«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление
Оценка 4.9

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
docx
Междисциплинарный 4
2 кл—11 кл +1
31.03.2017
«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление
«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа составлена на основе методической литературы, Интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47-17957/11-14. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рас¬считанной на весь период обучения, программы дополнительно¬го образования с экологической направленностью для младших школьников.Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы. Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде. Задачи программы: Образовательные: 1. Сформировать систему эколого-биологических знаний. 2. Сформировать знания о многообразии живых форм родного края. 3. Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас. 4. Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике. Развивающие: 1. Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции. 2. Развивать индивидуальные способности детей. 3. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности. 4. Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании. Воспитательные: 1. Сформировать представление о самоценности любой формы жизни. 2. Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека. 3. Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок. 4. Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета. 5. Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.
Птицы и животные нашего края.docx
«Птицы и животные нашего края» 2 класс Пояснительная записка. Программа   составлена   на   основе   методической   литературы,   Интернет­ресурсов, рекомендаций   по   оформлению   программ   внеурочной   деятельности   в   рамках   реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47­17957/11­14. Современная   школа     требует   развития   новых   способов   образования,   педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием   навыка   самостоятельности.   Акцент   переносится   на   воспитание   подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.  Одним из направлений внеурочной деятельности является научно – познавательный проект, в частности одна из его частей  «Познание окружающего нас мира».  Воспитание экологической культуры ­ актуальнейшая задача сложившейся социально­ культурной ситуации начала XXI века.                   В   условиях   разностороннего   глубочайшего   экологического   кризиса   усиливается значение   экологического   образования   в   начальной   школе   как   ответственного   этапа   в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во   многих   регионах   России,   ставит   своей   задачей   создание   системы   непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.  Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством.   Программа   носит   комплексный   интегративный   характер,   направлена   на интеграцию   разных   видов   деятельности   ребёнка,   охватывает   основные   направления   его развития.   Предполагается   связь   содержательного   компонента   программы   со   школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература. Актуальность   и   педагогическая   целесообразность  разработанной   программы продиктована   также   отсутствием   в   теории   и   практике   экологического   образования   в начальной  школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников. Появляется   возможность     организовать   работу   с   различного   рода   детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.     При введении в образовательный   процесс   проектно­исследовательской   деятельности,   не   менее   важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.    Наличие   в   ОУ   материально­технической   базы   (программное   обеспечение, библиотечный   фонд,   наличие   интерактивной   доски,   компьютерных   классов,  DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве. Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы. Цель   программы: формирование   у   воспитанников   на   интеллектуальной   и эмоционально­чувственной   основе   сознательного,   нравственно­этического   отношения   к окружающей среде. Задачи программы: Образовательные: 1. Сформировать систему эколого­биологических знаний. 2. Сформировать знания о многообразии живых форм родного края. 3. Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас. 4. Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике. Развивающие: 1. Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции. 2. Развивать индивидуальные способности детей. 3. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности. 4. Развивать   умения:   самостоятельно   приобретать,   анализировать,   синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании. Воспитательные: 1. Сформировать представление о самоценности любой формы жизни. 2. Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека. 3. Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок. 4. Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета. 5. Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело. Отличительная   особенность   программы состоит   в   повышении   эффективности экологической и краеведческой работы с младшими школьниками, что позволяет подготовить их к участию в эколого­краеведческой деятельности на последующих этапах образования через проектную деятельность. Сроки реализации программы и возраст воспитанников Срок реализации программы – 1 год. Формы и режим занятий  Реализация программы рассчитана на 34 часа в год. Занятия кружка проводятся 1 раз в   неделю.   Осуществляются   как   групповые     занятия   так   и   индивидуальные   консультации. Режим занятий соответствует санитарно­эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера. Планируемые  результаты и способы определения их результативности По итогам Программы ожидаются следующие результаты:  Привлечение учащихся к просветительской деятельности;  Участие кружковцев в проектной деятельности различного уровня;  Организация и проведение школьных экологических акции;  Оформление памяток, листовок, стенгазет, буклетов, презентаций;  Работа по озеленению территории школы Содержание Программы.                                                        Девиз:                                             Я познаю природу!                                 Я выступаю в защиту природы!                                        Я помогаю природе!                        Тема 1.Введение (1 час)      Знакомство   с   целями,   задачами,   планом   работы   кружка.   Инструктаж   по   технике безопасности.   Экология­наука   о   закономерностях   существования   живого   мира   на   Земле. Экологические факторы, их взаимодействие. Роль экологии в деле охраны природы.                      Тема 2. Природоохранная деятельность осенью. (16 часов) Осенние явления в природе. Операция «Озеленение». Заготовка природного материала для дальнейшего использования его в беседах для учащихся 1­4 классов на тему «Лесная аптека». Работа   над   индивидуальными   проектами:   «Не   проходите   мимо»   и   групповыми «Экологическая почта» Влияние сельскохозяйственной, промышленной, градостроительной, транспортной и других видов   деятельности   человека   на   окружающую   среду.   Сознательные   и   случайные, положительные   и   отрицательные   воздействия.   Природоохранная   деятельность   как антропогенный фактор. Практическая деятельность   Экскурсии в окрестности города с целью изучения экологического состояния природных объектов. Работа   над   проектом:   «Влияние   хозяйственной   деятельности   местного   населения   на окружающую среду».                      Тема 3. Природоохранная деятельность зимой (9 часов) Животные   и   растения   зимой.   Зимующие   птицы,   их   польза.   Корма   для   зимующих   птиц. Значение зимней подкормки. Техника изготовления кормушек., способы   их прикрепления. Акция  «Кормушка». Творческая работа «Они зимуют с нами». Акция «Новогодняя Елка».                       Тема 4. Природоохранная деятельность весной (8 часов) Весенние   явления   в   природе.   Фенологические   наблюдения.   Просветительско­агитационная деятельность   кружковцев   среди   учащихся   1­2   классов   «Березкины   слезки»,   «Нерыночные отношения или майский лес». Акция   «Пернатый   гость»   ­   Агитационная   стенгазета.   Экскурсия   в   краеведческий   музей. Акция «Чистый лес ­ чистая совесть». Операция «Озеленение».                    Календарно ­ тематическое планирование № п/п Название разделов, тема кол­во часов Дата проведения План  факт 1 2 3­4 5­6 7­9 Тема 1.  Введение Тема 2.  Природоохранная деятельность  Осенние  явления в природе  Операция  «Озеленение»   Заготовка   природного   материала   для дальнейшего   его   использования   в   беседах   с учащимися   1­2   классов   на   тему:     «   Лесная аптека».   Работа над индивидуальными проектами: «Не проходите мимо». 10­12 Работа   над   групповым   проектом «Экологическая почта». Экскурсии в лес 13­17  Работа над коллективным проектом «Влияние  хозяйственной деятельности местного  населения на окружающую среду р.п. Озинки и  его окрестностей» Тема 3. Природоохранная  деятельность зимой. 18­19 Растения и животные зимой. Зимующие птицы. Значение зимней подкормки для птиц. Техники 20­21 изготовления кормушек для птиц и способы их прикрепления. Школьная акция  «Кормушка» 22 23­24 Творческая   коллективная   работа­школьная стенгазета   «Они   зимуют   рядом   с   нами». Животные зимой. Акция  «Новогодняя елка» Фотоконкурс на лучшую зимнюю композицию. 25 26 Тема 4. Природоохранная  деятельность весной. Весенние явления в природе.  27 28­29 Просветительские   беседы   для   учащихся   1­2 30 31 классов, д/сад на темы: «Березкины слезки». Акция  «Пернатые друзья» Экскурсия в музей «Птицы и животные нашего края» Акция  «Чистый лес ­ чистая совесть» 32 33­34 Операция  «Озеленение» 1 16 1 2 2 3 3 5 9 2 2 1 2 1 1 8 1 2 1 1 1 2  Итого: 34 часа Предполагаемые результаты реализации программы Результаты изучения курса представлены следующим образом: предметные; метапредметные; личностные. Личностными результатами являются:   интерес к познанию мира природы; потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков; осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой  с точки зрения экологической допустимости;  Метапредметными результатами являются:  установка на безопасный здоровый образ жизни.         способность   регулировать   собственную   деятельность,   направленную   на   познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.  Предметными результатами являются:  усвоение  первоначальных  сведений   о  сущности   и  особенностях  объектов,  процессов   и явлений, характерных для природной действительности; владение   базовым   понятийным   аппаратом   (доступным   для   осознания   младших школьников),   необходимым   для   дальнейшего   образования   в   области   естественно   – научных дисциплин; умение   наблюдать,   исследовать   явления   окружающего   мира,   выделять   характерные особенности   природных   объектов,   описывать   и     характеризовать   факты   и   события, происходящие в природе.   Значение   курса состоит   в том, что в ходе его изучения  школьники овладевают практико   –   ориентированными   знаниями   для   развития   их   экологической   и культурологической  грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.  Первый   уровень   результатов  предполагает   приобретение   новых   знаний,   опыта   решения задач по различным направлениям.   Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.   Второй уровень  результатов  проявляется  в активном использовании школьниками своих знаний,     приобретении   опыта   самостоятельного   поиска   информации,   систематизации   и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру. Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта проектно­экологической   деятельности.   Он   проявляется   в   участии   детей   в   различных природоведческих конкурсах,  выполнение творческих работ  и проектов по самостоятельно выбранному направлению.  Оценивание   результатов.  Система   отслеживания   и   оценивания   результатов   представлена будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях. Учащиеся должны з н а т ь : ­ наиболее типичных представителей животного мира России,  какую пользу приносят представители животного мира; ­ ­ планета Земля ­ наш большой дом; ­ Солнце ­ источник жизни на Земле; ­ ­ ­ ­ ­ неживое и живое в природе; основные   группы   растительных   и   животных   организмов  и их приспособленность к условиям существования (примеры); влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); значение растений и животных в жизни человека, условия  их выращивания и правила ухода;   существо   природное   и   социальное;   разносторонние   связи   человека   с ­ многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; ­ основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; ­ человек   ­ окружающей природной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; способы сохранения окружающей природы; что такое наблюдение и опыт; экология ­ наука об общем доме; экологически сообразные правила поведения в природе.   ­ ­ ­ ­ ­ ­ У ч а щ и е с я   д о лж н ы   у м ет ь : ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; ухаживать за домашними животными и птицами; выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; применять   теоретические   знания   при   общении   с   живыми  организмами   и   в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; оформлять   результаты   наблюдений   в   виде   простейших  схем,   знаков,   рисунков, описаний, выводов; ­ ­ ­ ­ ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы. Среди основных способов и форм работы с детьми в рамках реализации программы Методическое обеспечение Программы планируется использование групповых и индивидуальных занятий:  Проектная деятельность учащихся  Озеленение территории школы  Лекционная деятельность учащихся  Организация и участие в экологических акциях различного уровня. Учитывая   возрастные,   психолого­педагогические   возможности   учащихся,   отобраны следующие методы работы по данной Программе:   Беседы  Метод наблюдения  Исследовательская работа  Экскурсия  Метод проектов Список использованной литературы 1. Плешаков,   А.   А.   Экологические   проблемы   и   начальная   школа     Текст     /А.   А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. ­ № 5. – С. 2­8. 2. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009. 3. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008. 4. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география   Текст  /   О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006. 5. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам  Текст  / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988. 6. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа.  Текст  /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006. 7. Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст  /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.  8. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение  Текст  / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998. 9. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе  Текст  / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986. 10. Симаков, Ю. Г. Живые приборы  Текст  / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986. 11. Хренов,   Л.С.   Народные   предметы   и   календарь     Текст     /   Л.   С.   Хренов.   –   М.: Агропромиздат, 1991. 12. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты Ярославль: «Академия развития», 1997. 13. Шиппард,   Ч.   Жизнь   кораллового   рифа     Текст     /   Ч.   Шиппард.   –   Ленинград: Гидрометиздат, 1987. 14. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000. 15. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989. 16. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998. 17. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007. 18. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика­Пресс, 1993. 19. Интернет­ресурсы.

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление

«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017