Игра-путешествие «Тропинка к своему Я: Каждый человек уникален»
Цель: создать условия для стимулирования интереса учащихся к самопознанию.
Задачи: помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость; формирование способности к организации своей деятельности: умения принимать и сохранять цели, следовать им, осуществлять контроль и оценку своих действий, взаимодействовать с педагогом и сверстниками, развивать креативные способности; формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения.
Особенности занятия: салфетки, компьютер, проектор, карта страны собственного «Я», игрушки (для сценки), презентация.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычное занятие. И для того, чтобы узнать, чем мы будем сегодня заниматься давайте посмотрим небольшой сюжет (кусочек мультфильма «Чебурашка»)
Просмотр отрывка из мультфильма
- Итак, ребята как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? - Ответы детей
- Знаете ребята, каждый из Вас по-своему прав. Этот мультфильм про необычное животное - Чебурашку: он не знал кто он, как его зовут, что он может делать и от этого был очень несчастлив.
Тоже же самое происходит и в нашей жизни: человек, который не знает кто он, на что способен, где и как может себя проявить, вряд ли (чего-то добьется) будет счастливым и успешным. Я очень надеюсь, что в ходе нашего занятия, которое называется «Тропинка к своему Я», каждый из Вас сможет узнать о себе что-то новое и интересное.
Мотивация на учебную деятельность
На ваших столах лежат бумажные салфетки.
Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с
любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с
любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните
и продемонстрируйте то, что у вас получилось. (Ученики показывают салфетки.)
Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Инструкция для
вас была одинаковой, почему же мы получили разный результат? Как вы думаете?
(Мы все разные, по-разному складывали, отрывали.)
Конечно, мы все разные, непохожие друг на друга, но все по–своему интересны и
неповторимы. Каждый человек уникален.
Понимание значения «уникальность»
Что может быть уникального в человеке?
(Способности, характер, возможности…)
Что в мире еще может быть уникальным? (Здания, ювелирные украшения)
Что же это такое уникальность человека? (Неповторимость, такой, какого больше
нет в природе.)
Да, действительно, если говорить простыми словами, то уникальный – это означает
единственный в своем роде, неповторимый. Уникальность человека проявляется уже
с рождения. В чем? Это его внешний вид! Он уникален! Конечно, подлинный
смысл уникальности проявляется не столько во внешнем облике человека, сколько в
его внутреннем духовном мире, в особенном способе его жизни, в манере
поведения, в способностях, в талантах человека.
Выявление уникальности каждого человека в обществе и учеников в классе
Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.
Как вы считаете, что может объединять нас с вами? (Учеба, мы все пришли в 1
класс учиться, теперь мы уже во 2 классе.)У нас много домашних животных: 12
кошек, 1 собачек, 3 попугая, 1 хомяк, 2 черепахи, 2 морская свинка. Наши
увлечения: футбол, плавание, гимнастика, компьютерные игры, чтение книг,
музыка, танцы, рисование, шахматы, велосипеды, вязание, ролики. Вместе мы
второй год, но всех объединяет главное – дружба.
Индивидуальность в детских произведениях
А
сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки. Вы должны сказать название
этой сказки. (Просмотр отрывка из сказки Гадкий утенок (сценка на птичьем
дворе))
Из какой сказки этот отрывок?
Почему птицы с птичьего двора не любили гадкого утенка?(Гадкого утенка не
любили за то, что он не был похож на остальных, за то, что он был другой!)
Какое обидное слово услышали? (Урод.)
Он действительно был таким? (Нет.)
А почему так его назвали? (Просто он был не похож на других.)
А в жизни с человеком такая ситуация может произойти? (Конечно.)
Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем,
потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он
не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих
в этот момент людей. И это страшно. Необходимо быть друг к другу терпимее и
добрее!
Нужно уметь принимать человека таким, какой он есть.
По какой причине в классе ребята могут не захотеть общаться с одноклассником?
(Если тот задиристый, жадный, высокомерный, неопрятный…)
Может ли быть в человеке только плохое? (Нет.)
Недостатки есть в каждом человеке, просто у одного их больше, у другого меньше,
у одного незначительные, у другого значительные. Но хорошее можно найти в
каждом человеке.
Хорошо, когда человек, ребенок общительный, умеет и знает многое. Тогда с ним
легко и интересно общаться.
Инсценирование экспромтом сказки «Котенок» (выявление у детей артистических способностей) Котенок.
Сегодня
котенок впервые вышел из дому. Было теплое летнее утро, солнце раскидывало свои
лучи во все стороны. Котенок уселся на крылечко и стал щуриться на солнце.
Вдруг его внимание привлекли две сороки, которые прилетели и сели на забор.
Котенок медленно сполз с крылечка и стал подкрадываться к птицам. Сороки
стрекотали не умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но сороки улетели. Ничего не
вышло. Котенок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений.
Дул легкий ветерок и гнал по земле бумажку. Бумажка громко шуршала. Котенок
схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного,
отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая ветром.
И тут котенок увидел петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору.
Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех
сторон к петуху бросились куры. Недолго думая, котенок бросился в стаю и
схватил одну курицу за хвост. Но та так больно клюнула котенка, что он заорал
истошным криком и побежал обратно на крыльцо.
Тут его поджидала новая опасность. Соседский щенок, припадая на передние лапы,
громко залаял на котенка, а потом попытался его укусить. Котенок в ответ громко
зашипел, выпустил когти и ударил собаку по носу. Щенок убежал, жалобно
поскуливая.
Котенок почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную
курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом, растянулся на крылечке во весь
свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но он почему-то все время
дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое знакомство котенка
с улицей.
(На
небольшие роли (листок бумаги, солнце, ветер) приглашаются застенчивые дети,
которым очень сложно на уроке выйти и перед всем классом прочитать стихотворение,
рассказать правило и т. д.)
Понравилось выступление ребят? (Конечно, понравилось. Было очень смешно.)
Ставили ли мы когда-нибудь сценки экспромтом? (Нет, это оказалось еще
интереснее, чем когда учишь слова и заранее репетируешь.)
А если бы роли распределили среди других детей, сказка такая же получилась бы?
(Нет, ребята играли бы по другому, мимика, жесты по описанию были бы похожи,
а в общем сказка получилась бы или более интересной, или менее интересной.)
Почему она была бы другой? (Так как артисты были бы другие и играли бы роли
иначе.)
Конечно, мы не можем сказать, была бы сказка интересней или наоборот, но что
она была бы другой - это точно.
Мы поговорим об уникальности и неповторимости каждого из Вас и для
этого мы отправимся в путешествие по стране вашего «Я».
- А теперь ребята, посмотрите, пожалуйста, на карту, по которой мы будем путешествовать, и скажите, из чего же состоит страна нашего «Я», где мы с вами сможем побывать? - Дети по очереди называют остановки
Ну что же, ребята? Отправимся в путешествие?! Ответы детей – «да»! Только сначала давайте к нему подготовимся…
Упражнение 1. «Мой волшебный чемодан»
- Скажите, пожалуйста, что делают люди, перед тем, как отправиться в дальнюю дорогу? – собирают чемоданы, сумки, рюкзаки. Давайте и мы с вами этим займемся. Путешествие у нас необычное, поэтому и чемоданы и у нас будут – волшебными. В них мы будем складывать не вещи, а особенности своей внешности. - Сразу хочу отметить, что это должны быть самые «лучшие» Ваши черты. Для того, чтобы Вам было легче, Вы можете представить, что Вы самый красивый человек на Земле! Описывая свои особенности, вы должны гордиться собой: Я возьму с собой не просто глаза - а самые зеленые на свете глаза, не просто уши - а самые замечательные на свете ушки, не просто улыбка - а сногшибательная улыбка и т.д.!!! Все понятно? На сборы у вас всего пара минут.
Звучит веселая музыка. Дети «собирают чемоданы» (упражнение выполняется письменно)
Молодцы – умеете быстро собираться в дорогу!А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось.-. После этого каждый участник по очереди озвучивает то, что у него получилось. Начать можно словами: «С собой в дорогу я возьму… (прекрасные голубые глаза, шикарные светлые волосы, красивую фигуру…)»
- Ответы участников. (Выслушиваются 3 человека).
- Ребята, а как вы думаете, в других чемоданах лежит то же самое? - Ответы детей – нет.
- После этого можно попросить детей, которые еще не отвечали, назвать свои уникальные черты, которых не было в других чемоданах (если желающих нет, можно продолжить работу).- А как вы думаете, почему у нас в чемоданах оказались такие разные черты? – Ответы детей
- Мы не похожи друг на друга, и это здорово! Если бы люди были одинаковыми, на свете было бы скучно и неинтересно жить.
Молодцы, ребята! К путешествию мы подготовились. А теперь давайте подведем небольшой итог. Я попрошу поднять руки тех, кому легко было выполнять это задание. (несколько ребят можно попросить объяснить почему задание показалось им легким).А теперь поднимите руки те, кому было тяжело собирать чемодан. Почему? (Для того, чтобы дети не чувствовали себя дискомфортно можно подбодрить их сказать, что очень часто людям бывает сложно говорить о себе что-то хорошее, в этом нет ничего страшного. Просто вы должны понимать, что каждый из вас уникален и неповторим, и этим надо гордиться, а не стесняться этого.) А теперь поднимите руку, кто хочет продолжить путешествие и узнать о себе еще много нового и интересного?
Дополнительное упражнение «Я такой, какой есть». По данным зарубежных ученых 96% людей в мире недовольны своей внешностью. Многие из них всю жизнь пытаются исправить свои недостатки. Кто-то сидит на диете, кто-то делает пластические операции, кто меняет цвет волос, имидж и т.п… Зачем столько усилий?! Нужно просто любить себя и быть благодарными судьбе за то, что у Вас есть. Я предлагаю Вам очень простое упражнение, которое повысит Вашу уверенность в себе.
Участники вместе с ведущим проговаривают слова и выполняют действия.
Я такой, какой есть (большой палец направлен на себя),
И я очень счастлив здесь (обеими руками показываем пространство вокруг себя).
Я могу быть маленьким (приседаем),
Могу быть большим (подтягиваемся на носочках и тянем руки вверх),
Могу быть худым (руки прижимаем к телу),
Могу быть полным (руки разводим в стороны),
Но мне это неважно (показываем указательными пальцами):
Я такой, какой есть (большой палец направлен на себя),
И Я ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВ ЗДЕСЬ! (обеими руками показываем пространство вокруг себя).
(проговаривается 2-3 раза)
Упражнение 3. «Мой сказочный герой»
Мы движемся по тропинке к вашему «Я» и приближаемся к внутренним качествам человека. Все Вы знаете пословицу «По одежке встречают, по уму провожают». Скажите, а что она означает? Ответы детей.
Конечно, внешность очень важна для человека, но внутренние качества выполняют более важные функции. Они позволяют человеку ставить цели, добиваться их, строить отношения с другими людьми, любить, дружить, создавать семью, растить детей и многое другое. Сейчас мы поговорим о вашем характере. Обычно человеку очень сложно рассказывать о себе и своих особенностях. Мы этого и не будем делать. Узнать Вас получше нам помогут герои известного мультфильма «Винни-пух».
Ваша задача внимательно посмотреть на героев и подумать кто из них Вам ближе всего (или кто больше на вас похож). Каждый участник выбирает для себя сказочного персонажа и озвучивает его характеристику. Затем участникам задается вопрос, похоже ли описание этих героев на их характер. Если есть значительные расхождения, участнику предлагается написать свои черты характера. Можно использовать дополнительное упражнение «Бабочки».
Дополнительное упражнение «Бабочки». Итак, ребята, вместе со сказочными персонажами мы продолжаем путешествовать по стране вашего «Я».
Мы идем по тропинке, а вокруг нас летают прекрасные и совершенно непохожие друг на друга бабочки. Каждая из них обозначают какую-то черту характера. Выберите для себя те черты, которых не достает вашему сказочному герою. Участники выбирают несколько бабочек и озвучивают, что у них получилось. (Бабочки прикрепляются к листу-шаблону для выполнения заданий).
Молодцы ребята, пойдем дальше…
Упражнение 4.«Дракон моих недостатков»
Посмотрим на карту. Мы приближаемся к «Человеческим недостаткам».
Люди обладают не только положительные качествами. У каждого из нас есть «свой Дракон» - это наши недостатки, которые мешают нам добиваться успеха. Сначала он появляется в образе маленького безобидного Дракоши, но если вовремя его не победить, он будет мешать не только нам, но и окружающим людям.
Если вы хотите жить в согласии с самим собой, я предлагаю Вам побороть своего Дракона.Для этого Вам нужно сначала написать свои самые главные недостатки (хотя бы три). Участники выполняют задание…
Теперь Вы должны подумать, как с ними справиться. Вы можете описать какие-то ваши положительные черты, способности или действия, которые могут Вам в этом помочь (можно написать, кто и чем может помочь).
После выполнения задания участники озвучивают то, что у них получилось (дети отвечают по желанию).
Затем задаются вопросы: «Кому было легко выполнять упражнение. Почему?», «Кому было сложно выполнять упражнение? Почему? (все обсуждается вместе с детьми)
Молодцы, и с этим заданием справились. Пойдем дальше
Упражнение 5. «Кораблик моего будущего»
Следующая наша остановка «Река времени». Это место, где события прошлого и настоящего перемешиваются и направляются в ваше будущее. Никто не знает, что ждет нас там. Но у человека всегда есть выбор: подчиниться судьбе и плыть по течению или быть хозяином своей жизни, ставить себе цели и добиваться их, преодолевая все препятствия. Какой выбор сделаете Вы? Ответы детей…
Если Вы хотите добиться успеха в жизни, вы должны знать чего хотите, уметь ставить цели. Давайте мы с вами в этом и потренируемся. Подумайте, чего вы хотите добиться в жизни, о чем мечтаете. Напишите об этом. Для этого можно использовать фразы:
- Я мечтаю поехать …
- Я мечтаю стать …
- Я мечтаю сделать …
- Я хочу добиться …и др.
Молодцы ребята, а теперь «отпустите свой кораблик в дальнее плавание», только не забывайте о том, что написали.
Подведение итогов занятия
Итак, ребята мы с Вами подошли к последней остановке на тропинке к Вашему «Я». За время путешествия мы собрали особенности Вашей внешности и личностные качества, победили дракона человеческих недостатков и немножко помечтали о Вашем будущем. А теперь - пора узнать для чего нам все это было нужно.
Ребята, поднимите, пожалуйста, руки те, кто хочет добиться успеха в жизни…
«Ключ» к Вашему счастью и успеху – это знание и принятие себя со всеми достоинствами и недостатками, это умение ставить цели и достигать их, несмотря ни на какие препятствия. Любите себя, верьте в себя, и вы сможете многого добиться в своей жизни.
Рефлексия
Ребята, Я Вас поздравляю! Вы закончили большое путешествие по стране Вашего «Я». Вы много узнали о себе. И теперь только от Вас зависит, как Вы этими знаниями распорядитесь: будете хозяином своей жизни и своей маленькой страны или поплывете по течению по реке времени навстречу своему будущему.
Понравилось ли вам занятие? Какое упражнение понравилось больше всего? Почему?
Что нового Вы для себя узнали, поняли, чему научились?
Подведение итогов. Я желаю Вам удачи! Помните, что никто не сделает Вас счастливым, кроме Вас самих! Любите себя, развивайтесь и добивайтесь поставленных целей! (На память о занятии дети оставляют себе карту своего «Я» и листы с заданиями.)
Аплодисменты - все аплодируют друг другу и благодарят за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.