Путешествие по «реке времени»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основная развивающая задача данной технологии – это освоение временных отношений, а именно, представлений об историческом времени от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта, предметов быта и т.д. Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей историческими сведениями. Главное – это создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» - символы. Задача педагога – на отдельных ярких темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи, рассказывать о них и упорядочивать свои представления о мире.
Иконка файла материала путешествие по реке времени.docx
Педагогическая технология «Путешествие по «реке времени» Технология   «Путешествие по «реке времени» является одной из форм познавательно­ исследовательской  деятельности  старших дошкольников. Основная развивающая задача данной технологии – это освоение временных отношений, а именно,   представлений   об   историческом   времени   от   прошлого   к   настоящему   на   примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта, предметов быта и т.д. Путешествие   по   «реке   времени»   не   преследует   цели   снабдить   детей   историческими сведениями.   Главное   –   это   создать   в   воображении   ребенка   целостные   образы   истории человечества через «метки» ­ символы. Задача   педагога   –   на   отдельных   ярких   темах   сформировать   у   детей   пытливость   ума, познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи, рассказывать о них и упорядочивать свои представления о мире. Для   проведения   игры­путешествия   по   «реке   времени»   используется   дидактическое пособие,   названное     Н.   А.   Коротковой   карта­панно   «река   времени».   Название   символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Дидактическое пособие «река времени» ­ это длинный бумажный лист размером 50см на 160 см или 60см на 180 см, на котором полосой синего цвета  во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок».  Например:  «древность», «старина», «наше время».  На панно заранее наклеиваются  иллюстрации ­ «метки»  каждой  остановке во времени. Метками могут быть изображения человека, орудий труда, одежды, жилища, характерные для определенной исторической эпохи. Панно «река времени» должно быть мобильным, чтобы была возможность работать с ним на   столе,   на   полу,   на   стене,   но   иметь   постоянное   место   на   стене   в   группе   для   свободной самостоятельной деятельности детей. Остановки на «реке времени» каждый раз заполняются соответствующим иллюстративным материалом и, если возможно, реальными старинными вещами (утюг, вышивки, ложки и т.д.) Алгоритм проведения путешествий по «реке времени»: 1.Обсуждение реального или вымышленного события. 2.Постановка цели исследования (узнать) 3.Анализ­сравнение, обсуждение предложенного демонстрационного материала или  предметов. 4.Размещение иллюстраций на панно «река времени». 5.Вывешивание панно «река времени» на стенку в группе. 6.Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности Игра­путешествие   по   технологии   «Река   времени»   предполагает   общение   за   круглым столом, подгруппами и с большим количеством иллюстрационного материала как большого (А­4 и ½ А­4) так и маленького размера (карточки лото).Практическая часть «Путешествие в историю жилища человека» В­ль: Где мы с вами живем? Какие наши дома? Давным­давно, когда жили самые первые ­ первобытные люди, на земле были только леса, горы, пустыни, моря. Домов не было. В­ль: Как вы думаете, где удобнее было жить человеку? Почему? Игра «Найди укрытие» (найти в окружающей обстановке укрытие­пещеру: под  стол,  под стул, в угол и т.д.) Да, первобытные люди жили в пещерах. Здесь они прятались от непогоды и диких животных. Хотите посмотреть, каким был дом в древности  у человека? Для этого мы с вами отправимся в путешествие по «реке времени». Показ панно «река времени» с наклеенными   фигурками человека в разные исторические эпохи. В­ль: Это река времени. Посмотрите, как вы думаете, какие из этих людей жили в пещерах? Найдите картинки с изображением   древнего   человека. Чем они отличаются от нас? А сейчас найдите картинки с изображением жилища древнего человека. (наклеиваем на панно ). Первобытные люди  учились выживать, они научились защищаться от диких животных, добывать огонь и строить себе жилье.   Посмотрите, который             из 2­ мужчин более умелый? Почему? (одежда из шкур, охотится). Как вы думаете, из чего он научился  строить  жилище? (из веток и из шкур животных).   В­ль:Человек научился строить шалаш. Давайте  найдем на картинках жилища ­ шалаш (наклеиваем на панно). В­ль:   А   сейчас   давайте   попробуем   из   веток   смастерить   жилище   древнего   человека­шалаш. Игра «Построй шалаш из веток» (природный материал, пластилин) В­ль:   Как   вы   думаете,   удобно   было   жить   человеку   в   шалаше?   Почему?     Чем   шалаш   был неудобным?   (ветер,   дождь).   И   тогда   человек     задумался.   Как   бы   построить   более   прочное жилище?   И   придумал!   Человек   в   лесу   собирал   упавшие   деревья   и   из   них   выкладывал   4­х угольник­клеть. А потом в центре клети человек ставил печь и такое жилище стало называться избой.  Изменялось не только жилище человека, изменялся сам человек. Это уже не древние люди, а люди, которые жили в старину. Покажите на реке времени, где люди старины. Как изменился человек?   (одежда, лицо) Игра «Клеть» (из палочек­спичек). В­ль:   А   сейчас   давайте   найдем   на   картинках   жилища­избы,   в   которых   люди   жили   в   старину ( наклеиваем на панно). Посмотрите по «реке времени»  куда мы прибыли?  ( в современный мир, в котором мы живем сейчас). В каких домах мы сегодня живем? Из чего сейчас строят дома? Почему? Кто помогал человеку   строить   свое   жилье?   (сам   человек,   своим   рукотворным   трудом).   Какие   они, современные  дома?  (наклеиваем на панно)В­ль:   Вот   мы   и   попутешествовали   по   «реке   времени».   Какие     жилища   человека   мы   видели? (пещера, шалаш, изба, современный дом). Только человек своим трудом может сделать свой дом лучше.