Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения
Оценка 4.7

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
doc
психологическая работа +1
Взрослым
22.04.2017
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения
В данной работе раскрываются такие вопросы, как: Задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ и работа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении. также подборка нескольких анкет, по её результатам делается вывод об уровне социально-психологической адаптации детей данной категории .
Психолого-педаг сопровожд детей с ОВЗ.doc
Психолого­педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения  Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с  комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных  условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ  обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных  достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и  коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к  норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось  исключительным.  Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательные учреждения. На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной  растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в  получении специальной психолого­педагогической помощи. Согласно «Словарю русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем­либо в  качестве спутника или провожатого. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с  ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью  ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при  необходимости — помощь и поддержка. 1. Задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями предусматривает  комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в  решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога­психолога. Основными сферами деятельности в системе социально­психолого­педагогического сопровождения  является: ­ психологическое сопровождение развития и обучения учащихся ­ психологическое сопровождение педагогического коллектива ­ психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся Планируя работу психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья  ставятся следующие задачи: ­определение наиболее адекватных путей и средств развивающе ­ коррекционной работы с ребёнком; ­прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей  развития, резервных возможностей; ∙­реализация собственно психологической развивающе­коррекционной работы на протяжении всего  образовательного процесса. Особое внимание уделяется психологическому сопровождению учащихся в период адаптации, которая  включает в себя: ∙ создание системы психолого­педагогической поддержки всех учащихся в период их школьной  адаптации; ∙ выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; ∙ диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей; ∙ определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития; ∙ разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально­ психологической адаптации ребёнка; . создание специальных педагогических и социально­психологических условий, позволяющих  осуществить развивающую, коррекционно­развивающую работу с детьми, испытывающими  адаптационные трудности. 2. Работа педагога­психолога по психолого­педагогическому сопровождению детей с  ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении Целью психолого­педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в школе, является  обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.  Работа педагога­психолога по психолого­педагогическому сопровождению детей с ограниченными  возможностями реализуется через: 1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября с целью  выявления группы риска школьной дезадаптации изучаются медицинские карты форма  первоклассников. С 1­го октября проводится наблюдение за процессом адаптации  первоклассников, используются методы: Анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и  учебная активность» , методика Гинзбурга «Изучение мотивов учения» . 2. Для изучения социально­психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными  возможностями здоровья можно использовать  анкету, которая заполняется классным  руководителем. В дальнейшем ведется анализ данной анкеты и по её результатам делается  вывод об уровне социально­психологической адаптации детей данной категории . Вот её  примерный вариант. Фамилия, Имя, Отчество ______________________________ Возраст____ Дата заполнения ___ 1. Успешность выполнения школьных заданий: 5 баллов ­ правильное, безошибочное выполнение заданий; 4 балла ­ небольшие помарки, единичные ошибки; 3 балла ­ редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой; 2 балла ­ плохое усвоение материала по одному из основных предметов, частые ошибки, неаккуратное  выполнение заданий; 1 балл ­ плохое усвоение материала по всем предметам. Кол­во баллов:_______________________ 2. Степень усилий, необходимых учащемуся для выполнения заданий: 5 баллов ­ учащийся работает легко, свободно, без напряжения; 4 балла ­ выполнение заданий не вызывает у учащегося особых трудностей; 3 балла ­ иногда учащийся работает легко, в другое время проявляет упрямство; выполнение заданий  требует некоторого напряжения для своего завершения; 2 балла ­ выполнение заданий осуществляется с сильным напряжением; 1 балл ­ учащийся отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию. Кол­во баллов:________________________ 3. Самостоятельность при выполнении школьных заданий: 5 баллов ­ учащийся всегда самостоятельно справляется с заданиями; 4 балла ­ работает самостоятельно, иногда обращается к помощи взрослого; 3 балла ­ иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью; 2 балла ­ предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание  самостоятельно; 1 балл ­ для выполнения школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со  стороны взрослого. Кол­во баллов:________________________ 4. Эмоциональное отношение к школе: 5 баллов ­ учащийся приходит в школу с хорошим настроением, улыбается, смеется. 4 балла ­ учащийся спокоен, деловит, нет проявлений пониженного настроения; 3 балла ­ иногда учащийся приходит в школу с плохим настроением; 2 балла ­ у учащегося случается проявление негативных эмоций (тревожность, огорчение, иногда страх), обидчивость, вспыльчивость, раздражительность; 1 балл ­ преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости). Кол­во баллов:________________________ 5. Взаимоотношения со сверстниками: 5 баллов ­ ребенок общительный, инициативный, имеет много друзей; 4 балла ­ ребенок не проявляет инициативу общения самостоятельно, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети; 3 балла ­ сфера общения ребенка ограничена, общается только с некоторыми детьми; 2 балла ­ предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт; 1 балл ­ ребенок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо инициативен в  общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям: ссорится, дразнится, дерется. Кол­во баллов:________________________ 6. Отношение к учителю: 5 баллов ­ ребенок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно обща­ется с ним; 4 балла ­ дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования,  тревожится, если делает что­то не так; в случае необходимости ребенок может обратиться к учителю за  помощью. 3 балла ­ старается выполнить все требования учителя, но за помощью обращается к одноклассникам. 2 балла ­ выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть  незаметным для него; 1 балл ­ избегает контакта с учителем, при общении с ним испытывает робость или отрицательные  эмоции. Кол­во баллов:________________ Общее кол­во баллов:_____________ Классный руководитель:                            /______Ф.И.О.________ Интерпретация результатов: 1 уровень (Высокий) ­ 26­30 баллов; 2 уровень (Выше среднего) ­ 18­25 баллов; 3 уровень (Средний)­ 12­17 баллов; 4 уровень (Ниже среднего) ­ 6­11 баллов; 5 уровень (Низкий) ­ 1­5 баллов;  Вывод об уровне социально­психологической адаптации:____________ И анкета для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно­ воспитательного процесса. Анкета №2 для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно­ воспитательного процесса /заполняется родителями/ Фамилия, Имя, Отчество _____________________________________________ Возраст_________________________Дата заполнения _____ 1. Часто ли Ваш ребёнок рассказывает дома о школе? Что именно? 2. Какие чувства преобладают в его рассказе? а) положительные б) отрицательные в) когда­как г) не знаю 3. С каким настроением Ваш ребёнок идёт в школу? а) с радостью б) с неохотой в) по­разному г) не знаю 4. Комфортно ли Вашему ребёнку в классе? а) да б) он чувствует себя плохо в) когда­как г) не знаю 5. (Если ребёнок чувствует себя плохо): Почему плохо (когда­как)? а) неуверенность в знаниях б) плохая оценка в) агрессия других детей г) (Ваш ответ)_____________________________________________ 6. Устает ли Ваш ребёнок в школе? а) да б) нет в) не замечаю 7. Какие изменения произошли в Вашем ребёнке? а) положительные б) отрицательные в) положительные и отрицательные 8. Оказала ли школа влияние на  эти изменения? а) да б) нет 9. Есть ли у Вашего ребёнка среди одноклассников друзья? а) да, есть один друг б) да, есть много друзей в) нет, у моего ребёнка нет друзей 10. Какие ещё дополнительные занятия нужны Вашему ребёнку в школе?(нужное подчеркнуть) А)нужны: по предметам, кружки, ЛФК, Иностранный язык, психолог, психотерапевт, массаж, другое  Б) Не нужны 11. Посоветовали бы Вы знакомым отдать ребёнка в нашу школу? Почему? а) Да б) Нет 11. Что запомнилось ребёнку из школьной жизни? 12. Что запомнилось Вам из школьной жизни? Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами  проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми. Изучение истории развития ребенка, методами анкетирования и бесед с родителями выявляю  обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые  травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность  (психические заболевания или некоторые конституциональные черты), семья, среда, в которой живет  ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания  ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.) Для этой цели использую анкету по  изучению развития ребенка Дата обследования___________________________ Фамилия, имя ребенка______________________________________ Дата рождения: год__________________ месяц_________ Школа __________________________________ класс__________________________________ При заполнении анкеты, прошу выполнить следующие инструкции: внимательно прочитайте каждый из  предложенных вопросов и подчеркните то, что считаете нужным, по возможности допиши те  недостающие сведения. Сведения о родителях 1. Год рождения: мать ______________________________ отец_________________________ 2.Обра:зоывание родителей мать ­ высшее, среднее ­ специальное, ПТУ, среднее; отец ­ высшее, среднее—специальное, ПТУ, среднее. 3. В момент обследования: мать работает (профессия) __________________ не работает отец работает (профессия) ___________________ не работает 4. Бытовые условия: отдельная квартира ­ общая квартира. Ребенок имеет отдельную комнату ­ не  имеет. 5.Состав семьи: (проживающие вместе) _______________________________ 6. Имел ли ме ( да, нет), когда ребенку бсто распад семьи было ___________ лет, когда поя вился отчим, мачеха____________________________________ 7. Взаимоотношения в семье: хорошие – холодные ­ напряженные ­ частые конфликты ­ ссоры. 8. Употребление алкоголя в семье: иногда ­ несколько раз в неделю; с резким изменением поведения (отец, мать). 9.Состояние здоровья родителей :мать ­ здорова, отец — здоров; наличие хронических заболеваний:  мать _____________отец ____________________ 10. Наличие нервно­психических заболеваний в семье родственников с тяжелым характером, а также  лиц, которым очень трудно давалась учеба в школе: со стороны матери____________со стороны  отца__________________ Сведения о ребенке 11. Каким по счету родился_______________________________ 12.Течение беременности : нормальное, тошнота, рвоты (до какого месяца_____________) белок в моче,  повышение давления, судороги, обмороки (на каком месяце ) лежала на сохранении ( сколько времени  _____) травмы физические, нервные потрясения, переживания (какие) _________ Инфекции: простудные заболевания: краснуха, корь, другие инфекционные заболевания. Резус в крови у матери (+ ­), отца (+ ­), ребенка (+ ­), меры по поводу резус­ конфликт_______________________________ 13.Роды: нормальные – преждевременные ­ переношенные – быстрые – «штурмовые» (1­2 часа от начала  болей) ­ затяжные (больше суток от начала болей). Какого рода помощь оказывалась во время родов:  уколы, кислород, стимуляция, наркоз, наложение щипцов, вакуум, другие виды помощи_______ 14.Вес при рождении________________________ 15. Период новорожденности: ребенок родился с кожными покровами нормального цвета ­ красным –  синим ­ белым; закричал сразу ­ не дышал некоторое время ­ его хлопали опускали в ванночку ­ ему  делали уколы ­ на коже лица и головы была опухоль или кровоподтек; врачи, говорили о родовой  травме, асфиксии, слабости ребенка. Приложен к груди на _____день. Сосал хорошо ­ слабо. Была желтуха новорожденных — не было желтухи. Был в первые недели и месяцы нормальным ­ очень  вялым — очень беспокойным. 16. Врожденные пороки: вывих бедра ­ порок сердца, косоглазие ­ парез (слабость ручки, ножки). 17.Особенности развития в раннем возрасте :а) моторное развитие: головку держал с______ месяцев,  сидел с _____ месяцев, стоял с ______ месяцев, ходил с_____ месяцев__________ лет;б) речь: отдельные слова до одного года ­ после года; фразы до полутора лет______ до двух лет_____ после  двух с половиной лет. Особенности речи в детстве: нормальная заикание – картавость – шепелявость ­  косноязычие (до какого возраста____). 18. Заболевание до года (сколько раз): грипп______ простудные (ОРЗ) ____ ангина____ воспаление  среднего уха (отит) ______ воспаление легких ____ диспепсия ______ложный круп_____ травмы головы ____ судороги_____ 19.Заболевания после первого года жизни (в каком возрасте, легко ­ тяжело ­ с осложнениями) Рахит  ___ диатез___ простудные заболевания __ воспаление легких_____ воспаление среднего уха (отит)_________дизентерия _ гастрит_______ язва  воспаление желчного пузыря (холецистит) _____желтуха ____воспаление мочевого пузыря (цистит)  ____воспаление почек_____ Инфекционные заболевания: корь _____ краснуха_____ скарлатина ____ свинка ______ ветряная  оспа_____ хронический тонзиллит _______ туберкулез ______ Операции по поводу: аппендицита_______ хронического тонзиллита _______ другие_____ Общий  наркоз (в связи с чем) ______________________ 20. Состоял на учете врача :инфекциониста – туберкулезника – окулиста ­ отоларинголога (ушного) –  ревматолога – психоневролога ­ логопеда. 21. Где воспитывался обследуемый ребенок: а) до трех лет: в семье — в однодневных яслях ­ в  круглосуточных яслях — в доме ребенка; б) до школы: в семье — в однодневном саду ­ в круглосуточном детском саду. Перед поступлением в школу ребенок умел: читать, писать, считать знал буквы. В школе посещал  группу продленного дня _______не посещал. 22. Аппетит: нормальный, повышенный, пониженный, избирательный. 23.Сон: засыпает быстро; засыпает не сразу; спит спокойно, спит чутко, беспокойно; бывают ночные  страхи, страшные сны, ходит во сне, говорит во сне; просыпается легко, просыпается с трудом;  нуждается в дневном сне. 24. Настроение: преобладает хорошее ­ преобладает пониженное – ровное, преобладания не отмечается;  настроение устойчивое – неустойчивое, легко меняется от незначительных причин. 25. Поведение: ровное, спокойное ­ неровное. бывает вспыльчивым, капризным; при раздражении теряет  самоконтроль, кричит, топает ногами, может нагрубить, ударить; после обиды успокаивается быстро ­  долго не может успокоиться. 26. Утомляется: часто ­ утомляется редко. Утомляется от физических нагрузок ­ от общения ­ при  умственных нагрузках. При утомлении: нарушается внимание, появляется головная боль, снижается аппетит, нарушается сон,  появляется раздражительность, физическая вялость. 27. Частые жалобы: головные боли ­ головокружение ­ повышенная потливость ­ плохо переносит жару ­ плохо переносит езду в транспорте ­ повышенная обидчивость ­ плаксивость ­ капризность – заикание – тики – лишние, навязчивые движения ­ склонность к страхам ­ кусает ногти ­ мочится (днем, ночью) –  тошноты ­ боли в суставах ­ боли в животе – обмороки ­ другие жалобы (кроме перечисленных)  ____________________________ В настоящий момент: плохое зрение ­ слабый слух ­ недостатки в произношении отдельных звуков ­  плохая координация движений, неловкий ­ слишком маленький рост ­ чрезмерная полнота. 28. Индивидуальные особенности: 1) Общителен и активен в общении, сам выбирает друзей ­ в дружбе пассивен, общается с теми, кто к  нему обращается; мало общителен, избегает общения. 2) Застенчив и робок, не смущается со знакомыми ­ раскован и смел в любой обстановке. 3) Задирист, драчлив, первый не задирается, но может за себя постоять, избегает ссор, труслив.4)  Ласков, не любит выражать свои чувства, холодный, неласковый. 5) Болтливый, охотно разговаривает, молчаливый. 6) Чрезмерно подвижен, быстр, двигательная активность умеренная, мало подвижен; движения ловкие,  движения неловкие. 7) Спокойный, легко волнуется, быстро раздражается, теряет контроль над поведением, «нервный». 8) Собранный, внимательный, рассеянный, невнимательный, внимателен только при интересном занятии. 9) Самолюбив, склонен к борьбе за первенство, самолюбие не выражено. 10) Имеет любимое занятие (какое именно)__________________ всем любит заниматься понемногу, самостоятельно не может найти себе занятия. 11) Находчив, догадлив, с трудом находит ответ. 12) Легко принимает решение сам, может его отстоять, склонен к сомнениям, охотно принимает советы  окружающих. 13) Обостренное чувство ответственности с оттенком тревожности, ответственен, добросовестен,  недостаточно ответственен. 14) Доброжелателен, справедлив, завистлив, мстителен. 15) Память хорошая, память плохая, забывчив. 16) Учится отлично, хорошо, удовлетворительно, с трудом, самостоятельно, нуждается в помощи;  охотно­неохотно. Итоговые оценки по основным предметам: русский язык _______математика____________ чтение (литература) __________ Русский язык является родным ­ не родным языком. 29. Воспитание в семье : 1) Кто преимущественно занимается воспитанием ребенка________________ 2) Ваши принципы воспитания: строгое воспитание, требование безусловного выполнения просьб,  решений старших, мягкое воспитание, уговоры, исполнение желаний ребенка. 3) Наказывался ли ребенок, как часто_________________________ 4) Как ребенок проводит свободное время:____________________________ один, с товарищами, с родителями. 5) Дополнительные нагрузки у ребенка_________________________________ 30. Жалобы на настоящий момент______________________________ 3. В обязательном порядке ведется изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.). 4. По окончании адаптационного периода проводится обследование, если ребенок не справляется с  программным материалом, где использую следующие методики: просмотр письменных работ, моторные  пробы, классификация, 4­лишний, последовательные картинки, тест Тулуз­Пьерона, кратковременная  речевая память, кратковременная зрительная память. Беседую с целью уточнения запаса представлений  об окружающем мире, уровня развития речи. Заполняется протокол первичного обследования и дневник динамического наблюдения 5.Обязательно анализ материалов обследования и полученные о ребенке сведения и данные  собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально­ диагностических случаях проводятся повторные обследования. 6. По результатам проведенной ранее работы  даются рекомендаций по обучению и воспитанию.  Составляется индивидуальная карта психолого­медико­педагогического сопровождения.  Индивидуальный образовательный маршрут В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других —  формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы  специальные занятия по развитию моторики и других проблем, выявленных при диагностическом  исследовании. 7. Обязательно осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими) по диагностике  психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания  для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей; 8. Консультирование родителей по их запросам; осуществление просветительской работы по вопросам психофизиологических особенностей детей с  нарушением интеллекта; особенностей коррекционно­развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого­медико­ педагогической программе сопровождения; Постепенно дети осознают, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной  различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от  других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и  переживания.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017