Статья: «Система работы над словом, как лексической единицей, в начальной школе»
Лексика—это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Она рассматривает слово с разных сторон.
В лексикологии слова изучаются с точки зрения:
1) их смыслового значения,
2) места в общей системе лексики,
3) происхождения,
4) употребляемости,
5) сферы применения в процессе общения,
6) их экспрессивно-стилистического характера,
7) учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах),
8) учение о словарях
Младшие школьники часто встречаются с затруднением при выполнении заданий, связанных с лексикологией.
Как построить работу учителю, чтобы помочь ученику?
В учебниках по русскому языку разных авторов система работы представлена по-разному.
По учебнику русского языка: В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого
1 класс |
|
2 класс Тема «Слово» |
|
3 класс Тема «Лексика» |
|
4 класс |
|
По учебникам: авторы Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
1 класс |
Изучается во всех разделах курса |
|
2 класс |
|
|
3 класс |
|
|
4 класс |
|
Можно сделать вывод, что в учебниках по УМК «Перспектива» вопросу изучения слова с точки зрения лексики уделяется внимания больше. Кроме этого, можно заметить, что работа над словом проходит через все разделы курса.
3 класс Тема: «Речь»
Тема: «Слог. Ударение».
Тема: «Слово и его значение»
Тема: «Имя существительное»
4 класс
Упражнения подобраны таким образом, что постепенно усложняются, а учащимся приходится проявлять всё больше самостоятельности при их выполнении.
В такой системе работы над словом к 4 классу учащимся будет по силам справиться с заданиями ВПР по русскому языку.
Выводы:
1. Работа над словом с точки зрения его значения должна вестись учителем в системе.
2. Нужно помнить: чтобы словарь выпускника начальной школы был богатым, каждый день он должен пополняться на 4-6 слов.
3. Работу над значением слова нужно включать на всех уроках.
4.При выборе упражнений для работы на уроке предпочтение отдавать тем, в которых идём работа над смысловой оболочкой слова.
Приложения: в помощь учителю.
Четыре основные линии в методике развития речи на лексическом уровне:
1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается средством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц.
2. Уточнение словаря — это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя: — наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами; - усвоение лексической сочетаемость слов, в том числе во фразеологических единицах;
- усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;
- усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
3.Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
Приемы работы над значениями нового слова:
1. Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик, леденец, односельчане?» 2. Сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землячка, серебряный и серебристый
3. Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.
4. Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми, как вариант предыдущего задания.
5. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.
6. Показ предмета, картинки, макета, чучела или действия как средство развития познавательной активности учащихся: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисовали, то их познавательная активность достаточно высока.
7. Способ подбора синонимов является одним из самых универсальных и часто применяемых приемов: холят — ухаживают, окружают заботой, нарекся — назвался, витязь — воин. Но при использовании этого приема возникает довольно часто ошибка: разбирая значение слов (хорош и прекрасен), дети в обоих случаях заменяют их нейтральным (красивый), начисто стирая выразительность языка.
8. Прием подбора антонимической пары: старт — финиш, хорошо — плохо.
9. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений
10. Способ логического определения нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер — военный корабль.
Система практических упражнений с синонимами:
а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;
б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления;
в) специальные упражнения с синонимами:
-Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов); огромный, гигантский, большой. Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значения каждого слова.
- Подбор синонимов к данному слову. Затем со всеми словами составленного ряда составляются предложения.
- Замена синонима в предложении. Включаются пооче¬редно разные синонимы и определяется, в чем различие значений этих слов.
- Выбор наиболее точного слова из двух-трех синонимов.
г) активизация синонимов, т.е. использование в связной речи:
л) исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
Этапы работы над словом:
1. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
а) контекста;
б) подбора синонима или антонима;
в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
г) описательного оборота.
2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией);
3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями).
Учитель знакомит детей с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку.
4. Работа над семантическими связями слова.
Умения при работе со словарями.
I. Элементарные умения, базовые для умения пользоваться словарями:
1. Пользоваться вспомогательными словарями учебников.
2. Внимательно вчитываться в текст вступительной статьи.
3. Определять единицу описания по названию словаря.
4. Работать с алфавитным словоуказателем.
5. Составлять и запоминать план структуры словаря.
6. Составлять и запоминать план структуры словарной статьи.
7. Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями.
8. Использовать при работе со словарями чтение-просмотр и чтение-поиск.
Подготовка к написанию сочинения
1. Составление плана.
2. Языковая подготовка:
а) определение важных, ключевых, опорных слов к ответам на вопросы плана;
б) подбор тематических групп слов, соответствующих ключевым словам;
в) определение и проверка орфограмм в ключевых словах и тематических группах слов с помощью орфографического словаря;
г) определение с помощью словаря синонимов к опорным словам, а также подбор синонимов к словам основных тематических групп.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.