«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление
Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
docx
Междисциплинарный 4
2 кл—11 кл +1
31.03.2017
«Птицы и животные нашего края» 2 класс
Программа составлена на основе методической литературы, Интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47-17957/11-14.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рас¬считанной на весь период обучения, программы дополнительно¬го образования с экологической направленностью для младших школьников.Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Сформировать систему эколого-биологических знаний.
2. Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
3. Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
4. Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.
Развивающие:
1. Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
2. Развивать индивидуальные способности детей.
3. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
4. Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.
Воспитательные:
1. Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
2. Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
3. Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.
4. Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.
5. Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.
Птицы и животные нашего края.docx
«Птицы и животные нашего края» 2 класс
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе методической литературы, Интернетресурсов,
рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации
ФГОС НОО от 09.11.2011 № 4717957/1114.
Современная школа
требует развития новых способов образования, педагогических
технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой,
развитием навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно
свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать
и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и
связей.
Одним из направлений внеурочной деятельности является научно – познавательный
проект, в частности одна из его частей «Познание окружающего нас мира».
Воспитание экологической культуры актуальнейшая задача сложившейся социально
культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается
значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в
становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый
во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного
всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки
эффективных средств экологического образования населения. Новизна программы в том,
что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным
творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на
интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его
развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными
предметами: биология, экология, краеведение, литература.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы
продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в
начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного
образования с экологической направленностью для младших школьников.
Появляется возможность
организовать работу с различного рода детской
познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в
образовательный процесс проектноисследовательской деятельности, не менее важно
проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Наличие в ОУ материальнотехнической базы (программное обеспечение,
библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов,
DVD,
видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения
знаний в урочном и внеурочном пространстве.
Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные
и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и
эмоциональночувственной основе сознательного, нравственноэтического отношения к
окружающей среде.
Задачи программы:
Образовательные: 1. Сформировать систему экологобиологических знаний.
2. Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
3. Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
4. Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.
Развивающие:
1. Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
2. Развивать индивидуальные способности детей.
3. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
4. Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать,
применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.
Воспитательные:
1. Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
2. Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности
человека.
3. Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.
4. Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.
5. Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.
Отличительная особенность программы состоит в повышении эффективности
экологической и краеведческой работы с младшими школьниками, что позволяет подготовить
их к участию в экологокраеведческой деятельности на последующих этапах образования
через проектную деятельность.
Сроки реализации программы и возраст воспитанников
Срок реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий
Реализация программы рассчитана на 34 часа в год. Занятия кружка проводятся 1 раз
в неделю. Осуществляются как групповые занятия так и индивидуальные консультации.
Режим занятий соответствует санитарноэпидемиологическим требованиям дополнительного
образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности,
упражнения здоровьесберегающего характера.
Планируемые результаты и способы определения их результативности По итогам Программы ожидаются следующие результаты:
Привлечение учащихся к просветительской деятельности;
Участие кружковцев в проектной деятельности различного уровня;
Организация и проведение школьных экологических акции;
Оформление памяток, листовок, стенгазет, буклетов, презентаций;
Работа по озеленению территории школы
Содержание Программы.
Девиз:
Я познаю природу!
Я выступаю в защиту природы!
Я помогаю природе!
Тема 1.Введение (1 час)
Знакомство с целями, задачами, планом работы кружка. Инструктаж по технике
безопасности. Экологиянаука о закономерностях существования живого мира на Земле.
Экологические факторы, их взаимодействие. Роль экологии в деле охраны природы.
Тема 2. Природоохранная деятельность осенью. (16 часов)
Осенние явления в природе. Операция «Озеленение». Заготовка природного материала для
дальнейшего использования его в беседах для учащихся 14 классов на тему «Лесная аптека».
Работа над индивидуальными проектами: «Не проходите мимо» и групповыми
«Экологическая почта»
Влияние сельскохозяйственной, промышленной, градостроительной, транспортной и других
видов деятельности человека на окружающую среду. Сознательные и случайные,
положительные и отрицательные воздействия. Природоохранная деятельность как
антропогенный фактор.
Практическая деятельность
Экскурсии в окрестности города с целью изучения экологического состояния природных
объектов.
Работа над проектом: «Влияние хозяйственной деятельности местного населения на
окружающую среду».
Тема 3. Природоохранная деятельность зимой (9 часов)
Животные и растения зимой. Зимующие птицы, их польза. Корма для зимующих птиц.
Значение зимней подкормки. Техника изготовления кормушек., способы их прикрепления.
Акция «Кормушка». Творческая работа «Они зимуют с нами».
Акция «Новогодняя Елка».
Тема 4. Природоохранная деятельность весной (8 часов)
Весенние явления в природе. Фенологические наблюдения. Просветительскоагитационная
деятельность кружковцев среди учащихся 12 классов «Березкины слезки», «Нерыночные
отношения или майский лес».
Акция «Пернатый гость» Агитационная стенгазета. Экскурсия в краеведческий музей.
Акция «Чистый лес чистая совесть». Операция «Озеленение».
Календарно тематическое планирование №
п/п
Название разделов, тема
колво
часов
Дата проведения
План
факт 1
2
34
56
79
Тема 1.
Введение
Тема 2.
Природоохранная деятельность
Осенние явления в природе
Операция «Озеленение»
Заготовка природного материала для
дальнейшего его использования в беседах с
учащимися 12 классов на тему: « Лесная
аптека».
Работа над индивидуальными проектами: «Не
проходите мимо».
1012 Работа
над
групповым
проектом
«Экологическая почта». Экскурсии в лес
1317
Работа над коллективным проектом «Влияние
хозяйственной деятельности местного
населения на окружающую среду р.п. Озинки и
его окрестностей»
Тема 3.
Природоохранная
деятельность зимой.
1819 Растения и животные зимой. Зимующие птицы.
Значение зимней подкормки для птиц. Техники
2021
изготовления кормушек для птиц и способы их
прикрепления.
Школьная акция «Кормушка»
22
2324 Творческая коллективная работашкольная
стенгазета «Они зимуют рядом с нами».
Животные зимой.
Акция «Новогодняя елка»
Фотоконкурс на лучшую зимнюю композицию.
25
26
Тема 4.
Природоохранная
деятельность весной.
Весенние явления в природе.
27
2829 Просветительские беседы для учащихся 12
30
31
классов, д/сад на темы: «Березкины слезки».
Акция «Пернатые друзья»
Экскурсия в музей «Птицы и животные нашего
края»
Акция «Чистый лес чистая совесть»
32
3334 Операция «Озеленение»
1
16
1
2
2
3
3
5
9
2
2
1
2
1
1
8
1
2
1
1
1
2
Итого:
34 часа
Предполагаемые результаты реализации программы Результаты изучения курса представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
Личностными результатами являются:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой
с точки зрения экологической допустимости;
Метапредметными результатами являются:
установка на безопасный здоровый образ жизни.
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание
окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах
разного типа;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений, характерных для природной действительности;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младших
школьников), необходимым для дальнейшего образования в области естественно –
научных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные
особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события,
происходящие в природе.
Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают
практико – ориентированными знаниями для развития их экологической и
культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать
разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность
оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.
Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения
задач по различным направлениям. Результат выражается в позитивном отношении детей к
базовым ценностям общества, в частности к природе.
Второй уровень результатов проявляется в активном использовании школьниками своих
знаний, приобретении опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и
оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему
миру.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта
проектноэкологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных
природоведческих конкурсах, выполнение творческих работ и проектов по самостоятельно
выбранному направлению.
Оценивание результатов. Система отслеживания и оценивания результатов представлена
будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях.
Учащиеся должны з н а т ь :
наиболее типичных представителей животного мира России,
какую пользу приносят представители животного мира;
планета Земля наш большой дом;
Солнце источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе;
основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к
условиям существования (примеры);
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила
ухода;
существо природное и социальное; разносторонние связи человека с
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
человек
окружающей природной средой;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
У ч а щ и е с я д о лж н ы у м ет ь :
узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное
окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков,
описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Среди основных способов и форм работы с детьми в рамках реализации программы
Методическое обеспечение Программы
планируется использование групповых и индивидуальных занятий:
Проектная деятельность учащихся
Озеленение территории школы
Лекционная деятельность учащихся
Организация и участие в экологических акциях различного уровня.
Учитывая возрастные, психологопедагогические возможности учащихся, отобраны
следующие методы работы по данной Программе:
Беседы
Метод наблюдения
Исследовательская работа
Экскурсия
Метод проектов Список использованной литературы
1. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А.
Плешаков// Начальная школа. – 1991. № 5. – С. 28.
2. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А.
А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
3. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
4. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов
н/Д: Феникс, 2006.
5. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение,
1988.
6. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. –
Кемерово, 2006.
7. Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.
8. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.
9. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева.
– М.: Просвещение, 1986.
10. Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.
11. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.:
Агропромиздат, 1991.
12. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты Ярославль: «Академия
развития», 1997.
13. Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. – Ленинград:
Гидрометиздат, 1987.
14. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
15. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
16. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
17. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
18. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: ПедагогикаПресс, 1993.
19. Интернетресурсы.
«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление
«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление
«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление
«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление
«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление
«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление
«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление
«Птицы и животные нашего края» 2 класс Программа внеурочной деятельности научно – познавательное направление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.