Образовательные области: Познание, Социум
Раздел: Естествознание
Тема:Птицы весной
Цель: Обучение умению различать и называть птиц. Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Развитие навыков познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Воспитание желания заботиться о птицах; активизация познавательного интереса.
Предварительная работа:Беседы по теме, чтение художественных произведений, наблюдение за трудом взрослых, отгадывание загадок, опытно-экспериментальная деятельность, дидактические (настольно-печатные) игры, экскурсии за пределы сад.
Оборудование и материалы: иллюстративный материал по теме, азбука-тетрадь, цветные карандаши, камушки, банка, вода, интерактивное оборудование.
Словарная работа:перелётные, скворечник, гнездо.
Полиязычие:қараторғай-скворец-starling
Этапы деятельности |
Действия педагога (способы, методы, приемы) |
Деятельность детей |
Мотивационно - побудительный |
Педагог создаёт положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность с помощью стихотворения.
Актуализация знаний детей. Предлагает назвать признаки весны, отгадать загадку.
Акцентирует внимание на том, что с приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют? Нацеливает на предстоящую деятельность. |
Сакен Сейфулин «Весна» Последний снег. Пасётся скот на склонах, И вдруг внезапно, как набег, Промчится средь холмов зелёных За тучи прятавшийся снег. Но не вернуть морозов прежних, Хотя опять бело кругом. К утру разбуженный подснежник Слизнёт снежинки языком.
Отгадывают загадку: Светает рано по утрам, Проталины и тут и там, Ручей шумит, как водопад, Скворцы к скворечникам летят. Звенят по крышам капели, Медведь с еловой встал постели, Всех солнышко теплом ласкает, Кто это время года знает? (весна) Дети рассматривают её и объясняют название «Пернатые друзья».Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, которые вредят растениям. И птицы очень хорошо поют песни и радуют нас. |
Организационно-поисковый
|
Сообщает, что после длительного перелёта, птицы находят себе пару, начинают строить гнездо, откладывают яйца и выводят птенцов. Они их кормят, заботятся о них, учат летать. Птицы очень заботливые родители. Почему они возвращаются из тёплых мест?
Предлагает рассмотреть рисунки в азбуке-тетради: Каких птиц изобразил художник? Почему они с нами не зимовали? Что общего у всех этих птиц? Какое основное занятие птиц весной? Птицы – наши пернатые друзья, а ещё их называют Айболитами леса, потому что они спасают деревья от вредителей. Птицы охраняют наши леса, сады. А как вы думаете, как люди должны относиться к птицам, своим друзьям?
Предлагает описать перелётных птиц. Помогает с помощью схемы-модели.
Предлагает вспомнить, из чего птенцы строят гнёзда?Где птицы строят свои гнезда?
Мимическая гимнастика «Птенцы»
Предлагает рассмотреть порядок прилёта птиц с тёплых мест: сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли.
Приглашает решить проблемную ситуацию: «Хотела галка пить». Демонстрирует детям банку, в ней немного воды, а рядом записка, в которой галка просит, чтобы помогли ей напиться, она не достаёт клювом до дна. Организует эксперимент «Послушная водичка».
Динамическая пауза
Предлагает каждой птичке найти своё место: каждая птичка весной возвращается на своё место. Посмотрите внимательно и скажите, правильно ли прилетели эти птицы. (Показывает изображения птиц и под ними неправильное место прилёта.Дети, прослушав стихотворение, перемещают изображение птицы на своё место прилёта)
.
Приглашает выполнить задание в азбуке-тетради
Приглашает к участию в исследовательской деятельности: «Почему птицы летают»
|
Отгадывают загадку: У них есть крылья, голова, Две лапки, клюв и перья. Все появляются с яйца, Слышны их песенки с деревьев. (Птицы.) Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды
Определяют: голова с клювом, два крыла, две лапки, хвост, туловище покрытое перьями.
Строят гнёзда, откладывают яйца, высиживают птенцов.
Их надо беречь, заботиться о них, кормить, особенно зимой.
Составляют рассказ, дополняют друг друга. Принимают помощь-подсказки воспитателя. Грач. Большая чёрная птица, похожая на ворону. У него чёрное оперение, большой клюв, маленькие чёрные глазки. Скворец. Птичка средних размеров, чёрная в белую крапинку. Клюв у него острый, хвост короткий. Они селятся в скворечниках, которые делают для него люди. Жаворонок. Птичка немного крупнее воробья. Благодаря своей окраске она умеет прятаться в земле так, что становиться совершенно незаметной. Весной у жаворонков много забот: найти себе пару, обустроить гнездо, отложить яйца, высидеть птенцов.
Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др. На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах. Вылупившись из яйца, первый птенец удивлённо посмотрел вокруг (ребёнок открывает рот). Второй птенец увидел, как вокруг светло, тепло и радостно улыбнулся (улыбается). Третий птенец хотел вылупиться первым, но не успел, поэтому рассердился (нахмурился). Четвёртый вылупился и сразу испугался, зажмурился от солнышка (зажмурить глаза). А пятый птенец вылупился и громко зачирикал (губы трубочкой).
Выставляют на мольберте или магнитной доске картинки птиц.
Аккуратно бросают камушки в банку, вода постепенно поднимется. Что происходит? Вода поднимается вверх, увеличиваясь в объёме, так как мы добавляем туда камешки. И галка теперь может напиться
Собирайся, детвора, Хлопают в ладоши Весна зовёт: «гулять пора!» Будем по лесу гулятьШагают Чистым воздухом дышать Вдох-выдох На носочках по тропинке, Друг за другом мы пойдём Ходьба на носочках В маленькие лужицы Ходьба с высокимподнятием колен Не наступим, обойдём Встали ели на пути, Нам их нужно обойти Ходьба змейкой Идите, дети, осторожно О ели уколоться можно. Вот сороки пролетели Им сорокам не до сна! Взмахи руками, Трещат сороки-белобоки: имитация полёта птицы - Идёт весна! Идёт весна! За весною мы пошли, На поляну мы пришли! Ходьба
Участвуют в моделировании: Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. (грач - пашня) Кто прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины. (ласточка – гнездо под крышей дома) Есть на дереве дворец. Во дворце живёт певец. Он не лает, не кусает, Сад фруктовый охраняет. (скворец - скворечник) Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый. А затылок голый, красный. Ходит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек. (журавль - болото) Хочет - прямо полетит, Хочет - в воздухе висит, Камнем падает с высот. И в полях поёт,поёт. (жаворонок - степь)
У кого какой домик (голуби –вголубятне; скворец – в скворечнике; дятел- в дупле; воробей- в гнезде). Нарисуй перо птицы.
Рассматривают перья птицы (приготовленные и обработанные в соответствии с требованиями), отмечают, чем они отличаются друг от друга (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные). Под руководством воспитателя определяю пуховое перо, которое согревает птицу. Обследуют его (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле птицы). Пытаются определить – маховое перо лёгкое или тяжёлое.
|
Рефлексивно – корригирующий |
При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии: физическую (успел – не успел); сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно); интеллектуальную (что понял – что не понял, какие затруднения испытывал). |
Участвуют в подведении итогов. Делятся личным опытом, эмоциями. |
Ожидаемый результат:
воспроизводит: внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать;
понимает: условия обитания, роль человека в жизни птиц;
применяет: желание практически сохранять, поддерживать, создавать для птиц нужные условия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.