Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"
Оценка 4.9

Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русская литература +2
Взрослым
08.05.2018
Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"
Данная публикация поможет показать значимость музея, как одного из значимых социальных институтов, способствующих не только культурному развитию, но и социализации личности ученика. Использование этой инновационной технологии помогает учителю-словеснику организовать интересные уроки, а обучающимся расширить уровень знаний и приобщить к деятельности музея.
публикация.docx
Мучкина Светлана Александровна ГБОУ РМЭ «Школа­интернат  г.Козьмодемьянска «Дарование» Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя­словесника Когда человек мыслит, он сомневается, но он уверен, когда действует.  А. Франс Одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации   личности,   является   музей.   Он   выступает   особой   образовательной   средой, которая   формирует   у   ребёнка   представления   о   мире,   развивает   способность   наблюдать, систематизировать,   синтезировать   и   генерировать   полученную   классифицировать, информацию в процессе собственной жизни и деятельности. Изменение представлений о значении образования приводит к необходимости создания новых форм образовательного процесса, одной их которых является музейная педагогика. Ей в последнее время уделяется всё больше внимания в теории и практике образования. Она обладает   рядом   потенциальных   возможностей.   Преимущества   воспитания   обучающихся средствами музейной педагогики состоят в том, что она позволяет восполнить пробелы в воспитании, решить множество проблем в образовании и усилить практико­ориентирующую составляющую   образования   в   современной   школе,   реализовать   образовательную, воспитательную, развивающую, социокультурную функции школы в целом и гуманитарных предметов в частности.  Основной целью музейной педагогики является приобщение подрастающего поколения к деятельности музея и создание условий для развития творческой личности путём включения в   многообразную   его   деятельность.   Поэтому   на   сегодняшний   день   музейную   педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.  Отличительными чертами обучения музейной педагогики является нетрадиционность и добровольность,   а   особенностью   –   возможность   максимально   реализовать   способности обучающихся   и   удовлетворить   их   интересы.   Наиболее   эффективными   формами   работы   в рамках   музейной   педагогики   являются  массовые  (экскурсии,   факультативные   занятия   по русскому языку и литературе, музейные уроки развития речи, нестандартные уроки, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, поездки по музеям и городам), групповые (школьные конференции, исследовательская деятельность детей, а также их участие в различных конкурсах, олимпиадах и фестивалях) и индивидуальные (подготовка докладов,   рефератов,   запись   воспоминаний,   наблюдение   за   жизнью   и   бытом,   обычаями   и традициями изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание творческих работ   в   форме   сочинений,   эссе,   переписка   с   ветеранами,   персональные   выставки обучающихся).  Благодаря   средствам   музейной   педагогики   процесс   усвоения   знаний становится увлекательным и интересным, а предмет оживает на глазах у детей. Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования обучающихся средствами интеграции учебно­воспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой проблеме   как   в   научных   исследованиях,   так   и   в   массовой   практике.   Поиск   ответа   на традиционный вопрос дидактики – как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться,   развить   чувство   любви   к   Родине,   желание   и   стремление   изучать   её   историко­ культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаясь к истории родного края, города, семьи,   –   позволяет   выйти   на   анализ   методов   обучения   и   воспитания   детей   с   помощью музейной педагогики.  [2]  При организации и проведении уроков и факультативных занятий в пространстве музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы музейной педагогики:  принцип интерактивности: человек воспринимает только то, что делает;  принцип комплексности: «включение» всех типов восприятия;  принцип   программности:   обеспечение   усвоения   информации   и   приобретения умений   и   навыков   на   основе  федерального   компонента   государственного стандарта   основного   общего   образования   и   Рабочей   программы общеобразовательных учреждений;  принцип   «музейных   диалогов»:  создание   атмосферы   радости   общения,   которая помогает насладиться произведением искусства для «совершенствования души и тела» (А.Лихтварк);  принцип индивидуализации: внимательное отношение к интересам и возможностям каждого ребёнка. [1] Интерактивность – основной методологический приём в работе школы с современным музеем,   когда   он   перестаёт   быть   только   хранилищем,   а   становится   живым   организмом   в процессе познания. Поэтому наиболее логично и эффективно использовать интерактивность на   уроках   и   факультативных   занятий   по   русскому   языку   и   литературе.   Это,   безусловно, открывает новые возможности обучения и воспитания. Музейная   технология   даёт   неограниченные   возможности   учителю   для   проведения нестандартных   уроков.   Это   урок   в   музее,   урок­описание   экспоната   музея,   урок­защита проекта,   презентация   поискового   материала,   интегрированные   уроки   с   использованием музейных   материалов.  К  нетрадиционным   формам   проведения   урока,  применяемым   в музейной педагогике и моей практике, относятся:       интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике:   исследование,   анализ   первоисточников,   комментарий,   мозговая   атака, репортаж; уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок доброты, урок мужества, урок мудрости, урок­презентация; уроки с использованием фантазии: урок­сказка, урок­сюрприз; уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок­суд, расследование, диалогическая дуэль. Одно   из   золотых   правил   музейной   технологии   ­   это   развитие   исследовательской деятельности обучающихся, которая способна помочь ребёнку стать творческой личностью, сформировать   систему   ценностей,   где   главными   оказываются   не   показатели   достатка,   а человеческие отношения. Ежегодное участие в научно­практических конференциях помогает как   учителю,   так   и   обучающемуся   овладевать   новыми   знаниями,   совершенствовать   уже накопленный опыт и формировать гармонично развитую личность. Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог   умениями   развивать   и   поддерживать   познавательные   интересы   детей,   создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно   ставит   учителя   в   коммуникативные   ситуации,   требуя   проявления   качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести   эмпатию,   рефлексию,   гибкость,   общительность,   способность   к   сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал   учителя   и   способствуют   всестороннему   гармоническому   развитию   личности каждого   ребёнка,   обеспечивая   целесообразность   и   эффективность   педагогического взаимодействия,   повышение   качества   образования,   формирование   гражданственности   и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.  [5] Моей   задачей,   как   педагога,   является   создание   культурно­образовательной, эмоциональной среды вокруг ребёнка. Прежде всего, развитие речи обучающихся, повышение общей   культуры.   Этого   можно   достичь   только   если   ребёнок   стал   участником   процесса познания.   Совместно   с   ребятами   пишем   сочинения,   стихи,   эссе,   отзывы   об   увиденных картинах на выставках, с радостью откликаемся на любой творческий конкурс, проводимый музеями.   Готовим   к   изданию   литературный   сборник   стихотворений   и   сочинений   ребят, признанных лучшими на конкурсе «Проба пера». Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными,   выразительными,   запоминающимися.   Но   главное   то,   что   у   обучающихся повышается   мотивация   к   учебной   деятельности.   Отличается   обычный   классный   час   от экскурсии, проведённой в музее, или виртуальной экскурсии с использованием музейного экспоната, когда музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Только так можно   проложить   мостик   к   сердцу   ребёнка   и   так   формируются   правильные   жизненные ориентиры,   происходит   приобщение   к   вечным   ценностям   жизни.   В   этом   суть   музейной технологии.   Взяв   музейный   предмет   в   руки,   ученик   может   почувствовать   свою сопричастность с прошлым, что вызывает эмоциональный всплеск, поскольку предмет хранит энергию   того   или   иного   исторического   события.   Музейные   экспонаты   расширяют возможности   учебного   процесса,   способствуют   формированию   языковой   и   духовной культуры школьников, умению мыслить, грамотно и хорошо говорить. Расскажу о некоторых уроках, проводимых в рамках музейной педагогики. При проведении урока по развитию речи на тему «Письмо» в 5 классе, знакомимся с историей писем, в том числе солдатских треугольников с фронта, которые хранятся в музее. Интерес к подобного рода письмам повышается, когда не просто зачитаешь ребятам письмо, но   и   дашь   подержать   в   руках.   Возникает   много   вопросов,   связанных   с   судьбой   солдата, писавшего это письмо, его дальнейшей судьбы. Так же в 5 классе на уроке по развитию речи на тему «Описание игрушки» знакомимся с игрушками детей 50­80 годов, также представленных в историческом музее нашего города. Ребятам предоставляется возможность взглянуть на игрушки пап и мам, бабушек и дедушек, сравнить их с современными и описать в своих творческих работах. На уроке литературы в 5 классе, изучая рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро», рассматриваем с ними картины художников, изображавших Сибирь (А.М.Васнецова «Тайга на Урале. Синяя гора», «Ночь. Урал», «Уральский пейзаж», В.И.Сурикова «Енисей», картину современного   художника   А.Ж.Бруно   «Хозяин   тайги»).   После   просмотра   проводится интегрированный   урок   в   форме   краеведческой   игры,   где   ребята   представляют,   что   они оказываются в нашем лесу. Рассказывают, что самое необходимое они возьмут с собой? Какие знания  о природе, природных явлениях могут помочь им сориентироваться на местности, найти   источник   воды.   Вместе  с  ребятами  на  уроке  работаем   с  картами,   изучаем  рельеф, ландшафт и учимся составлять план местности. С ребятами 6 класса урок развития речи на тему «Интерьер. Описание помещения» проводим в музее купеческого быта. Это позволяет не только увидеть весь интерьер своими глазами, но и прикоснуться к предметам обихода и вдохнуть в ребят дух того времени.  При написании изложения с элементами сочинения на тему «Собиратель русских слов» ребята 6 класса ближе подходят к раскрытию темы и содержанию части сочинения, когда всматриваются   в   портрет   В.   И.Даля,   знакомятся   с   его   «Толковым   словарём   живого великорусского языка». Каждый находит в этом словаре слово, которое не знал ранее и затем пишет мини­проект «История одного слова». Такие встречи с книгой не проходят даром. На уроках литературы в 10 классе изучению драмы А.Н. Островского «Гроза» мне помогает подборку картин русских художников (И.М. Прянишникова «Шутники. Гостиный двор   в   Москве»,   Б.М.   Кустодиева   «Трактирщик»,   В.Г.Перова   «Приезд   гувернантки   в купеческий   дом»,   Ф.С.Журавлева   «Купеческие   поминки»,   «Перед   венцом»   и   др.), изображавших купечество, купеческий быт, но и экскурсия в музей купеческого быта, где связь   с   прошлым   гораздо   тоньше   и   глубже   проникает   в   души   подростков   и   острее воспринимаются   поднятые   темы   унижения   человеческого   достоинства,   бездушия   и жестокости в мире, где все продаётся и покупается, морального уродства и самодовольного хамства. А после ученикам предлагается «занять место» одного из героев произведения А.Н. Островского   «Гроза»   и   ответить   на   проблемный   вопрос:   как   бы   вы   поступили   на   месте Тихона, Катерины, Варвары?  Бывает, учителю достаточно произнести: «Представьте, что...», как дети мгновенно включаются в игру. Таким образом, музейная педагогика как инновационная педагогическая технология помогает прожить ребёнку не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает войти ему в сферу культуры, где нет места вандализму. Она помогает отгадывать загадки, оставленные старинными вещами наших предков. Музейная педагогика ­ это интеграция музея в систему образования. Список литературы: 1. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. М., 2004.  2.  Воронович   В.М.   Внедрение   авторской   программы   воспитания   учащихся   средствами музейной педагогики: методические рекомендации. URL: www.pdffactory.com 3. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М., 2009.  4.  Троянская   С.Л.   Музейная   педагогика   и   её   образовательные   возможности   в   развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. Ижевск, 2007

Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"

Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"

Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"

Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"

Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"

Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"

Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"

Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"

Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"

Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"

Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"

Публикация на тему "Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя словесника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018