«Путешествие по музеям мира»
В данном учебном году занятие по мхк было решено провести в форме виртуальной экскурсии, в которой участвовали учащиеся 5-6 классов. Для ребят был подготовлен материал об известнейших музеях мира, сопровождался рассказ презентацией с фотографиями музея и его экспонатов.
Наша виртуальная экскурсия – путешествие по знаменитейшим музеям мира, знакомство с историей создания, открытия, с выставками и шедеврами музеев.
Цель данного мероприятия – расширить знания, углубить и закрепить их; приобщение к изучению мирового историко-культурного наследия; пробуждение у учащихся интереса к искусству через знакомство с мировыми историческими и культурными ценностями
Воспитательная цель – формирование мировоззрения, нравственных понятий, бережного отношения к истории и культуре; воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Цель методической разработки – показать возможность использования современных информационных технологий обучения. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео в интерактивном режиме и тем самым расширяет области приложения компьютерных технологий в учебном процессе.
Межпредметные связи:
Мхк (искусство), история, литература.
Наглядные пособия:
мультимедийная установка.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. В ходе мероприятия «Путешествия по музеям мира» осуществляется опора на культурологический компонент ; ориентация на широкое гуманитарное содержание, включающее знакомство с яркими образами эпох, явлений, людей, с национальными и общечеловеческими ценностями; равное внимание развитию творческой, познавательной, социальной активности и нравственных качеств школьников. Формируются такие интеллектуальные умения учащихся, как умение ориентироваться в жанрах искусства. Учащиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственные связи между предметами искусства, эпохой их создания. У ребят формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Задачи:
· формирование исторического сознания учащихся;
· воспитание музейной культуры: традиции посещения музеев; способности к восприятию музейной информации, музейных коллекций; умения выделять из окружающего мира предметы музейного значения, имеющие историческую ценность;
· расширение кругозора и воспитание познавательных интересов и способностей у учащихся;
· овладение учащимися практическими навыками научно-исследовательской работы, а также определенными профессиональными знаниями и умениями музейного работника и экскурсовода.
·
Форма организации занятия: виртуальная экскурсия.
Предполагаемые результаты:
Будут сформированы:
· Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой.
Будут уметь :
· Ориентироваться в жанрах искусства.
· Освоят лексику, необходимую для выражения чувств;
· Внимательно рассматривать предметы искусства и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения;
· Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
· Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
· Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Методические рекомендации
Основные формы проведения занятий – виртуальные путешествия, создание проектов как индивидуальных, так и групповых, выездные экскурсии.
Выполнение проекта складывается из трех этапов: разработка проекта, реализация проекта, защита проекта.
Форма организации учебного процесса – внеклассное мероприятие, работа в парах, в группах, совместная с учителем деятельность.
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов
Тема: Путешествие по музеям мира.
Цель занятия:
1. Приобщение к изучению мирового историко-культурного наследия.
2. Пробуждение у обучающихся интереса к искусству через знакомство с мировыми историческими и культурными ценностями
Задачи:
- Воспитать уважительное отношение к прошлому, достижениями которого мы пользуемся до сих пор;
- Развивать мыслительную и творческую активность.
Форма проведения: виртуальная экскурсия.
Методы и приемы: погружение в прошлое, вопросно-ответный метод, беседа, демонстрация, иллюстрация.
Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация.
Ход мероприятия:
История музеев уходит своими корнями в Древнюю Грецию, полную мифов и сказаний.
Мифы Древней Греции
У верховного бога древних греков Зевса и богини памяти Мнемосины было девять дочерей. Греки называли их музами и считали покровительницами наук и искусств. Храмы муз греки называли музеями. Поэтому слово “музей” происходит от греческого слова музейон – т. е. посвященный музам или храму муз.
Но само слово “музей” появилось гораздо позже, в Италии. С тех пор музеями стали называть здания, где хранятся удивительные произведения искусства и памятники истории и культуры.
Одним из первых музеев принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III веке до н.э..
Александрийский музей в Египте
Первый русский научный музей-Кунсткамера был основан Петром I в Санкт-Петербурге в 1714 г.
Музей-Кунсткамера
Назовите, какие типы музеев вы знаете? (Литературные, исторические, технические, краеведческие, музыкальные, музеи-усадьбы и т. д.)
Лувр, Прадо, Третьяковская галерея…. т. д.
Оказывается, существует много разных типов музеев. Тип зависит от того, какие экспонаты хранятся в музее:
Слайд
Проведем виртуальную экскурсию по необыкновенным музеям
Крейсер “Аврора”
Во многих приморских городах есть корабли-музеи, не исключение и Санкт-Петербург. Таким легендарным кораблём стал крейсер “Аврора”, военный корабль, который связан с историей государства.
Парусник “Ваза”
В Стокгольме есть экспонат, который настолько велик, что даже не уместился м музейном здании.. Это самый древний парусник из всех сохранившихся на земле. История его очень интересная.
Шведский король Густав II решил построить самый большой парусный корабль в мире. Парусник “Ваза”, названный в честь королевской династии Ваза, вышел в плавание один раз, на борту его было 133 матроса и 300 солдат. Дойдя до середины бухты, по обычаю того времени, “Ваза” дал два залпа из всех орудий. Когда пороховой дым рассеялся, и смолкли восторженные крики публики, глазу предстала совершенно невероятная картина: краса и гордость королевского флота вдруг лег на левый борт, и через минуту на поверхности уже ничего не было. И только в апреле 1961 года, спустя 333 года после катастрофы, прекрасно сохранившийся корабль был поднят на поверхность.
Музей футбола
А сейчас мы с вами побываем в Музее футбола. В наше время футбол пользуется огромным всенародным признанием. А начал он свой путь в Англии в 12 веке. В английских городах играли в футбол и на рыночных площадях, и на узких кривых улочках. Можно было играть и руками, и ногами, можно было хватать игрока с мячом, сбивать его с ног. И как только кто-то забивал мяч, за ним устремлялась целая толпа играющих. В азартных свалках с треском рушились торговые палатки, в щепки разносились базарные ларьки. А иностранные путешественники удивлялись: “Если англичане называют это игрой, то что же тогда они называют дракой?”. Очень скоро против футбола ополчились церковники, феодалы и купцы. Они требовали запретить футбол. В 1313 году король Эдуард II запретил игру в пределах города. Вот такая богатая история у футбола Англии, а потому и Музей футбола находится в Лондоне.
Немало на земле и вкусных музеев. Это так называемые “Продуктовые” музеи.
Музей хлеба
Известное выражение “Хлеб - всему голова” может служить лозунгом музея хлеба, который расположился в амбаре старой мельницы около Парижа. Здесь есть и старинные формы для выпекания хлеба, сохранилась даже модель древнеегипетского зернохранилища.
Музей перца.
А на юге Венгрии находится единственный музей в мире Музей перца. Его экспонаты подробно расскажут вам историю появления этой приправы в Европе, куда она была завезена из Перу. Инкам были известны сорок сортов перца. Венграм красный перец настолько пришелся по вкусу, что в наши дни венгерская паприка стала знаменита на весь мир.
Музей картофеля
А вот город Брюссель славится Музеем картофеля, в котором представлена богатая история этого бесценного продукта. Мы узнаем, как корнеплод попал в Европу, где поначалу был наречен “плодом дьявола”. В музее можно увидеть картину Ван Гога “Едоки картофеля”.
Музей шоколада
Несколько музеев на нашей планете расскажут об истории любимого всеми продукта – шоколада. Самый первый Музей шоколада появился в германском городе Кельне.
Среди 7000 экспонатов – грампластинки, изготовленные из шоколада; детские игрушки, наполненные шоколадом; выросло даже шоколадное дерево.
В музее работает небольшой конвейер, из которого на глазах посетителей сыплются конфеты. А из крана струится горячий шоколад, который может попробовать любой желающий.
Еще в мире существуют музей сахара, музей меда, музей спагетти, музей соли, музей чая и другие
Всем известны такие имена, как Шерлок Холмс, миссис Марпл, комиссар Мэгре, Штирлиц, Джеймс Бонд. Любимое занятие этих людей – расследование загадочных преступлений, поиск секретных фактов. Оказывается, что и такому роду деятельности, как шпионаж, сыск, детективное расследование, посвящены целые музеи.
Музей шпионажа
Один из таких музеев, Музей шпионажа, находится в финском городе Тампере. Первое, что вы увидите в этом музее – себя на экране. Но найти скрытую камеру вам не удастся. Здесь есть множество прослушивающих, подсматривающих и передающих устройств. Но среди всех “шпионских” штучек внимание привлекает детектор лжи, причем любой желающий может проверить себя на этом аппарате. В подвальном помещении Музея шпионажа выставлена огромная коллекция наручников и кандалов.
Музей Шерлока Холмса
Согласно произведениям Артура Конан-Дойля, Шерлок Холмс и его друг доктор Ватсон жили в квартире по адресу Бейкер-стрит, 221b (221b, Baker street) в период с 1881 по 1904 год. Во время написания этих произведений такого адреса в Лондоне не существовало. Впоследствии, при продлении Бейкер-стрит на север (туда, где в конце XIX века находилась улица под названием Upper Baker Street), этот номер оказался в числе номеров с 215 по 229.
Располагается музей в четырёхэтажном доме в викторианском стиле. Дом построен в 1815 году и внесён в список зданий Её Величества, представляющих архитектурную и историческую ценность, 2-го класса[1]. Помимо вывески музея, снаружи на доме установлена типовая лондонская мемориальная табличка («Синяя табличка»), устанавливаемая на домах, в которых проживали какие-либо исторические личности. На табличке указано, что в этом доме с 1881 по 1904 год жил сыщик-консультант Шерлок Холмс.
Первый этаж музея занимают сувенирный магазин и маленькая передняя. На втором этаже находятся гостиная (выходящая окнами на Бейкер-стрит) и смежная с ней комната Холмса (окном во двор), на третьем — комнаты Ватсона (окном во двор) и миссис Хадсон (окном на улицу). На четвёртом этаже, изначально использовавшемся для хозяйственных целей, размещены восковые фигуры героев различных произведений о Шерлоке Холмсе, а также туалет и чулан.
Интерьер дома в точности соответствует описаниям, присутствующим в произведениях Артура Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе, и отличается доскональностью проработки. В доме-музее можно увидеть «вживую» многие предметы, знакомые читателям по рассказам о Шерлоке Холмсе — скрипку Холмса, его шляпу, охотничий хлыст, турецкую туфлю с табаком, письма, приколотые перочинным ножом к каминной полке, оборудование для химических опытов, армейский револьвер Ватсона и т. п. На стене гостиной под стеклом красуется монограмма королевы Виктории «VR», которую Холмс «выстрелял» в рассказе «Обряд дома Месгрейвов».
Это лишь некоторые из необычайных музеев, которые существуют в мире.
Эти и другие музеи являются хранителями человеческой памяти.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране»
В настоящее время в каждом городе есть музеи, ведь каждый город имеет свою историю. своё лицо, свой голос. Назовите музеи нашего города. (Отвечают)
Звук ветра, воды.
Подведем итог:
«Память - это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим...».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.