Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Доклад
Сборник упражнений, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Исполнитель:
Нохрина А.Е.,
учитель начальных классов
Сухой Лог, 2024
План доклада
1. Введение
1.1. Актуальность темы
1.2. Цель и задачи доклада
2. Основная часть
2.1. Психолого-педагогические основы формирования читательской грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка
2.2. Возможность использования упражнений, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка
2.3. Обоснование структуры и содержания сборника упражнений, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка
3. Заключение
4. Список литературы
Одна из самых актуальных задач современного начального образования – формирование читательской грамотности младшего школьника. Но умение читать уже не может считаться способностью, приобретённой в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной начальной школы, решающей задачи реализации требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. (с изм. от 08.06.2021 №273) (далее – ФЗ «Об образовании»), который гласит: начальное общее образование направлено на формирование умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом и т.д.).
ФЗ «Об образовании» предписывает формирование всесторонне развитой личности учащегося, готовой к самостоятельному получению знаний и саморазвитию. Особенно способствует формированию такой личности чтение книг и их анализ для полноценного освоения информации, то есть читательская грамотность [9].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) (утв. приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373) с изм. от 31.05.2021 №373 регламентирует требования к результатам освоения основной образовательной программы, к её структуре и условиям реализации.
Кроме того, необходимо понимать, что в современной начальной школе читательская грамотность рассматривается не только как предметный, но и как метапредметный результат.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» от 26.12.2017г. №1642 (далее – программа «Развитие Образования») регламентирует то, что позиция Российской Федерации по читательской грамотности к 2025 году должна быть не ниже 25 места [1].
Теоретические аспекты проблемы формирования читательской грамотности нашли отражение в трудах Гостевой Ю.Н., Цукерман Г.А., Кузнецовой М.И., Рябининой Л.А., Сидоровой Г.А., Чубан Т.Ю.
Учителя-практики, например, Слепцова В.Д., учитель МБОУ «Казачинская СОШ» Усть-Янского района Республики Саха (Якутия), и Тишина Т.А., учитель начальных классов МАОУ СОШ №27 г. Байкалово Саратовской области, используют в своей профессиональной деятельности специальные методы, приёмы и упражнения, благодаря которым у обучающихся начальных классов формируется читательская грамотность.
Одно из проверяемых умений в соответствии с ФГОС НОО (ВПР 4 класс, русский язык) - «умение распознавать основную мысль текста; адекватно формулировать основную мысль, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, определять тему и главную мысль текста» [8]. Данное умение по результатам ВПР-2019 сформировано у обучающихся 4-х классов лишь на 56% (результаты в среднем по Российской Федерации – 58%) [12].
Цель доклада: раскрыть особенности реализации сборника упражнений, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка.
Задачи:
- раскрыть актуальность работы по формированию читательской грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка;
- рассмотреть психолого-педагогические основы формирования читательской грамотности обучающихся 3 класса;
- рассмотреть общую характеристику компонентов сборника упражнений, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка;
- разработать сборник упражнений, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка.
Понятие «читательская деятельность» относительно новое, данное понятие рассматривается в трудах разных педагогов, психологов, учителей.
Важно понимать, в чем заключается ключевое отличие термина «читательская грамотность» от термина «чтение». Цукерман Г.А. в своей статье «Оценка читательской грамотности» разделяет эти понятия. Она говорит о том, что чтение (особенно в педагогическом контексте) нередко понимается как декодирование – перевод букв в звуки.
Далее автор говорит о том, что читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать своё понимание на должном уровне [11, 5].
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Тест PISA позволяет построить отдельную шкалу для измерения трёх читательских умений и соответствующих им действий:
1) найти и извлечь (сообщение или информацию);
2) интегрировать и интерпретировать (сообщение);
3) осмыслить и оценить (сообщение).
PIRLS – международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста». В этом исследовании читательская грамотность определяется как «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии её форм для целей, определяемых обществом и/или ценных для индивида. Младшие школьники читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия».
Вопросы теста PIRLS составлены таким образом, чтобы оценить четыре основных действия читателя, обеспечивающих полноту понимания текста:
1) вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
2) сделать прямые умозаключения из этой информации;
3) интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
4) оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Сравнивая умения, проверяемые тестами PISA и PIRLS, можно сделать следующие выводы.
Первые умения тестов PISA и PIRLS направлены на извлечение из текста одного или нескольких фрагментов информации.
В тесте PIRLS второе умение направлено на обобщение информации, но оно не находит отражения в тесте PISA.
Умения интегрировать и интерпретировать, необходимые для того, чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения, связать их друг с другом и истолковать, присутствуют и в тесте PIRLS, и в тесте PISA.
Умение осмыслить и оценить является общим в тестах. Суть данного умения заключается в том, что читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать.
Таким образом, сопоставив умения тестов PISA и PIRLS, представляем типы учебных упражнений, связанных с основными группами читательских умений.
1. Поиск информации, заданной в явном виде:
1) найти конкретные сведения;
2) найти значения слова и фразы;
3) определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;
4) определить время и место действия рассказа.
2. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:
1) установить связь между событиями;
2) понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;
3) понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;
4) выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
3. Интерпретация и обобщение информации:
1) распознать общую идею или тему текста;
2) описывать отношения между героями;
3) сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;
4) понимать настроение и общий тон рассказа;
5) находить практическое применение информации из текста.
4. Оценка содержания, языка и структуры текста:
1) оценивать правдоподобность описанного;
2) описывать, какими средствами автор воспользовался;
3) оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;
4) определять отношение автора к основной теме текста.
Читательскую грамотность можно формировать посредством специальных упражнений. Как и у многих понятий, у понятия «упражнение» нет единого общепринятого определения. Далее предлагаем ознакомиться с некоторыми трактовками понятия «упражнение».
По мнению Ильина М.С., «упражнения – учебные действия, направленные на формирование и совершенствование речевых умений и навыков и составляющие главную часть учебной работы на уроке» [4].
Упражнения по русскому языку – «виды учебной деятельности учащихся, ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях» [6, 217]. На уроках русского языка различные упражнения занимают около 80% времени, поэтому очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся. Необходимо добиваться, чтобы каждое упражнение не только формировало навык, но составляло решение определённой задачи.
Упражнения, направленные на формирование читательской грамотности, в основном представлены текстами с различными заданиями к ним. У этих текстов есть свои требования. К ним относятся:
- информационная насыщенность и разнообразие материала;
- отсутствие привязанности к содержанию конкретных образовательных областей;
- соответствие возрастным особенностям школьника;
- соответствие читательским и жизненным интересам школьника [10, 22].
Упражнение требует:
- знания правил выполнения действий;
- сознательного учёта условий, в которых оно осуществляется;
- учёта индивидуальных результатов;
- понимания причин допущенных ошибок и знание путей их преодоления [2].
Ладыженской Т.А. и Ладыженской Н.В. выделяются группы упражнений, среди которых:
- аналитического характера (на основе анализа готового текста);
- аналитико-текстового характера (проводится не только анализ готового текста, но и создание элементов текста);
- на переработку готового текста;
- в создании нового текста на основе данного [5, 3-8].
При выполнении аналитических упражнений ученик анализирует готовый текст: находит предложение, в котором автор сформулировал основную мысль; обнаруживает слова, которые помогают выразить основную мысль; устанавливает связь между заголовком и текстом; делит текст на части; находит в тексте ответ на вопрос или указанную часть (например, доказательство); сравнивает тексты, сходные в каком-либо отношении.
Упражнения аналитико-текстового характера требуют переработку готового текста, создание нового текста на основе данного: формулировка темы и основной мысли текста, если она прямо не выражена в самом тексте; озаглавливание текста; формулировка вопросов по тексту.
Упражнения на переработку готового текста. Как правило, переработка заключается в создании нового, улучшенного варианта текста: обнаружение и исправление недостатков в содержании или последовательности изложения (изменить порядок частей, изменить порядок слов в предложении).
К упражнениям в создании нового текста на основе данного относятся составление плана текста; ответ на вопрос по тексту [7, 254-255].
Таким образом, организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе на уроках русского языка, учитель должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого упражнения в рабочей программе, а также в структуре урока.
Как говорилось ранее, формировать читательскую грамотность можно с помощью текстов, поэтому целесообразным является проектирование сборника упражнений, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка.
Ефремова Т.Ф. в Толковом словаре пишет, что сборник – книга, в которой собраны какие-либо литературные произведения, материалы, документы и т.п. [3].
Целью сборника является подбор, разработка и систематизация упражнений, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка.
Основными задачами сборника являются:
- подбор упражнений, направленных на формирование читательской грамотности;
- систематизация упражнений;
- оформление сборника упражнений, направленных на формирование читательской грамотности.
Планируемым результатом применяемой методической разработки является повышение уровня сформированности читательской грамотности обучающихся 3 класса.
При составлении сборника учитывались следующие принципы:
- принцип научности – предполагает, что содержание сборника не противоречит объективным научным фактам, теориям, законам – современному состоянию науки;
- принцип систематизации и последовательности – логическое построение содержания упражнений;
- принцип доступности – все упражнения соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Изучив педагогическую, методическую литературу, Интернет-ресурсы по вопросу формирования читательской грамотности у обучающихся 3 класса, мы пришли к выводу, что структура сборника будет следующей:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) пояснительная записка;
4) упражнения, направленные на формирование читательской грамотности у младших школьников;
5) список литературы;
6) приложения.
Титульный лист является первой страницей методической разработки, на которой приводятся выходные сведения, перечень которых должен быть следующим:
- наименование образовательного учреждения;
- название педагогической разработки (заглавие);
- инициалы и фамилия автора;
- год издания.
В основной части методической разработки представлены упражнения, направленные на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса. Условные обозначения, расположенные рядом с заданием, помогают понять, на формирование какого именно умения направлено упражнение.
Список литературы содержит источники, с помощью которых был составлен сборник: указывается номер, автор, название книг, место и год издания.
Сборник упражнений предназначен для обучающихся 3 класса.
Планируемые разделы в сборнике:
1. Имя прилагательное.
2. Местоимение.
3. Глагол.
Первый раздел в сборнике называется «Имя прилагательное», он охватывает следующие темы: «Падеж имён прилагательных», «Начальная форма имени прилагательного», «Обобщение знаний об имени прилагательном».
Второй раздел – «Местоимение». Данный раздел включает в себя следующие темы: «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», «Род местоимений 3-го лица единственного числа», «Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных».
Третий раздел называется «Глагол». В данном разделе повторяются и уточняются сведения о глаголе, изучается значение и употребление глаголов в речи, начальная (неопределённая) форма глагола, а также формируется общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.
Таким образом, разработанный нами сборник упражнений, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка, может выступать в качестве механизма формирования читательской грамотности у обучающихся 3 класса.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что читательская грамотность является важной составляющей результатов образования в начальной школе. Работа по формированию читательской грамотности младших школьников ведётся учителями на разных учебных предметах, способы и средства развития подбирает каждый учитель сам в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Имеется положительный опыт применения упражнений в образовательном процессе, в основном при обучении русскому языку. Следовательно, актуальным направлением деятельности учителя является разработка упражнений для формирования читательской грамотности младших школьников.
Список литературы
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» от 26.12.2017г. №1642.
2. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. М. : Большая рос. энцикл., 1993-1999.
3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
4. Ильин М.С. Основы теории упражнений. / под ред. Цетлина В.С. М. : Педагогика, 1975.
5. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Текстовые умения. Как им учить? // Начальная школа плюс До и После. 2005. № 5.
6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М : Просвещение, 1988.
7. Плотникова С.В., Шуритенкова В.А. Теория и технология начального образования: учебное пособие для студентов. Екатеринбург; Урал.гос.пед.ун-т, 2014.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 11.12.2020).
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).
10. Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020.
11. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности: Материалы к обсуждению // М: РАО, 2010.
12. Щербич Г.В. Формирование читательской грамотности младших школьников средствами технологии развития критического мышления (методические рекомендации для учителей начальных классов), 26.10.2022. URL: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/52260 (дата обращения: 14.12.2022).
13. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.