Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"
Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русская литература +2
Взрослым
08.05.2018
Данная публикация поможет показать значимость музея, как одного из значимых социальных институтов, способствующих не только культурному развитию, но и социализации личности ученика. Использование этой инновационной технологии помогает учителю-словеснику организовать интересные уроки, а обучающимся расширить уровень знаний и приобщить к деятельности музея.
публикация.docx
Мучкина Светлана Александровна
ГБОУ РМЭ «Школаинтернат
г.Козьмодемьянска «Дарование»
Использование музейной педагогики как инновационной педагогической
технологии в урочной и внеурочной деятельности учителясловесника
Когда человек мыслит, он сомневается, но он уверен, когда действует.
А. Франс
Одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и
социализации личности, является музей. Он выступает особой образовательной средой,
которая формирует у ребёнка представления о мире, развивает способность наблюдать,
систематизировать,
синтезировать и генерировать полученную
классифицировать,
информацию в процессе собственной жизни и деятельности.
Изменение представлений о значении образования приводит к необходимости создания
новых форм образовательного процесса, одной их которых является музейная педагогика. Ей
в последнее время уделяется всё больше внимания в теории и практике образования. Она
обладает рядом потенциальных возможностей. Преимущества воспитания обучающихся
средствами музейной педагогики состоят в том, что она позволяет восполнить пробелы в
воспитании, решить множество проблем в образовании и усилить практикоориентирующую
составляющую образования в современной школе, реализовать образовательную,
воспитательную, развивающую, социокультурную функции школы в целом и гуманитарных
предметов в частности.
Основной целью музейной педагогики является приобщение подрастающего поколения
к деятельности музея и создание условий для развития творческой личности путём включения
в многообразную его деятельность. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику
рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Отличительными чертами обучения музейной педагогики является нетрадиционность и
добровольность, а особенностью – возможность максимально реализовать способности
обучающихся и удовлетворить их интересы. Наиболее эффективными формами работы в
рамках музейной педагогики являются массовые (экскурсии, факультативные занятия по
русскому языку и литературе, музейные уроки развития речи, нестандартные уроки, встречи с
участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, поездки по музеям и
городам), групповые (школьные конференции, исследовательская деятельность детей, а также их участие в различных конкурсах, олимпиадах и фестивалях) и индивидуальные (подготовка
докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом, обычаями и
традициями изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание творческих
работ в форме сочинений, эссе, переписка с ветеранами, персональные выставки
обучающихся). Благодаря средствам музейной педагогики процесс усвоения знаний
становится увлекательным и интересным, а предмет оживает на глазах у детей.
Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном
этапе реализации непрерывного школьного образования обучающихся средствами интеграции
учебновоспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой
проблеме как в научных исследованиях, так и в массовой практике. Поиск ответа на
традиционный вопрос дидактики – как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание
учиться, развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать её историко
культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаясь к истории родного края, города,
семьи, – позволяет выйти на анализ методов обучения и воспитания детей с помощью
музейной педагогики. [2]
При организации и проведении уроков и факультативных занятий в пространстве музея
необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы музейной педагогики:
принцип интерактивности: человек воспринимает только то, что делает;
принцип комплексности: «включение» всех типов восприятия;
принцип программности: обеспечение усвоения информации и приобретения
умений и навыков на основе федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования и Рабочей программы
общеобразовательных учреждений;
принцип «музейных диалогов»: создание атмосферы радости общения, которая
помогает насладиться произведением искусства для «совершенствования души и
тела» (А.Лихтварк);
принцип индивидуализации: внимательное отношение к интересам и возможностям
каждого ребёнка. [1]
Интерактивность – основной методологический приём в работе школы с современным
музеем, когда он перестаёт быть только хранилищем, а становится живым организмом в
процессе познания. Поэтому наиболее логично и эффективно использовать интерактивность
на уроках и факультативных занятий по русскому языку и литературе. Это, безусловно,
открывает новые возможности обучения и воспитания. Музейная технология даёт неограниченные возможности учителю для проведения
нестандартных уроков. Это урок в музее, урокописание экспоната музея, урокзащита
проекта, презентация поискового материала, интегрированные уроки с использованием
музейных материалов. К нетрадиционным формам проведения урока, применяемым в
музейной педагогике и моей практике, относятся:
интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной
практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака,
репортаж;
уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала:
урок доброты, урок мужества, урок мудрости, урокпрезентация;
уроки с использованием фантазии: уроксказка, уроксюрприз;
уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: уроксуд,
расследование, диалогическая дуэль.
Одно из золотых правил музейной технологии это развитие исследовательской
деятельности обучающихся, которая способна помочь ребёнку стать творческой личностью,
сформировать систему ценностей, где главными оказываются не показатели достатка, а
человеческие отношения. Ежегодное участие в научнопрактических конференциях помогает
как учителю, так и обучающемуся овладевать новыми знаниями, совершенствовать уже
накопленный опыт и формировать гармонично развитую личность.
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет
педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать
атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности
постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств,
способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно
отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству.
Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной
активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический
потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности
каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического
взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей
социальный заказ общества. [5]
Моей задачей, как педагога, является создание культурнообразовательной,
эмоциональной среды вокруг ребёнка. Прежде всего, развитие речи обучающихся, повышение
общей культуры. Этого можно достичь только если ребёнок стал участником процесса
познания. Совместно с ребятами пишем сочинения, стихи, эссе, отзывы об увиденных
картинах на выставках, с радостью откликаемся на любой творческий конкурс, проводимый
музеями. Готовим к изданию литературный сборник стихотворений и сочинений ребят,
признанных лучшими на конкурсе «Проба пера».
Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более
интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у обучающихся
повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается обычный классный час от
экскурсии, проведённой в музее, или виртуальной экскурсии с использованием музейного
экспоната, когда музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника
информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство
сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Только так
можно проложить мостик к сердцу ребёнка и так формируются правильные жизненные
ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть музейной
технологии. Взяв музейный предмет в руки, ученик может почувствовать свою
сопричастность с прошлым, что вызывает эмоциональный всплеск, поскольку предмет хранит
энергию того или иного исторического события. Музейные экспонаты расширяют
возможности учебного процесса, способствуют формированию языковой и духовной
культуры школьников, умению мыслить, грамотно и хорошо говорить.
Расскажу о некоторых уроках, проводимых в рамках музейной педагогики.
При проведении урока по развитию речи на тему «Письмо» в 5 классе, знакомимся с
историей писем, в том числе солдатских треугольников с фронта, которые хранятся в музее.
Интерес к подобного рода письмам повышается, когда не просто зачитаешь ребятам письмо,
но и дашь подержать в руках. Возникает много вопросов, связанных с судьбой солдата,
писавшего это письмо, его дальнейшей судьбы.
Так же в 5 классе на уроке по развитию речи на тему «Описание игрушки» знакомимся
с игрушками детей 5080 годов, также представленных в историческом музее нашего города.
Ребятам предоставляется возможность взглянуть на игрушки пап и мам, бабушек и дедушек,
сравнить их с современными и описать в своих творческих работах. На уроке литературы в 5 классе, изучая рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро»,
рассматриваем с ними картины художников, изображавших Сибирь (А.М.Васнецова «Тайга на
Урале. Синяя гора», «Ночь. Урал», «Уральский пейзаж», В.И.Сурикова «Енисей», картину
современного художника А.Ж.Бруно «Хозяин тайги»). После просмотра проводится
интегрированный урок в форме краеведческой игры, где ребята представляют, что они
оказываются в нашем лесу. Рассказывают, что самое необходимое они возьмут с собой? Какие
знания о природе, природных явлениях могут помочь им сориентироваться на местности,
найти источник воды. Вместе с ребятами на уроке работаем с картами, изучаем рельеф,
ландшафт и учимся составлять план местности.
С ребятами 6 класса урок развития речи на тему «Интерьер. Описание помещения»
проводим в музее купеческого быта. Это позволяет не только увидеть весь интерьер своими
глазами, но и прикоснуться к предметам обихода и вдохнуть в ребят дух того времени.
При написании изложения с элементами сочинения на тему «Собиратель русских слов»
ребята 6 класса ближе подходят к раскрытию темы и содержанию части сочинения, когда
всматриваются в портрет В. И.Даля, знакомятся с его «Толковым словарём живого
великорусского языка». Каждый находит в этом словаре слово, которое не знал ранее и затем
пишет минипроект «История одного слова». Такие встречи с книгой не проходят даром.
На уроках литературы в 10 классе изучению драмы А.Н. Островского «Гроза» мне
помогает подборку картин русских художников (И.М. Прянишникова «Шутники. Гостиный
двор в Москве», Б.М. Кустодиева «Трактирщик», В.Г.Перова «Приезд гувернантки в
купеческий дом», Ф.С.Журавлева «Купеческие поминки», «Перед венцом» и др.),
изображавших купечество, купеческий быт, но и экскурсия в музей купеческого быта, где
связь с прошлым гораздо тоньше и глубже проникает в души подростков и острее
воспринимаются поднятые темы унижения человеческого достоинства, бездушия и
жестокости в мире, где все продаётся и покупается, морального уродства и самодовольного
хамства. А после ученикам предлагается «занять место» одного из героев произведения А.Н.
Островского «Гроза» и ответить на проблемный вопрос: как бы вы поступили на месте
Тихона, Катерины, Варвары?
Бывает, учителю достаточно произнести: «Представьте, что...», как дети мгновенно
включаются в игру.
Таким образом, музейная педагогика как инновационная педагогическая технология
помогает прожить ребёнку не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает войти ему в
сферу культуры, где нет места вандализму. Она помогает отгадывать загадки, оставленные старинными вещами наших предков. Музейная педагогика это интеграция музея в систему
образования.
Список литературы:
1. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. М., 2004.
2. Воронович В.М. Внедрение авторской программы воспитания учащихся средствами
музейной педагогики: методические рекомендации. URL: www.pdffactory.com
3. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М., 2009.
4. Троянская С.Л. Музейная педагогика и её образовательные возможности в развитии
общекультурной компетентности: Учебное пособие. Ижевск, 2007
Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"
Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"
Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"
Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"
Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"
Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.