Путешествие по планете.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «океан».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи:
Образовательные задачи:
- помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан»;
- научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.
Развивающие задачи:
- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;
- развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, толковым словарем русского языка;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);
- прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве; - уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы); - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
|
Регулятивные УУД: - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; - прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности; - выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД: - - ориентироваться в своей системе знаний; - - извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; - - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,диаграмма, таблица, карта, иллюстрация); - - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары. Коммуникативные УУД: - - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - - оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; - - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; - - осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. |
- уметь объяснять значение терминов «материк», «океан»; - работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); - находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия; - расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты.
|
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник: Плешаков «Окружающий мир»; компьютер, проектор, мультимедийная презентация;
модели материков для проектной работы;
макет аквариума, рыбки из картона или цветной бумаги (золотые, серебряные, чёрные), клей.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
1. Орг. Момент.
С
давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал,
Как
мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог,
Садитесь, мы начнём урок.
Психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое пятно»
Сегодня такой замечательный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом.
2.Актуализация знаний и постановка проблемы.
Прочитайте слова, написанные на слайде (звёзды, карта, материки, план, океаны, глобус, планеты, Луна).
Разделите их на группы:
уменьшенное изображение Земли;
небесные тела.
Обоснуйте свой ответ, что вы можете рассказать о каждой группе?
3. Введение в тему урока
О чём вы не смогли рассказать? (Материки и океаны )
Почему?
Как вы думаете, о чём мы будем разговаривать на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.
Что же будет нашей целью? (Познакомиться с понятиями «материки» и «океаны», научиться показывать их на карте.)
Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару, не выходя из класса.
- А кто первым совершил кругосветное путешествие?
- А что он доказал своим плаванием?
- На чем совершил своё путешествие Фернан Магеллан?
Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара.
- Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле.
Отправляемся в путешествие?
К берегам неведомой земли
Плывут по морю корабли,
Командам не страшны преграды,
На острове всех ждут награды!
Полный вперед!
4. Постановка учебной проблемы
Откройте карты полушарий в учебнике на с.128-129.
Плыть мы будем, начиная с западного полушария и называть все географические объекты, которые встретятся.
На какие две группы можно разделить увиденное и почему? Вода и суша.
Каким цветом на карте обозначают водоемы? синим
Опишите встреченные вами водные просторы.
Мы обнаружили, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.
Что же такое океан?
Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.
Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.
Синим.
Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
Жёлтым, коричневым, зеленым.
Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
Нет.
Каким цветом на карте обозначают участки суши? Жёлтым, коричневым, зеленым, белым.
Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?
Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка., Антарктида.
4.Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
Ребята, предположите, а быть может, кто-то знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?(материк)
Где можно проверить свои предположения? (в толковом словаре) В учебнике или в толковом словаре (работа в словаре).
Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками.
Делаем вывод, что же такое материки?
Ребята, предположите, а быть может, кто-то знает, как называются огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого? Океаны
Где можно проверить свои предположения?
Делаем вывод, что же такое океаны?
Океаны.
В учебнике или в толковом словаре (работа в словаре).
Огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого называются океаны.
Воды.
Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? (Воды)
Все согласны?
Правильно, если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая ее часть занята водой. Вот как можно с помощью диаграммы представить соотношение суши и воды.
5. Физминутка для глаз «Морская»
Глазки устали? Давайте отдохнем
6. Первичное применение нового знания
Корабли по морю плыли,
К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Лучших первооткрывателей.
Работа по карте.
Вспомните правило работы в парах. Как должны работать товарищи? Работать в парах надо вместе.
Евразия.
Евразия расположен в Северном полушарии. Евразия – самый большой по площади материк на Земле с очень разнообразной природой. В Евразии находится наша Родина - Россия, Тульская область.
Евразия соединяет две части света – Европу и Азию.
В Европе размещается более 40 стран, народы которых говорят на десятках языков.
Крупнейший остров Европы – Великобритания.
Крупнейшее озеро Европы – Ладожское.
Самая длинная река – Волга.
А́зия — самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию.
Высочайшая вершина мира Джомолунгма в Гималаях (8848 м).
Озеро Байкал – самое глубокое озеро планеты Земля.
Китай - крупнейшее по численности
населения государство мира.
Каспийское море — крупнейшее озеро мира.
На территории Азии расположено 54 государства.
В Азии живут представители трёх главных рас человечества — монголоидной (китайцы, корейцы, японцы), европеоидной (северяне России) и негроидной (жители юга Индии).
В Евразии водятся тигры, индийские слоны, питоны, яки, панды.
Северная Америка.
Северная Америка — материк в Западном полушарии, третий по площади материк нашей планеты.
Большую часть Северной Америки занимают 2страны, входящие в десятку самых развитых на нашей планете, - США и Канада.
В Северной Америке очень много достопримечательностей – как природных, так и созданных человеком.
Секвойя – одно из самых высоких деревьев
на Земле. Их высота может достигать
более 110 метров.
446 км, глубина — до Большой Каньон – это разнообразие скал и пещер, выработан рекой Колорадо в толще известняков, песчаников и сланцев. Его 1600 м.
Гора Рашмор - в ней высечен гигантский барельеф с портретами четырёх президентов США.
Северной Америке водятся белые медведи, гризли, скунсы, волки, тапиры, дикобразы, койоты.
Южная Америка.
Южная Америка - материк в Западном полушарии, это четвертый по занимаемой площади материк планеты. По природным условиям он похож на Африку – влажные леса с яркими птицами и обезьянами и бескрайние травянистые равнины.
Южная Америка – самый увлажнённый и «зелёный» материк.
Но здесь гораздо меньше пустынь и гораздо
больше гор. Это самый дождливый материк.
Водопад Анхель - самый высокий в мире
водопад, общая высота - 979 метров.
Амазонка - самая длинная и полноводная река мира. Её длина – 7100 км.
В Южной Америке водятся пумы, очковые медведи, эму, ягуары.
Африка.
Африка - это второй по величине материк после Евразии. Африка — самый жаркий материк на Земле. Африка пересекает экватор. Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки.
Египетские пирамиды - представляют собой огромные каменные сооружения, которые использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.
Нигде в мире не осталось столько крупных диких животных: львы, страусы, зебры, носороги, бегемоты, фламинго, жиафы, слоны, верблюды.
Нил - одна из двух величайших по протяжённости рек в мире (6670 м).
Австралия - это самый необычный материк земного шара континент, расположенный в Восточном и Южном полушариях Земли.
На нём размещается только одно государство
– Австралия.
Австралия – самый сухой материк.
Только в Австралии водятся кенгуру, коала и другие сумчатые звери, которые носят своих детёнышей в сумках на животе.
Антарктида – материк, расположенный на
самом юге Земли. Это самый холодный, покрытый льдом материк. На многие сотни километров в
Антарктиде простираются снежные равнины,
прерываемые иногда хребтами гор.
Из наземных животных обитают тюлени,
императорские пингвины, морские леопарды и поморники.
Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность и там расположены научные станции. Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения.
5.Физминутка.
Пришло время отдыха на корабле.
Путешествуя по странам
Утомились мы в пути.
Предлагаю вам, ребята,
Встать и с корабля сойти.
1) В Африке живут слоны,
И носы у них длинны,
Словно шланги из резины -
Вот такой величины!
2) Ходит медленно жираф,
Гордо голову задрав,
Очень стройный, очень яркий!
Он - от родины вдали,
Чтобы дети в зоопарке
Любоваться им могли.
3) По деревьям и лианам
Любит прыгать обезьяна.
Хвост ей самый лучший друг.
Вместе с ним, у ней пять рук!
4) Машет лев косматой гривой -
Посмотрите, как красиво!
Лев у нас домашний -
И совсем не страшный!
6.Первичное применение нового знания (продолжение)
Морская прохлада помогла восстановить нам силы, продолжаем путешествие.
Давайте рассмотрим океаны и сравним их.
- Сколько всего океанов?
Найдите самый большой океан.
Да, он еще и самый глубокий. Он занимает половину всей водной поверхности Земли.
Второй по площади океан – Атлантический. По одной из версий Атлантический океан получил свое название от мифического континента Атлантида.
Самый теплый - Индийский океан, вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко.
- Найдите самый маленький океан?
Верно, он самый холодный и самый мелкий. Большую часть года он покрыт льдом.
Все 4 океана образуют огромную массу воды, которую называют Мировым океаном. Мировой океан плотно заселен живыми организмами. По современным представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь потом появились живые существа, которые вышли на сушу.
7.Первичное закрепление нового материала.
Учитель: Возьмите карточки «Определи лишнее слово». Прочитайте слова, относящиеся к каждому животному, и вычеркните лишнее. Постарайтесь объяснить свой выбор.
1)«Определи лишнее слово»
Крокодил- зелёный, зубастый, ласковый, хищник.
Бегемот – толстый, тяжёлый, длинноносый, травоядный.
Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый.
Обезьяна – шустрая, лохматая, копытная, крикливая.
Слон – большой, ушастый, рогатый, сильный.
Носорог – опасный, маленький, толстый.
Учитель: Объясните свой выбор.
Ученик: Крокодил не может быть ласковым, потому, что он – хищник. Бегемот толстый, тяжёлый, травоядный, а не длинноносый. Носорог – опасный, толстый, а не маленький. Жираф не длиннохвостый, потому, что у него короткий хвост. У обезьяны нет копыт. Слон – большой, ушастый, сильный, а не рогатый.
2) Тестирование.
. На ваших партах лежат листочки с заданиями теста. Возьмите их и заполните.Прочитайте внимательно вопрос и обведите правильный ответ Кто закончил - поднимает руку.
1. 1. Сколько всего материков? А) 5 Б) 6 В) 4 2. Самый большой материк. А) Евразия Б) Северная Америка В) Южная Америка Г)Африка Д) Австралия Е) Антарктида 3. Самый холодный материк А) Евразия Б) Северная Америка В) Южная Америка Г)Африка Д) Австралия Е) Антарктида 4. Самый жаркий материк А) Евразия Б) Северная Америка В) Южная Америка Г)Африка Д) Австралия Е) Антарктида
|
1. Сколько всего океанов? А) 6 Б) 5 В) 4 2. Самый большой океан А) Тихий Б) Атлантический В) Индийский Г) Северный ледовитый океан 3. Самый холодный океан А) Тихий Б) Атлантический В) Индийский Г) Северный ледовитый океан 4.Самый маленький океан А) Тихий Б) Атлантический В) Индийский Г) Северный ледовитый океан 5. Океан, название свое получил от названия страны А) Тихий Б) Атлантический В) Индийский Г) Северный ледовитый океан
|
Проверка результатов с эталоном на доске.
7. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).
Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нём всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в ...
(Австралии.)
Раскалена от жары
Пустынная Сахара.
Зато среди саванны –
Слоны и обезьяны,
Львы, зебры и жирафики
Гуляют в жаркой …
(Африке)
Здесь горы-великаны –
Тибет, Алтай, Памир,
Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки – Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас …
(Евразии)
Там очень холодно всегда.
Там льды не тают никогда,
Кусты, деревья не растут
И птички гнёздышки не вьют.
Там постоянных нет селений,
Живут пингвины и тюлени.
На южном полюсе она
Материком размещена.
(Антарктида)
На доске висит нарисованная карта полушарий, но на ней нет материков. Поэтому предлагаю сделать маленький проект «Составление своей карты». Но прежде давайте повторим правила работы в группе.
Правила работы в группе:
перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;
не говорить всем сразу;
учиться разговаривать вполголоса;
не спорить зря, а доказывать, объяснять.
Каждая группа получает задание: узнать материк по очертанию.
Собранные материки помещаются на карту полушарий.
Молодцы, все справились! Ребята, а какое умение отрабатывалось при выполнении этого задания?
Умение работать в группе.
8. Итог работы. Рефлексия.
Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам ее решить?
- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
- Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны?
Давайте дадим оценку нашему путешествию и своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на уроке. Перед вами лежат аквариумы, которые нужно заполнить рыбками.
Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, и у вас все получалось, запустите в аквариум золотую рыбку; если ПОКА не все удавалось, поселите зелёную рыбку; если трудных моментов было много, тогда в вашем аквариуме появится синяя рыбка.
Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Теперь вы убедились, что всё в ваших руках. Молодцы! Вы замечательно поработали.
9. Домашнее задание.
Составить рассказ «Материк моей мечты».
10. Подведение итогов.
- Продолжите предложения:
Сегодня я узнал(а)…
Я научился(ась)…
Мне было интересно …
У меня получилось…
-Ребята подведите итог: все ли мы решили задачи нашего урока?
- Желаю вам новых интересных путешествий! Не забудьте всегда брать с собой в путь добрых друзей и хорошее настроение!
Эпиграфом к нашему уроку я взяла стихотворение Е. Шкловской. А почему именно его вы скажите мне в конце урока.
Смотрю на глобус– шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои, теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.
В путь!
Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники:
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги.
Ты береги нас, береги!”
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: “Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!”.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.