Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
Оценка 4.6

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Оценка 4.6
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
23.01.2018
Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
В настоящее время большое внимание уделяется психологическому сопровождению замещающих семей. Являясь педагогом-психологом, специалистом сопровождения замещающих семей г. Канаш, к нам в Центр за помощью обращаются замещающие семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии. Поэтому с ними проводится различные коррекционные мероприятия.Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
психолого-педагогическое сопровождение семей.docx
Психологическое сопровождение замещающих семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. Масленникова Т.В.  педагог­психолог БОУ «Центр образования и  комплексного сопровождения детей»  Минобразования Чувашии,  специалист сопровождения  замещающих семей г. Канаш  Изучение   проблемы   воспитания   и   обучения   детей­сирот   и   детей, оставшихся без попечения родителей особенно актуально в наши дни, так как ежегодно     большее   количество   детей­сирот   находят   свои   семьи,   активно развивается профессиональное замещающее родительство. Особое положение в   этом   вопросе   занимают   замещающие   семьи,   воспитывающие   детей   с отклонениями   в   развитии,   так   как   они   сталкиваются   с   многочисленными трудноразрешимыми жизненными проблемами. Также следует отметить, что часть родителей, обеспокоенных возникшими проблемами, пытаются решить их   собственными   силами   или   не   знают   как   дальше   действовать,   куда обратиться.   Особое   значение   при   этом   приобретает   сопровождение замещающих   семей,   воспитывающих   таких   детей.   В   настоящее   время необходимость психолого­педагогического сопровождения   замещающей   семьи   подтверждается   отечественными научными   исследованиями   (Ослон   В.Н.,   Прихожан   А.М.,   Толстых   И.И., Холмогорова А.Б., Захарова Ж.А. и др.) и практическим опытом. По данным Ослон   В.Н.,   практически   каждый   3­й   замещающий   родитель   осознает необходимость   включения   своей   семьи   в   процесс   сопровождения.   (1)   Для социальной адаптации таким детям необходимо обучаться и воспитываться в специальных условиях, находиться под  специальным вниманием со стороны специальных   педагогов.  В   связи   с   этим   особую   важность   приобретает создание модели психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. профессионального     За   последние   годы   в   России   возросло   количество   детей   с психологической   и   педагогической   запущенностью.   Отклонения   в соматическом, эмоциональном, сенсорном и моторном развитии проявляются в неспособности переносить физические, интеллектуальные и эмоциональные перегрузки.  Нереализованная   потребность   в   любви,   в   привязанности   и признании   приводит   к   возникновению   серьезных   проблем   психического развития   детей.   Состояние   психологической   изоляции   приводит   к формированию особых деструктивных механизмов адаптации и социализации ребенка.     Такое   состояние   характеризуется   снижением   познавательной активности,   ограниченностью   кругозора,   отставанием   в   темпах   развития психических познавательных процессов (памяти, внимания,   воображения и др.).   Психологи   отмечают   свойственную   им   крайнюю   ситуативность умственных   действий,   отсутствие   познавательной   инициативы   и целеустремленности.  Недостаточная   сформированность   познавательных процессов создают проблемы в обучении детей из замещающих семей.  Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой   и   расширение   познавательных   возможностей   детей.   И   чтобы   этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать не только социальные условия,   но   и   подобрать   комплекс   упражнений,   наиболее   эффективных, доступных   и   интересных   детям,   необходимо   уделять   большое   внимание развитию   психических   познавательных   процессов.   Так   и   для   школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются   связанными   именно   с   недостаточным   развитием   базовых психических   функций.  Младшие   школьники   имеют   отклонения   в   развитии интеллектуальной   сферы,   с   трудом   усваивают   учебный   материал,   у   них наблюдается задержка психического развития, неразвитость саморегуляции. Использование   всего   многообразия   форм   и   методов   воспитания, педагогических средств и влияний помогает замещающим родителям решать поставленные задачи.  В основе специальных методов и приемов коррекционно­педагогической деятельности   лежат   общепедагогические   подходы,   подтверждением   чему определена совокупность методов и приемов коррекционной работы с детьми с   отклонениями   в   развитии,   нацеленные   на   развитие   сохраненных   или восстановление нарушенных функций организма, знаний или умений ребенка. Разновидностью   практического   метода   является   использование дидактических игр и занимательных упражнений.  Являясь специалистом сопровождения замещающих семей г. Канаш,  к нам   в   Центр   за   помощью   обращаются   замещающие   семьи,   воспитывающие детей с отклонениями в развитии. В данное время в г. Канаш 134 замещающей семьи   и   176   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения   родителей. Анализ   сопровождения   замещающих   семей   выявил,   что   большая   часть проблем у детей возникает в дошкольном возрасте. При обращении семьи за помощью с ними заключается договор о сопровождении. Затем проводятся групповые и индивидуальные занятия с детьми. На сегодняшний день занятия посещают 6 детей с отклонениями в развитии из замещающих семей. В начале своей работы  для изучения психологических особенностей детей, а так же оценки   эффективности   реализации   программ   провожу   диагностическую работу. Диагностика направлена на всестороннее изучение личности ребенка. Затем   составляю   программу   психокоррекционных   занятий,   которые направлены   на  формирование   учебной   мотивации,   стимуляцию   сенсорно­ перцептивных,   мнемических   и   интеллектуальных   процессов;   гармонизацию психоэмоционального   состояния,   формирование   позитивного   отношения   к своему   «Я»,  повышению   уверенности   в  себе,  развитию   самостоятельности, формирование   навыков   самоконтроля;   развитие   способности   к   эмпатии, сопереживанию;   формирование   продуктивных   видов   взаимоотношений   с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе. Групповые   формы   работы   способствуют   активизации   деятельности детей,   более   полному   вовлечению   их   в   учебный   процесс,   практическому освоению   усилий   коллективной   деятельности   и   навыков   социального поведения,   активизации   речевой,   мыслительной   и   коммуникативной деятельности,  в  условиях   естественной,  ситуационной   мотивации   общения, познания, межличностного взаимодействия.   При проведении коррекционно­ развивающих   занятий   с     детьми   практически   всегда   использую   сложное сочетание   нескольких   методов   и   приемов   работы   в   целях   достижения максимального   коррекционно­педагогического   эффекта.  Во   время   этих занятий   учитываются     индивидуальные   особенности,   состояние   каждого конкретного   ребенка.  Проводя   психологические   занятия,   в   рамках психологической помощи замещающим семьям,  позволяет  решать проблемы дифференцированной и адресной помощи ребенку­сироте  с отклонениями в развитии. В   результате   психокоррекционной   работы   с   семьями   у   родителей формируется позитивная воспитательская модель. Коррекция мироощущения и   гармонизация   самосознания   позволяют   изменить   отношение   родителей   к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное   принятие   ребенка,   на   значимость   того,   что   он   существует. Деятельность   родителей   направляется   на   оказание   помощи   ребенку. Отношения   родителей   с   ребенком   строятся   на   уважении   его   личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Воспитывая ребенка таким образом, родители дарят ему тепло, внимание и любовь.   Родители   внимательно   выслушивают   ребенка,   помогают   ему   в постепенном   разрешении   его   проблем.   Родители   принимают индивидуальность   ребенка,   одобряют   проявления   его   самостоятельности, радуются   его   успехам.   У   ребенка   формируются   адекватная   самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и   уважение   к   старшим.   Родители   активно   участвуют   в   процессе   развития ребенка,  коррекции  его   нарушений   и  социальной  адаптации.  Они   вместе   с ребенком   преодолевают   трудности   на   его   пути.   Такая   модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и ребенком. Это позволяет оптимизировать социальную детерминанту развития ребенка и его интеграцию в социум. В этом контексте разработка концептуального подхода по оказанию психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии обретает приоритетное значение.                    Таким образом, под концепцией психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, мы понимаем системный подход,   позволяющий   оказать   этим   семьям   комплексную   всестороннюю психокоррекционную   помощь,   включающую   их   психологическое   изучение, консультирование и психокоррекцию. Комплексная система мер по оказанию психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии,   способствует   успешному   обучению   детей   в   образовательных организациях,  позволяет     реализовать   свои   важнейшие   жизненные потребности. Литература 1. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных детей и их семей : [учеб. пособие] / Л. В. Токарская ; М-во образования и науки рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015 — 136 с. 2. В. В. Ткачева технологии психологического изучения семей,  воспитывающих детей с отклонениями в развитии аннотация : Данное пособие является первым специальным руководство https://docviewer.yandex.ru/view/0/? *=A1pPaEYCJbPvgHqEwEWrSkWLimh7InVybCI6Imh0dHA6Ly94bi0tLS04c2JhYXFndm QwYXYzYmo3Yi54bi0tcDFhaS9hc3NldH https://cyberleninka.ru/ https://docviewer.yandex.ru/ https://revolution.allbest.ru/ https://infourok.ru/

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018