Словарная работаВнимательно переписываем в тетрадь.
Колледж, оскорбить, правосудие, справедливость, консенсус, транснациональный, целеустремление, цивилизация, собственность, бескорыстный, девальвация, коммюнике, решающий, предвыборная компания, милосердия, безвозмездный, консолидация, публицистика.
Словарная работа
Коммюнике – официальное сообщение о переговорах между государствами.
Транснациональный – выходящий за пределы одного государства, одной нации.
Девальвация – понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к какой-либо иностранной валюте.
Консолидация – упрочение, укрепление чего-либо.
Консенсус – общее согласие по спорному вопросу.
Публицистика – род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни.
Публицистика – произведения, посвященные актуальным проблемам.
Публицист – автор публицистических произведений, т.е. произведений на общественно-политические темы
Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)
Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе.
Публицистический стиль
Слово публицистический (от латинского слова publicus) - общественный .
Задача публицистического стиля – воздействовать, повлиять на мысли, чувства, поведение, поступки читателей и слушателей.
Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он зародился еще в античные времена. До сих пор образцами публицистического стиля являются речи ораторов Древней Греции и Рима.
Публицистический стиль
Ора́тор — тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеющий ораторским искусством.
Кого называют оратором? Определи лексическое значение слова по Толковому словарю.
Бюст Исократа в
Пушкинском музее
ИСОКРАТ; 436—338 гг. до н. э., греческий оратор. Сын владельца ремесленной мастерской, ученик Сократа и политика Ферамена. Литературную деятельность начал в 403 г. с написания судебных речей на заказ. В 390 г. открыл в Афинах школу красноречия, программа которой, кроме риторики, включала также изучение некоторых основ истории, литературы, истории права и психологии. Школа Исократа была первой в Европе средней общеобразовательной школой, которая должна была подготовить учеников к исполнению государственных должностей.
Публицистический стиль
Цель высказывания | Стилевые черты | Языковые средства | Сфера употребления |
Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей. | - Эмоциональность | Лексические: | В устной речи: на выступлениях, на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению (интервью, репортажи). |
Жанры публицистического стиля:
Заметка – краткое сообщение в печати.
Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня (в печати, по радио и телевидению).
Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Вывод:
Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.
Основные особенности публицистического стиля речи:
Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
Задачи речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Стилевые черты. Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
Языковые средства:
а) общественно-политическая лексика;
б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;
в) побудительные и вопросительные предложения;
г) риторические вопросы;
д) распространенные обращения;
е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.
5. Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Язык– самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.