Психолого-педагогические условия для развития мотивации как фактор повышения качества образования
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но,к сожалению, и учителям, и родителям приходится констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.А школьника нельзя успешно обучать, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача поформированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Мотив(от латинского) – приводить в движение, толкать.Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
На сегодняшний день учебная деятельность для большинства школьников имеет вынужденный характер: нужно учиться, чтобы не быть безграмотным, сдать ЕГЭ, поступить в институт, получить хороший аттестат, приобрести профессию и т.д.
Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у своих учеников высшие мотивы -социальные и духовные,т.е. воспитать у них убеждение в необходимости получения знаний для того, чтобы быть полезным обществу, воспитывать у них познавательный интерес к предмету.
Положительные эмоции, интерес, стимул- это своего рода фундамент формирования положительной мотивации учащихся.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования, ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.)
5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.)
В конце октября 2017 года среди учащихся 5-х классов (65 учащихся) было проведено анкетирование для изучения мотивации учения. В результате были получены следующие данные:
Таким образом, большая часть детей 54% (35 учеников) имеют низкую школьную мотивацию или негативное отношение к школе. И всего 15% (10 учеников) имеют высокий и хороший (средний) уровень мотивации.
Уже начальной учебная становится большой для — отвлекаются, не за что учитель, не достаточных для классных и заданий, проявлять апатию. Чем становится тем у проблем, с учиться.
Эмоции– человека на внутренних и раздражителей. зависят от учебной школьника, они процесс и ему. поддерживаемая протекает успешнее, чем к человек себя доводами
Интересы– отношение к
Косвенно учебной свидетельствует реальной учебной Сюда обычные школьной посещаемости и - учебной школьников.
Учебная определяется факторов.
· Во-первых, она самой системой, учреждением, где учебная
· во-вторых, организацией процесса;
· в-третьих, субъектными обучающегося пол, развитие, уровень самооценка, с учениками и т.
· в-четвертых, субъектными педагога и, всего отношения его к к
· в-пятых, учебного
Пожалуй, источником мотивации ощущение активным учебного от в очередь результат. способствуют изложение коллективный штурм и деятельность Они ребенку возможность активное в «добывания» а не их потребителем.
Установки действия по положительной учащихся к
· учет особенностей
· выбор в с ученика;
· использование ситуаций, дискуссий;
· нестандартная проведения
· создание взаимопонимания и на
· использование и форм учебной
· эмоциональная учителя;
· использование и игр, технологий;
· применение и
· вера в ученика;
· формирование самооценки
· оценка ученика не по результату - но и по его
· стимулирование к и использованию способов заданий без ошибиться.
Условия целенаправленного на сферу
1. у вызвать к стимулируя тем его
2. процесс по сотрудничества с по педагогической а это - в ребенка и его оценивать не а поступки; ценность не результата, но и процесса с проявлять к ребенку радуясь его действиям, их; не с помогать в своего «Я», в уникальности.
3. детей свою определять деятельности и результат.
4. деятельности с расчетом, в работы новые и новые
5. детей объяснению успехов и
6. педагога мотивацию, она не к ребенка в а к тем которые ребенок при задания. необходимо что будет успехи не с других а с его результатами.
7. детской исследовательского и Взрослый не передать ребенку, но и ее, то помочь детские найти ошибки, с трудностями.
Личность и его к также положительную к
Учитель являть образец мотивированной то это быть с выраженным к деятельности, к ее высоким и в силах, самоуважением.
Учитель ожидать от ученика результатов, на них и в их Учитель любить уважать их.
При всех правил и можно значительных в положительной учащихся к
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.