Основная развивающая задача данной технологии – это освоение временных отношений, а именно, представлений об историческом времени от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта, предметов быта и т.д.
Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей историческими сведениями. Главное – это создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» - символы.
Задача педагога – на отдельных ярких темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи, рассказывать о них и упорядочивать свои представления о мире.
Педагогическая технология «Путешествие по «реке времени»
Технология «Путешествие по «реке времени» является одной из форм познавательно
исследовательской деятельности старших дошкольников.
Основная развивающая задача данной технологии – это освоение временных отношений, а
именно, представлений об историческом времени от прошлого к настоящему на примерах
материальной цивилизации: история жилища, транспорта, предметов быта и т.д.
Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей историческими
сведениями. Главное – это создать в воображении ребенка целостные образы истории
человечества через «метки» символы.
Задача педагога – на отдельных ярких темах сформировать у детей пытливость ума,
познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи,
рассказывать о них и упорядочивать свои представления о мире.
Для проведения игрыпутешествия по «реке времени» используется дидактическое
пособие, названное Н. А. Коротковой картапанно «река времени». Название символизирует
линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
Дидактическое пособие «река времени» это длинный бумажный лист размером 50см на
160 см или 60см на 180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль
«реки времени» намечаются несколько «остановок». Например: «древность», «старина», «наше
время».
На панно заранее наклеиваются иллюстрации «метки» каждой остановке во времени.
Метками могут быть изображения человека, орудий труда, одежды, жилища, характерные для
определенной исторической эпохи.
Панно «река времени» должно быть мобильным, чтобы была возможность работать с ним
на столе, на полу, на стене, но иметь постоянное место на стене в группе для свободной
самостоятельной деятельности детей.
Остановки на «реке времени» каждый раз заполняются соответствующим иллюстративным
материалом и, если возможно, реальными старинными вещами (утюг, вышивки, ложки и т.д.)
Алгоритм проведения путешествий по «реке времени»:
1.Обсуждение реального или вымышленного события.
2.Постановка цели исследования (узнать)
3.Анализсравнение, обсуждение предложенного демонстрационного материала или
предметов.
4.Размещение иллюстраций на панно «река времени».
5.Вывешивание панно «река времени» на стенку в группе.
6.Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Играпутешествие по технологии «Река времени» предполагает общение за круглым
столом, подгруппами и с большим количеством иллюстрационного материала как большого (А4 и
½ А4) так и маленького размера (карточки лото).Практическая часть
«Путешествие в историю жилища человека»
Вль: Где мы с вами живем? Какие наши дома?
Давнымдавно, когда жили самые первые первобытные люди, на земле были только леса, горы,
пустыни, моря. Домов не было.
Вль: Как вы думаете, где удобнее было жить человеку? Почему?
Игра «Найди укрытие» (найти в окружающей обстановке укрытиепещеру: под стол, под стул,
в угол и т.д.)
Да, первобытные люди жили в пещерах. Здесь они прятались от непогоды и диких животных.
Хотите посмотреть, каким был дом в древности у человека? Для этого мы с вами отправимся в
путешествие по «реке времени».
Показ панно «река времени» с наклеенными фигурками человека в разные исторические
эпохи.
Вль: Это река времени. Посмотрите, как вы думаете, какие из этих людей жили в пещерах?
Найдите картинки с изображением древнего человека. Чем они отличаются от нас? А сейчас
найдите картинки с изображением жилища древнего человека. (наклеиваем на панно ).
Первобытные люди учились выживать, они научились защищаться от диких животных, добывать
огонь и строить себе жилье. Посмотрите, который из 2 мужчин более умелый? Почему?
(одежда из шкур, охотится). Как вы думаете, из чего он научился строить жилище? (из веток и из
шкур животных).
Вль:Человек научился строить шалаш.
Давайте найдем на картинках жилища шалаш (наклеиваем на панно).
Вль: А сейчас давайте попробуем из веток смастерить жилище древнего человекашалаш.
Игра «Построй шалаш из веток» (природный материал, пластилин)
Вль: Как вы думаете, удобно было жить человеку в шалаше? Почему? Чем шалаш был
неудобным? (ветер, дождь). И тогда человек задумался. Как бы построить более прочное
жилище? И придумал! Человек в лесу собирал упавшие деревья и из них выкладывал 4х
угольникклеть. А потом в центре клети человек ставил печь и такое жилище стало называться
избой.
Изменялось не только жилище человека, изменялся сам человек. Это уже не древние люди, а
люди, которые жили в старину. Покажите на реке времени, где люди старины. Как изменился
человек? (одежда, лицо)
Игра «Клеть» (из палочекспичек).
Вль: А сейчас давайте найдем на картинках жилищаизбы, в которых люди жили в старину
( наклеиваем на панно).
Посмотрите по «реке времени» куда мы прибыли? ( в современный мир, в котором мы живем
сейчас). В каких домах мы сегодня живем? Из чего сейчас строят дома? Почему? Кто помогал
человеку строить свое жилье? (сам человек, своим рукотворным трудом). Какие они,
современные дома? (наклеиваем на панно)Вль: Вот мы и попутешествовали по «реке времени». Какие жилища человека мы видели?
(пещера, шалаш, изба, современный дом).
Только человек своим трудом может сделать свой дом лучше.