Презентация «Сторителлинг в педагогическом дискурсе»

  • Научные работы
  • pptx
  • 19.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация «Сторителлинг в педагогическом дискурсе»
Иконка файла материала Презентация «Сторителлинг в педагогическом дискурсе».pptx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ   ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



«Сторителлинг в педагогическом дискурсе» 





Выполнила:
Учитель русского языка и литературы
ГОУ ЛНР КСШ № 2 им. Н.П. Баракова
Твердохлеб Екатерина Владимировна




Луганск, 2022

Актуальность данной темы обусловлена значимостью разработки новых образовательных технологий, которые направленны на развитие личности учащихся в процессе обучения, недостатком исследований по применению техники сторителлинга в развитии познавательных процессов.
Научная новизна работы заключается в выявлении роли и функций, а также особенностей применения сторителлинга в условиях дистанционной формы обучения.

Цель – изучить применение сторителлинга в педагогическом дискурсе. Показать, как он может быть использован в качестве эффективной педагогической модели для повышения эффективности обучения.
Задачи:
– изучить учебную и научную литературу по проблематике исследования;
– определить понятие сторителлинга и его применение в педагогическом дискурсе;
– проанализировать возможности использования сторителлинга на уроках русского языка в 5-6 классах;
– рассмотреть сторителлинг как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся;
– описать сторителлинг как эффективную технологию в период дистанционного обучения.

Объектом данной работы является непосредственно сторителлинг, предметом – его применение в педагогическом дискурсе.
В данной работе нами были применены такие методы исследования, как анализ полученных данных, обобщение и дедукция.
Теоретико-методологической основой работы стали труды Габидуллиной А.Р., Герасименко О.Е., Гопиуса К.П., Далецкой М.Э., Ежовой Т.В., Елухиной Н.В., Ермолаевой Ж.Е., Заверниной А.В., Карасика В.И., Лапуховой О.В.,     Щербининой Ю.В., и др.

Апробация: подготовлена статья «Сторителлинг на уроках русского языка» в кафедральный сборник «Актуальные проблемы современного языкознания».

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

Раздел 1. «Теоретические аспекты изучения сторителлинга как педагогической технологии»
Сторителлинг – это эффективный метод донесения информации до аудитории путем рассказывания поучительных историй с реальными или вымышленными персонажами, которые захватывают внимание слушателя, воздействуют на его эмоции и чувства, при этом имеют определённую структуру.

Сторителлинг – педагогическая технология

Сторителлинг – педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
(Ж.Е. Ермолаева)


Сторителлинг можно применять в любой сфере нашей жизни.
Компоненты истории: герой, сюжетная линия, тема и идея.
Героем рассказа может быть объект, человек, явление, воображаемое существо, природа, символ.
Сюжетная линия должна включать в себя изложение, введение, раскрытие сюжета, кульминацию и развязку.
Техника сторителлинга имеет форму дискурса.

Дискурс – это не только продукт речевой деятельности, но и процесс его создания, который определяется экстралингвистическими факторами, то есть коммуникативным контекстом и условиями общения. (Елухина Н.В.) Педагогический дискурс – это система ценностно–смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса, которая функционирует в образовательной среде высших учебных заведений и общеобразовательных учреждений, она включает в себя участников дискурса (преподаватель, студент, обучающихся), образовательные цели, а так же ценности и содержательную составляющую, которая обеспечивает обучающимся приобретение опыта в анализе и оценке любого явления (будь то педагогическое или социальное) в соответствии с нормами культуры. (Карасик В.И.)

Раздел 2. «Сторителлинг как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся»
В современной образовательной ситуации дистанционного обучения такой метод может реализовываться при помощи различных конференц-платформ (Google Meet, Zооm, Skype, Discord и др.), где учитель может непосредственно взаимодействовать с учениками.
Сторителлинг в условиях дистанционного обучения – это комплексный образовательный продукт, дающий возможность учителю превращать учебные материалы в интерактивный контент и мотивировать учеников к учебе.

Сторителлинг можно разделить на три типа:
Классический сторителлинг.
Активный сторителлинг.
Цифровой сторителлинг.

Классический сторителлинг
При использовании классического сторителлинга учитель передает учащимся конкретную учебную информацию: правила, теории, экспериментальные законы и пр., облеченную в яркую форму запоминающейся истории.
Явное знание выражается вербально или существует в виде текста.

Пример
Так получилось, что Частица не – отрицательная. Всё отрицает! Никто не хотел дружить с такой Частицей, но пожалел ее Союз «а». Кто как ни он придет ей на помощь.
И произошло чудо чудесное:
Не друг, а враг.
Не любовь, а дружба.
Не счастье, а горе.
Не правда, а ложь.
Так и повелось: в противопоставлении с Союзом «а» Частица «не» пишется раздельно, а без этого противопоставления с Существительными сливаются воедино!

Активный сторителлинг
Слушатели активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания историй.
Активный сторителлинг способствует передаче не только явного, но и неявного знания. 
Неявное знание  – это такой вид знания, который логически не оформляется и вербально не выражается.

Пример
Педагог начинает историю.
«К нам на занятие пришёл карандаш. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? А каким он был раньше? Что мы с вами можем сделать для него?»
То есть педагог создал основу, а далее, своими вопросами, побуждает детей к созданию историй.

Цифровой сторителлинг 
Это формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, скрайбинг, майнд- мэп, инфографика).

Примеры использования сторителлинга на дистанционном уроке:
1.   Запись видео/аудио. Учитель сам рассказывает историю, записывая себя или свой голос, прикрепляет файл с записью к уроку.
2. Тест-история. Все вопросы в проверочном тесте связаны одним лейтмотивом, создающим проблемную ситуацию.
3.  Виртуальная экскурсия. На сайте КАНВА представлены ссылки на 41 виртуальную экскурсию по различным  музеям мира. Третьяковская галерея, Эрмитаж, и так далее. С последующим заданием описать экскурсию в разных стилях.
4. Симуляция интервью. Отличный способ познакомить учащихся с какой-то известной исторической личностью – это провести с ней интервью. Факты из биографии интереснее подавать в виде диалога, и учащиеся легче запоминают его построение, правила использования прямой речи.

Основные способы применения сторителлинга на уроках:
Использование сторителлинга на начальных этапах урока, например, на этапе эмоционального вовлечения с последующим переходом на этап открытия новых знаний. В этом случае предполагается рассказывание истории учителем.
Использование сторителлинга на этапе закрепления изученного материала. Обучающимся предлагается создать и представить собственную историю по теме.

Выводы
Сторителлинг – педагогическая технология, имеющая форму дискурса, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Помогает эффективно использовать образовательный материал на уроках русского языка как в очном, так и в дистанционном обучении.

Имеет большие потенциальные возможности в формировании коммуникативной компетенции школьников.

Спасибо за внимание!

Посмотрите также