Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Технологическая карта внеурочного занятия по окружающему миру Тема «Путешествие по городам Республики Коми»
Составила студентка 331 группы Драпиковская Яна Сергеевна МАОУ СОШ № 16, класс 2 «в», каб. № 31 Дата проведения занятия: 01.10.2019 Смена: 2/Номер урока: 2 Начало урока 14:45 ФИО учителя школы: Юлия Дроздова ФИО преподавателя-консультанта: Фотиева Светлана Владимировна Допущена к проведению внеурочного занятия: ____________________ дата ________ (Подпись преподавателя) _____________________ дата _______ (Подпись учителя) |
Цель внеурочного занятия: Содержательная: закрепить и углубить знания о городах республики Коми и их достопримечательностях. Деятельностная: создать условия для формирования УУД.
Задачи Личностные: - развивать познавательную мотивацию, наблюдательность - развивать мышление, внимание, умение высказывать свои мысли - развивать мелкую моторику учащихся - продолжить работу над формированием эстетических чувств. Коммуникативные: - формировать общение, взаимодействие Познавательные: -уметь ставить цели и задачи в деятельности -добывать новые знания -извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,иллюстрация) -перерабатывать полученную информацию Регулятивные: -учить высказывать своё предположение |
Оборудование У учителя: ПО MicrosoftOfficePowerPoint 2007
У учащихся:
Образовательные ресурсы: |
|
Этап |
Цель |
Деятельность |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учителя |
Ученика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация на деятельность. |
Замотивировать на деятельность. |
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Яна Сергеевна, и сегодня я у вас проведу внеурочное занятие по окружающему миру. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем: - Я в школе на уроке, - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. - Внимание моё растёт. - Я как разведчик, всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я хочу учиться. - Я готов к работе. -Отлично. Мы настроились на рабочий лад. |
|
Личностные Познавательные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка темы и задач урока |
Определить тему и задачи урока. |
-Какие дороги соединяют огромное количество городов по всему миру? -Верно, железные дороги. С момента их изобретения прошло 140 лет! По железным дорогам ездят поезда. Сколько они повидали городов! -Давайте представим, что мы с вами, это большой поезд с вагонами и отправимся в путешествие. Но чтобы узнать, куда мы отправимся нам нужно исключить из группы городов лишние. Сыктывкар, Москва, Санкт-Петербург, Воркута, Инта, Сосногорск, Париж, Вуктыл, Емва, Микунь, Печора, Ухта, Усинск. -Какие города лишние? Почему?
-Верно. Так что это будет значить? Куда мы отправимся в путешествие? -Какие задачи мы поставим для себя?
|
-Железные дороги.
-Москва, Санкт-Петербург, Париж – лишние. Потому что все города кроме них – это города республики Коми. -По городам республики Коми. -Узнать новое о городах РК. |
Коммуникативные, познавательные, регулятивные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная часть. |
Повторить, закрепить и расширить знания о городах Республики Коми. |
-Для того, чтобы
нам отправиться в путешествие – нужно узнать, что же нас ждет, а для этого
надо посмотреть на карту. А что же такое карта? -Верно. Посмотрим на нашу карту. -Прежде чем отправиться, нам нужно обговорить условия и план путешествия. В нашем путешествии нам встретятся вопросы на 1 и 2 балла. За верный ответ вы будете получать карточки с соответствующим количеством баллов. По завершении мы сосчитаем баллы и наградим победителя. И путешествовать будем по такому плану. План путешествия: 1. Название города. 2. История. 3. Расположение. 4. Известные достопримечательности. -Первый город нашего маршрута – это город шахтеров – добытчиков важного природного ресурса – угля. -Воркута – самый северный город РК, расположенный на реке Воркута. Данным – давно 87 лет назад геологами (геологи – люди, которые первые нашли уголь) были открыты первые местонахождения чёрного золота – угля. Первый поселок, где обосновались первопроходцы, назывался Рудник. С него и началась Воркута. И 76 лет назад рабочий поселок был преобразован в город Воркута. А «Воркута» переводится как «Медвежий угол». И с того времени город славится трудом шахтеров. -Посмотрите, вам дано задание ответить на вопросы, за правильные ответы получите баллы. 1 Вопрос (1 балл) Какое животное не обитает в Воркуте? А)песец Б)северный олень В)бурый медведь Г)амурский тигр 2 вопрос (2 балла) Найди ошибку в тексте. Воркута – самый северный город республики Коми. Тут очень холодно. Воркута – столица РК. 3 вопрос. (2 балла) - Как вы думаете, как может выглядеть герб Воркуты? Выберете тот герб, который по вашему мнению больше всего подходит для города. А. Б. В. -Молодцы, и прежде, чем отправится дальше, расскажите, в каком городе вы сейчас побывали. Что вам запомнилось больше всего? -Следующая точка нашего путешествия – небольшой город северной части Республики Коми, который расположен на реке Большая Инта. На месте больших залежей угля был образован город. Здешним углём снабжались в войну Ленинград и Москва. Людей, живущих в Инте, называют интинцы. -Инта нам подготовила задание собрать из элементов герб этого города. Первые трое, кто соберет герб, получит 1 балл.
-Кто расскажет, что изображено на гербе Инты? За ответ дается 2 балла. (Склон террикона символизирует угледобывающую промышленность. Водонапорная башня правом верхнем углу – главная архитектурная достопримечательность Инты. Северный олень на гербе символизирует основное занятие местных жителей – это оленеводство. Северное сияние – символизирует, что город расположен в северных широтах.) -В каком городе вы побывали? Что интересного о нем узнали? -Следующий город так же расположен на территории РК. На коми название города звучит как Ускар. Кар - город, а Ус от названия реки протекающей рядом с городом - Усы. Город, в котором мы находимся – это Усинск. Этот город является очень важным источником добычи нефти и газа в России, а также славится своей разносторонностью и уникальностью. Главные достопримечательности этого города: Памятник-мемориал "Защитникам Отечества" или памятник "Трех поколений", Светомузыкальный фонтан, Памятник нефтянику. -В городе
Усинске мы тоже нашли вам интересные задания. -Задание очень
сложное, хорошо подумайте. За это задание получаете 2 балла. -Для того чтобы узнать название города, в который мы отправляемся дальше, отгадаем кроссворд. 1. Видит пламя народ, А тушить не идет. (Ответ: Печь). 2. Бежит, журчит, волнуется. Все на нее любуются! Никак не остановится, Назад не поворотится. (Река) 3. Вам известен молодЕц, Без которого жилец, Хоть и знает, где живёт, А в свой дом не попадёт? (Ключ) 4. Говорят, в степи
без края Для него семья – есть стая, Потому опасен… (Волк) 5. Белая корзинка, Золотое донце. В ней лежит росинка И сверкает солнце. Мы домой ее возьмем И на стол поставим. Если вдруг мы прихворнем – Мы ее заварим. (Ромашка). 6. В лесу обитает, Дичью питается да в курятник забирается, хитрым зверем называется. (Лиса).
-Это город стоит на берегу самой большой реки республики, на Печоре. Это город энергетиков. -В 1903 году известный исследователь Севера В. А. Русанов провел крупную экспедицию по реке Печоре. Проплывая мимо живописных крутых берегов, он написал в своем путевом дневнике пророческую фразу: «Придет ли время, когда на том берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит парк, и этим изумительным зрелищем будет наслаждаться рабочий люд». Прошло почти 40 лет, на высоком берегу появился рабочий посёлок Канин Нос, который в 1949 году получил статус города и был назван Печора. -Памятник Русанову Владимиру Александровичу установлен на набережной реки Печоры и является символом этого города. -Итак, что вы можете рассказать об этом городе? -На реке Печора
также расположен небольшой городок, богатый природными красотами – Вуктыл.
Недалеко от этого города расположен прекрасный заповедник "Югыд ва"
или «Светлая вода», а также в самом городе протекает река Щугор. Вода в этой
реке славится своей чистой и прозрачностью, а берега своей первозданностью и
живописностью. На одном из берегов реки находится скала-замок, которую еще не
удалось покорить ни одному альпинисту. гд -Ребята, какую интересную и полезную информацию вы узнали об этом городе? -А знаете ли вы, что много лет тому назад здесь не было города, а кругом была непроходимая тайга с белоствольными березами, с беспокойными осинами, с красавицами елями. Кругом были мхи и лишайники, покрытые ягодами красной брусники. -Трудно описать всю красоту Севера, а еще труднее поверить в то, что когда-то здесь бушевало теплое море. Со временем оно исчезло, но следы времен остались. На этом месте земля хранит свои богатые клады - нефть, газ, уголь. Ухта – город, расположенный в центральной части Республики Коми. Он стоит на реке Ухте, знаменитой в России своим богатством нефтью. - В Ухте есть уникальный музей «Природа Земли». Экспонаты начали собирать очень давно со всех уголков Земли. Особую ценность среди экспонатов представляют насекомые. -Представим, что мы в этом музее и все экспонаты насекомых перепутались с названиями. Вам надо их восстановить. Задание оценивается в 2 балла. Постарайтесь навести порядок в музее.
1-в, 2-а, 3-г, 4-а -В каком городе мы побывали? Что узнали? -Следующая остановка нашего путешествия – город Сосногорск. Он расположен на левом берегу реки Ижмы, сначала он назывался город Ижма, но спустя какое-то время его переименовали в Сосногорск. -Сосногорск славится своими достопримечательностями. Они очень красивые и радуют глаза прохожих, туристов. Например, там находится музыкальный «Фонтан любви», «Пешеходный фонтан», а также фонтан Сосновая шишка. -Посмотрим на герб Сосногорска. Он очень отличается гербов других городов. Давайте подумаем, какой же смысл он несет?
-На гербе Сосногорска в разделенном вилообразно щите изображен глухарь, под ним лента с датой образования города - "1955".
-Деление щита символизирует расположение города у слияния рек Ухты и Ижмы.
-Что интересного вы узнали о городе, в котором мы сейчас побывали? -Послушайте стихотворение и скажите, в какой город мы отправимся дальше. -Емва, Емва – чистая вода. Мимо Емвы мчатся поезда. Емва – край черёмух и берёз, Раньше назывался Княжпогост. Плавно катит воды речка Вымь, А над ней – небес густая синь... -Кто был внимателен и скажет, какой город посетим следующим? -Название присвоено по расположению города на реке Вымь, которую местное население называет Емва, название реки произошло от того, что вода в реке очень чистая, если уронить в реку иголку, то ее видно на дне. Недалеко от Емвы расположено озеро. Оно является памятником природы, это озеро с уникальными движущимися островами, а также со своими легендами. -Посмотрим на флаг Емвы. Он необычен. Но что же обозначает его символика? Задание на 2 балла.
-Солярный знак в виде круга - символ солнца, покрытый характерным для народа коми узором. Это символ источника тепла, энергии. Составной пояс в центре герба - символ железной дороги в Княжпогостском районе. -Княжеская шапка в гербе района - гласный символ названия района, связанного с названием старинного села Княжпогост, возраст которого превышает 500 лет. По местным легендам Погост Княж был основан князьями Вымскими, которые управляли Пермью Вычегодской с 1451 по 1502 годы. Пурпурное поле герба района символизирует знатность княжеского рода, его древность. Пурпур - символ власти, славы, почета, благородства происхождения, древности. Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность. Золото - символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства. -В каком городе вы побывали? Что узнали о нем? -Для того, чтобы узнать в какой город мы едем дальше, нужно решить ребус. Кто первый решит данный ребус, получит 1 балл.
-Верно, это город Микунь. Само слово «Микунь» произошло от мужского имени Николай, которое в народе имело множество производных: Микуня, Микулай, Микунька. Именно так коми в старину ласково звали мальчишек. Вероятно, в честь этого уменьшительного производного от Николая и назван город. -Главными достопримечательностями этого города является памятник-паровоз «Лебедянка». -Какую интересную информацию вы узнали об этом городе? -Ребята, в каком городе Республики Коми вы еще не побывали? -Верно, это Сыктывкар. Сыктывкар – это столица Коми республики. Каждый образованный человек, любящий свою республику, должен знать историю своей столицы. Ведь наша столица – не всегда была такой красивой. Да и название города было совсем другое. А началось это много веков назад. Когда ещё не было ваших дедов, прадедов, прапрадедов, т. е. очень давно. -Первое поселение появилось очень давно, аж 430 лет назад. Это было небольшое поселение людей, которое называлось Усть-Сысола. Оно было так названо, потому что находилось на реке Сысола. Там была деревянная церковь, 3 двора церковных служителей и 6 крестьянских домов. -Поселение росло очень медленно, крестьяне были очень бедны. Они занимались земледелием, охотой, скотоводством, рыбной ловлей, хлебопашеством. -Шли годы, поселение Усть-Сысола развивалось, строилось и стало самым большим. В то время жила императрица Екатерина 2 и по её указу поселение Усть-Сысола стало называться городом Усть-Сысольск. -Постепенно появлялись здания городских учреждений и торговых заведений, строились школы, больницы, детские сады, театры, церкви. И Усть-Сысольск был переименован в г. Сыктывкар, название которого переводится с коми языка, как город на Сысоле: Сыктыв – Сысола, кар - город. -Наши древние охотники составили промысловый календарь. На нём по кругу изобразили 9 животных. Охотились промысловики на них только в определённое время. Попробуйте распознать этих животных и написать. А время вам на это задание только 3 минуты. А задание в 2 балла.
-Ребята, какой город мы только что посетили? Что вы узнали о нем нового? Что узнали о его истории? |
-Карта – это уменьшенное изображение поверхности, изображенное на листе.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов |
Подвести итоги по путешествию. |
-Подсчитаем баллы. Каждый из вас знал что-то и получил баллы. Именно поэтому мы наградим вас всех раскрасками с гербами городов республики Коми. - Наше путешествие подошло к концу. Чтобы узнать, насколько оно было эффективным, мы соберем рюкзак. В рюкзак мы положим то, что было интересно. Что мы можем с собой взять? -А что нам не нужно, что было не интересно? -Вот мы и собрали рюкзак. Он нам пригодится для новых путешествий. -До свидания! |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.