Функция воспитателя в организации совместной деятельности заключается в умении ставить научно обоснованные цели и задачи, побуждать воспитанника к достижению этих целей, к выполнению предстоящей деятельности (с определением основных способов ее организации, последовательности выполнения и предполагаемых результатов). При этом воспитателю необходимо уметь понять мотивы, потребность, социальные ожидания воспитуемого, побуждающие его к деятельности.
ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
ПРАВОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА.
Функция воспитателя в организации совместной деятельности заключается в умении
ставить научно обоснованные цели и задачи, побуждать воспитанника к достижению этих
целей, к выполнению предстоящей деятельности (с определением основных способов ее
организации, последовательности выполнения и предполагаемых результатов). При этом
воспитателю необходимо уметь понять мотивы, потребность, социальные ожидания
воспитуемого, побуждающие его к деятельности.
Нередко педагоги, коллектив класса и родители не проявляют достаточной
настойчивости и терпения, чтобы вскрыть подлинные причины плохого поведения
подростка. Иногда же эти причины известны, но воспитатели не утруждают себя
выработкой индивидуального подхода для восстановления нормального положения
подростка в школе и правильного к нему отношения. Факты в основном подтверждают это:
по отношению к большинству несовершеннолетних правонарушителей в школе не было
индивидуального подхода. Во многих случаях школьный коллектив открыто недолюбливал
подростков с нарушением интеллекта и отрицательно к ним относился. А в некоторых
случаях школа переводила таких подростков на индивидуальное обучение на дому, тем
самым изолируя их от коллектива.
Среди подростков, совершивших правонарушение, большинство вообще бросили
школу. Низкая успеваемость, отрицательное отношение к учебе характеризуют, как
правило, умственно отсталого подростка. Самостоятельно справиться с отставанием они
не могут, родители также не в состоянии им помочь. Подросток начинает совершать
различные проступки и правонарушения с целью завоевания авторитета.
Таким образом, если мы хотим предупредить правонарушение, необходимо решить
задачу — восстановить у каждого умственно отсталого подростка положительное
отношение к учебе. Надо воспитывать потребность в знаниях, развивать познавательные
мотивы, прививать им соответствующие учебные навыки и умения.
Особенно чутким должен быть подход к подросткам в вопросах полового
воспитания. Основа правильного полового воспитания развитие нравственных
эстетических чувств.
Одним из лучших методов работы с подростком является метод убеждения и
сопоставления фактов, определение требований.
Каждому возрасту присущ свой характер взаимоотношений между личностью и
внешним миром. Это необходимо учитывать при установлении контактов с подростками.
Всякое непонимание психологии подростка, попытка навязать ему чужую позицию ведет к
неудаче, к утере взаимопонимания.Именно когда взрослые не поняли своего воспитанника, появляется трудный
подросток. Правильно работать с детьми, особенно с трудными, — значит установить
тесный контакт с ними. правильно понять их. Каждому подростку нужен свой взрослый
человек: отец, мать, учитель, шеф. Но для умственно отсталых подростков особенно
необходим воспитатель, который пользуется его авторитетом.
Трудный ребенок приходит в школу из неблагополучной семьи, в которой либо нет
отца, либо он вызывает чувство стыда, гнева и презрения. Такой мальчик интуитивно ищет
среди окружающих людей мужчину, наделенного такими чертами, как мужество, смелость,
находчивость, разносторонними умениями. И в школе ему трудно бывает найти такой
образец для подражания.
Н. К. Крупская считала, что воспитание детей должно начинаться с самовоспитания
родителей. Развитие и становление личности подростка и в том числе проявление
различных аномалий можно считать отражением взглядов и интересов семьи. в которой
этот подросток воспитывается. У многих родителей существует неправильная тенденция
переложить функцию воспитания их ребенка целиком на школу. Между тем эмоциональная
сфера ребенка и основы его нравственности формируются именно в семье еще до
поступления его в школу.
С такими отрицательными социальными явлениями, как семейные конфликты, рост
количества разводов, падение рождаемости, прямо связан рост числа трудных подростков.
Подросток, который не может гордиться своими родителями, лишен
психологического комфорта в семье.
А если в сознание подростка уже вошли заблуждения, предубеждения, а также
чуждые обществу моральные принципы, установки, определяющие его поведение?
Правильному формированию морального сознания помогает живое слово воспитателя,
подкрепленное общественной практикой; социальный опыт, деятельность в коллективе.
Большое значение имеет включение несовершеннолетних через труд в широкие
социальные связи. Следует привлекать подростков, разумеется, с учетом их возрастных и
индивидуальных возможностей, к участию в больших и серьезных делах: благоустройство и
озеленение своего населенного пункта, сельскохозяйственные и строительные работы,
детские, лесничества, школьные трудовые лагеря.
В. А. Сухомлинский писал: «Трудовое воспитание является практической
подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем
важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания» .
Оказывая воспитательное воздействие на подростка, нужно быть чутким и
тактичным. Не следует придираться к мелочам. Нельзя воспитать без доверия, можно лишь
принудить воспитуемого к формальному выполнению требований. Подростки хорошо
чувствуют отношение к ним взрослых, уважение или неуважение к себе.
У умственно отсталого подростка надо в первую очередь выявлять положительные
качества, на базе которых только и возможно достижение с ним психологического
контакта и его перевоспитание.Изучение недостатков такого подростка чаще происходит опосредованно (через
других лиц в ходе конкретной деятельности, в естественной обстановке).
Нормализация отношений с подростком, имеющем нарушение в развитии интеллекта
основная предпосылка его объективного изучения. Хорошо понять такого подростка
можно только в том случае, если тщательно изучить среду, людей, которые его
воспитывали ранее, его товарищей по двору, улице, классу.
Надо всемерно побуждать воспитанника к самопознанию и самооценке. Привлечь в
качестве своих союзников тех, кто положительно влияет на ребят, и нейтрализовать тех,
кто оказывает отрицательное влияние.
Многие граждане не вмешиваются в те или иные нарушения порядка подростками,
проходят мимо их общественно опасного поведения что создает у них уверенность в
безнаказанности.
Являясь членом антисоциальной микросреды, совершая аморальные проступки и
преступления, подросток приобретает целый ряд отрицательных привычек, навыков,
стереотипов поведения.
При перевоспитании необходимо сначала разрушить
приобретенные отрицательные стереотипы поведения. Вместе с тем в таком подростке
следует воспитывать способность трудиться, а затем превращать эту способность в
потребность, которая должна стать доминирующей чертой личности.
Начиная работу с подростком, надо в нем самом вырабатывать установку на
исправление: переделку собственной личности через труд и самовоспитание. При этом
следует исходить из оптимистического прогноза, что в каждом подростке можно
обнаружить положительные черты. Опираясь на эти положительные черты, можно
приступить к формированию социальноположительной личности.
Чувство коллективизма, доброту и просто трудовые навыки невозможно воспитать
без коллектива, который является одним из главных факторов воздействия на личность и
особенно на ее перевоспитание.
Воспитательный процесс — процесс творческий, строящийся на учете
индивидуальных особенностей личности подростка, группы подростков и всего коллектива
в целом.
Нередки случаи, когда подростки оказывают скрытое, а порой и открытое
сопротивление воспитательному воздействию. Воспитательная работа с такими
подростками требует от воспитателя проявления незаурядных личностных качеств:
настойчивости и целеустремленности,
разносторонних
педагогических знаний и навыков.
чуткости и внимания,
Из большого арсенала средств, которые имеются в распоряжении воспитателя, он
обязан отобрать и применить именно те, которые дают максимальный эффект в данном
случае. Педагогической работе с подростками, имеющими нарушения интеллекта, должны
быть чужды формализм, боязнь нового и главное равнодушие к их судьбам. Лица,
посвятившие себя тяжелой и благородной деятельности с такими подростками, должны
волевыми и талантливыми педагогами.Воспитатель должен обладать умением слушать собеседника и, общаясь с ним,
составлять представление об его индивидуальных особенностях.
К этим особенностям относятся в первую очередь темперамент, специальный тип
высшей нервной деятельности, черты характера, направленность личности и состояние
подростка. Суровый, строгий тон в беседе с уклоняющимся от работы и учебы парнем
сангвинического темперамента может дать положительные результаты, но этот же тон
будет совершенно неприемлем в беседе с подростком слабого типа, у которого
взаимоотношения с коллективом и трудовой процесс не ладятся изза робости и
застенчивости. В этом случае надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в
себя. Для этого нужно руководствоваться не только интуицией и опытом общения, но и
изучать психологию человека, с тем чтобы в затруднительных случаях использовать
научные рекомендации для организации контакта с людьми.
Желательно, чтобы воспитатель обладал яркой индивидуальностью, располагал к
себе подростка.
Хорошо продуманная воспитательная работа с молодежью, проводимая
систематически и целенаправленно теми, кто призван воспитывать подрастающее
поколение на всех этапах его жизненного пути, позволит полностью изжить
правонарушения и преступность.
Воспитание нового человека и ликвидация преступности в нашей стране прямо
связаны с проблемой воспитания детей и подростков. Своевременное выявление причин
отклоненного поведения подростков, ликвидация этих причин и условий, их порождающих,
воспитание всесторонне развитой и нравственно здоровой смены одна из главных задач
сегодняшнего дня