Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №15»
«Путешествие
в Страну профессий»
Классный час по профориентации
Созонова Ирина Михайловна
учитель начальных классов
Актуальность:
Тема актуальна, так как знакомит детей с профессиями, прививает любовь к труду, стремление вырасти полезными своему государству, развивает кругозор, мышление; воспитывает интерес к различным профессиям, уважение к людям труда. Данный классный час и подготовка к нему способствуют формированию исследовательских знаний.
Цель:
Расширение знаний учащихся о профессиях.
Задачи:
· ознакомить обучающихся с различными профессиями, с качествами присущими людям той или иной профессии;
· развивать кругозор, обогатить словарный запас ребёнка;
· воспитывать уважение к различным профессиям.
Класс разделён на 4 команды.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в одну страну…
На доске:
Путешествие в Страну … .
Для того чтобы узнать, а что это за страна, вам надо кроссворды разгадать и выделенные слова на доске записать. Оценивать вашу работу будет жюри.
Каждая команда получает свой кроссворд. За выполненный кроссворд команда получает 5 баллов. Первая команда – 10 баллов. На каждой станции ассистент.
Кроссворд 1
Вопросы по горизонтали:
1. С огнём бороться мы должны,
Мы – смелые работники,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (пожарный)
2. У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я … (художник)
4. У собачки нашей жар
Пёсик миленький, не плачь.
Вылечит тебя твой врач
Добрый врач – (ветеринар)
5. Острый нос, стальное ушко,
В ушке - ниточка-подружка.
Сшить обновки помогла
Нашей бабушке… (иголка)
6. Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
7. Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад. (водопроводчик)
8. Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (градусник)
9. Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка! (слесарь)
По вертикали:
3. Мы учим детишек читать и писать.
Природу любить, стариков уважать. (учитель)
Кроссворд 2
Вопросы по горизонтали:
1. Кто пасёт овец и коз
Там, где луг травой зарос? (пастух)
2. Наведём стеклянный глаз,
Щёлкнет раз – и вспомнит вас. (фотограф)
3. Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен – он каши предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (врач)
5. Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете.
На тропе. На берегу,
Преграждая путь врагу. (пограничник)
6. Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немного, кошка, —
Будет и тебе одёжка! (швея)
7. Он строит дома, он строит мосты,
Что за профессия? Ты назови. (строитель)
8. Проектирует и чертит, строят по его проекту дом. (архитектор)
9. На что не взглянет этот глаз –
Все картинки передаст. (фотоаппарат)
По вертикали:
4. Я работаю в театре.
Просто тетя я в антракте.
А на сцене – то царица,
То бабуля, то лисица.
Знает Коля и Лариса,
Что в театре я … (актриса)
Кроссворд 3
Вопросы по горизонтали:
2. Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите это? (космонавт)
3. Ходит-бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошёл - там пыли нет,
Пыль и сор - его обед. (пылесос)
4. Кто загадку отгадает?
В нашем театре выступает,
Словно бабочка порхает,
Кружится и вверх взлетает.
Что за чудная картина?
Кто
танцует? - (балерина)
5. Тонкой
палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (дирижёр)
6. Он красит дома и заборы
Мосты, телевышки, соборы.
Случайно чуть-чуть тротуар
Однажды покрасил ... (маляр)
8. Не печёт он пироги,
Пироги печёт пирожник.
Он тачает сапоги-
Потому, что он … (сапожник)
9. Лучше, друг мой,
Здесь не стой-ка.
Потому что это … (стройка)
По вертикали:
1. Она делает причёски,
Подстригает чёлки.
Фены, ножницы, расчёски
У неё на полке. (парикмахер)
7. К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот закроет рот. (экскаватор)
Кроссворд 4
ЭКСКАВАТОР
1. Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (водитель)
2. Мы в саду с тобой весь день
И идём с тобой везде.
С нами много там играешь,
Поёшь песни, сказки читаешь. (воспитатель)
3. Бывает же работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши! (милиционер)
4.
Почерком
быстрым исписан весь лист -
Очерк в газету строчит ... (журналист)
5.
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он … (артист)
6. Он – отличный счетовод,
И учёт всего ведёт:
Денег, трудодней, бензина,
И продуктов в магазине. (бухгалтер)
7. Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (доктор)
8. Кто научит нас читать,
Танцевать и рисовать,
Кто же этот наш спаситель?
Ну, конечно же... (учитель)
9. Инструмент бывалый -
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт. (ножницы)
Вы догадались,
какое путешествие нам предстоит?
(Путешествие в Страну профессий)
Дописать слово на доске.
Профессий много на Земле,
И каждая важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь жизнь у нас одна.
Отгадали кроссворды. А теперь составьте и прочитайте фразу, которая получилась.
Все работы хороши, выбирай на вкус!
- А вы знаете откуда взяты строчки, и кто их автор?
(В. Маяковский «Кем быть?»)
Сегодня мы отправимся в путешествие по следующим станциям. На
каждой станции в ваш маршрутный лист будут ставить баллы. Затем сдадите маршрутные листы жюри, а они подведут итоги. Команда набравшая большее количество очков – победит. Со станции на станцию вы будете переходить по сигналу. Получите маршрутные листы.
(Приложение)
На станции вы можете получить до 16 баллов. На каждую станцию отводится 15 минут.
Станция «Повар»
Ассистент надевает фартук.
Ребёнок читает стихотворение.
Сладкий сон ребятам снится,
Спит клубком усатый кот,
Только повару не спится –
Повар засветло встает.
Каша булькает тихонько
И яичница шипит
И под вкусный шум и гомон
В спальни входит аппетит
Мы в столовой дружно сядем
Как огромная семья
Буду поваром в столовой –
Так сама решила я.
- Как вы думаете, чего не хватает в одежде повара?
(Косынки, головного убора, колпака)
- Для чего нужен повару головной убор?
(Чтобы волосы не попали в пищу, которую он готовит. Чтобы волосы не мешали.)
- А вы знаете правила поведения за столом во время еды?
(Сидеть тихо, не разговаривать, когда я ем, я глух и нем)
- А почему так говорят? (Чтобы не подавиться)
Вот первое испытание для вас. Послушайте рассказ Г. Юдина «Как варить компот»
Как варить компот
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
– Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
– Ну и как же его варить?
– Принесите каждый все самое вкусное, остальное – за мной.
Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой.
Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.
Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик – клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик:
– Готово! Кушайте на здоровье!
Попробовали друзья, плюются:
– Компот называется! Сам ешь!
– Почему же так невкусно получилось? – мрачно размышлял кот.
– Почему же так невкусно получилось?
- Как вы думаете, ребята?
(Потому что для компота нужны особые продукты.)
- Фрукты.
- Я предлагаю вам сварить компот. Положите продукты в кастрюлю, которые для этого нужны.
Ассистент достаёт карточки, на которых написано: макароны, курага, соль, груша, крупа, вода, изюм, мясо, сахар, чернослив, яблоко, колбаса.
Дети выбирают нужные карточки.
- А вы знаете, как отличить сырое яйцо от варёного?
(Очистить; разбить; оно крутится, если варёное)
Ассистент даёт два яйца, дети находят варёное.
Вот второе испытание.
- Какие пословицы и поговорки о еде вы знаете?
· Хлеб всему голова.
· Худ обед, когда хлеба нет.
· Губа не дура, язык не лопатка, знает, что горько, что сладко.
· Не красна изба углами, а красна пирогами.
·
Ассистент может попросить объяснить смысл пословиц и поговорок.
- Как вы понимаете: «Беда, коль пироги не печёт сапожник, а сапоги не шьёт пирожник»?
(Каждый должен выполнять то, что он хорошо умеет делать.)
- Третье испытание.
Назовите произведение и героиню от которой убежала вся посуда.
(К. Чуковский. «Федорино горе», Федора.)
Станция «Врач»
Ребёнок читает стихотворение.
Врачи помогают
И взрослым, и детям,
Как самые добрые
Люди на свете.
Врачи облегчают
Страданья вокруг.
За это «спасибо»
Скажи им, мой друг!
- Ребята, представьте себе: Незнайка шёл по саду, он съел грушу, яблоко, сливу. Какими фруктами он мог отравиться?
(Сгнившими, грязными, немытыми).
- Конечно же, немытыми. Пошёл Незнайка загорать и получил солнечный удар. Что делать?
(На голову положить мокрую тряпочку. Отвести его в тень.)
- А, вы можете измерять температуру? (Да)
- Покажите, как вы это делаете.
Второе испытание
- Выпишите все слова из слова здоровье.
Третье испытание.
- Этот плюшевый мишка поранил лапку. Как обработать рану? Что для этого нужно?
Ассистент даёт карточка, на которых написано: аспирин, йод, бинт, зелёнка, марганцовка, вата, грелка.
Дети выбирают то, что необходимо.
Ассистент показывает, как перевязать лапку, а затем дети это делают.
Станция «Парикмахер»
Ребёнок читает стихотворение.
Попросила кошка мышку:
- Ты не сделаешь мне стрижку?
Отвечала мышка в страхе:
- Я, конечно, парикмахер,
Только знаешь, дорогая,
Я сегодня выходная!
- Кто из вас был в парикмахерской?
- Кто там работает и что делает?
(Стригут, укладывают волосы, делают завивку волос, красят волосы, красят ногти)
- Для чего это нужно?
(Чтобы человек красиво выглядел)
- Какие профессии имеют люди, которые работают в парикмахерской?
Стилист по волосам (женский)
Мужской стилист
Барбер (мужской парикмахер – цирюльник)
Колорист (специалист по смешиванию красителей, подбору цветовой гаммы)
Мастер коротких стрижек
Кератин (выпрямление волос), ламинирование и ботокс для волос
Мастер наращивания волос
Мастер по прическам
Дреды (самая древняя причёска на земле) и африканские косички
- А что необходимо парикмахеру для работы?
Я вам загадаю загадки, а вы ответите, нужно это или нет. А то, что я не назову, вы дополните.
Иду – брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (расчёска)
Он ваш портрет, во всём на вас похожий,
Смеётесь вы – и он смеётся тоже.
Вы скачите – он вам навстречу скачет,
Заплачете – он вместе с вами плачет. (зеркало)
Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок-скок,
По лавкам скок – скок –
И сел в уголок. (веник)
Он нужен парикмахеру. Убирать волосы, которые там настригли.
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое? (полотенце)
Нужно, чтобы вытирать волосы, когда накручивают - волосы заматывают полотенцем.
Мы, когда идём, стоим,
А стоять умеем лёжа,
Даже если убежим,
Мы не двигаемся тоже. (часы)
- Они нужны, чтобы узнать, сколько держать бигуди.
- Чтобы покрасить волосы, потому что, если пройдёт больше времени, можно повредить волосы.
- А что ещё нужно парикмахеру?
(Лак, гель, шампунь, ножницы)
Сегодня куклы Катя и Аня идут в театр. Сделаем им красивые причёски, такие, чтобы они не заняли много времени.
Дети выполняют задание.
- Ребята, вам сделали красивую причёску. А этого достаточно, чтобы человек стал красивым?
(Нет)
- Почему?
(Не только внешность говорит какой человек, но и его дела, его поступки.
Человек должен быть аккуратным, умным, добрым)
- Я очень довольна вашей командой, молодцы!
Станция «Журналист»
Ребёнок читает стихотворение.
Журналисту всё известно обо
всём на свете:
Вот нашли следы воды на другой планете,
Вот проснулся вновь вулкан, вот упал подъёмный
кран…
Журналист проверит факты, побывав на месте сам,
А потом, через газету, обо всём расскажет нам.
Журналист очень хорошо запоминает то, что говорят ему люди. Они должны обладать хорошей памятью, чтобы передать чужой рассказ правдоподобно, не добавляя лишнего.
Испытание первое
Попробуйте точно передать мой рассказ.
Ассистент читает рассказ Г. Юдина, затем дети подробно рассказывают то, что запоминают.
Генерал Гена
Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.
Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!
Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.
- Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!
А галчата как загалдят:
- Это ты-то генерал? А где твоя сабля?
- А вот же, под крылом, - говорит Гена.
- А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.
- Эх вы, глупенькие, - грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.
Испытание второе
-Вспомните пословицы по которым сделаны эти газетные заголовки.
«Готовь лыжи летом» (Готовь сани летом, а телегу зимой)
«Цыплят считают и зимой» (Цыплят по осени считают)
«Когда в соседях согласья нет» (Когда в товарищах согласья нет)
«Проводили по одежке» (Встречают по одежке, провожают по уму)
Молодцы!
Третье испытание
Исправьте предложения.
-Этажерка лежит на журналах.
(На этажерке лежат журналы.)
- Лужок выскочил на жабу.
(Жаба выскочила на лужок.)
- Лыжам нужна Женя.
(Жене нужны лыжи.)
-Дом сторожит Дружка.
(Дружок сторожит дом.) Молодцы!
- Слушайте следующее задание. Вспомните слова, которые можно прочитать одинаково слева направо и наоборот.
(Казак, Заказ, боб, шалаш, Анна.
А роза упала на лапу Азора.)
Физкультминутка
1. Хочешь стать ты гитаристом, делай так …
Хочешь стать ты пианистом, делай так …
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…
2. Хочешь стать ты маляром, то делай так …
Хочешь поваром ты быть, то делай так …
Если нравится тебе, то и других ты научи,
Если нравится тебе, то делай так…
3. Если хочешь стать спортсменом, делай так …
Если хочешь быть артистом, делай так …
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…
Общая станция «Игровая»
Игра «Цветик-семицветик» (Приложение)
-Отгадай профессии с элементами юмора
"Самая - самая "
· Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
· Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
· Самая смешная (клоун, пародист...)
· Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
· Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
· Самая волосатая (парикмахер...)
· Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик- затейник...)
Станция «Дружба»
.Закончите пословицы о труде.
Кто не работает, ………( тот и не ест)
Хочешь есть калачи …..( не сиди на печи)
Кто любит труд, …….(того люди чтут)
Без труда не вытащишь ….(и рыбку из пруда)
Труд человека кормит, ………( а лень портит)
Землю красит солнце, …….(а человека труд)
- Попробуйте назвать профессии на букву П
(Плотник, пекарь, певец, портной, поэт, пианист, почтальон, продавец, писатель, повар, программист.)
«Аукцион профессий»
Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
1. Кисти и краски (художник)
Что, по-вашему, необходимо, чтобы стать художником?
(Надо обладать, во-первых, способностями к рисованию, а во-вторых, ежедневно развивать эти способности в упорном труде. Талант плюс упорный труд – только тогда получиться настоящий художник.)
2. Парик, костюм (актёр)
3. Молоток, гвозди, рубанок (столяр)
4. Овощи, кастрюля (повар)
5.Расчёска, ножницы (парикмахер)
6. Письма, газеты, сумка (почтальон)
7. Градусник, шприц (врач)
Профессия врача очень ответственная. Он должен правильно поставить диагноз и вылечить больного.
8. Ножницы, сантиметр, ткань ( швея)
9. Кирпич, мастерок (строитель)
НОЖНИЦЫ
Наше путешествие подходит к концу. Мы много говорили сегодня о профессиях. Современный труд требует от человека не только умений, но и знаний. Управлять сложными машинами, работать у станков без знаний невозможно. Ребята, у вас еще много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, а обществу пользу. Труд помогает человеку раскрыться, показать свои способности.
Всегда помните, что любая профессия важна!
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе,-
Добросовестно учись!
Ребята руки ваши должны быть умелыми и быстрыми, а слова никогда не расходиться с делом.
А сейчас продолжите стихотворение.
Трактор водит ……………………
Электричку ……………………….
Стены выкрасил …………………..
Доску выстругал ………………….
В доме свет провел ………………
В шахте трудится …………………
В жаркой кузнице ………………..
Кто все знает ……………………..
Так какие профессии важны?
Хором
Все профессии нужны!
Все профессии важны!
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии – слава и честь!
Рефлексия
Ребята, что вы узнали сегодня на классном часе?
Полезна ли была для вас наша сегодняшняя беседа? Почему? (Обоснуйте свою точку зрения)
И в завершении прозвучит стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Все для всех».
Ученик
Каменщик строит жилища,
Платье - работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Приложения
Кроссворды
|
|
|
|
2.
|
4.
ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК
Маршрутные листы
Маршрутный лист |
Станция |
Количество баллов |
«Повар»
|
|
|
«Врач»
|
|
|
«Парикмахер»
|
|
|
«Журналист» |
|
Маршрутный лист
|
Станция |
Количество баллов |
«Повар»
|
|
|
«Врач»
|
|
|
«Парикмахер»
|
|
|
«Журналист»
|
|
Маршрутный лист
|
Станция |
Количество баллов |
«Повар»
|
|
|
«Врач»
|
|
|
«Парикмахер»
|
|
|
«Журналист» |
|
Маршрутный лист
|
Станция |
Количество баллов |
«Повар»
|
|
|
«Врач»
|
|
|
«Парикмахер»
|
|
|
«Журналист»
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.