Профессия:
№ группы:
Педагог:
Учебная дисциплина: Литература
Дата:
Количество часов: 4
Тема: Путь Д.И. Старцева к Ионычу
В тетради запишите число: тему урока, следующий материал и ответьте на вопросы. Дополните каждый вопрос своими мыслями, выдержками из рассказа или используйте данный материал.
В рассказе А.П.Чехов исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени. Чтобы понять самостоятельную глубину авторского замысла в таком своеобразном рассказе, как “Ионыч”, надо обратиться прежде к истории создания этого рассказа и его содержанию.
- Какова центральная тема рассказа?
- Какова основная идея произведения?
- Что почувствовал Дмитрий Ионыч, впервые попав в дом Туркиных?
От чего это происходит? Откуда берутся у Дмитрия Ионыча “хорошие, покойные мысли?
В доме Туркиных все подчинено заранее установленному распорядку, все действия хозяев давно отрепетированы и рассчитаны на определённый эффект. И вот свежий человек, попадая под действие этого ритма, сам не замечает, как оказывается во власти всей атмосферы, царящей здесь.
Вывод: И так, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было “недурственно” не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.
Анализ II главы
- Сколько времени прошло с момента приезда Старцева в город С. до его второго свидания с Екатериной Ивановной?
Время здесь – важная художественная деталь. Время в рассказах Чехова бежит неумолимо, и человек подчас не успевает и оглянуться, - а жизнь-то уже прошла.
Вывод: Придя на кладбище, Старцеву открылся мир таким, каким он раньше его не видел. Перед ним открылся тайны бытия, все это вызывает в нём бурю чувств, чувств страстных земных, не желающих мириться с вечным покоем умерших. В сущности, это бунт против скучной и однообразной жизни. Но это было всего лишь вспышка, погасшая вместе с лунным светом. Это был взлёт чувств.
Анализ III главы
- Кто виноват в том, что любовь Старцева привела к “такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле”?
- Какое значение имеют в этой главе реплики Ивана Петровича, окрик полицейского?
- Почему Старцеву после объяснения с Екатериной Ивановной захотелось изо всей силы хватить зонтиком по широкой спине Пантелеймона?
Анализ IV главы
“Прошло четыре года” - так начинается глава. Время продолжает свой неумолимый бег.
– Что же изменилось за этот период в жизни героев человеческого рассказа?
Анализ V главы
- Как автор относиться к семье Туркиных?
- В чем значение финальной сцены?
IV. Обобщение по прочитанному.
Движение времени в рассказе “Ионыч” ощущается только тогда. Когда речь идёт о самом Старцеве: он еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит…у него уже есть имение и два дома в городе…”, “характер у него тоже изменился”. В последней главе рассказа перед нами пожалуй, самый отвратительный обыватель из всех, которые проживают в городе С.
Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Старцев перестал быть человеком, превратился в “языческого бога”, в Ионыча. И как бы подводя итог всей его жизни, Чехов пишет: “Вот и все, что можно сказать про него”.
- Но почему же на этом не заканчивается само повествование?
- Зачем автор снова возвращается читателей к началу рассказа, приглашая еще раз заглянуть в дом Туркиных?
В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалось жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затем Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.
Образ Ионыча показывает, каким становиться человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.
Домашнее задание
Прочитать 1 действие пьесы “Вишневый сад” А.П.Чехова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.