путешествие в страну этикета

  • docx
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала puteshestvie_v_stranu_etiketa.docx

 

 

 

 

”Путешествие в страну Этикет ”.

Открытое мероприятие

 

 

 

 

 

                                                                         

 

 

 

 

Январь 2018 г.

                                                      

«Путешествие в страну Этикета»

 

Цель: способствовать формированию морально-нравственных качеств личности учащихся, навыков культурного общения и представления об основных этических нормах.

Задачи:

– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;

- образовательная: обобщить знания учащихся о правилах этикета, о правилах поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.;

- развивающая: развивать нравственность, этическую культуру, стремление к самосовершенствованию. развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

- воспитательная: воспитание самостоятельности, активности, формирование чувства солидарности и здорового соперничества, умения работать в коллективе. воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, листы бумаги и ручки, приложения 1,2, 3.

Ход мероприятия:

 

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица!

Слайд 1,2

 Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну. А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.

1.Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

 

2.«Спасибо», «здравствуйте», «простите» -

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошёл, пока, всего»…

 

1. Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но, может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нём,

А мы… мы скажем вам «спасибо».

 

Ребята, о каких словах забыл герой этого стихотворения?

Правильно, о вежливых. Значит, его можно назвать невежливым.

- Когда мы произносим вежливые слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

– Что значит слово «вежливость» ?

  Слайд 2.

Ответы детей.  

  0012-012-Ezheli-vy-vezhlivy                                                                                                                     

Слайд 3.4

Слово «Вежливость» происходит от славянского слова «веже» - знаток, знать. Быть вежливым, значит знать, как себя вести. 

 Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Вежливые люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.

Есть, так называемое, золотое правило вежливости, которое гласит:

 «Относись к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы люди относились к тебе»

Запомните это правило. 

Вежливость с рождения начинается,

Чтобы не кончался никогда.

Она с годами закрепляется

И остаётся с человеком навсегда.

Ведь вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

 

Воспитатель:  Правильное поведение человека, его манеры, поступки, жесты, общение, внешний вид - относятся к одному слову.

Ребята, наверное, вы уже догадались, о каком слове идет речь.  (Этикет)

Поприветствовав друг друга улыбкой, кивком головы, мы отправляемся в путешествие. Постараемся частично пополнить, частично уточнить и расширить знания по вопросам этикета.

Девиз нашего путешествия «Вежливыми быть должны- с этикетом дружим мы!»

Прежде чем отправиться путешествовать по стране Этикета, немного поговорим о значении слова.

Давайте вместе подумаем, что такое этикет.

                                                      Дети отвечают. Педагог обобщает высказывания детей.

Слайд 5, 6.

Этикет - это правила поведения. Это слово имеет 2 значения и  переводится с французского языка, как: 1 значение – ярлык, этикетка; 2 значение – церемониал. Оказывается, этикет появился давным-давно. Начало ему в виде обычаев и ритуалов было положено ещё в первобытном обществе. Впервые, такими этикетками начали пользоваться при дворе французского короля Людовика 14, которого еще называли Король Солнца. Людовик 14 очень любил порядок и церемониал во всем, поэтому он и придумал много разных правил поведения при дворе Его Величества. Когда придворные приходили на званые обеды, всем раздавали маленькие карточки, на которых было написано как именно нужно себя вести. Отсюда и пошло слово этикет. 

А в Россию этикет и этикетные нормы пришли уже в эпоху ПетраI. С течением времени правила этикета менялись. Многое из того, что было принято, скажем, в прошлых веках, сейчас неприемлемо. Например, раньше не существовало салфеток, и в залы, где пировали рыцари, запускали собак, чтобы гости могли вытереть о них руки. Не существовало такого столового прибора, как вилка. Когда она появилась, её называли «бесовским орудием». Но лучшие традиции сохраняются на протяжении веков.

 7

В разных странах мира этикет может быть различен. То, что принято в одной  стране, может быть совершенно неприемлемо в другой.

Слайд 7,8,

Ø  Так житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

Ø  В африканском племени акамба из Кении плюют в сторону друг друга.

Ø  Иранцы при встрече прикладывают правую руку к сердцу в знак приветствия и глубокого уважения.

Ø  Таиландцы руки складывают “домиком” перед грудью, слегка наклоняясь.

Ø  Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку.

Ø  Люди из племени маори вместо приветствия прикасаются друг к другу носами.

Ø  У японцев  существует три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий. 

Ø  Китаец, в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому;

Ø  Эскимосы в знак приветствия ударяют знакомого кулаком по голове и плечам.

Ø  Житель Андаманских островов садится к другому на колени, обнимает за шею и плачет

Ø  Древние греки говорили друг другу в знак приветствия: «Радуйся!», а современные произносят «Будь здоровым!».

Ø  Арабы приветствуют друг друга фразой: «Мир с тобой!»,

Ø  Индейцы навахо: «Всё хорошо!», индейцы Северной Америки-поклонившись, коснуться правой рукой лба, губ и груди. Это означает: я думаю о тебе, говорю о тебе, уважаю тебя.

Ø  А самоанцы обнюхивают друг друга.

Ø  Придя в дом к мусульманину. Не удивляйтесь, если он расцелует вас в обе щеки –  таков национальный обычай. Более того, вы должны ответить тем же.

Ø  В Пакистане  едят также и руками, вернее, пользуются лишь правой рукой. Левая же  считается нечистой и, если ей  даже нечаянно коснуться пищи, хозяин прикажет унести это блюдо.

Ø  С жителями мусульманских стран стоит избегать при разговоре тем о религии и политике.

Ø  В Арабских странах, если вы выпьете чашку кофе и тут же отдадите ее хозяину, он нальет вам еще кофе. И так будет продолжаться до тех пор, пока вы один не выпьете весь кофе из одного кофейника. Нужно поставить чашку вверх дном или покачать ей из стороны в сторону , чтобы показать, что вы не хотите больше пить.

Ø  После чаепития и сэндвичей, в Англии вам обязательно предложат «скон» (маленький сладкий хлебец с изюмом).

Ø  Если вас пригласили на обед в Англии, нужно одеть, только строгий смокинг либо фрак.

Ø  Вы приглашены на ужин во Франции, вам следует прийти  на 15 минут позже назначенного времени.

Ø  В Италии не стоит пытаться самому останавливать свободное такси. Если вы в гостинице, попросите портье вызвать такси – оно прибудет через несколько минут, если вы находитесь на улице, зайти в ближайшее кафе и обратиться к его хозяину.

Но помимо разных правил поведения существуют и различные жесты, с которыми так же стоит аккуратно обращаться. Итак, что означают определенные жесты в России и в других странах, давайте сравним!

Ø  В Голландии поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу.

Ø  Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец – на нос.

Ø  В некоторых африканских странах смех означает изумление или замешательство. Жест «ноль», образованный большим и указательным пальцами, в США означает, что все идет хорошо, в Японии – деньги, а в Португалии считается неприличным.

Ø  В России поднятые брови означают удивление, в Германии – восхищение, в Англии – выражение скептицизма.

Ø  Когда француз или итальянец стучат себя пальцем по голове, это значит, что они считают какую-то идею глупой.

Ø  Если британец или испанец шлепнет себя ладонью по лбу, этим он покажет окружающим, что доволен собой. Тем же самым жестом немец выразит свое крайнее возмущение по отношению к кому-либо.

Ø  Когда голландец стучит себе по лбу, вытянув при этом указательный палец, это означает, что ваша идея ему понравилась, но он считает ее слегка сумасшедшей.

Ø  Когда француз чем-то восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он потирает указательным пальцем основание носа, это означает, что он не доверяет тому, о ком говорят.

Ø  Итальянец выражает недоверие, постукивая указательным пальцем по носу.

Ø  Этот же жест в Голландии означает, что говорящий или тот, о ком говорят, находится в состоянии алкогольного опьянения.

Ø  Движение пальца из стороны в сторону в США и Италии означает легкое осуждение или угрозу,

Ø  в Голландии – отказ. В арабских странах поднятый кверху большой палец считается проявлением непристойного поведения. Неприличной считается также жестикуляция руками или на пальцах.

Ø  В странах Ближнего Востока деньги или подарки протягивают только правой рукой, если это сделают левой, то тем самым нанесут оскорбление собеседнику.

Ø  В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с нашим жестом прощания.

Не зная традиций и обычаев, можно нечаянно обидеть представителя другой страны или самому попасть в неловкую ситуацию.

Слайд 9.

Таким образом, Этикет - это правила поведения, принятые в данном обществе и в данное время.

Какими бы не были правила этикета, все они  вызваны добрым отношением к людям.

Несомненно, многие правила этикета вам знакомы. Вспомнить их нам поможет игра -путаница. Будьте внимательны.       

Игра-кричалка-путаница. (да,нет)

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только….                                                                               

 А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…                                                                                            

Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем?...                                                                                   

Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там?...                                                                                                       Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе…                                                                                                       Мимо урны без труда бросим фантики мы?...                                                                                              Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы? …                                                                                       Будем старшим мы в ответ говорить неправду? …                                                                                    

С нами рядом едет дед. Мы уступим место? …                                                                                               Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…

 

Итак, путешествуя,  на пути нам встречаются

(2 девочки, неряшливо одетых )                                      

1-й: Слышала, они тут про этикет разговаривают!                                                             

2-й: А мы и без них всё прекрасно знаем! Вот, послушайте!                                                                         Если ты пришёл к знакомым - не здоровайся ни с кем.                                                                                 Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.                                                                            Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,                                                                          

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун!

 

1-й: Если друг на день рождения пригласил тебя к себе,                                                                          

Ты оставь подарок дома, пригодится самому.                                                                                              Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:                                                                          

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

 

2-й: Когда  состаришься - ходи по улице пешком.                                                                                         

Не лезь в автобус – всё равно придётся там стоять.                                                                                     

 И нынче мало дураков вам место уступать,                                                                                                 

А к тем далёким временам не станет их совсем! 

 

1-й: Если к папе или к маме тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный и серьезный разговор

Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть, прямо в ухо: «Стой, сдавайся! Руки вверх!»

 

2-й: Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем и хватайся за живот.

Пусть он видит, лёжа в луже, - ты ничуть не огорчён.

Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

 

1-й: Если руки за обедом вы испачкали салатом,

И стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно их под стол и там спокойно

Вытирайте ваши руки о соседские штаны!                                                                                                                                                           

 

Воспитатель:  Ребята, я догадалась, это жители страны «Наоборот». Попробуйте догадаться, какие правила этикета были представлены наоборот?

(Правила приветствия, с чем приходить на день рождения, поведение за столом, поведение в общественном транспорте, правила  общения, оказание помощи другу, поведения в гостях за столом)

Есть красивые и очень полезные правила этикета: уступать место старшим в транспорте, не перебивать говорящего. При обращении с просьбой произносить «Пожалуйста». Благодарить, если для вас сделали что-то хорошее. Для этого есть специальные вежливые слова. Их ещё называют «волшебными».

Если вы отгадаете загадки правильно, и будете вести себя в гостях как положено воспитанным людям, а не наоборот,  то мы разрешим вам остаться у нас.

Слайд 9.                                                                                                          

1.      Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет.                                                                                    Это слово «золотое» слышали мы с детских лет.                                                                                            Произносим это слово, если что-то попросить                                                                                                   Мы б хотели у другого, чтоб воспитанными слыть. (Пожалуйста)

 

2. Ну а это покороче будет слово, хоть цена

Высока, и даже очень, слова этого всегда.

С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой,

Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той.

Это слово-благодарность за хорошие дела,

Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова.     (Спасибо)

 

Слайд 10.

 

А сейчас поприветствуйте наших  девочек, чтоб у них изменилось мнение о вас.

Встав напротив друг друга.

Игра «Приветствие».

- (хором) Здравствуй, друг! - здороваются за руку.

- Как ты тут? - хлопают по плечу.

- Где ты был? - дёргают за ухо.

- Я скучал! - руки к сердцу.

- Ты пришёл? - развести руки.

- Хорошо! – обнимаются, после чего  садятся на свои места.

 

-А теперь поиграем. Игра «Вежливо-невежливо».

Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.

Слайд 11.

          Поздороваться при встрече. 

          Толкнуть и не извиниться.

          Помочь поднять упавшую вещь.

          Не снять шапку, когда заходишь в школу.

          Говорить “Спасибо” за подарок?

          Свистеть, кричать, шуметь в школе.

          Уступить место старшим.

          Не вставать на обращение учителя.

          Прийти в гости без приглашения.

          Уходя, попрощаться.

          Поздороваться при встрече.

          Перебивать во время разговора.

          Обозвать обидным словом соседа.

          Извиниться за вынужденное опоздание.

          Уйти и не попрощаться?

          Не уступить место старшим в автобусе.

          Бегать по коридорам, сбивая всех с ног.

В школе есть ребята, которые по поводу и без повода жалуются на других. У них появляется привычка постоянно и порой несправедливо   в чём – то обвинять окружающих. Стоит хорошенько подумать, стоит ли так себя вести.

Послушайте стихотворение А. Барто «Сонечка».

Тронь её нечаянно –

Сразу: - Караул!

 Ольга Николаевна

 Он меня толкнул!

- Ой, я укололась! –

 Слышен Сонин голос.

 - Мне попало что-то в глаз,

 Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:

- Голова болит …

Я бы полежала бы –

 Мама не велит.

 Сговорились мальчики!

 - Мы откроем счёт:

Сосчитаем жалобы –

 Сколько будет в год!

 Испугалась Сонечка

 И сидит теперь тихонечко.

Воспитатель:  Страна этикета огромна. Существуют разные виды этикета.

Слайд 12.

 Например, деловой, дипломатический, военный, педагогический, врачебный. Есть этикет внешнего вида, этикет поведения, этикет домашних приёмов, этикет семейных событий, этикет курильщика, этикет общения.

И мы немного поговорим об этикете общения.

Слайд 13.

В неё входит общение в коллективе, разного рода переписка, этикет телефонных разговоров, электронные почты, интернет и многое другое.

Мы остановимся на этикете телефонных разговоров, СМС-сообщениях. Так как все вы пользуетесь сотовыми телефонами и очень долго сидите, не отрываясь в интернет контактах, то должны знать правила поведения.

Знание и соблюдение правил мобильного этикета являются критерием хорошего воспитания и культуры абонента мобильной связи.

Слайд 14.

Если в самолетах, в медицинских учреждениях или в других местах имеется предостережение "Пожалуйста, выключите Ваш мобильный телефон", то старайтесь соблюдать это указание и выключать ваш мобильный телефон. Не забывайте, что следует переключать свой мобильный телефон в беззвучный режим или использовать услугу "Голосовая почта" в кинотеатрах, музеях, театрах, на выставках. Соблюдая эти правила, неожиданный звонок вашего мобильного телефона не нарушит выступление неожиданным громким сигналом (рингтоном).

Чтобы не отвлекать окружающих своими переговорами по телефону, находясь в общественных местах: транспорте, лифте, магазинах и т.д., постарайтесь разговаривать максимально тихо и коротко. В библиотеке, чтобы не отвлекать читателей, переключайте ваш мобильный телефон в режим "без звука", а если возникает необходимость ответить, то разговаривайте негромко и по существу.

Нетактично с вашей стороны пользоваться чужими мобильными телефонами в личных целях и давать их мобильные номера чужим людям без разрешения. Проверять свой телефон на уровень громкости (мелодии) рингтонов следует дома, но не в общественных местах.

Уважайте личную жизнь других людей, используя функцию съемки видео и фотографируя. Перед съемкой или фотографированием обязательно спросите разрешение у человека, которого хотите сфотографировать или снять на видео.

Слайд 15,16.

Несколько правил разговора по телефону. Еще до того, кик вы наберете номер,  следует подумать:

- Будет ли ваш звонок приятен?

- Не побеспокоите ли вы того, кому звоните?

- Заслуживает ли  дело, по - которому вы звоните, того, чтобы ради него кого-то беспокоить в данное время.

-- Любой разговор по телефону начинается с приветствия и представления, после чего следует просьба пригласить к телефону того, с кем вы  намерены говорить.

— В начале разговора спросите, не помешали ли вы, не оторвали ли от важных дел.

-Не говорите по телефону пустопорожних вещей. Если вы нуждаетесь в душевной беседе, лучше встретиться лично в хорошей обстановке.

-Не стоит звонить знакомым слишком поздно. Если  на  пятый-шестой сигнал вам не отвечают, повесьте трубку н больше в этот день не звоните.

-Если кто-то неправильно набрал номер и попал случайно к вам, не грубите. а вежливо ответьте: Простите, вы ошиблись номером.

-А вот прекрасное правило: полезно чаше вспоминать,  что телефон изобретен и для того, чтобы не заходить к  знакомым без предупреждения.

-Никогда не начинайте разговор с вопроса  “Кто говорит?» -  это неэтично.

-Если во время разговора телефон отключился, перезванивает тот, кто звонил.

-Не следует кричать в трубку — это не улучшает слышимости; лучше говорите не торопясь, четче произнося слова.

-Никогда не прерывайте собеседника:   дайте закончить мысль (часто сказанное в конце, помогает понять то, что вы не разобрали вначале.

-В телефонном разговоре одинаково недопустимы  как грубый, так к снисходительный тон.

-Нельзя обойтись без телефона, когда нужна экстренная помощь человеку. В этом случае тоже нужно быстро и четко изложить суть дела, не засоряя речь и не тратя драгоценное время на «словесные реверансы».

-Надо помнить, что в экстренных случаях каждый имеющий телефон обязан предоставить его для срочных переговоров.

-По телефону не принято звонить, выражая сочувствие, или когда у человека несчастье, надо встретиться лично, может быть, чем-либо помочь своему знакомому, родственнику, подруге.

            Однако разговоры по сотовым телефонам у нас еще ждут своей культуры и этикета.

На улице, в толпе рядом с вами может возникнуть субъект, кричащий в свой «мобильник». В трамвае, автобусе часто раздаются пронзительные «певучие» звонки, «нависая» над вами, и тексты разговора проникают  невольно и наш слух. Рассказывают, что н Японии был случай, когда подобного говоруна по радиотелефону прямо-таки избили пассажиры,  мотивируя тем,  что тот игнорировал окружающих и своим разговором унижав пассажиров. Надеемся. Что международный опыт не приведет у нас к подобным конфликтам. Что делать, многие правила поведения создаются самой жизнью, ее необходимостью.

Живя в общежитии,  вы должны помнить и соблюдать правила внутреннего распорядка, правила пользования сотовыми телефонами и выполнять их.

Слайд 17, 18.

Умеете ли вы  писать письма?

Вопрос этот, еще десять лет назад казался смешным, в последнее время стал актуальным!

Ведь появился интернет, и люди теперь посылают друг другу сообщения no L-mail чаще, чем перезваниваются. И даже болтают они в интернете чаще, чем по телефону!

И вы тоже  пишите письма, но не соблюдаете этику письма.

Есть и еще одна причина, по которой следует внимательно следить за тем, что пишешь в сети. "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь" - эта поговорка особенно справедлива для киберпространства, ведь все что вы пишете, сохраняется в сетевых хранилищах, а значит, сможет всплыть в будущем и причинить много неприятностей.

Следует помнить, что безграмотные письма с массой ошибок обычно вызывают раздражение, неприязнь.

Важно не забыть, что чтение чужой электронной почты или отправление СМС сообщения от чужого имени вполне можно сравнить с копанием в чужих вещах. К сожалению, очень многие не понимают этого,  пока не оказываются и положения жертвы. В сети нужно уважать личную жизнь окружающих пользователей.

Не стоит посылать СМС- сообщения незнакомым людям, и беседовать по телефону.

Воспитывать себя очень непросто, люди воспитывают себя всю жизнь.

Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, уважительное отношение ко всем людям. Давайте радоваться жизни, улыбаться доброте, делать друг другу комплименты, подарить немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее! И тогда все будут рады общению друг с другом. 

Слайд 19.

Давайте все вместе прочитаем клятву воспитанных людей:

Клянемся всех приветствовать всегда,

Чтоб не проникла в мир беда,

Чтоб каждый мог поверить в дружбу,

И этикет нес эту службу

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

 

Слайд 20, 21.

Воспитатель:  Итак,

Сегодня я узнала…

Было интересно..

Я поняла, что…

Меня удивило…

Я думаю, то, о чем мы говорили, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам этикета и мудрого высказывания «Относись к другим людям так, как ты хотела бы, чтобы люди относились к тебе»

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями.

А чтобы Вы не забывали нашей встречи и чаще вспоминали о правилах этикета, я дарю вам сердечко, на котором написаны адреса сайтов, где вы можете найти полезную для себя информацию об этикете. Гуляйте по интернету с пользой!

1.         WWW.ETIKET.RU

2.         http://www.etiket.ru/tests.html

Слайд 22.

 

 

Используемая литература:

3.         Андреева В.Ф. Золотая книга этикета. Вече.М. 2005

4.         Божен П. Золотая книга хорошего тона – М: Русич, 1997. – 338 с.

5.         Выскребенцева Е. Полная современная энциклопедия этикета – М.: Мультипресс, 2012. -288 с.

6.         Дятлева Г.В. Энциклопедия этикета - М.: Феникс, 2006. – 286 с.

7.         Еланская А. Секреты твоего успеха. Этикет и искусство общения: энцикл. для сред. шк. возраста –М.: Махаон, 2007. - 191 с.: цв. ил.

8.         Игорь Петрович Иванов энциклопедия коллективных творческих дел М.: изд. «Педагогика», 1989

9.         Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1998. – 216

10.       Кудаева Л.В., Мелешина С.В., Щербакова Е.В. Организация производственно-педагогической практики студентов (педагогический аспект) / Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2004. – 33 с.

11.       WWW.ETIKET.RU