Одной из важных моментов в воспитании детей дошкольного возраста - это их окружение, та среда, где и происходит воспитание и обучение. Поэтому в детских садах этому должно уделяться большое значение. Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.
Предметно – развивающая среда дошкольного образовательного
учреждения .
Одно из важных условий воспитательнообразовательной работы в
дошкольном учреждении – правильная организация предметноразвивающей
предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную
комфортабельную уютную обстановку,
рационально организованную,
насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми
материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную
познавательнотворческую деятельность всех детей группы.
Определяющим моментом создания среды является педагогическая
идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной
образовательной программы.
Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей,
посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности,
способности, состав, личностные особенности.
Особенности среды во многом определяются личностными особенностями
и педагогическими установками воспитателя.
Таким образом, нет жестких, детализированных требований к
построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку
образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут
существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить наиболее
общие положения (требования) при создании развивающей среды в дошкольных
учреждениях, основанные на современных подходах к образованию.
Требования к организации предметноразвивающей среды:
1.
В каждой возрастной группе нужно создавать условия для
самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой,
двигательной, изобразительной, театральной).
2.
Организация и размещение предметов развивающей среды должны
отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка
дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении,
познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор:
с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп
определяется особенностями развития детей конкретного возраста и
характерными для этого возраста сензитивными периодами. Например, для
детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство,
где можно удовлетворить потребность в активном движении: катании, игры с
крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр
сюжетноролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего
дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками,
создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни
будут с удовольствием уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на
игру 2 – 3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитаютсовместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно
организовывать совместную деятельность.
3.
Динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может
быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо
заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных
вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные
полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят
детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих
интересов.
4.
Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке
группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми
и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра,
пособие, оборудование не будет использовано, его следует вынести. Группа не
должна походить на склад для хранения материалов и пособий.
5.
Среда должна быть наполнена развивающим содержанием,
соответствующим:
интересам мальчиков и девочек. Например, для старшего
дошкольного возраста в центре ручного труда и конструирования следует
разместить образцы изготовления различной техники (мальчикам), сумочки,
куклы с гардеробом вещей, предметы быта (девочкам);
«зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов,
предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено
приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст.
6. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это
могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из
прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов, аквариумов.
Соответствие развивающей среды реализуемой в ДОУ программе
дошкольного образования
Важным условием организации предметноразвивающей среды считается
установление контакта взрослого с ребенком в зависимости от их желания и
занятий, нахождение общего психологического пространства общения,
комфортной дистанции взаимодействия. Это обеспечивается планировкой
помещения, специальным подбором и размещением мебели по центрам
активности с учетом интересов и различных видов деятельности. Доступность
материалов, функционально игровых предметов помогает воспитывать
самостоятельность у детей,
реализует стремление к творческому
моделированию игровой ситуации, окружающей среды.
Жизнь детей в детском саду проходит в группе, поэтому нужно продумать
интерьер и оборудование спален, раздевальных и групповых комнат, продумать
так, чтобы детям было уютно и комфортно.Предметноразвивающая среда является для ребенка информативной,
удовлетворяет его возрастные потребности и обеспечивает общение с
объективной действительностью.
Также необходимо уделить внимание организации зон для
самостоятельной творческой деятельности детей: центры и уголки (ИЗО
творчества,
где имеются различные виды бумаги, материалы для
воспроизведения рисунков: гуашь, фломастеры, карандаши, мелки итд; карточки
для дорисовывания и штриховки, раскраски, формы заготовки для
декоративного рисования, и т.д.), мастерские, где имеются материалы для
работы с деревом.
Взаимодействуя с окружающей средой, ребёнок не только познаёт
свойства, качества, назначение тех или иных предметов ,но и овладевает языком
социального общения, одной из форм которого является установление
контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс
формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором
отводится воспитателю. Он образец для подражания ,через него происходит
передача общечеловеческих нравственных норм и правил. Предметная среда не
должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая
система, обогащающаяся новизной. Она развивающая и развивающаяся, а также
обогащающаяся. Предметноразвивающая среда несёт в себе огромные
возможности воздействия на ребёнка она воспитывает и развивает его.