Путешествие во времени:
история развития транспорта в рамках проекта От кареты до ракеты
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1) Обобщение и систематизация представлений детей об истории возникновения и развития транспорта (рассмотреть предпосылки возникновения автомобиля, его изменения за время существования), видах транспорта; формирование навыков исследовательской работы (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени); развитие инициативы и самостоятельности, творческого мышления. («Познавательное развитие»)
2) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, воспитание умение действовать в команде («Социально-коммуникативное развитие»)
3) Развитие всех компонентов устной речи; совершенствование грамматического строя речи, побуждение детей интересоваться смыслом новых слов; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстником, быть доброжелательным, корректным собеседником; закрепление умения находить предметы с заданным звуком. («Речевое развитие»).
4) Развитие творческого воображения («Художественно-эстетическое развитие»)
5) Развивать умение согласовывать речь с движением («Физическое развитие»)
Методы и приемы:
-практические: дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации, игровые приёмы, сюрпризный момент;
- наглядные: демонстрация наглядных пособий, предметных картинок;
- словесные: рассказ, беседа, объяснение.
Материалы и оборудование: модуль («Ромашка Блума», карточки с буквами для выкладывания ключевого слова), в групповом помещении (панно «Река времени», картинки с изображением разных видов транспорта исторических эпох – «древности», «старины», «нашего времени»; для игры «Грибы и лукошко»: сюжетные картинки, разрезанные на 5-6 частей – «древность», «старина», «наше время», обруч); сюрпризный момент (коробка, машинка); игра «Едет, плывёт, летит» (фишки красного, синего, жёлтого цвета).
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности
|
Двигательная |
Игровой приём «Путешествие на машине времени». |
Игровая |
«Ромашка Блума», сюрпризный момент, игровое упражнение «Едет, плывёт, летит», «Грибы и лукошко», работа с панно «Река времени» |
Изобразительная |
«Машины будущего» (рисование) |
Познавательно-исследовательская |
Решение проблемных ситуаций
|
Коммуникативная |
Ответы на вопросы «Ромашки Блума», беседа по сюжетным линиям модуля. |
Логика образовательной деятельности
Этапы (последовательность деятельности) |
Деятельность педагога и детей |
|||||||||||||||||||||
Обсуждение реального или вымышленного события (деятельность педагога с детьми в групповом помещении) |
Сюрпризный момент: Педагог демонстрирует детям коробку, предлагает отгадать, что в ней находится. Чтобы узнать, что в ней находится, дети задают вопросы. Например: Предмет деревянный? Железный? С ним можно играть? И т.п. Дети угадывают, что это машина.
Проблемная ситуация. Педагог предлагает детям ответить на вопрос, который спрятался в картинках
-Зачем людям транспорт? Педагог рассказывает детям, что в Далёком прошлом не автомобилей. Человек не знал, что такое. Как же появился первый автомобиль? Педагог предлагает детям отправиться в прошлое на «машине времени», чтобы узнать, как появился первый автомобиль.
|
|||||||||||||||||||||
Постановка цели исследования (деятельность педагога с детьми в рамках модуля) |
Педагог совместно с детьми определяет цель деятельности: -Давайте уточним, для чего нам нужно попасть в далёкое прошлое? (Узнать историю возникновения одежды). |
|||||||||||||||||||||
Анализ – сравнение, активное обсуждение демонстративного материала (деятельность педагога с детьми в рамках модуля)
|
Игровой приём «Путешествие на машине времени» Имитация запуска «машины времени»: «1,2, 3 – машина времени в прошлое перенеси».
Игровой приём «Ромашка Блума» Педагог обращает внимание детей на ромашку, на лепестках которой зашифрованы вопросы. За каждое правильно выполненное задание дети получают карточку с буквой. Разгадав и ответив на все вопросы, дети узнают ключевое слово, которое поможет им вернуться обратно в наше время.
- Как передвигался первобытный человек?
-Каких животных приручил древний человек?
Решение проблемной ситуации:
-Зачем человек придумал колесо?
-Как назывался первый наземный транспорт?
-Как назывался первый воздушный транспорт?
-Как назывался первый водный транспорт?
Игровой приём. Педагог сообщает, что прошли тысячелетия. «А что, если мой конь будет железным? — подумал человек. - Он никогда не будет уставать, не будет в дороге просить воды и пищи». И придумал человек такого коня из металла, и назвал его автомобилем. Просит ответить на следующий вопрос.
-Назовите транспорт современности?
Решение проблемной ситуации: Удобна ли современная одежда? Почему одежда должна быть удобной.
Игра «Едет, плывет, летит» Дети находят на сюжетных линиях транспорт, выполняют его группировку, обозначив каждую группу фишками определенного цвета: красные фишки – наземный транспорт, синие –водный, желтые – воздушный. Игровой приём. Выполнив все задания, дети из полученных карточек выкладывают ключевое слово – развитие. Имитируя движение «машины времени», возвращаются в группу.
|
|||||||||||||||||||||
Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» (деятельность педагога с детьми в групповом помещении)
|
Вариант деления детей на подгруппы Игровой приём «Грибы и лукошоко». Три сюжетные картинки («древность», «старина», «наше время» разрезаются на 5-6 частей). Все части перемешаны и разбросаны на ковре – это грибы. Каждый срывает себе гриб, ищет свою компанию грибников. Каждая команда складывает свои грибы в корзину, чтобы собралась картинка (корзина – обруч).
Работа с панно 1 Дети, опираясь на метки, собирают панно «Река времени» в исторической последовательности: ««древность», «старина», «наше время». Раскладывают картинки с изображением видов транспорта в соответствии с метками, обозначающими «древность», «старину», «наше время».
2Игровые упражнения -Посчитать, сколько картинок транспорта в эпохе «древность», «старина», «наше время»? -Сравни, где больше? На, сколько больше? -Назови транспорт, в которых есть звук «м», «к», «н», «ль». «ш» и т.п.
3Региональный компонент Педагог дополняет панно «река времени» региональным компонентом. Дети раскладывают картинки с изображением видов транспорта, выпускающихся в Самаре на автомобильном заводе в соответствии с исторической последовательностью «старина», «современность»
|
|||||||||||||||||||||
Сопоставление результатов исследования.
|
Педагог предоставляет детям возможность высказаться, задаёт вопросы: -Кто помнит, зачем мы отправлялись в путешествие на «машине времени» в далёкое прошлое? -Нашли мы ответы на интересующие вопросы? -Поделитесь впечатлениями, что вас удивило?
Педагог мотивирует детей на продолжение работы в самостоятельной деятельности. Предлагает нарисовать модели машины будущего.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.