Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Горно-Алтайска»
Секция «Географическое краеведение»
Путешествие на перевал Кату-Ярык
Стребкова Юлия 8 Б класс,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8
им. А.Н. Ленкина г. Горно-Алтайска
Научный руководитель Тупикина Ольга Александровна
учитель географии высшей квалификационной категории
г. Горно-Алтайск, 2025 г.
Оглавление
1. Введение |
1 |
2. Семинский перевал |
4 |
3. Перевал Чике-Таман |
5 |
4. Село Акташ |
6 |
5. «Красные ворота» |
6 |
6. Озеро «Чейбеккель |
8 |
7. Пазырыкские курсганы |
9 |
8. Перевал Кату-Ярык |
10 |
9. Заключение |
12 |
10. Ссылки 11. Приложение |
14 15 |
Введение.
Алтай есть горная страна,
Хребтов система магистральна,
Их веер, даденный детально.
Земли застыла сверхволна.
С. Колотов.
Актуальность исследования Прекрасная природа Горного Алтая всегда привлекала много туристов, а в настоящее время, когда международные условия сложились так, что россияне с большим интересом устремляются на отдых по просторам родной страны, Горный Алтай не должен остаться в стороне.
Летом по телеканалу «Россия 1» демонстрировали красивые видео ролики о природе нашей страны, в том числе показали Чулышманскую долину. Меня восхищает красота этой территории, я решила проанализировать, что я знаю о природе родного края.
Цель: создать фотоальбом «Мое путешествие на перевал Кату-Ярык»
Задачи: 1. Изучить информацию о перевалах: Семинский, Чике-Таман, Кату-Ярык
2. Составить описание достопримечательностей, по пути на Кату-Ярыкский перевал
3. Изучить историю и топонимику территории
4. Сделать вывод, подходит ли данное путешествие для массового туриста на автотранспорте.
Объект исследования – достопримечательности природы по пути следования из Горно-Алтайска до перевала Кату-Ярык
Предмет исследования. Перевалы Республики Алтай: Семинский, Чике -Таман, Кату-Ярык
Значимость проведенной работы – работа предназначена для использования на уроках География Горного Алтая в теме «Рельеф Республики Алтай», «Развитие туризма в республике», на классных часах, посвященных родному краю.
Новизна работы заключается в систематике информации об известных перевалах, 1)анализе возможности использования автотранспорта для посещения перевала Кату-Ярык.
Идея описать мое путешествие пришла мне в голову после опроса одноклассников на тему, какие перевалы вам известны в нашей республике;
Кто посещал перевал Чике -Таман? Кто знает где находится перевал Кату-Ярык? Кто посещал перевал Кату-Ярык?
Итого опроса показали, что рассказ о моем путешествии будет интересен для одноклассников.
1. Семинский перевал
Наше увлекательное виртуальное путешествие в Улаганский район будет проходить через два крупных перевала Семинский и Чике-Таман. Самый высокий это Семинский.
Семинский перевал (алтайский Дьал-Меку — «Вечная грива») — высочайший перевал
на Чуйском тракте, высота 1717 м. Через Семинский перевал мы пересекаем
Семинский хребет в самой низкой его точке между горами Сарлык (2507 м) и
вершиной Тияхты (1900 м). Семинский перевал является водоразделом рек Сема и
Туэкты.
В 1956 году на вершине перевала была установлена стела в честь
двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. С
перевала хорошо видно гору Сарлык и вершину Тияхты. Хотя это самый высокий
перевал на Чуйском тракте, но его можно преодолеть на любом автомобиле в любое
время года.
Семинский перевал отнесен к памятникам природы государственного значения.
Через 80 км мы увидели еще один из красивейших и более сложный, чем Семинский — перевал Чике-Таман.
2. Перевал Чике-Таман
Чике-Тама́н (алтайский чике «прямой», таман «подошва» — буквально «прямая подошва»). Высота перевала — 1295 м, подъём, спуск — 4 км. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.
Историческая справка.
До начала XX века дорога через перевал проходила в другом месте, изыскания археологов выявили следы древней дороги, датируемой X−XII векам. До начала XX века через Чике-Таман вела конно-тележная тропа с 34 крутыми и опасными поворотами при подъёме. Со смотровой площадки современной дороги ещё виден этот путь, ставший тропинкой, поросшей растительностью. В 1903 году было завершено строительство новой дороги через перевал, а после дополнительной реконструкции, произведённой в 1924−1925 годах, стало возможным и автомобильное движение через Чике-Таман. Тогда насчитывалось 47 зигзагов. В 1926 году были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу не на месте существующей, а по старой дороге, которая проходила по самому низкому месту. В 1927 году была закончена прокладка новой трассы со щебёночным покрытием. Работы по прокладке современной дороги были чрезвычайно трудоёмкими. Пришлось переместить более 1500 тысяч тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и насыпать дорогу. Новая трасса была введена в строй в 1984 году.
3. Село Акташ
Наш маршрут проходил через крупное село Горного Алтай – Акташ.
В селе находится "АГМП" ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АКТАШСКОЕ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ", которое зарегистрировано 22 июля 2004 года.
Основным видом деятельности ОАО является: "Удаление и обработка твердых отходов". "Добыча и обогащение сурьмяно-ртутных руд и руд прочих цветных металлов. Должность руководителя компании — генеральный директор. Организационно-правовая форма (ОПФ) — открытые акционерные общества. Тип собственности — частная собственность.
От Акташа примерно
165 км до границы с Монголией по Чуйскому тракту и начинается Улаганский
тракт. Акташ служит транзитным пунктом для всех, кто стремится своими глазами
увидеть Пазырыкские курганы на Улаганском плато, запечатлеть фантастические
красоты долины Чулышмана и юга Телецкого озера.
4. «Красные ворота»
Еще одним заслуживающим внимание объектом, я считаю «Красные ворота» - природная достопримечательность Республики Алтай. Находится на территории Улаганского района, в долине реки Чибитка, на стыке Курайского и Айгулакского хребтов. Красные Ворота это узкий извилистый проход между отвесными скалами красного цвета. Скалы сложены эффузивными горными породами, содержащими киноварь, чем и объясняется их цвет. Высота скал — около 50 метров.
__________________________________________________________________
Эффузи́вные го́рные поро́ды, называемые также Вулканическими — магматические горные породы, образовавшиеся в результате застывания на земной поверхности или вблизи неё, лавы излившейся по вулканическим каналам или трещинам в земной коре (липариты, трахиты, андезиты, базальты и др.). Обычно характеризуются сочетанием вулканического стекла, мелких кристаллов (микролитов) и более крупных порфировых выделений (вкрапленников).
Ки́новарь (др.-греч. κιννάβαρι, лат. cinnabari), — HgS — минерал, сульфид ртути (II). Самый распространённый ртутный минерал. Имеет алую окраску, на свежем сколе напоминает пятна крови. На воздухе постепенно окисляется с поверхности, покрываясь тонкой плёнкой побежалости (HgО). Греческое название киновари, употребляемое ещё Теофрастом, по одной из версий происходит от др.-перс. zinjifrah, вероятно, означавшем «драконья кровь». Киноварью также называют неорганический пигмент, в прошлом получаемый из данного минерала, и соответствующий оттенок красного цвета.
5. Озеро Чейбеккель (Мертвое озеро)
Проехав несколько километров слева от дороги мы увидели длинное и относительно узкое озеро, растянутое вдоль дороги на два с половиной км. Чейбеккель — пресное озеро, имеет завальное происхождение, питается за счет осадков, подземных и талых вод, и реки Чибитки, которая впадает в него. Из-за большой высоты озеро замерзает рано, а оттаивает поздно, лед на нем бывает даже в начале лета.
Еще одно название озера Чейбеккель — Мертвое озеро. Местные жители называют озеро Мертвым потому, что в нем нет рыбы и растительности, и даже водоплавающие птицы на него не садятся, и что все это якобы из-за содержания в воде ртутных соединений.
По результатам исследований сотрудников Томского университета, изучавших биофизику озера, содержание ртути в воде не превышает нормы. Озеро высокогорное, холодное, берега в основном очень крутые, горы узкого ущелья мешают проникновению солнца. Зоопланктон в озере и какая-то растительность по берегам все же есть, и это не единственное озеро в округе, которое впечатляет своей холодной безжизненностью.
6. Пазырыкские курганы
Далее дорога петляет среди гор, можно увидеть множество озер.
Невозможно проехать мимо еще одной достопримечательности
Горного Алтая – Пазырыкских курганов.
Пазырыкские курганы — древние захоронения скифского периода (железный век, VI–III вв. до н. э.), Диаметр каменных насыпей колеблется от 25 до 50 метров, высота над поверхностью земли 2-4 м, глубина могильной ямы до 7 м, площадь — 25-50 кв.м. Внутри могильной ямы помещалась срубленная из бревен погребальная камера с двойными стенками и потолком, внутри которой находился саркофаг (колода) длиной до 5 м, выдолбленный из толстой лиственницы, украшенной резным орнаментом и фигурками реальных и мифических существ. Снаружи камеры находилось конское захоронение с полным комплектом верховой сбруи в соответствии с количеством захороненных коней, число коней в курганах насчитывалось от 7 до 14 голов. Над захоронением находился накат в 6-7 слоев бревен, количество извлеченных бревен достигало до 1200 куб.метров. Оставшаяся часть могильной ямы засыпалась земляным грунтом, сверху которого сооружался каменный набросок. Большинство курганов были разграблены еще в древности.
Научное изучение началось в 1929 году с археологических раскопок академика М.П. Грязнова. Был изучен курган № 1. В 1947-1949 годах, под управлением академика С.И. Руденко, археологические раскопки продолжились на курганах №№ 2-5. Были обнаружены мумифицированные тела вождя и его спутницы, скелеты лошадей, сбруи, оружие и предметы быта. В настоящее время ценные экспонаты хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Новосибирска и Горно-Алтайска.
7. Перевал Кату-Ярык
Далее наше направление
движения на перевал Кату-Ярык. Перевал
находится на территории Улаганского района Республики Алтай.
Это крутой спуск проложен он в склоне горы. Высота от подножия — 800 м, длина —
3,5 км, включает 9 поворотов.
Кату-Ярык — перевал уникальный, второго такого нет. Перевал представляет собой спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана — это зигзаг из 9 петель, вырубленный в склоне горы, «одноколейка» над пропастью. Построен по инициативе директора Улаганского совхоза "Советский Алтай" Арсентия Санаа. Торжественно открыт в 1989 году. До постройки дороги жители сел Чулышманской долины (Балыкча, Коо) могли выбраться во внешний мир по Телецкому озеру или по конным тропам.
Перевал не отвечает никаким нормативам. Из-за таяния снегов перевал размывает, он становится непроходимым. Капитальная реконструкция перевала планируется ежегодно, и ежегодно же срывается из-за недостаточного финансирования.
Вот что висит сейчас на сайте Горно-Алтайавтодора: "Строительство автомобильной дороги «Балыктуюль – Балыкча» на участке км30-км36 (перевал Кату-Ярык). В соответствии с Республиканской целевой программой «Автомобильные дороги Республики Алтай (2008-2010 годы)» в Улаганском районе Республики Алтай с июля 2010 года начато строительство объекта – «Строительство автомобильной дороги «Балыктуюль – Балыкча» на участке км30-км36 (перевал Кату-Ярык)».
Проект капитального строительства разработан Генеральной проектной организацией – ЗАО «Алтайдорпроект». Проект прошёл государственную экспертизу в ГУ Республики Алтай «Государственная экспертиза Республики Алтай», имеет положительное заключение и утвержден приказом Министерства Регионального Развития Республики Алтай. Протяженность трассы составляет 6,075 км, категория автомобильной дороги – IV.
В 2010 году подрядной организацией начаты работы по разработке выемок земляного полотна и проведению буровзрывных работ. Однако в настоящее время строительно-монтажные работы приостановлены связи с недостаточным финансированием, что может повлиять на ранее установленные сроки завершения работ и ввод объекта в эксплуатацию.
Долина Чулышмана - это просто одно из чудес света. Она завораживает, перевал завораживает, спуск и подъем завораживают.
Смотровая площадка перед перевалом Кату-Ярык с которой открывается потрясающий вид на каньон реки Чулышман, и близлежащие водопады доступна для любого вида транспорта.
На противоположном склоне ущелья виднеется водопад Карасу. Внизу турбаза Кату-Ярык. Справа серпантин одного из сложнейших перевалов — перевал Кату-Ярык. Мое путешествие закончено.
Заключение
Алтай есть горная страна,
Хребтов система магистральна,
Их веер, даденный детально.
Земли застыла сверхволна.
С Колотов
Вернемся к эпиграфу. Действительно, Алтай это горная страна, я изучила информацию о горных перевалах Республики и убедилась, в том, что Земля Горного Алтая похожа на застывшую сверхволну. Перевалы своей грандиозностью, величием и красотой природы привлекают множество туристов. Трасса Чуйского тракта М52 имеет хорошее покрытие, что позволяет туристам насладиться красотами перевалов, и увидеть достопримечательности Горного Алтая.
Путешествие на перевал Каты-Ярык, действительно, позволит туристам пересечь республику почти в меридианальном направлении, увидеть самые крупные перевалы, познакомится с природой Улаганского района. Посетить Пазырыкские курганы, окунуться в историю Горного Алтая
Побывав на каты-Ярыкском перевале на автомобиле, я могу с уверенностью сказать, что, несмотря на то, что нет твердого покрытия, перевал открыт для туристов.
За время небольшого привала в обратную сторону, я провела небольшой статистический подсчет машин туристов, посетивших перевал. Оказалось за 40 минут -7 автомобилей. Это позволяет сделать вывод, что все перевалы Республики Алтай доступны для туристов, но необходимо все же улучшать качество автомагистрали, развивать инфраструктуру для развития туризма.
Я выступила перед одноклассниками, выступала на школьном НОУ
Результат проекта является фотоальбом «Путешествие на перевал Каты-Ярык»
Ссылки
http://welcometoaltai.ru/attractions/katu-jaryk/
http://welcometoaltai.ru/attractions/katu-jaryk/
http://welcometoaltai.ru/attractions/seminskij_pereval/
http://welcometoaltai.ru/attractions/pazyrykskie_kurgany/
http://yandex.ru/clck/jsredir?
gorno-altaysk7m.ru›company/agmp-3fm5w
ru.wikipedia.org
yandex.ru/images
http://static.panoramio.com/photos/large/3420180.jpg - Семинский перевал
http://putevoditel-altai.ru/Risunci/62/seminskij_pereval-po_doroge16.jpeg
- Семинский перевал
http://static.panoramio.com/photos/original/44120246.jpg вершина Тияхты
http://putevoditel-altai.ru/Risunci/19/gora_sarlyk.jpg гора Сарлык
http://img-2007-11.photosight.ru/25/2428959.jpg перевал Чике-Тамана
http://www.gornoaltai.ru/images/thumbnails/images/maps/gori_1-200x190.gif - карта перевалов
http://mapsdownload.ru/map/_3BC1AOFSU.jpg карта пос.Акташ
http://turistclub.tomsk.ru/UserFiles/Image/2_1303115822.jpg Акташ
http://cs631521.vk.me/v631521398/3fe9/1IXL0OkUi3s.jpg - Акташ
http://ic.pics.livejournal.com/galyagorshenina/52268261/864868/864868_original.jpg - Красные ворота карта
http://cs622825.vk.me/v622825402/44a2b/huSeYb7IYlU.jpg Арсентий Санаа
http://ligis.ru/forum/viewtopic.php?f=19&t=4182 стихотворение
https://yandex.ru/search/?lr=11319&clid=1923016&msid=22870.18043.1456838667.32833&tex АГМП
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.