ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Функция воспитателя в организации совместной деятельности заключается в умении ставить научно обоснованные цели и задачи, побуждать воспитанника к достижению этих целей, к выполнению предстоящей деятельности (с определением основных способов ее организации, последовательности выполнения и предполагаемых результатов). При этом воспитателю необходимо уметь понять мотивы, потребность, социальные ожидания воспитуемого, побуждающие его к деятельности.
Иконка файла материала ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.doc
ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. Функция воспитателя в организации совместной деятельности заключается в умении ставить научно обоснованные цели и задачи, побуждать воспитанника к достижению этих целей, к выполнению предстоящей деятельности (с определением основных способов ее организации, последовательности выполнения и предполагаемых результатов). При этом воспитателю   необходимо   уметь   понять   мотивы,   потребность,   социальные     ожидания воспитуемого, побуждающие его к деятельности. Нередко   педагоги,   коллектив   класса   и   родители   не   проявляют   достаточной настойчивости   и   терпения,   чтобы   вскрыть   подлинные   причины   плохого   поведения подростка.   Иногда   же   эти   причины   известны,   но   воспитатели   не   утруждают   себя выработкой   индивидуального   подхода   для   восстановления   нормального   положения подростка в школе и правильного к нему отношения. Факты в основном подтверждают это: по отношению к большинству несовершеннолетних  правонарушителей  в школе не было индивидуального подхода. Во многих случаях школьный коллектив открыто недолюбливал подростков с нарушением интеллекта и отрицательно к ним относился. А в некоторых случаях школа переводила таких подростков на индивидуальное обучение на дому, тем самым изолируя их от коллектива. Среди   подростков,   совершивших   правонарушение,   большинство   вообще   бросили школу.   Низкая   успеваемость,   отрицательное   отношение   к   учебе   характеризуют,   как правило, умственно отсталого подростка. Самостоятельно справиться с отставанием они не   могут,   родители   также   не   в   состоянии   им   помочь.   Подросток   начинает   совершать различные проступки и правонарушения с целью завоевания авторитета.  Таким образом, если мы хотим предупредить правонарушение, необходимо решить задачу   —   восстановить   у   каждого   умственно   отсталого   подростка   положительное отношение к учебе. Надо воспитывать потребность в знаниях, развивать познавательные мотивы, прививать им соответствующие учебные навыки и умения. Особенно   чутким   должен   быть   подход   к   подросткам   в   вопросах   полового воспитания.   Основа   правильного   полового   воспитания   ­   развитие   нравственных эстетических чувств. Одним   из   лучших   методов   работы   с   подростком   является   метод   убеждения   и сопоставления фактов, определение требований.  Каждому   возрасту   присущ   свой   характер   взаимоотношений   между   личностью   и внешним миром. Это необходимо учитывать при установлении контактов с подростками. Всякое непонимание психологии подростка, попытка навязать ему чужую позицию ведет к неудаче, к утере взаимопонимания.Именно   когда   взрослые   не   поняли   своего   воспитанника,   появляется   трудный подросток.   Правильно   работать   с   детьми,   особенно   с   трудными,   —   значит   установить тесный контакт с ними. правильно понять их. Каждому подростку нужен свой взрослый человек:   отец,   мать,   учитель,   шеф.   Но   для   умственно   отсталых   подростков   особенно необходим воспитатель, который пользуется его авторитетом.  Трудный ребенок приходит в школу из неблагополучной семьи, в которой либо нет отца, либо он вызывает чувство стыда, гнева и презрения. Такой мальчик интуитивно ищет среди окружающих людей мужчину, наделенного такими чертами, как мужество, смелость, находчивость,   разносторонними   умениями.   И   в   школе   ему   трудно   бывает   найти   такой образец для подражания.  Н. К. Крупская считала, что воспитание детей должно начинаться с самовоспитания родителей.   Развитие   и   становление   личности   подростка   и   в   том   числе   проявление различных аномалий можно считать отражением взглядов и интересов семьи. в которой этот подросток воспитывается. У многих родителей существует неправильная тенденция переложить функцию воспитания их ребенка целиком на школу. Между тем эмоциональная сфера   ребенка   и   основы   его   нравственности   формируются   именно   в   семье   еще   до поступления его в школу. С такими отрицательными социальными явлениями, как семейные конфликты, рост количества разводов, падение рождаемости, прямо связан рост числа трудных подростков. Подросток,   который   не   может   гордиться   своими   родителями,   лишен психологического комфорта в семье. А   если   в   сознание   подростка   уже   вошли   заблуждения,   предубеждения,   а   также чуждые     обществу   моральные   принципы,   установки,   определяющие   его   поведение? Правильному   формированию   морального   сознания   помогает   живое   слово   воспитателя, подкрепленное общественной практикой; социальный опыт, деятельность в коллективе. Большое   значение   имеет   включение   несовершеннолетних   через   труд   в   широкие социальные связи. Следует привлекать подростков, разумеется, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, к участию в больших и серьезных делах: благоустройство и озеленение   своего   населенного   пункта,   сельскохозяйственные   и   строительные   работы, детские, лесничества, школьные трудовые лагеря. В.   А.   Сухомлинский   писал:   «Трудовое   воспитание   является   практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания» . Оказывая   воспитательное   воздействие   на   подростка,   нужно   быть   чутким   и тактичным. Не следует придираться к мелочам.  Нельзя воспитать без доверия, можно лишь принудить   воспитуемого   к   формальному   выполнению   требований.   Подростки   хорошо чувствуют отношение к ним взрослых, уважение или неуважение к себе. У умственно отсталого подростка надо в первую очередь выявлять положительные качества,   на   базе   которых   только   и   возможно   достижение   с   ним   психологического контакта и его перевоспитание.Изучение   недостатков   такого   подростка   чаще   происходит   опосредованно   (через других лиц в ходе конкретной деятельности, в естественной обстановке). Нормализация отношений с подростком, имеющем нарушение в развитии интеллекта ­   основная   предпосылка   его   объективного   изучения.   Хорошо   понять   такого   подростка можно   только   в   том   случае,   если   тщательно   изучить   среду,   людей,   которые   его воспитывали ранее, его товарищей по двору, улице, классу. Надо всемерно побуждать воспитанника к самопознанию и самооценке. Привлечь в качестве своих союзников тех, кто положительно влияет на ребят, и нейтрализовать тех, кто оказывает отрицательное влияние. Многие граждане не вмешиваются в те или иные нарушения порядка подростками, проходят   мимо   их   общественно   опасного   поведения   что   создает   у   них   уверенность   в безнаказанности. Являясь  членом антисоциальной  микросреды,  совершая аморальные  проступки и преступления,   подросток   приобретает   целый   ряд   отрицательных   привычек,   навыков, стереотипов   поведения.   При   перевоспитании   необходимо   сначала   разрушить приобретенные отрицательные  стереотипы  поведения.  Вместе  с тем в таком подростке следует   воспитывать   способность   трудиться,   а   затем   превращать   эту   способность   в потребность, которая должна стать доминирующей чертой личности. Начиная   работу   с   подростком,   надо   в   нем   самом   вырабатывать   установку   на исправление:   переделку   собственной личности  через   труд  и  самовоспитание.  При  этом следует   исходить   из   оптимистического   прогноза,   что   в   каждом   подростке   можно обнаружить   положительные   черты.   Опираясь   на   эти   положительные   черты,   можно приступить к формированию социально­положительной личности. Чувство коллективизма, доброту и просто трудовые навыки невозможно воспитать без коллектива, который является одним из главных факторов воздействия на личность и особенно на ее перевоспитание.  Воспитательный   процесс   —   процесс   творческий,   строящийся   на   учете индивидуальных особенностей личности подростка, группы подростков и всего коллектива в целом. Нередки   случаи,   когда   подростки   оказывают   скрытое,   а   порой   и   открытое сопротивление   воспитательному   воздействию.   Воспитательная   работа   с   такими подростками   требует   от   воспитателя   проявления   незаурядных   личностных   качеств: настойчивости   и   целеустремленности,   разносторонних педагогических знаний и навыков.   чуткости   и   внимания, Из большого арсенала средств, которые имеются в распоряжении воспитателя, он обязан отобрать и применить именно те, которые дают максимальный эффект в данном случае. Педагогической работе с подростками, имеющими нарушения интеллекта, должны быть   чужды   формализм,   боязнь   нового   и   главное   ­   равнодушие   к   их   судьбам.   Лица, посвятившие себя тяжелой и благородной деятельности с такими подростками, должны волевыми и талантливыми педагогами.Воспитатель   должен   обладать   умением   слушать   собеседника   и,   общаясь   с   ним, составлять представление об его индивидуальных особенностях. К этим особенностям относятся в первую очередь темперамент, специальный тип высшей   нервной   деятельности,   черты   характера,   направленность   личности   и   состояние подростка. Суровый, строгий тон в беседе с уклоняющимся от работы и учебы парнем сангвинического   темперамента   может   дать   положительные   результаты,   но   этот   же   тон будет   совершенно   неприемлем   в   беседе   с   подростком   слабого   типа,   у   которого взаимоотношения   с   коллективом   и   трудовой   процесс   не   ладятся   из­за   робости   и застенчивости. В этом случае надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в себя. Для этого нужно руководствоваться не только интуицией и опытом общения, но и изучать   психологию   человека,   с   тем   чтобы   в   затруднительных   случаях   использовать научные рекомендации для организации контакта с людьми.  Желательно, чтобы воспитатель обладал яркой индивидуальностью, располагал к себе подростка.  Хорошо   продуманная   воспитательная   работа   с   молодежью,   проводимая систематически   и   целенаправленно   теми,   кто   призван   воспитывать   подрастающее поколение   на   всех   этапах   его   жизненного   пути,   позволит   полностью   изжить правонарушения и преступность. Воспитание нового человека и ликвидация преступности в нашей стране прямо  связаны с проблемой воспитания детей и подростков. Своевременное выявление причин  отклоненного поведения подростков, ликвидация этих причин и условий, их порождающих, воспитание всесторонне развитой и нравственно здоровой смены ­ одна из главных задач  сегодняшнего дня