Статья: «Система работы над словом, как лексической единицей, в начальной школе»
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Статья: «Система работы над словом, как лексической единицей, в начальной школе»

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
21.02.2020
Статья: «Система работы над словом, как лексической единицей, в начальной школе»
В статье рассматривается система работы над словом с точки зрения лексики на уроках русского языка в начальной школе
Статья Знанио.docx

Статья: «Система работы над словом, как лексической единицей, в начальной школе»

Лексика—это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, кото­рый изучает словарный состав, называется лексикологи­ей. Она рассматривает слово с разных сторон.

В лексикологии слова изучаются с точки зрения:

1) их смыслового значения,

2) места в общей системе лексики,

3) происхождения,

4) употребляемости,

5) сфе­ры применения в процессе общения,

6) их экспрессивно-стилистического характера,

7) учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах),

8) учение о словарях

Младшие школьники часто встречаются с затруднением при выполнении заданий, связанных с лексикологией.

Как построить работу учителю, чтобы помочь ученику?

В учебниках по русскому языку разных авторов система работы представлена по-разному.

 

По учебнику русского языка: В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого

 

1 класс

  • Пропедевтика

2 класс Тема «Слово»

  • Лексическое значение слова (общее понятие)
  • Многозначность слова

3 класс Тема «Лексика»

  • Лексическое значение слова
  • Многозначность слова
  • Слова в прямом и переносном смысле
  • Синонимы, антонимы
  • Устаревшие и новые слова

4 класс

  • Совершенствование знаний и умений

По учебникам: авторы Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

1 класс

 

 

 

 

Изучается во всех разделах курса

  • Лексическое значение слова
  • Многозначные слова
  • Слова в прямом и переносном смысле
  • Синонимы, антонимы

2 класс

  • Лексическое значение слова
  • Однозначные и многозначные слова
  • Слова в прямом и переносном смысле
  • Синонимы, антонимы
  • Тематические группы слов
  • Фразеологизмы

3 класс

  •   Лексическое значение слова
  • Однозначные и многозначные слова
  • Слова в прямом и переносном смысле
  • Синонимы, антонимы
  • Тематические группы слов
  • Устаревшие слова 
  • Обобщающие слова
  • Мотивированные и немотивированные слова
  • Работа со словарём (синонимов, антонимов)

4 класс

  •   Лексическое значение слова
  • Однозначные и многозначные слова
  • Слова в прямом и переносном смысле
  • Синонимы, антонимы
  • Тематические группы слов
  • Устаревшие и новые слова 
  • Обобщающие слова
  • Мотивированные и немотивированные слова
  • Палиндромы
  • Научные термины
  • Роль слова в художественном и научном тексте
  • Работа со словарём (синонимов, антонимов, фразеологический, этимологический)

 

Можно сделать вывод, что в учебниках по УМК «Перспектива» вопросу изучения слова с точки зрения лексики уделяется внимания больше. Кроме этого, можно заметить, что работа над словом проходит через все разделы курса.

3 класс Тема: «Речь»

 

 

Тема: «Слог. Ударение».

 

Тема: «Слово и его значение»

 

 

 

Тема: «Имя существительное»

 

 

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения подобраны таким образом, что постепенно усложняются, а учащимся приходится проявлять всё больше самостоятельности при их выполнении.

В такой системе работы над словом к 4 классу учащимся будет по силам справиться с заданиями ВПР по русскому языку.

 

Выводы:

1. Работа над словом с точки зрения его значения должна вестись учителем в системе.

2. Нужно помнить: чтобы словарь выпускника начальной школы был богатым, каждый день он должен пополняться на 4-6 слов.

3. Работу над значением слова нужно включать на всех уроках.

4.При выборе упражнений для работы на уроке предпочтение отдавать тем, в которых идём работа над смысловой оболочкой слова.

 

 

Приложения: в помощь учителю.

Четыре основные линии в методике развития речи на лексическом уровне:

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается средством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц.

2. Уточнение словаря — это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя: — наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами; - усвоение лексической сочетаемость слов, в том числе во фразеологических единицах;

- усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;

- усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

3.Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

 

Приемы работы над значениями нового слова:

1. Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик, леденец, односельчане?» 2. Сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землячка, серебряный и серебристый

3. Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.

4. Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми, как вариант предыдущего задания.

5. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.

6. Показ предмета, картинки, макета, чучела или действия как средство развития познавательной активности учащихся: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисовали, то их познавательная активность достаточно высока.

7. Способ подбора синонимов является одним из самых универсальных и часто применяемых приемов: холят — ухаживают, окружают заботой, нарекся — назвался, витязь — воин. Но при использовании этого приема возникает довольно часто ошибка: разбирая значение слов (хорош и прекрасен), дети в обоих случаях заменяют их нейтральным (красивый), начисто стирая выразительность языка.

8. Прием подбора антонимической пары: старт — финиш, хорошо — плохо.

9. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений

10. Способ логического определения нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер — военный корабль.

 

Система практических упражнений с синонимами:

а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;

б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления;

в) специальные упражнения с синонимами:

-Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов); огромный, гигантский, большой. Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значения каждого слова.

- Подбор синонимов к данному слову. Затем со всеми словами составленного ряда составляются предложения.

- Замена синонима в предложении. Включаются пооче¬редно разные синонимы и определяется, в чем различие значений этих слов.

- Выбор наиболее точного слова из двух-трех синонимов.

г) активизация синонимов, т.е. использование в связной речи:

л) исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

 

Этапы работы над словом:

1. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

а) контекста;

б) подбора синонима или антонима;

в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;

г) описательного оборота.

2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией);

3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями).

Учитель знакомит детей с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку.

4. Работа над семантическими связями слова.

Умения при работе со словарями.

I. Элементарные умения, базовые для умения пользоваться словарями:

1. Пользоваться вспомогательными словарями учебников.

2. Внимательно вчитываться в текст вступительной статьи.

3. Определять единицу описания по названию словаря.

4. Работать с алфавитным словоуказателем.

5. Составлять и запоминать план структуры словаря.

6. Составлять и запоминать план структуры словарной статьи.

7. Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями.

8. Использовать при работе со словарями чтение-просмотр и чтение-поиск.

 

Подготовка к написанию сочинения

1. Составление плана.

2. Языковая подготовка:

а) определение важных, ключевых, опорных слов к ответам на вопросы плана;

б) подбор тематических групп слов, соответствующих ключевым словам;

в) определение и проверка орфограмм в ключевых словах и тематических группах слов с помощью орфографического словаря;

г) определение с помощью словаря синонимов к опорным словам, а также подбор синонимов к словам основных тематических групп.


 

Статья: «Система работы над словом, как лексической единицей, в начальной школе»

Статья: «Система работы над словом, как лексической единицей, в начальной школе»

Лексическое значение слова Однозначные и многозначные слова

Лексическое значение слова Однозначные и многозначные слова

Тема: «Слово и его значение»

Тема: «Слово и его значение»

Статья: «Система работы над словом, как лексической единицей, в начальной школе»

Статья: «Система работы над словом, как лексической единицей, в начальной школе»

Тема: «Имя существительное» 4 класс

Тема: «Имя существительное» 4 класс

Статья: «Система работы над словом, как лексической единицей, в начальной школе»

Статья: «Система работы над словом, как лексической единицей, в начальной школе»

Статья: «Система работы над словом, как лексической единицей, в начальной школе»

Статья: «Система работы над словом, как лексической единицей, в начальной школе»

Упражнения подобраны таким образом, что постепенно усложняются, а учащимся приходится проявлять всё больше самостоятельности при их выполнении

Упражнения подобраны таким образом, что постепенно усложняются, а учащимся приходится проявлять всё больше самостоятельности при их выполнении

Приложения: в помощь учителю.

Приложения: в помощь учителю.

Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов); огромный, гигантский, большой

Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов); огромный, гигантский, большой
Скачать файл
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.