«Путешествие по городам Республики Коми»
Оценка 4.6

«Путешествие по городам Республики Коми»

Оценка 4.6
docx
окружающий мир
21.01.2021
«Путешествие по городам Республики Коми»
okr_mir_vr (1).docx

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

внеурочного занятия по окружающему миру

Тема «Путешествие по городам Республики Коми»

 

Составила студентка 331 группы

Драпиковская Яна Сергеевна

МАОУ СОШ № 16, класс 2 «в», каб. № 31

Дата проведения занятия: 01.10.2019

Смена: 2/Номер урока: 2

Начало урока 14:45

ФИО учителя школы:

Юлия Дроздова

ФИО преподавателя-консультанта:

Фотиева Светлана Владимировна

Допущена к проведению внеурочного занятия:

                                                       ____________________ дата ________

                                    (Подпись преподавателя)

                                                        _____________________ дата _______

                                                 (Подпись учителя)                         

Цель внеурочного занятия:

Содержательная: закрепить и углубить знания о городах республики Коми и их достопримечательностях.

Деятельностная: создать условия для формирования УУД.

 

Задачи

Личностные:

- развивать познавательную мотивацию, наблюдательность

- развивать мышление, внимание, умение высказывать свои мысли

- развивать мелкую моторику учащихся

- продолжить работу над формированием эстетических чувств.

Коммуникативные:

- формировать общение, взаимодействие

Познавательные:

-уметь ставить цели и задачи в деятельности

-добывать новые знания

-извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,иллюстрация)

-перерабатывать полученную информацию

Регулятивные:

-учить высказывать своё предположение

Оборудование

У учителя:  ПО MicrosoftOfficePowerPoint 2007

 

У учащихся:

 

 

 

Образовательные ресурсы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап

Цель

Деятельность

Формируемые УУД

Учителя

Ученика

Мотивация на деятельность.

Замотивировать на деятельность.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Яна Сергеевна, и сегодня я у вас проведу внеурочное занятие по окружающему миру.

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я готов к работе.

-Отлично. Мы настроились на рабочий лад.

 

 

 

Личностные

Познавательные

Постановка темы и задач урока

Определить тему и задачи урока.

-Какие дороги соединяют огромное количество городов по всему миру?

-Верно, железные дороги. С момента их изобретения прошло 140 лет! По железным дорогам ездят поезда. Сколько они повидали городов!

-Давайте представим, что мы с вами, это большой поезд с вагонами и отправимся в путешествие. Но чтобы узнать, куда мы отправимся нам нужно исключить из группы городов лишние.

Сыктывкар, Москва, Санкт-Петербург, Воркута, Инта, Сосногорск, Париж, Вуктыл, Емва, Микунь, Печора, Ухта, Усинск.

-Какие города лишние? Почему?

 

 

 

 

-Верно. Так что это будет значить? Куда мы отправимся в путешествие?

-Какие задачи мы поставим для себя?

 

-Железные дороги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Москва, Санкт-Петербург, Париж – лишние. Потому что все города кроме них – это города республики Коми.

-По городам республики Коми.

-Узнать новое о городах РК.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные

Основная часть.

Повторить, закрепить и расширить знания о городах Республики Коми.

-Для того, чтобы нам отправиться в путешествие – нужно узнать, что же нас ждет, а для этого надо посмотреть на карту. А что же такое карта?
https://fs00.infourok.ru/images/doc/155/178815/img3.jpg

-Верно. Посмотрим на нашу карту.

-Прежде чем отправиться, нам нужно обговорить условия и план путешествия. В нашем путешествии нам встретятся вопросы на 1 и 2 балла. За верный ответ вы будете получать карточки с соответствующим количеством баллов. По завершении мы сосчитаем баллы и наградим победителя. И путешествовать будем по такому плану.

План путешествия:

1.      Название города.

2.      История.

3.      Расположение.

4.      Известные достопримечательности.

-Первый город нашего маршрута – это город шахтеров – добытчиков важного природного ресурса – угля.

-Воркута – самый северный город РК, расположенный на реке Воркута. Данным – давно 87 лет назад геологами (геологи – люди, которые первые нашли уголь) были открыты первые местонахождения чёрного золота – угля. Первый поселок, где обосновались первопроходцы, назывался Рудник. С него и началась Воркута. И 76 лет назад рабочий поселок был преобразован в город Воркута. А «Воркута» переводится как «Медвежий угол». И с того времени город славится трудом шахтеров.

-Посмотрите, вам дано задание ответить на вопросы, за правильные ответы получите баллы.

1 Вопрос (1 балл)

Какое животное не обитает в Воркуте?

А)песец

Б)северный олень

В)бурый медведь

Г)амурский тигр

2 вопрос (2 балла)

Найди ошибку в тексте.

Воркута – самый северный город республики Коми. Тут очень холодно. Воркута – столица РК.

3 вопрос. (2 балла)

- Как вы думаете, как может выглядеть герб Воркуты? Выберете тот герб, который по вашему мнению больше всего подходит для города.

А. http://1.bp.blogspot.com/-W6K0s_vc118/VqIoDndYG_I/AAAAAAAAAD8/kb_xmP6UvOI/s1600/%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%2580%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25BA%25D0%25B010.jpgБ. https://grandmaket.ru/images/goroda/Sosnogorsk_912.pngВ. http://900igr.net/up/datai/182648/0005-004-.jpg

-Молодцы, и прежде, чем отправится дальше, расскажите, в каком городе вы сейчас побывали. Что вам запомнилось больше всего?

-Следующая точка нашего путешествия – небольшой город северной части Республики Коми, который расположен на реке Большая Инта. На месте больших залежей угля был образован город. Здешним углём снабжались в войну Ленинград и Москва. Людей, живущих в Инте, называют интинцы.

-Инта нам подготовила задание собрать из элементов герб этого города. Первые трое, кто соберет герб, получит 1 балл.

http://900igr.net/up/datai/107067/0006-017-.png

-Кто расскажет, что изображено на гербе Инты? За ответ дается 2 балла. (Склон террикона символизирует угледобывающую промышленность. Водонапорная башня правом верхнем углу – главная архитектурная достопримечательность Инты. Северный олень на гербе символизирует основное занятие местных жителей – это оленеводство. Северное сияние – символизирует, что город расположен в северных широтах.)

-В каком городе вы побывали? Что интересного о нем узнали?

-Следующий город так же расположен на территории РК. На коми название города звучит как Ускар. Кар - город, а Ус от названия реки протекающей рядом с городом - Усы. Город, в котором мы находимся – это Усинск. Этот город является очень важным источником добычи нефти и газа в России, а также славится своей разносторонностью и уникальностью. Главные достопримечательности этого города: Памятник-мемориал "Защитникам Отечества" или памятник "Трех поколений", Светомузыкальный фонтан, Памятник нефтянику.

-В городе Усинске мы тоже нашли вам интересные задания.
Вам дан небольшой текст, но в нем не хватает некоторых слов, ваша задача их дополнить.

-Задание очень сложное, хорошо подумайте. За это задание получаете 2 балла.
Усинск - город в республике ......(коми) Находится на правом берегу реки ......(уса) Герб изображен в форме ....(щита) Зеленый фон символизирует ....(лесные) богатства. В центре герба на зелёном поле щита изображён ... (чум) оленевода в сполохах ...... (северного сияния). Внизу щита изображается ..... (нефтяная вышка), которая как бы находится внутри чума.

-Для того чтобы узнать название города, в который мы отправляемся дальше, отгадаем кроссворд.

1. Видит пламя народ,

А тушить не идет. (Ответ: Печь).

2. Бежит, журчит, волнуется.

Все на нее любуются!

Никак не остановится,

Назад не поворотится. (Река)

3. Вам известен молодЕц,

Без которого жилец,

Хоть и знает, где живёт,

А в свой дом не попадёт? (Ключ)

4. Говорят, в степи без края
Хищник знает дружбе толк,

Для него семья – есть стая,

Потому опасен… (Волк)

5. Белая корзинка,

Золотое донце.

 В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

Мы домой ее возьмем

И на стол поставим.

Если вдруг мы прихворнем –

Мы ее заварим. (Ромашка).

6. В лесу обитает,

Дичью питается да в курятник забирается, хитрым зверем называется. (Лиса).

 

 

П

Е

Ч

Ь

 

 

Р

Е

К

А

 

К

Л

Ю

Ч

 

 

 

В

О

Л

К

 

 

 

Р

О

М

А

Ш

К

А

Л

И

С

А

 

 

-Это город стоит на берегу самой большой реки республики, на Печоре. Это город энергетиков.

-В 1903 году известный исследователь Севера В. А. Русанов провел крупную экспедицию по реке Печоре. Проплывая мимо живописных крутых берегов, он написал в своем путевом дневнике пророческую фразу: «Придет ли время, когда на том берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит парк, и этим изумительным зрелищем будет наслаждаться рабочий люд».

Прошло почти 40 лет, на высоком берегу появился рабочий посёлок Канин Нос, который в 1949 году получил статус города и был назван Печора.

-Памятник Русанову Владимиру Александровичу установлен на набережной реки Печоры и является символом этого города.

-Итак, что вы можете рассказать об этом городе?

-На реке Печора также расположен небольшой городок, богатый природными красотами – Вуктыл. Недалеко от этого города расположен прекрасный заповедник "Югыд ва" или «Светлая вода», а также в самом городе протекает река Щугор. Вода в этой реке славится своей чистой и прозрачностью, а берега своей первозданностью и живописностью. На одном из берегов реки находится скала-замок, которую еще не удалось покорить ни одному альпинисту.
-Вуктыл приготовил для вас очень сложное задание, здесь надо будет хорошо подумать и дать правильный ответ. 
-Посмотрите, даны картинки, каждая относится к Вуктылу, но есть одна лишняя. Подумайте, какая картинка здесь может оказаться лишней и почему. Задание оценивается в 2 балла. 
аhttps://sun9-32.userapi.com/c855336/v855336926/10662a/rhs1XqOSvw4.jpgбhttps://sun9-23.userapi.com/c855336/v855336926/106631/SqgMsA91B_g.jpgвhttps://sun9-31.userapi.com/c855336/v855336926/106638/SwgdqW2QvDk.jpg

гhttps://sun9-65.userapi.com/c855336/v855336926/10663f/N7NrreaMo58.jpgдhttps://sun9-29.userapi.com/c855336/v855336926/106646/XMYS1UMAemc.jpg
(лишняя д)
-Ребята, именно картинка под буквой д является лишней, так как на ней показан памятник Русанову. Этот памятник установлен в Печоре и является символом этого города.

-Ребята, какую интересную и полезную информацию вы узнали об этом городе?

-А знаете ли вы, что много лет тому назад здесь не было города, а кругом была непроходимая тайга с белоствольными березами, с беспокойными осинами, с красавицами елями. Кругом были мхи и лишайники, покрытые ягодами красной брусники.

-Трудно описать всю красоту Севера, а еще труднее поверить в то, что когда-то здесь бушевало теплое море. Со временем оно исчезло, но следы времен остались. На этом месте земля хранит свои богатые клады - нефть, газ, уголь. Ухта – город, расположенный в центральной части Республики Коми. Он стоит на реке Ухте, знаменитой в России своим богатством нефтью.

- В Ухте есть уникальный музей «Природа Земли». Экспонаты начали собирать очень давно со всех уголков Земли. Особую ценность среди экспонатов представляют насекомые.

-Представим, что мы в этом музее и все экспонаты насекомых перепутались с названиями. Вам надо их восстановить. Задание оценивается в 2 балла. Постарайтесь навести порядок в музее.

1. Оса

А) https://zooclub.org.ua/assets/files/2012/11/shershen-obyknovennyy.jpg

2. Шершень

Б) https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1056701/pub_5ae341d38c8be333734073d7_5ae342a379885e47d5eafb07/scale_1200

3. Жужелица

В) https://c.pxhere.com/photos/87/52/osa_insect_macro_nature_garden_leaf_green_sunny-590562.jpg!d

4. Шмель

Г) https://kopejsk.ru/wp-content/uploads/2019/01/Chernaya_zhuzhelica_-_foto__opisanie__opasnost_i_sposoby_borby_1-1.jpg

1-в, 2-а, 3-г, 4-а

-В каком городе мы побывали? Что узнали?

-Следующая остановка нашего путешествия – город Сосногорск. Он расположен на левом берегу реки Ижмы, сначала он назывался город Ижма, но спустя какое-то время его переименовали в Сосногорск.

-Сосногорск славится своими достопримечательностями. Они очень красивые и радуют глаза прохожих, туристов. Например, там находится музыкальный «Фонтан любви», «Пешеходный фонтан», а также фонтан Сосновая шишка.

-Посмотрим на герб Сосногорска. Он очень отличается гербов других городов. Давайте подумаем, какой же смысл он несет?

 

 

-На гербе Сосногорска в разделенном вилообразно щите изображен глухарь, под ним лента с датой образования города - "1955".

 

-Деление щита символизирует расположение города у слияния рек Ухты и Ижмы.

 

-Что интересного вы узнали о городе, в котором мы сейчас побывали?

-Послушайте стихотворение и скажите, в какой город мы отправимся дальше.

-Емва, Емва – чистая вода.

Мимо Емвы мчатся поезда.

Емва – край черёмух и берёз,

Раньше назывался Княжпогост.

Плавно катит воды речка Вымь,

А над ней – небес густая синь...

-Кто был внимателен и скажет, какой город посетим следующим?

-Название присвоено по расположению города на реке Вымь,

которую местное население называет Емва, название реки произошло от того, что вода в реке очень чистая, если уронить в реку иголку, то ее видно на дне. Недалеко от Емвы расположено озеро. Оно является памятником природы, это озеро с уникальными движущимися островами, а также со своими легендами.

-Посмотрим на флаг Емвы. Он необычен. Но что же обозначает его символика? Задание на 2 балла.

Емва

-Солярный знак в виде круга - символ солнца, покрытый характерным для народа коми узором. Это символ источника тепла, энергии. Составной пояс в центре герба - символ железной дороги в Княжпогостском районе.

-Княжеская шапка в гербе района - гласный символ названия района, связанного с названием старинного села Княжпогост, возраст которого превышает 500 лет. По местным легендам Погост Княж был основан князьями Вымскими, которые управляли Пермью Вычегодской с 1451 по 1502 годы.

Пурпурное поле герба района символизирует знатность княжеского рода, его древность.

Пурпур - символ власти, славы, почета, благородства происхождения, древности.

Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность.

Золото - символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства.

-В каком городе вы побывали? Что узнали о нем?

-Для того, чтобы узнать в какой город мы едем дальше, нужно решить ребус. Кто первый решит данный ребус, получит 1 балл.

ребусыребусыребусыребусыребусы

 

 

-Верно, это город Микунь. Само слово «Микунь» произошло от мужского имени Николай, которое в народе имело множество производных: Микуня, Микулай, Микунька. Именно так коми в старину ласково звали мальчишек. Вероятно, в честь этого уменьшительного производного от Николая и назван город.

-Главными достопримечательностями этого города является памятник-паровоз «Лебедянка».

-Какую интересную информацию вы узнали об этом городе?

-Ребята, в каком городе Республики Коми вы еще не побывали?

-Верно, это Сыктывкар. Сыктывкар – это столица Коми республики. Каждый образованный человек, любящий свою республику, должен знать историю своей столицы. Ведь наша столица – не всегда была такой красивой. Да и название города было совсем другое. А началось это много веков назад. Когда ещё не было ваших дедов, прадедов, прапрадедов, т. е. очень давно.

-Первое поселение появилось очень давно, аж 430 лет назад. Это было небольшое поселение людей, которое называлось Усть-Сысола. Оно было так названо, потому что находилось на реке Сысола. Там была деревянная церковь, 3 двора церковных служителей и 6 крестьянских домов.

-Поселение росло очень медленно, крестьяне были очень бедны. Они занимались земледелием, охотой, скотоводством, рыбной ловлей, хлебопашеством.

-Шли годы, поселение Усть-Сысола развивалось, строилось и стало самым большим. В то время жила императрица Екатерина 2 и по её указу поселение Усть-Сысола стало называться городом Усть-Сысольск.

-Постепенно появлялись здания городских учреждений и торговых заведений, строились школы, больницы, детские сады, театры, церкви. И Усть-Сысольск был переименован в г. Сыктывкар, название которого переводится с коми языка, как город на Сысоле: Сыктыв – Сысола, кар - город.

-Наши древние охотники составили промысловый календарь. На нём по кругу изобразили 9 животных. Охотились промысловики на них только в определённое время. Попробуйте распознать этих животных и написать. А время вам на это задание только 3 минуты. А задание в 2 балла.

 

 

 

 

 

 

 

-https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/312631/img1.jpghttps://sun9-68.userapi.com/c855336/v855336926/106560/nax-HGzr0hU.jpgРебята, какой город мы только что посетили? Что вы узнали о нем нового? Что узнали о его истории?

-Карта – это уменьшенное изображение поверхности, изображенное на листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

Подвести итоги по путешествию.

-Подсчитаем баллы. Каждый из вас знал что-то и получил баллы. Именно поэтому мы наградим вас всех раскрасками с гербами городов республики Коми.

- Наше путешествие подошло к концу. Чтобы узнать, насколько оно было эффективным, мы соберем рюкзак. В рюкзак мы положим то, что было интересно. Что мы можем с собой взять?

-А что нам не нужно, что было не интересно?

-Вот мы и собрали рюкзак. Он нам пригодится для новых путешествий.

-До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Оборудование У учителя: ПО

Оборудование У учителя: ПО

Этап Цель Деятельность

Этап Цель Деятельность

Основная часть.Повторить, закрепить и расширить знания о городах

Основная часть.Повторить, закрепить и расширить знания о городах

Вопрос (1 балл) Какое животное не обитает в

Вопрос (1 балл) Какое животное не обитает в

Кто расскажет, что изображено на гербе

Кто расскажет, что изображено на гербе

Внизу щита изображается ..... (нефтяная вышка), которая как бы находится внутри чума

Внизу щита изображается ..... (нефтяная вышка), которая как бы находится внутри чума

Это город стоит на берегу самой большой реки республики, на

Это город стоит на берегу самой большой реки республики, на

Ребята, именно картинка под буквой д является лишней, так как на ней показан памятник

Ребята, именно картинка под буквой д является лишней, так как на ней показан памятник

Шершень Б) 3

Шершень Б) 3

На гербе Сосногорска в разделенном вилообразно щите изображен глухарь, под ним лента с датой образования города - "1955"

На гербе Сосногорска в разделенном вилообразно щите изображен глухарь, под ним лента с датой образования города - "1955"

Солярный знак в виде круга - символ солнца, покрытый характерным для народа коми узором

Солярный знак в виде круга - символ солнца, покрытый характерным для народа коми узором

Николай, которое в народе имело множество производных:

Николай, которое в народе имело множество производных:

Ребята, какой город мы только что посетили?

Ребята, какой город мы только что посетили?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2021