Элективный курс
«Путь подростка в правовом лабиринте»
8-9 классы
Пояснительная записка
Воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одно из самых действенных и надежных средств совершенствования социальных отношений в условиях демократии. Основы правовой культуры формируются уже в период пребывания детей в школе. В связи с этим особенно существенна оптимальная организация в школе правового образования.
Предлагаемая программа элективного курса «Путь подростка в правовом лабиринте», предназначенного для учащихся 8—9-х классов. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования. Это правовой курс, в нем содержится информация обо всех основных отраслях права, он знакомит учащихся с правовыми способами разрешения споров и конфликтов.
Цель курса: содействие правовому воспитанию и формированию законопослушного гражданина.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
В области познавательной деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается:
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;
- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график),
- отделение основной информации от второстепенной,
- критическое оценивание достоверности полученной информации,
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, - учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке,
- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Данный курс адресован учащимся общеобразовательных школ. Элективный курс «Путь подростка в правовом лабиринте предназначен для учеников 8-9 классов.
Его можно использовать как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Актуальность и полезность курса в том, что подросткам чрезвычайно важно научиться определять границу своих прав и меру ответственности, алгоритм действий в проблемных ситуациях, уметь формулировать свои позиции, находить адресата законных требований, понимать текст правового содержания.
Элективный курс «Путь подростка в правовом лабиринте» соединяет четко оформленный теоретический материал с возможностью подключать в процесс занятий практический материал. Структура курса подчинена задаче организации максимально разнообразной познавательной деятельности учащихся.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Занятия построены на основе активных и интерактивных методик. Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Изучение курса рассчитано на 34 часа.
Учебно-тематический план элективного курса
«Путь подростка в правовом лабиринте»
№ |
Содержание обучения. Разделы, темы |
Количество часов |
Форма проведения занятий |
1 |
Тема 1. Право и его роль в жизни общества. |
2 часа |
Урок-исследование с элементами игровой деятельности, проектирования (1 час) Практикум по работе с документами (1 час) |
2 |
Тема 2. Правовое государство |
2 часа |
Урок-презентация с элементами дискуссии (1 час) Практикум с элементами моделирования (1 час) |
3 |
Тема 3. Правоспособность и дееспособность |
3 часа |
Деловая игра «юридическая клиника» (1 час) Лекция, работа с документами(1 час) Практикум (1 час) |
4. |
Тема 4. Семья с точки зрения права |
4 часа |
Урок-исследование (1 час) Практикум (1 час) Игра-тренинг (2 часа) |
5. |
Тема 5. Конфликтология |
3 часа |
Ролевая игра (1 час) Практикум (1 час) Игра-тренинг (1 час) |
6 |
Тема 6. Практическая виктимология |
2 часа |
Лекция с элементами дискуссии (1 час) Пресс-конференция (1 час) |
7 |
Тема 7. Агрессия. Психология противоправного поведения |
3 часа |
Деловая игра-обсуждение (1 час) Семинар (1 час) Проблемно-проектная дискуссия (1 час) |
8 |
Тема 8. Подросток как участник административных правоотношений |
3 часа |
Практикум (1 час) Деловая игра (1 час) Семинар с использованием видеоматериалов (1 час) |
9 |
Тема 9. Подросток как участник уголовных отношений |
6 часов |
Практикум (1 час) Лекция, работа с документами (1 час) Семинар (1 час) Круглый стол (1 час) Игра-тренинг (2 часа) |
10 |
Тема 10. Свободная жизнь и ответственное поведение |
3 часа |
Круглый стол с моделированием ситуаций (1 час) Игра-тренинг (2 часа) |
11 |
Тема 11. Взгляд в будущее. Мой выбор |
3 часа |
Пресс-конференция (1 час) Гражданский форум (2 часа) |
|
ИТОГО |
34 часа |
Практикумы – 7 Семинары – 3 Дискуссии – 2 Лекции – 2 Моделирование – 2 Нетрадиционные уроки - 18 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Право и его роль в жизни общества (2 часа)
Право и его роль в жизни общества. Признаки права. Функции права. Этапы развития права. Принципы права. Источники права.
Международно-правовые документы по правам человека (ребенка). Осуществление защиты прав ребенка.
Ювенальная юстиция. Реабилитационное пространство в системе защиты прав детства.
Тема 2. Правовое государство (2 часа)
Признаки правового государства. Основные элементы структуры гражданского общества. Основные черты гражданского общества.
Вершина пирамиды правового контроля. Задачи школьного Уполномоченного или омбудсмена.
Тема 3. Правоспособность и дееспособность (3 часа)
Правоспособность граждан. Виды дееспособности граждан: полная, частичная, ограниченная, абсолютная недееспособность. Эмансипация.
Правовой статус несовершеннолетнего: от 6 до 14 лет, от 14 до 18 лет. Права, обязанности, ответственность.
Статус ребенка в процессуальных правоотношениях.
Тема 4. Семья с точки зрения права (4 часа)
Семья и брак. Семейное право. Условия вступления в брак. Порядок заключения брака. Права и обязанности супругов. Имущественные и личные права. Прекращение брака.
Родители и дети: равенство прав и обязанностей родителей. Права и обязанности родителей по образованию и воспитанию детей, по защите их прав и интересов. Осуществление родительских прав. Лишение родительских прав.
Дети в семье. Права ребенка в семье. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей. Социально-правовая защита ребенка, лишенного родительского попечения.
Тема 5. Конфликтология (3 часа)
Понятие «конфликт». Причины конфликтов. Последствия конфликтных ситуаций. Стратегия и тактика в конфликте. Медиация и ее преимущества. Восстановительное правосудие. Примирение.
Тема 6. Практическая виктимология (2 часа)
Из истории появления науки «виктимологии». Портрет типичной жертвы. Портрет воображаемого преступника. Практические советы, как не стать жертвой.
Тема 7. Агрессия. Психология противоправного поведения (3 часа)
Агрессия. Причины агрессивного поведения. Психология противоправного агрессивного поведения. Модели противоправного поведения. Драки: «за» и «против».
Тема 8. Подросток как участник административных правоотношений (3 часа)
Административное правонарушение. Административное наказание. Виды административных наказаний. Производство по делам об административных правонарушениях.
Тема 9. Подросток как участник уголовных отношений (6 часов)
Понятие «преступление». Уголовная ответственность несовершеннолетних. Соучастие. Вина. Ответственность. Стадии преступления. Стадии уголовного процесса. Как заявить о преступлении. Наказание. Виды наказаний. Обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность. Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность. Смертная казнь. Условное наказание. Преступления против личности. Преступления против собственности. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности.
Тема 10. Свободная жизнь и ответственное поведение (3 часа)
Свобода. Свободная жизнь. Права и свободы человека. Обязанности. Свободная жизнь и ответственное поведение.
Тема 11. Взгляд в будущее. Мой выбор (3 часа)
Дети в ХХI веке. Личные и общенациональные события, влияющие на выбор жизненного пути. Вероятное будущее молодежи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ
ТЕМА 1. Право и его роль в жизни общества
Задача темы: Называть международно-правовые документы по правам человека (ребенка), понимать роль права в жизни общества. Разбирать ситуации, связанные с нарушением норм права, соотносить ситуации с положениями правового законодательства; выражать свое отношение к праву и правовым нормам, осознавать полезность права для общества и личности. Задуматься над самореализацией себя посредством правомерного поведения.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «право», «конвенция», «декларация», «народовластие», «гуманизм», «ювенальная юстиция».
Рекомендуемая форма проведения занятий: Урок-исследование с элементами игровой деятельности, проектирования. Практикум по работе с документами.
ТЕМА 2. Правовое государство
Задача темы: Называть основные черты правового государства и гражданского общества; создавать собственные проекты по разработке справедливого правового государства; выразить свое отношение к проблемам создания и построения справедливого общества, осознать свою собственную роль в формировании подобного общества.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «правовое государство», «Гражданское общество», «омбудсмен», «Уполномоченный по правам человека»
Рекомендуемая форма проведения занятий: Урок-презентация с элементами дискуссии
Практикум с элементами моделирования
ТЕМА 3. Правоспособность и дееспособность
Задача темы: Характеризовать правовой статус ребенка и статус ребенка в процессуальных отношениях. Разбирать ситуации, связанные с нормами права, соотносить их с положениями правового законодательства. Выразить свое отношение к правовым номам, осознавать полезность права для общества и личности задуматься над мерой ответственности личности за предоставленные ей права.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «правоспособность», «дееспособность», «правовой статус», «полная дееспособность», «частичная дееспособность», «абсолютная недееспособность».
Рекомендуемая форма проведения занятий: Деловая игра «юридическая клиника» Лекция, работа с документами. Практикум
ТЕМА 4. Семья с точки зрения права
Задача темы: Характеризовать правовой статус членов семьи, их имущественные права и обязанности; разбирать ситуации, связанные с нарушением норм семейного права, соотносить ситуации с нормативно-правовыми документами; выражать свое отношение к ценностям семьи, к необходимости правового решения конфликтных ситуаций в семье; задуматься над ответственным отношением к семейным обязанностям.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «семья», «семейное право», «брачный договор».
Рекомендуемая форма проведения занятий: Урок-исследование. Практикум. Игра-тренинг
ТЕМА 5. Конфликтология
Задача темы: Выяснить сущность явления конфликта, определить пути выхода из него, преодолеть стереотип негативного отношения к конфликтам (страх перед конфликтом); формировать основные навыки анализа конфликтных ситуаций и получить навыки разрешения конфликтов; задуматься над возможными последствиями конфликтов.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «конфликт», «конфронтация», «компромисс», «сотрудничество», «приспособление», «медиация», «арбитраж».
Рекомендуемая форма проведения занятий: Ролевая игра. Практикум. Игра-тренинг
ТЕМА 6. Практическая виктимология
Задача темы: Объяснить, что такое виктимология, выяснить, есть ли какие-то закономерности в том, что человек становится жертвой, составлять портреты «жертв» и «преступников»; применять практические советы по личной и имущественной безопасности; задуматься о важности использования советов по безопасности в своей жизни.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «виктимология», «жертва»
Рекомендуемая форма проведения занятий: Лекция с элементами дискуссии. Пресс-конференция
ТЕМА 7. Агрессия. Психология противоправного поведения
Задача темы: Выявить причины агрессивного поведения, психологические основы этого явления. Охарактеризовать этапы протекания конфликта, разбирать ситуации, связанные с противоправным поведением, вырабатывать стойкое неприятие агрессивного поведения, задуматься над ответственным отношением по поводу собственного поведения.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «агрессия», «противоправное поведение», «правонарушитель», «эскалация конфликта»
Рекомендуемая форма проведения занятий: Деловая игра-обсуждение. Семинар. Проблемно-проектная дискуссия
ТЕМА 8. Подросток как участник административных правоотношений
Задача темы: Показать отличия административного и уголовного правонарушения; называть виды административных наказаний и органы, их назначающие; разбирать и анализировать ситуации, связанные с нарушением административного права, соотносить их со статьями Административного Кодекса РФ.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «административное право», «административное правонарушение», «административное наказание».
Рекомендуемая форма проведения занятий: Практикум. Деловая игра. Семинар с использованием видеоматериалов
ТЕМА 9. Подросток как участник уголовных отношений
Задача темы: Понимать и знать основные признаки преступления, объяснять механизмы уголовного процесса; характеризовать цели и виды уголовного наказания; разбирать ситуации, связанные с нарушением норм права, соотносить ситуации с положениями уголовного законодательства; выразить свое отношение к преступной деятельности, задуматься над ответственным поведением.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «преступление», «уголовное право», «уголовный кодекс», «уголовный процесс», «словное наказание».
Рекомендуемая форма проведения занятий: Практикум. Лекция, работа с документами.
Семинар. Круглый стол. Игра-тренинг
ТЕМА 10. Свободная жизнь и ответственное поведение
Задача темы: Объяснить взаимосвязь свободы и ответственного поведения, понимать разницу между свободой и вседозволенностью; обсудить ценностные ориентиры человека, задуматься над самореализацией.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «свобода», «свободная жизнь», «анархия», «ответственность»
Рекомендуемая форма проведения занятий: Круглый стол с моделированием ситуаций.
Игра-тренинг
ТЕМА 11. Взгляд в будущее. Мой выбор
Задача темы: Характеризовать и называть международно-правовые документы по правам человека, спроектировать модель будущего человечества, обсудить возможную роль молодых людей в формировании будущего; заниматься исследовательской и проектной деятельностью. Выразить свое отношение к активному участию молодежи в преобразовании общества.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «выбор», «Декларация», «конвенция»
Рекомендуемая форма проведения занятий: Пресс-конференция. Гражданский форум
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«ПУТЬ ПОДРОСТКА В ПРАВОВОМ ЛАБИРИНТЕ»
Модернизация образования, ориентация школы на гуманизацию учебного процесса послужила мощным стимулом к развитию методов и средств обучения, наполнению новым содержанием. Методы обучения могут быть:
Ø пассивными, где главной задачей для учеников является запоминание и воспроизведение услышанного от учителя,
Ø активными, в котором обучение основано на диалоге и свободном обмене мнениями)
Ø интерактивными, потому, что возрастает роль учащегося в поиске и анализе информации, ее переработке и выработке на ее основе определенного решения и внимание акцентируется на творческом поиске и самостоятельном решении определенной проблеме.
Особенность обучения праву заключается в том, что оно признано не только передавать знания, но обеспечить воспитание нравственности и правовой культуры, что означает формирование уважительного отношения к людям, окружающему миру, законности, справедливости. Такое воспитание требует методов, воздействующих на эмоциональную сферу личности.
Эмоционально-ценностное отношение человека отличается тремя показателями: качеством, силой напряжения и объектами. Для учителя, преподающего право, они особенно важны. Сила воздействия содержания прав человека на ученика целиком зависит от учителя – от его заинтересованности,
- убежденности,
- выразительности приводимых фактов, интереса его комментариев,
- умения обобщать, систематизировать материал так, чтобы учащиеся видели за общим частное и его значение, а за частным общий смысл, осознанный как личностная ценность.
Практика преподавания и изучения содержания права показывает, что его усвоение школьниками достигает наибольшей эффективности там, где широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий, ведущее место среди которых занимает исследовательско-поисковый метод обучения, обращенный к эмоциональной сфере ребенка.
При обучении праву важна не рациональная, безучастно-холодная работа ума по восприятию, усвоению нового материала, но личное сопереживание, прочувствование тех или иных положений, “примерка” на себя предлагаемых ученику ценностей. Поэтому в арсенале педагогических средств эмоционально-сопереживающие приемы работы занимают приоритетное место.
Исследовательско-поисковый метод обучения есть совокупность действий и приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность ученика и решение продуктивно-познавательных вопросов, противоречий, которые способствуют успешной реализации учебно-воспитательного процесса. При использовании исследовательско-поискового метода учебный процесс строится как самостоятельный поиск учащимися новых познавательно-практических сведений с опорой на их непосредственный опыт, осознание этого опыта, осмысление своего поведения, а также освоение общечеловеческих ценностей и превращение их в свои личностные ценности.
Исследовательско-поисковый метод обучения включает учащихся в творческую деятельность, обогащает ребенка опытом творческой деятельности, что способствует гуманизации учебного процесса. Как свидетельствуют психологические исследования, творческая деятельность стимулирует личностное развитие ребенка (его способности, знания, умения, творческую активность, мотивы, нравственные черты, его поведение); развивает его индивидуальность (путем решения задач, путем конструирования и удержания определенного образа Я); способствует развитию духовности учащегося. В творческой деятельности учащийся реализует свою потребность быть личностью, “стремление к самоопределению, самовыражению, общественному признанию, стремление “транслировать” другим свою индивидуальность”.
Творческо-поисковая деятельность ученика совершенствует эмоциональную сферу, позволяет ему быть более открытым для гуманистического влияния других, усваивать опыт гуманных отношений, изменять себя путем собственного открытия знаний, собственного строительства отношений с другими. Исследовательско-поисковый метод, таким образом, включает в себя эмоционально-сопереживающие элементы.
Исследовательско-поисковый метод при обучении праву обращен к эмоциональной сфере учащегося, ориентирован на овладение определенными социально-психологическими и правовыми знаниями, превращение этих знаний в инструмент творческого поиска и осуществления способов деятельности, и поведения. Он направлен на развитие логического и эмоционально-образного мышления через перестройку, переструктурирование прежних знаний, отказа от неадекватных представлений, постановку новых вопросов, выдвижение гипотез, что стимулирует основу поиска и определения собственных личностных смыслов и ценностных отношений.
В отличие от традиционного метода при активном методе обучения центр распространения информации остается прежним, но теперь коммуникация идет уже не только в одном направлении. Аудитория может
- задавать вопросы,
- высказывать свое мнение,
- спорить, дополнять, т.е. происходит некоторая корректировка исходных сведений.
При активных методах работы монолог учителя сменяется диалогом. Основной формой работы становится групповая форма.
. В качестве примера рассмотрим методические приемы, которые могут сделать активной обычную школьную лекцию.
Организация лекции включает в себя:
- Определение центральной проблемы, вокруг которой в дальнейшем будет строиться все обсуждение;
- При обсуждении необходимо использовать уже имеющие знания и опираться на жизненный опыт учащихся;
- Усвоение материала будет успешным, если он обращен к эмоциональной сфере ребенка. Поэтому в качестве заинтересовывающих моментов могут быть использованы различные факты, интересные случаи и т.п.;
- Необходимо разъяснять теоретические положения более простыми примерами;
- В ходе лекции желательно использовать яркие сравнения, обращаться к текстам или документам;
- От общего следует переходить к частному, а затем вновь выйти на уровень обобщения;
- Как можно чаще обращаться к аудитории и просить проиллюстрировать высказанные идеи примерами.
- При рассмотрении спорных вопросов и альтернативных точек зрения можно развернуть дискуссию или даже провести небольшую ролевую игру.
.Интерактивные методы. При интерактивных методах меняется схема коммуникации. Если в первых случаях схема коммуникации представляет из себя - “ЦЕНТР и АУДИТОРИЯ” , то в интерактивных методах она принципиально меняется.
В этом случае центр практически отсутствует. Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта, но ни в коем случае не его центром. Главными в коммуникации становятся взаимные связи между самими учащимися, их взаимодействие и сотрудничество. Результат в данном случае достигается взаимными усилиями всех участников образовательного процесса, и учащиеся понимают взаимную ответственность за конечный итог.
Такой способ работы представляется наиболее эффективным и продуктивным, хотя ставит перед преподавателем целый ряд сложных проблем. Назовем некоторые методы работы, которые можно эффективно использовать на занятиях:
- Ролевая игра;
- Деловая игра;
- Работа в парах и группах;
- Мозговая атака;
- Общая дискуссия;
- Дебаты;
- Дискуссия по типу “Аквариум”;
- Общий галдеж;
- Проекты;
- Работа над понятиями;
- Анализ документов;
- Подготовка рекламы;
- Работа с газетой;
- Работа по вопросам;
- Рисование;
- Интервьюирование
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
1. Выбираю жизнь. Программа «Дети. Образование. Милиция» Учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей. Петрозаводск: Петро-Пресс. 2002.
2. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. / Под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской. - М., 1997.
3. Григорьева Т.Г, Линская Л.В., Т.П.Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999
4. Иоффе А.И Методические материалы по гражданскому образованию «Книга ресурсов»: Учебное пособие. - М.: ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2003.
5. Козлов Н как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. Издание второе, переработанное и дополненное - М.: Новая школа, 1994.
6. Конституция России: Учебное пособие для 9 класс. Издание 2-е. дополненное и переработанное. - М.: Лес Эст, 2004.
7. Материалы газеты «Граждановедение», № 2, 7, 8, 15 за 2006 год.
8. Методический альманах. Выпуск 1. Пособие для учителей организация занятий активные формы обучения. Пособие для преподавателей курса «Граждановедение». — М. 1993.
Методический альманах. Выпуск 4. Пособие для учителей. Активные формы преподавателя курса-модуля «Ответственность за правонарушение». Пособие для преподавателей курса «Граждановедение». - М., 1995.
9. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. Издание второе, нспр. и доп. -М.: ЗАО «Учительская газета». 2001.
10. Мушинский В.О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы – М.: «Международные отношения», «Центр гуманитарного образования». 1998.
11. Мушинский В.О. Основы правоведения: Учебник для средней школы. 4-е издание — М.: Международные отношения. Центр гуманитарного образования, 1998
12. Проньин В, Гутников А Живое право. Интерактивнй курс практического права. Книга для преподавателя к тому 2. – С.-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, 2004
13. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
14. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-11 классах. Издание пятое, исправленное. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Нормы права в отличие от норм морали
1) регулируют общественные отношения
2) обеспечиваются силой общественного мнения
3) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле
4) выражаются в официальной норме
2. Примером правонарушения является следующий факт:
1) ученик Г., играя мячом, разбил окно в чужой квартире
2) ученик С., получив в библиотеке книги, не поблагодарил библиотекаря
3) ученик Т. Не выполнил домашнее задание
4) гражданин Л. Вернул взятые у приятеля в долг 100 рублей через неделю после условленного срока
3. Что является правонарушением?
1) невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома
2) отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные пункты из-за урагана
3) выезд начинающего автолюбителя на трассу в час-пик
4) выступление работника на собрании коллектива с критикой директора
4. Среди перечисленных правонарушений административным является
1) производство контрафактных видеокассет
2) дача взятки чиновнику
3) присвоение чужого изобретения
4) неоплаченный провоз багажа
5. Первой формой выражения права был (а)
1) судебный прецедент
2) правовой обычай
3) нормативно-правовой акт
4) правовая доктрина
6. Кровная месть, распространенная у многих древних народов, является примером
1) судебного прецедента
2) родового обычая
3) религиозного догмата
4) нормативного акта
7. Определение опасных для личности, общества и государства деяний как преступных и установление видов наказаний за их свершение закреплено в
1) Конституции РФ
2) Гражданском кодексе
3) Уголовно-процессуальном кодексе
4) Уголовном кодексе
8. Увольнение с работы по причине сокращения персонала или ликвидации фирмы относится к правоотношениям
1) трудовым
2) семейным
3) административным
4) гражданским
9. Административное право – это отрасль права, которая
1) регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления
2) определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений
3) регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения
4) регулирует основы социально-экономического, политического и территориального устройства
10. Верны ли следующие суждения о правовых актах?
А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.
Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаю тся судебными органами власти.
1) верно только а
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Какому понятию соответствует следующее определение?
Система норм, устанавливаемых и охраняемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения
12. Вставьте пропущенное слово: «Органы местного _________________ именуются в законодательстве муниципальными»
13. Установите соответствие: к каждой ветви власти, указанной в первом столбце, по порядку подберите соответствующие полномочия из второго столбца.
ВЕТВИ ВЛАСТИ ПОЛНОМОЧИЯ
1) законодательная власть А. создает законы
2) исполнительная власть Б. Защищает право
3) Судебная власть В. Реализует принятые решения
14. Установите соответствие между конкретной ситуацией и правоотношением, которое она иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СИТУАЦИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
1) В квартире гражданина Л. всю ночь громко играла А. Административное
2) Гражданин А. взял в долг у друзей деньги на покупку Б. Гражданское
машины
3) Строители заключили договор на строительство дач-
ного домика с гражданином М.
4) Гражданин П. был доставлен в отделение милиции
за нецензурную брань на городском рынке
15. Запишите слово пропущенное в схеме:
16. Найдите в приведенном ниже списке санкции, применяемые за администратиные правонарушения
1) увольнение с работы
2) предупреждение
3) лишение свободы
4) штраф
5) исправительные работы
6) ссылка
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания
Ответ: _________________________________________
17. Найдите в приведенном ниже списке примеры административных правоотношений
1) отношения с правительства с министерствами
2) отношения отдела внутренних дел с гражданами
3) отношения городского Департамента образования с частным лицеем
4) отношения покупателя с продавцом
5) отношения автора произведения с издательством
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания
Ответ: _________________________________________
18. Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака правонарушения.
19. Создайте социальный проект: «Я и мой двор»
20. Создайте коллаж «Идеальное государство», «Реальное гражданское общество»
21. С какими бы вопросами вы обратились бы к Уполномоченному по правам человека?
22. Решите задачи:
1. супруги Шишкины разводились и делили имущество общего пользования. Поскольку их малолетний сын оставался с матерью, она потребовала, чтобы это имущество (телевизор, автомобиль, дача) было разделено не на две, а на три части, так как сын тоже пользовался этим имуществом.
- Правомерно ли ее требование?
2. Усыновивший Николая М. отчим плохо к нему относился, бил его, выгонял из дому, пьянствовал. Мать не могла защитить сына. Тринадцатилетний Николай обратился в суд с заявлением о защите от злоупотреблений отчима. Судья отказал Николаю в приеме заявления и дал ему один совет, которому Николай не последовал. Через год он снова явился к судье с тем же заявлением.
- Что должен делать судья?
- Какой совет он дал?
3. Гражданин С. Обратился в суд с требованием взыскать алименты с его сына, так как он, гражданин С., является инвалидом и получает очень маленькую пенсию, а сын хорошо зарабатывает. Сын, однако, категорически отказался платить алименты, пояснив, что, когда ему было три года, отец выгнал его вместе с матерью из дому, пропил все имущество и скрылся. Его не могли разыскать для истребования алиментов. Он объявился только через 30 лет после того, как в очередной попойке ему нанесли увечье, приведшее к инвалидности.
- Какое решение должен вынести судья?
4. Учащийся 38-й средней школы 15-летний Олег Николаев был привлечен к административной ответственности за злостное неповиновение требованиям работника милиции.
- Будут ли к Олегу применимы меры административной ответственности, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних?
5. Участковый милиционер остановил пьяного гражданина. Этот гражданин приставал к прохожим, ругался, угрожал избить, если ему дадут закурить, порвал рукав пальто у прохожего.
- Внимательно прочитайте ст. 20.1 КоАП и ст. 213 УК. Как должен поступить милиционер?
6. На рынке была задержана гражданка Р., которая торговала ландышами. Эти цветы занесены в Красную книгу. Проходящий мимо милиционер...
- На основании ст. 8.35, 8.39 КоАп и ст. 262 УК определите алгоритм действий представителя правоохранительных органов.
7. Инспектор по делам несовершеннолетних два раза разгонял кампанию, которая после 11 часов вечера распивала спиртное во дворе его дома, горланила песни, кричала, нецензурно выражалась. В компании был один 18-летний парень, один 16-летний, а остальные были младше их. На третий раз инспектор не выдержал и вместе со своими коллегами задержал всю компанию, а также вызвал родителей несовершеннолетних. - - Проанализируйте ситуацию в соответствии со ст. 6.10, 20.1, 20.20, 20.22, 5.35 КоАп и ст. 151,156 УК.
8. 13-летний Киселев совершил кражу магнитофона из кабинета физики средней школы № 32 г. Лыково.
- Будет ли Киселев привлечен к уголовной ответственности? (Для ответа посмотри определение понятия «преступление» и вспомни, с какого возраста и какую ответственность несут несовершеннолетние.)
9. Найди ошибки в тексте: «Следователь П. провел предварительное расследование и после этого возбудил уголовное дело. Он настаивал на исполнении приговора, но суд настаивал на проведении судебного разбирательства».
(Для ответа вспомни стадии уголовного процесса.)
10. На базаре подросток вырвал у вас сумку, где лежали документы, деньги и ключи от квартиры.
- Как правильно написать заявление в милицию?
11. Решите юридическую задачу: «Несовершеннолетний Кирилл был задержан по подозрению в совершении преступления. Всю ночь, без адвоката, его допрашивал следователь, а затем были извещены родители Кирилла о его задержании».
- Какие действия следователя были противозаконными?
12. Потерпевший Шишкин случайно узнал, что прокурор является дальним родственником его следователя.
- Какое ходатайство должен написать Шишкин?
Составьте ходатайство по данному случаю.
13. Следователь Б. требовал, чтобы подросток Е. давал свидетельские показания против своего отца.
- Какие противоправные действия совершал следователь?
14. Несовершеннолетний Маликов, имеющий паспорт, был задержан по подозрению в совершении хулиганских действий. Он заявил, что нуждается в помощи адвоката, однако работники милиции сказали, что он еще только подозреваемый, а право за обращением к адвокату у него появляется лишь при предъявлении ему обвинения.
- Исправьте ошибки, допущенные работниками правоохранительных органов, опираясь на знания уголовного процесса.
ТЕМЫ ЭССЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.«В старину говорили, что закон со свободою живут, как кошка с собакой. Всякий закон есть неволя».
2. «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам» (Сократ).
3. «Намерение должно подчиняться законам, а не законы намерениям» (Латинское юридическое изречение).
4. «Закон есть право собственности, опирающееся на власть; где нет власти, там умирает закон» (Н.Шамфор)
5. «Правомерное поведение: миф или реальность в России?»
6. « У меня будет семья…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.