловых М.В. Самовоспитание подростков в спортивной
деятельности: Автореф. на соискание ученой степени канд. пед. наук.
МОГИФК, 1989. 24с.
31.
Типовой планпроспект учебной программы для ДЮСШ и
СДЮШОР.// Сб. официальных документов и материалов Гос. ком. по ФКиТ.
М . , 2 0 0 1 . № 5 . С . 2742.
32. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественнополезной
Деятельности подростков./ НИИ общей и педагогической психологии
АПН СССР. М.: Педагогика, 1982. С. 5867.53
Приложение 1
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ГОЛЬФИСТОВ
Преимущество такой шкалы заключается в том, что она позволяет
выявить области действительности, объекты, являющиеся основным
источников тревоги.
Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при
необходимости проводить ее в группы. На первой странице бланка
указывается фамилия и имя спортсмена, возраст и дата проведения
исследования.
Инструкция: на следующих страницах перечислены ситуации, с
которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для
Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.
Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из
цифр справа: О, 1 , 2 , 3, 4.
Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру
«О».
Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру «1».
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство,
что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру «2».
Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство,
тревогу, страх, обведите цифру «3».
Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести
ее и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх,
обведите цифру «4».54
ТЕКСТ МЕТОДИКИ
Пример: перейти в новую секцию.
1 . Выполнять соревновательные упражнения на
контрольном уроке.
2. Пойти домой к незнакомым людям.
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, смотрах
...
4. Разговаривать с директором школы, секции.
5. Думать о своем будущем.
6. Участвовать в жеребьевке стартового номера на
соревнованиях.
7. Тебя критикуют, в чемто упрекают.
8. На тебя смотрят, когда ты чтонибудь делаешь на
льду (за тобой наблюдают тренер, хореограф и другие
тренеры во время тренировки).
9. Участвовать в контрольных, отборочных
соревнованиях.
10. После выступления, судьи выставляют оценки.
11 . На тебя не обращают внимания.
12. У тебя чтото не получается.
13. Ждешь родителей после разговора с тренером о
твоих результатах в спортивной деятельности.
14. Тебе грозит неуспех, провал.
15. Слышишь за своей спиной смех.
16. Сдаешь экзамены в школе.
17. На тебя сердятся (непонятно почему).
18. Выступать перед большой аудиторией зрителей.
19. Предстоит важное, решающее дело.
20. Не понимаешь объяснений тренера.
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
255
21. С тобой не согласны, противоречат тебе.
22. Сравниваешь себя с другими.
23. Проверяют твои способности.
24. На тебя смотрят как на маленького.
25. Тренер неожиданно выставляет тебя на
соревнования.
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла).
27. Оценивается твой результат.
28. Думаешь о своих делах.
29. Тебе надо принять для себя решение.
30. Не получается соревновательное упражнение.
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Виды тревожности
Вид тревожности
Спортивная
Самооценочная
Межличностная
1
3
2
4
5
7
2
Номер пункта шкалы
6
1
4
8
1
9
1
0
1
9
5
1
1
3
1
2
7
1
2
6
1
3
8
1
2
0
1
7
1
2
2
5
2
8
5
2
2
0
2
9
6
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу
шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в
качестве уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей
шкале как общий уровень тревожности.56
УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ
Приложение 2
Уровень
тревожности
Группа
спортсменов
Уровень различных видов тревожности,
баллы
я
а
н
в
и
т
р
о
п
С
719
417
2025
1823
2631
2430
я
а
н
ч
о
н
е
ц
о
о
м
а
С
1121
418
2226
1925
2731
2632
я
а
н
т
с
о
н
ч
и
л
ж
е
М
720
517
2127
1824
2833
2530
л
о
П
я
а
щ
б
О
т
е
л
,
т
с
а
р
з
о
В
Нормальный
1112
Несколько
повышенный
1112
Высокий
1112
Очень высокий
1112
Ж
м
ж
м
ж
м
ж
м
3062
1754
6378
5573
7994
7491
Более 94 Более 3 1 Более 31 Более 33
Более 91 Более 30 Более 32 Более 30
Чрезмерно
спокойный
1112
ж Менее 30 Менее 7 Менее 11 Менее 7
м Менее 17 Менее 4 Менее 4 Менее 5
Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определялся
исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве
показателя интервала взято среднее квадратичное отклонение от результатов
группы.
Ограниченные, связанные с применением шкалы, как и других методов
опроса, обусловлены зависимостью ответов спортсмена от наличия у него
желания отвечать, доверия к эксперименту, искренности. Это означает, что
шкала в первую очередь выявляет тех спортсменов, которые не только57
испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом.
Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и,
напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная
тревога, с которой спортсмен по разным причинам не хочет сообщать
окружающим.
Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожности, прежде
всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций,
начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним
человеком) до самых сложных защитных механизмов.54
Приложение 3
Содержание аутогенной тренировки
Если Вы почувствуете, что в Вашу душу закралось чувство
неуверенности, озабоченности, хотя бы намеки на состояние болезни, то снять
эти состояния Вам помогут утренние сеансы аутогенной тренировки (хотя бы
в течение 23 минут). Условие: продолжайте лежать в утренней дремоте с
закрытыми глазами:
1.
Повторяйте 2 раза: «Мой мозг еще дремлет, он очень
прочно воспринимает словесное самовнушение». Обратите внимание на
вдох и небольшую паузу после выдоха. В соответствии с фразами
дыхания повторяйте мысленно: «Вдох, выдох, пауза». Повторяйте
3 раза, продолжайте так дышать, но без пауз, производя выдох через рот
удлиненной слабой струей. При этом обязательно представляйте, что с
выдохом уходят в пространство неблагожелательные чувства и
привычки. Во время выдоха произносите: «Уходит неуверенность,
болезнь, озабоченность». Повторяйте 510 раз.
2.
Теперь скажите полушепотом:
«Нервная
система
вполне подготовлена к восприятию самовнушения» и повторяйте
шепотом следующие заранее выученные фразы, такие как:
Я верю в свои силы.
Я становлюсь приветливее, доброжелательнее и активнее.
Я собран, я готов работать хорошо.
Я счастлив (а) все идет к лучшему.
В любое время дня аутогенную тренировку следует проводить
следующим образом: сядьте удобнее, как бы в воображении истомы.Впечатление такое, что Вы как бы «размякли» на солнышке. Вам не хочется
даже двинуть пальцем. Закройте глаза, чтобы не было лишних раздражителей.
Вначале дышите произвольно и неглубоко (68 раз). Затем вдохните животом
(диафрагмой) и выдохните через рот узкой и слабой струей и образно
представьте, что Вы этой струей, как спиралью, обволакиваете все тело,
начиная с ног и до шеи. Повторяйте это упражнение 68 раз и во время выдоха
каждый раз мысленно произносите: «Я ограждаю свое сознание от неприятных
эмоций». Во время последующих двух выдохов говорите: «Я теперь огражден
от неприятных эмоций». Закончив упражнение, напрягите мышцы рук и ног и
расслабьте их, 2 3 раза подышите, имитируя зевок. Затем встаньте,
посмотрите в зеркало и улыбнитесь, вспоминая чтонибудь очень приятное.Исполнитель
выпускной квалификационной работы
студент 5 курса каф. ТиМ гольфа _______________Волков Е.А.Научный руководитель
Доцент каф. ТиМ гольфа, к.п.н. ___________________Яковлев Б.А.
Заведующий кафедрой ТиМ гольфа ___________________Яковлев Б.А.
Дата защиты ______________________
Оценка за защиту ______________________
Председатель Государственной
Аттестационной комиссии ____________________
Члены Государственной ________________________________________
Аттестационной комиссии ________________________________________
_________________________________________________________________