Психолого-педагогическое обследование детей 4-6 (7) лет

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психолого-педагогическое обследование поможет воспитателю получить представление о возможностях детей, посещающих его группу, и в соответствии с полученными данными в дальнейшем уделить особое внимание тем детям, чьи возможности по определенным параметрам оказались сниженными. Каждый ребенок обследуется в начале первого года занятий, в конце первого года занятий и после завершения дошкольной подготовки. Первое обследование детей производится с первых же дней посещения группы. Данные о ребенке выявляются в процессе беседы, которую целесообразно провести в свободное от занятий время, и в результате на¬блюдений за ним во время занятий.
Иконка файла материала Психолого-педагогическое обследование детей 4-7 лет.doc
Психолого­педагогическое обследование детей 4­6 (7) лет   обследование   поможет   воспитателю   получить Психолого­педагогическое  представление о возможностях детей, посещающих его группу, и в соответствии с полученными   данными   в   дальнейшем   уделить   особое   внимание   тем   детям,   чьи возможности по определенным параметрам оказались сниженными.  Каждый ребенок обследуется в начале первого года занятий, в конце первого года занятий и после завершения дошкольной подготовки.  Первое обследование детей производится с первых же дней посещения группы. Данные о ребенке выявляются в процессе беседы, которую целесообразно провести в свободное от занятий время, и в результате наблюдений за ним во время занятий.  Все   ошибки   в   речи   ребенка,   обнаруженные   во   время   беседы,  обязательно фиксируются в карте с соответствующими искажениями.  Беседу   с   ребенком   (особенно   если   она   включает   пересказ   сказки   или самостоятельный рассказ) можно также записать на аудиокассету.  Сопоставление   данных   всех   трех   обследований   даст  представление   об эффективности обучения ребенка в группе.  Общее развитие ребенка а) Умственное развитие.  Эта графа заполняется на основе беседы с ребенком и наблюдения за ним во время занятий.  В начале беседы задаются вопросы, на которые легко ответить: «Какие у тебя есть игрушки? С кем ты живешь?» и т.д. Далее следуют вопросы, выявляющие, насколько хорошо ребенок ориентируется в окружающем его мире. Так, например, показав   ребенку   картинки,  иллюстрирующие   времена   года,  можно   задать   такие вопросы:   «Какое   время   года   изображено   на   каждой   картинке?   Как   ты   об этом догадался?». Или, показав картинку, на которой изображены два­три вида транспорта,   можно   спросить:   «На   чем   еще   можно   ездить?».   Помимо   беседы можно использовать следующие приемы:  • Определение последовательности действия.  Ребенку предлагается разложить по порядку 2­3 предварительно перемешанные картинки одной серии, а затем составить по ним рассказ.  • Конструирование.  Сложение   кубиков   или   разрезанных   на   4   части   предметных   или   сюжетных картинок.   Используются   также   различные   вкладыши.   В   этом   случае   детямпредлагается вкладывать в гнезда или опускать в прорези пластинки или фигурки различной формы.  • Выявление логических несоответствий.  Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунок (например, птица плывет по реке, а над ней пролетает рыба) и объяснить, что здесь неправильно и почему.  • Определение различий в парных картинках.  С   этой   целью   используются   парные   картинки   с   2­3   явными   различиями.   Если ребенок не может самостоятельно их определить, воспитатель сначала обращает его внимание на первое отличие, а потом предлагает отыскать еще одно.  • Выделение лишней картинки.  Ребенку предлагается определить, какая из трех картинок (шапка, шарф, чайник; кровать, стул, конфета и т.д.) не подходит к остальным и объяснить почему.  • Разъяснение значений слов.  Воспитатель   предлагает   ребенку   объяснить,   что   означает   слово  сладкоежка (самолет,   сороконожка,   пылесос,   подснежник,   холодильник).  Можно   задать следующие вопросы: «Чем отличаются снегопад и листопад (паровоз и пароход, самовар и самолет)?».  При заполнении этой графы учитывается, как ребенок вступает в контакт (охотно, неохотно, отказывается отвечать на вопросы), правильно ли, отвечает на вопросы; как раскладывает картинки одной серии (последовательно или нет, самостоятельно или с помощью воспитателя) и может ли объяснить их последовательность; как складывает разрезные картинки или вставляет вкладыши; выявляет ли логические несоответствия на рисунке или нет; находит ли отличия в парных картинках и сколько их обнаруживает; выделяет ли третью (лишнюю) картинку; правильно ли разъясняет значения слов.  б) Внимание, работоспособность.  Данные о внимании и работоспособности ребенка вносятся в карту обследования постепенно,   по   мере   накопления   наблюдений,   как   во   время   беседы   (см.   пункт «Определение различий в парных картинках»), так и в процессе занятий.  При заполнении этой графы воспитатель записывает в карту:  •  внимание (устойчивое, неустойчивое, рассеянное и т.п.);  •   утомляемость или повышенная утомляемость).  в) Счет.  Ребенку предлагается ответить, сколько ему лет, сосчитать пальцы на одной руке. работоспособность   (стабильная,   нестабильная,   отмечается   быстраяМожно задать и такие вопросы: «Сколько у тебя глаз? А у меня? Сколько ног у курицы, у собаки? Сколько колес у машины, у велосипеда, у парохода?».  Также   используется   рисунок,   на   котором   изображены   одноименные   предметы (например,   ягоды)   в   количественном   составе   1,   2,   3,   4.   Ребенку   предлагается показать на рисунке, где 3 ягоды, 1 ягода, 2 ягоды и 4 ягоды.  В зависимости от ответов ребенка воспитатель записывает в карту:  •  счет в пределах ... (3, 4 и т.д.);  •  название чисел соотносит (или не соотносит) с количеством.    Речь ребенка  а) Общее звучание речи.  Для определения характеристик общего звучания речи достаточно ограничиться наблюдениями во время беседы. Если же этого недостаточно, можно предложить ребенку   прочитать   стихотворение   или   рассказать   знакомую   сказку   (которую воспитатель может записать со слов ребенка в графу «Связная речь»).  Учитывая индивидуальные характеристики речи ребенка, воспитатель записывает в карту:  •  темп речи (равномерный, ускоренный, замедленный, неравномерный);  •  интонация: речь интонированная, т.е. эмоциональная, речь недостаточно (слабо, неравномерно) интонированная, речь монотонная, т.е. невыразительная;  •   звукопроизношение   (речь   чистая,   нарушено   произношение   отдельных   звуков, речь неразборчивая).  б) Фонематический слух.  Одним   из   наиболее   существенных   критериев   фонематического   слуха   является умение различать согласные звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам (звонкие ­ глухие, твердые ­ мягкие, свистящие ­ шипящие). Для этого детям предлагается повторить за воспитателем слоговой ряд. Например: та­да­та, ва­ва­фа, га­ка­ка; на­ня­на, кя­кя­ка, ва­вя­вя; ать­ащ­ать, ча­ща­ча, ца­са­ца, ща­ ща­ша; за­жа­за, ща­са­ша, ща­ся­ща.  Если ребенок неправильно воспроизводит слоговые ряды, воспитатель записывает в   карту:   «Фонематический   слух   снижен».   В   скобках   можно   указать,   какие согласные звуки путает ребенок.  Обычно дети со сниженным фонематическим слухом испытывают затруднения в различении   гласных   звуков.   Чтобы   в   этом   убедиться,   ребенку   предлагается воспроизвести приблизительно следующие слоговые ряды: на­но­на, мо­му­мо, пы­ пэ­пы, бо­ба­бу, ам­ом­ум.Далее ребенку предлагается назвать первый звук в словах: Аня (Алла, аист), утка (улица, ухо), Эля (Эмма, эхо), Ира (Игорь, искра).  Если   последнее   задание   вызывает   затруднение,   воспитатель   объясняет   ребенку: «Слово Аня начинается со звука [а]. С какого звука начинается слово Алла»?  В   зависимости   от   ответов   ребенка   воспитатель   записывает   в   карту:   «Первые гласные звуки в словах выделяет правильно (неправильно); не выделяет первые гласные звуки в словах».  в) Произношение слов сложного слогового состава.  Ребенку   предлагается   самостоятельно   назвать,   кто   или   что   изображено   на картинках. Например: велосипедист, балерина, милиционер, сковородка, аквариум, телевизор, мороженое и т.д.  Можно также предложить ребенку повторить за воспитателем предложения:  ­ На елке зажглись разноцветные лампочки.  •  Мотоциклист едет на мотоцикле.  •  Космонавт управляет космическим кораблем.  Заполняя эту графу, воспитатель делает запись: «Искажает многосложные слова» (или: «Многосложные слова произносит без искажений»). Примеры искаженного произношения слов записываются в карту.  г) Словарь.  На основе ответов на все предшествующие вопросы и наблюдения за речью ребенка в процессе занятий воспитатель уже может судить о состоянии его словаря.  При необходимости ребенку можно предложить выполнить следующие задания:  •   назвать   у   себя   указанные   воспитателем   части   тела   (ресницы,   брови,   локоть, плечо, колено);  •  назвать детенышей кошки, собаки, коровы, курицы, утки, волка, зайца, медведя;  •   подобрать антонимы к словам:  большой, холодный, чистый, твердый,тупой, мокрый,   широкий,   высокий,   старший   и   т.д.  (Слова   можно   включать   в   состав предложений типа: «Этот стол большой, а этот? Эта лента широкая, а эта?»);  •  назвать профессии: «Кто водит машины, самолеты, пароходы? Кто лечит людей? Кто подстригает волосы? Кто воспитывает детей? Кто разносит газеты и письма?» и т.д.;  •  назвать мебель, транспорт, посуду, одежду, обувь;  •  перечислить детали стула, брюк (платья), чайника;•  рассказать, как передвигается зайчик, рыба, змея, птица.  Примеры ошибок обязательно фиксируются в карте.  Характеризуя   словарь   ребенка,   воспитатель   указывает   в   карте:   «Словарь обширный (соответствует возрастной норме, ограниченный, крайне ограниченный, т.е. на уровне нескольких слов)».  д) Словообразование и словоизменение.  Учитывая,   что   многие   дети   плохо   владеют   навыками   словообразования   и словоизменения, в начале каждого задания воспитатель дает образец ответа.  Детям предлагается ответить на следующие вопросы:  ­ Как называется детеныш тигра? Как называется мама тигренка?  Аналогично производятся слова: елок ­  слоненок ­ слониха, кот ­ котенок — кошка, волк — волчонок  —  волчица, олень — олененок — олениха, медведь ­ медвежонок — медведица.  •  В чем подают на стол сахар, соль, перец, салат?  •   Стол   из   дерева   какой?  Ваза   из   стекла   какая?   Кубики   из   пластмассы   какие? Варенье из яблок какое? Шуба из меха зайца какая? Шапка из меха белки какая? Воротник из меха лисы какой?  Можно   также   использовать   задания   на   образование   существительных суффиксальным способом. Ребенку предлагается назвать ласково слова: щека, ухо, сапог, плечо, ребенок, дерево, щенок, чайник, веревка, лист, кресло.  Для образования глаголов приставочным способом ребенку предлагается досказать слово в каждом предложении: «Мы ехали, ехали, к речке...  {подъехали).  Мост... (переехали). К горке... (подъехали). На горку... С горки... Дальше... И домой...».  В   графе   «Словообразование   и   словоизменение»   воспитатель   делает   запись: «Успешное   (допускает   отдельные   ошибки;   достаточно   затруднительно   и   т.д.)». Ошибки детей приводятся в скобках.  е) Грамматический строй речи.  Предварительно   желательно   подготовить   набор   картинок:   окно,   лампа,   ухо, дерево, стул, рукав, воробей, ботинок, овца, утка, петух, ложка.  Вопросы воспитателя формулируются таким образом, что в ответах ориентируют ребенка на определенную падежную форму. Например:  •  На кого и на что ты смотришь? (На окно, лампу и т.д.)  •   Чего не стало?  (Окна, лампы  и т.д.) (В этом случае воспитатель поочередно закрывает картинки рукой.)•  К чему я притронулась карандашом? (К окну, к лампе и т.д.)  •  С какими картинками мы играли?  •  О каких картинках говорили?  Можно также предложить ребенку назвать каждую картинку во множественном числе: «Представь, что этих картинок много. Как ты их тогда назовешь?». Далее ребенку предлагается назвать каждую картинку со словом много.  При необходимости можно еще проверить, как ребенок изменяет словосочетания. Для этого потребуются картинки с изображением Красной v / Шапочки, Серого Волка, Снежной  королевы  и Трех  поросят. К этим картинкам задаются те  лее вопросы, что и к предыдущим.  В графе «Грамматический строй» воспитатель делает запись: «Речь грамматически правильная (незначительные аграмматизмы; большое количество аграмматизмов)». Разумеется,   все   грамматические   ошибки   детей,   допущенные   при   ответах, тщательно фиксируются в карте.  ж) Употребление предлогов.  Целесообразно специально проверить, какими предлогами пользуется ребенок в своей речи. Для этого ему предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш? (На коробке.) А теперь? (В коробке.) Откуда я взяла карандаш? (Из коробки.)  Где теперь карандаш?  (Под столом.)  Откуда я его достала?  (Из­ под стола.)» и т.д.  При   заполнении   данной   графы   воспитатель   делает   запись:   «Простые   предлоги употребляет   правильно   (неправильно);   правильно   (неправильно)   использует сложные предлоги (не умеет пользоваться сложными предлогами)».  Ошибки в употреблении предлогов фиксируются в скобках.  з) Связная речь.  Ребенку   предлагается   составить   рассказ   по   сюжетной   картинке   или   по   серии картинок   или   пересказать   содержание   знакомой   сказки.   Рассказ   ребенка фиксируется в карте с сохранением всех ошибок и искажений слов.