"Пусть краски сказки оживят" Урок по методике Сторисек (по сказке В. Сутеева «Мешок яблок»)
«Сторисек» (англ. storysack «мешок историй»), разработанный еще в 1994 году англичанином Нейлом Гриффитсом, всесторонне развивает детское чтение и приносит огромное удовольствие и наслаждение чтением. Его идея
заключается в продвижении детского чтения и обеспечения всем необходимым для получения удовольствия от совместного громкого чтения.
Цели «Сторисека»: разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения. Задачи «Сторисека»: чтение хороших книг, расширение кругозора, пополнение и расширение словарного запаса, развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков, формирование чувства уверенности в себе и стимулирование интереса к книге. В состав сторисека входят: художественная книга, мягкие игрушки и реквизиты к книге, научно-популярная книга, аудиокассета, CD, DVD, языковая игра,
«шпаргалки» для родителей. Игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Работа по внедрению сторисека проводится в несколько этапов.
Проведения сторисека по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок».
Книги Владимира Сутеева написаны простым, понятным языком, и рассказывают о таких событиях, которые доступны дошкольникам.
Большинство героев книг Владимира Сутеева – забавные животные,
наделѐнные автором вполне «человеческими» качествами и характерами. Сказки и рассказы Сутеева – это та «настоящая» детская литература, которая утверждает, что в сказках всегда торжествует справедливость, добро побеждает зло. Сюжет построен так, что юный читатель сам приходит к правильным выводам о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Дружить, помогать
друзьям, трудиться, быть смелым и сообразительным – вот чему учат эти книги.
Рассказы и сказки Сутеева – просто находка для педагогов и родителей, потому что они насыщены развивающими моментами, их содержание даѐт возможность обсудить с ребѐнком прочитанное и на его основе уточнить знания и представления ребѐнка И самое главное – иллюстрации! Все свои сказки Владимир Григорьевич иллюстрировал сам. Поэтому практически каждая важная мысль сказки или рассказа предстаѐт для ребѐнка в наглядных образах! А в дошкольном возрасте наглядность для ребѐнка, который пока обладает не слишком большим кругозором, очень важна. Иллюстрации Сутеева помогают ребѐнку увидеть на картинке всѐ, о чѐм ему прочитали, а это огромная польза для развития детского мышления.
«Мешок яблок» – одна из лучших сказок Владимира Сутеева, которая поможет привить детям доброту, искренность и бескорыстие. В сказке речь идет о зайце, который, хотя и торопился домой с мешком диких яблок для своих малышей, угостил по дороге каждого, кто его об этом попросил. И хотя набрать гостинцев второй раз не получилось, ушастые крошки не остались голодными – каждый угостившийся лесной житель принес много
подарков семье щедрого папы-зайца.
Сказка Владимира Григорьевича Сутеева «Мешок яблок» выбрана для
«сторисека» потому, что это – интересная, умная, добрая, весѐлая, развивающая, богато иллюстрированная книга!
Для «сторисека» используется полотняный (плотный, непрозрачный) мешок. Удачной формой работы будет предварительное проведение мастер-класса по изготовлению мешка. Возможно также использование готового мешка без предваряющего мастер-класса.
игрушки – прообразы героев сказки (заяц, ворона, медведь, бельчата, ѐж, коза, козлята, крот, зайчиха, зайчата,
волк),
картинки с изображением яблок, орехов, грибов (либо в сезон – настоящие яблоки, орехи и грибы), картинки с изображением капусты, морковки, картошки, петрушки, свеклы, бочонка меда,
картинка с изображением яблони, картинки с изображением домика Зайца.
научно-популярная книга на тему, близкую к сказке, например, «Животные России»
DVD с мультфильмом по произведению (Мешок яблок [Видеозапись] / реж. Витольд Бордзиловский ; в ролях: Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Борис Владимиров. – Москва : Союзмультфильм, 1974. –
К сказке «Мешок яблок» можно предложить игры:1. «Крокодил» – с помощью мимики и пантомимики изображение героев сказки 2. «Найди пословицу» - подбор пословиц иллюстрирующих мораль сказки. Например, среди пословиц (без беды друга не узнаешь; без друга в жизни туго; верному другу цены нет; дружба не гриб, в лесу не найдешь; кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен; нет друга – ищи, а нашел – береги; нужда сдруживает; птица сильна крыльями, а человек дружбой; сам пропадай, а товарища выручай; старый друг лучше новых двух) нужно выбрать пословицы, которые наиболее подходят морали сказки «друг познается в беде».
3. «Веселые скороговорки» – быстрое проговаривание текста:
Заяц, заяц, чем ты занят? Кочерыжку разгрызаю. А чему ты, заяц, рад? Рад, что зубы не болят. |
Волки, вы ли ночью выли?
Возле леса вы ли были? Вы спросили, были мы ли?
Были, ноги в речке мыли. |
Прорычал медведь в берлоге. Прорычал барсук в норе. Промычали, промолчали. И проснулись на заре. |
Три козы Среди лозы Схоронились от грозы. Вот и кончилась гроза. Козы здесь. А где лоза? |
Звучит фрагмент песни «В мире много сказок»
- В мире много сказок – грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. А сочиняют сказки добрые волшебники. У одного такого волшебника было три волшебных палочки: карандаш, кисточка и авторучка. Возьмѐт одну – сказка сочиняется, возьмѐт две других – иллюстрация чудесная выходит,
красочная. И все его любили, потому что детские волшебники бывают только добрыми!
- Как же звали этого доброго волшебника?
- Да, этого доброго волшебника зовут Владимир Григорьевич Сутеев. Вот его портрет (демонстрирует портрет В.Г. Сутеева).
Искусство Владимира Сутеева обращено к самым маленьким читателям- зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по
сказке. Добросердечие и улыбка художника, классическая ясность его рисунков целеустремленно, спокойно и просто ведут читателя к постижению справедливости, человечности, нравственной чистоты.
- Он родился 115 лет назад в семье врача. Но его отец не только лечил людей, он ещѐ увлекался рисованием, часто пел и читал книги своим детям. С детских лет Володя начал рисовать, а уже к 15 годам к нему обращались за
помощью: Сутеев рисовал дипломы для победителей различных конкурсов, диаграммы для выставок и т. д.
1923 году художник обратил свое внимание и свое творчество на детские книги: иллюстрации стихотворений и сказок таких авторов как Корней Чуковский и
Самуил Маршак являются самыми яркими и известными его работами. В 1928 году Владимир Сутеев заканчивает Государственный Техникум
Кинематографии и начинает работать в мультемастерской «Союзмультфильм» и уже в самых первых рисованных мультипликационных фильмах в графе
«художник-мультипликатор» можно было прочесть его имя. Но Владимир Григорьевич не останавливается только на рисовании мультфильмов: со
временем он не только начинает писать сценарии, но и становится одним из постановщиков. Достаточно, лишь посмотреть на список фильмов, в создании которых он принял непосредственное участие.
Мультфильмы Сутеева: «Улица поперек», «Сказка про белого бычка» , «Клякса в Арктике», «Колобок», «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в
складках», «Дядя Степа», «И мы на Олимпиаду», «Муха-Цокотуха», «Веселый огород», «Отважный моряк», «Дед Мороз и серый волк», «Когда зажигаются елки», «Зай и Чик», «Волшебный магазин», «Стрела улетает в сказку»,
«Снеговик-почтовик (новогодняя сказка)», «Это что за птица?», «Кораблик»,
«Миллион в мешке», «Грибок-теремок», «Петя и красная шапочка», «Разные колеса», «Две сказки», «Кто сказал мяу?», «Только не сейчас», «Светлячок»,
«Тараканище», «Шутки», «Кот-рыболов», «Петух и краски», «Пастушка и трубочист», «Про бегемота, который боялся прививок», «Хвосты», «Раз-два, дружно!», «Мы ищем Кляксу», «Дядя Миша», «Терем-теремок», «Мешок
яблок», «Кто получит приз», «Пропал Петя-петушок», «Пес и кот», «Живые дома», «Пустынник и медведь», «Старт», «Похождения Мюнхгаузена».
Владимир Григорьевич Сутеев внес неоценимый вклад в развитие не только отечественной, но и в мировой детской литературы и мультипликации. Его произведения известны во всем мире. Книги Владимира Григорьевича издавались в Норвегии, Франции, США, Мексике, Чехословакии, Японии… В общей сложности произведения В. Сутеева были переведенные на 36 языков!
«Мешок яблок» – одна из лучших сказок Владимира Сутеева, которая поможет привить детям доброту, искренность и бескорыстие. В сказке речь идет о зайце, который, хотя и торопился домой с мешком диких яблок для своих малышей, угостил по дороге каждого, кто его об этом попросил. И хотя набрать гостинцев второй раз не получилось, ушастые крошки не остались голодными – каждый угостившийся лесной житель принес много
подарков семье щедрого папы-зайца.
Сказка Владимира Григорьевича Сутеева «Мешок яблок» выбрана для потому, что это – интересная, умная, добрая, весѐлая, развивающая, богато
иллюстрированная книга!
1. Игра « Доскажи словечко»
Я вам прочту первое слово в названии сказки, а вы должны вспомнить полное еѐ название, договорив второе слово.
· «Капризная… (кошка)»
· «Палочка - … (выручалочка)»
· «Мешок …(яблок)»
· «Разные … (колѐса)»
· «Кот - …(рыболов)»
· «Цыплѐнок и … ( утенок)»
· «Три …(котѐнка)»
· «Дядя … (Миша)»
3 Вопросы
• Чем тебя привлекают сказочные истории В.Сутеева?
• Кто нарисовал иллюстрации к сказкам и чем они тебе нравятся?
• Чему учат нас сказки Сутеева?
• Над чем смеется в своих сказках автор? Приведи примеры.
• Какая сказка тебе нравится больше всех и почему?
* На сколько частей поделили яблоко в сказке "Яблоко". Между кем? (На четыре части, между вороной, зайцем, ежом и медведем)
* Кто последний спрятался под грибок в сказке "Под грибом"? (Заяц)
* Кто пошѐл со снеговиком в лес за ѐлкой? (собачка)
* В какой сказке медведь дѐргал морковку, собирал грибы и орехи, удил рыбу, воровал гусей и кур? ("Дядя Миша")
* Назовите предметы, которые изготовили животные из разных колѐс. (Прялка, колесо для колодца, для мельницы, для тачки).
* Из какой сказки эти цвета: серый, белый, жѐлтый, красный) ("Про Бегемота, который боялся прививок").
- Я мешочек открываю, вещи вам я называю, Вы ответьте без подсказки
Из какой же они сказки?
(показывает палочку, гриб, зайца, удочку, краски, карандаш, колѐса, скорлупку, цыпленка и др.)
- Молодцы! Раз со всеми заданиями справились, мы можем попасть в сказку. Вот вам сказка «Мешок яблок» - посмотри еѐ, дружок!
6. Заключительный этап
-Сказки любят все на свете, Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру И прилежному труду, Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
- Всего доброго, до новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.