МОУ «СеребряноПрудская СОШ имени маршала В.И.Чуйкова»
«Путешествие с
домашними
растениями»
Проект 6в класса
110летию со дня рождения
Николая Михайловича
Верзилина
учёного, педагога, писателя
посвящается
Руководитель проекта: учитель биологии Максимова Е.К. п.Серебряные Пруды 2012г
«Путешествие с домашними растениями»
«Если в доме цветы,
значит, нет в нём беды»
Вступительное слово учителя:
С древнейших времен люди цветами украшали свое жилище, одежду, дарили их в
качестве подарков. История их возникновения уходит далеко в прошлое и
начинается, как свидетельствуют археологические раскопки, 3000 лет назад в
Древнем Египте.
В каменных джунглях больших городов людям все больше не хватает живой
природы. Поэтому любители комнатных растений создают зеленые островки на
подоконниках своих квартир.
Наш урок посвящён 110летию со дня рождения Н.М.Верзилина (21.01.1903
02.06.1984) –учёного, педагога, путешественника, писателя.
А вы любите путешествовать?
Мы отправляемся с вами в путешествие по тропическим лесам
Эпиграфом к уроку будут слова или русского путешественника Озерецковского:
«Я путешествую, чтобы чемунибудь научиться»
Вы во время путешествия тоже будете учиться. Каждый путешественник заполняет
дневник, где записывает интересные факты.............
Мы проникнем в сумрачные дебри влажных тропических лесов, где среди массы
гигантских растений с трудом найдём своих знакомых.
Мы попробуем узнать, как живут наши растения на их родине, посмотрим, какую
пользу они приносят.
Вернувшись из необычайного путешествия, мы не только раскроем тайны
происхождения и жизни зелёных друзей, но и будем уметь управлять их жизнью.
Отправимся же в путешествие по родным местам наших домашних растений!
Видео «Тропический лес» 1,52 мин
Какой он тропический лес? Какие условия в тропическом лесу?
(Тепло, нет резких перепадов температуры, высокая влажность, мало света в нижних
ярусах) ˃
˃
˃
Большинство наших комнатных растений именно оттуда, а условия в наших
квартирах подходят для их существования.
(Интерактивная доска. Карта полушарий, фото комнатных, растений. Учитель
используя функцию ПЕРО проводит линии от растений к тропическим лесам:
бегония, монстера, традесканция Ц.и Ю.Америки, бегония, фикус, драцена,
хлорофитум, бальзамин экваториальные леса Африки ,кротон, хойя тропические
леса Индии и т.д.)
Учитель: У каждого растения есть своя тайна. Иногда это забавные или
поучительные истории, о которых вам расскажут учащиеся познавательной группы.
Выступления Познавательной группы.
Познавательная группа занималась сбором информации ,интересных фактов, и
сейчас ученики этой группы поделятся с нами информацией:
В ходе работы исследовательской группы был проведён подсчёт растений в школе.
Самое распространённое растение в нашей школе ТРАДЕСКАНЦИЯ.
О ней нам расскажет Снежанна.
Самое удивительное растение это БАЛЬЗАМИН. О бальзамине расскажет
Вероника Б.
Для тропических лесов характерны растения ЛИАНЫ. Они цепляются за стволы
деревьев и так взбираются на большую высоту, могут достигать в длину 100 метров.
Одна из лиан перед вами:
МОНСТЕРА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ . О ней расскажет Юля П.,
Соня Н. об уходе за монстерой.
С молоком, а не коза, с корой, а не лоза. Что это за растение?
Каучуковым деревом ещё называют его....
ФИКУС КАУЧУКОНОСНЫЙ.
О фикусе – Аня Растегаева.
Растение, о котором вы сейчас услышите у себя на родине достигает огромных
размеров: 5 м в диаметре и высотой с 7этажный дом. Чтобы представить самую
большую драцену, давайте встанем, возьмёмся за руки. Мы образовали ствол. А
теперь посмотрите вверх и представьте 7этажный дом. Нашим драценам до гигантов
далеко. Но наша задача: создать им такие условия, чтобы они чувствовали себя, как
дома.
ДРАЦЕНА ОКАЙМЛЁННАЯ. О драцене Саша Дубович.
Бегонии растут в нижних ярусах тропического леса и хорошо приспособились к
недостатку света. О БЕГОНИЯХ – Соня К.
Учитель: О каких приспособлениях к жизни в лесу у тропических растений вы
узнали?
Аптека на окне. О комнатных растениях с лечебными свойствами расскажет Вася Красеньков.
Комнатные растения с лечебными свойствами.
Монстера благотворно действует на людей с нарушением деятельности нервной
системы, хорошо устраняет головную боль.
Фикус – это ценная домашняя аптечка. Им можно лечить, простудные заболевания,
мозоли, бородавки, успокоить боль в случае травм и при ушибах, при зубной боли.
Традесканция.
Об уникальных лечебных свойствах традесканции знают во всем мире. Ученые
выделили в соке традесканции вещество, аналогичное инсулину, которое активно
снижает сахар в крови, используется для лечения больных сахарным диабетом.
Это растение помогает хозяевам уберечься от пневмонии, бронхита, простуды.
При порезах и царапинах рекомендуется к пораженному месту прикладывать свежие
сорванные листья традесканции.
Отвары и настойки для полоскания горла при ангине, промывания носа при
насморке.
Самое главное лечебное свойство настоек бальзамина– способность значительно
повышать стойкость кровеносных сосудов, рассасывать тромбы.
Сок из бегонии используют для лечения ран, ожогов, при укусах змей.
Драцена
«Кровь дракона»так называют смолу красного цвета, которая выделяется из ствола
драцены издавна из нее делали целебные мази для заживления ран.. Она укрепляет
иммунитет и сердечную мышцу, используется для лечения кожных заболеваний и
язвы желудка.
Считается, что драцена успокаивает любые боли в костях, оказывает успокаивающее
действие на человека. Одним лишь присутствием в доме она может уберечь
домочадцев от мышечных болей.
Желательно чтобы в доме был хоть один кустик герани, которая не только
дезинфицирует окружающий воздух, но и весьма хорошо помогает при головной
боли, бессоннице, улучшает кровообращение. РАБОТА С ДНЕВНИКОМ
В каких условиях нуждаются наши комнатные тропические растения? (тепло,
хороший полив, свет не прямой)
2 часть.
Практикоориентированная группа провела ряд опытов с растениями.
Вам всем очень понравилось выращивать растения из черенков.
1.Влад Д. расскажет о влиянии стимулятора роста КОРНЕВИНА на укоренение
черенков, развитие придаточных корней.
2.Передвижение воды и минеральных веществ по сосудам проводящей ткани
бальзамина. Влад Д., Саша Д. работает с микроскопом.
3. Бальзамин помог нам убедиться, что растения могут изменять направление своего
роста, т.е. для них характерны Тропизмы.
Артём Б. (Демонстрация опыта с Бальзамином «ВанькаВстанька»)
4. В Средней Азии растёт бальзамин, из которого получают жёлтую краску. Мы
тоже попробовали получить краску из листьев, расскажет как это происходило
Света П. (Света рассказывает и показывает жёлтую краску, полученную из
бальзамина, предлагает ученику попробовать порисовать этой краской)
Учитель: Художник не может смотреть на красоту растений без кисти или
карандаша в руке. Он стремится запечатлеть на бумаге форму и окраску. Света во
время работы над проектом сделала рисунки комнатных растений.
(Демонстрация рисунков комнатных растений)
5.Выделение у растений воды и лишних солей – очень важный процесс.
Как это происходит у тропических растений расскажет КириллД.
(Цифровой микроскоп: волоски бегонии, кристаллы солей цистолиты в
поперечном срезе листа фикуса)
6. В выделении активно участвуют устьица. Сергей А. об устьицах.
Их неплохо видно у традесканции в нижнем эпидермисе даже в лупу. Рассмотрите
их. А теперь посмотрите, как они выглядят под микроскопом.
(Рассматривание «слепка» с эпидермиса, выполненного с использованием
прозрачного лака для ногтей. Устьица видны очень хорошо! Можно их подсчитать.
Если есть цифровой микроскоп, можно измерить, сфотографировать и т. д.)
3 часть Рефлексия.
Благодаря нашим комнатным растениям мы узнали много нового для себя. Когда мы
начинали работу над проектом, вы не знали даже названий, а теперь знаете, как ухаживать и на каждом растении есть паспорт с указанием его систематических
категорий, родины.
Практикоориентированная группа составила их для всех растений кабинета. Что
самое трудное было при составлении паспортов?
(определить, какому виду принадлежит, латинские названия)
Предлагаю каждому из вас усыновить понравившееся растение, собрать о нём
информацию и ухаживать......
Заданием на дом будет составление письма от имени ЗЕЛЁНОГО друга.
Как растение хотело бы, чтобы люди относились к нему. Кто любит рисовать,
нарисуйте понравившееся растение.
Стихотворение о комнатных растениях. Артём Б.
О комнатных растениях в стихах
лишь изредка услышишь дветри строчки.
Всё о деревьях, розах, васильках,
не замечают бледные листочки.
Их зелень не колышет ветерком,
не ослепляет молнии разрядом.
Им вкус дождей весенних не знаком,
и птицы не щебечут с ними рядом.
И если даже расцветет цветок
и улыбнется нам глазком веселым
он будет совершенно одинок:
не прилететь ни бабочкам, ни пчелам.
Шкафы немые высятся вокруг.
И неживое радио играет.
Но, видимо, вода из наших рук
живая, и они не умирают!
Заключение.
Что интересного вы узнали сегодня?
Для чего же нам нужны комнатные растения?
Домашнее задание.
Забота о комнатных растениях делает человека добрее. Методика «Письмо зеленому другу» (представь себя каким – либо растением, и
напиши как бы ты хотел, чтобы к тебе относились умные и сильные люди).
нарисовать любое комнатное растение,
подготовить доклад о какомлибо комнатном растении.
Нас ждут ещё путешествия в другие климатические зоны, которые мы будем
совершать на факультативных занятиях. Куда мы совершим следующее наше
путешествие вы можете узнать, разгадав шифровку.
Для этого вам надо вспомнить алфавит.(А1; Б2; В3; Г4; и т.д.)
17,21,19,20,29,15,10
(ПУСТЫНИ)
А в ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ находится типичное для пустыни растение, которое
является любимым лакомством для ослов. Что это за растение? (Кактус)
Пальма это тоже типичное растение пустынь. Сегодня мы с вами посадим семена
финиковой пальмы. Обычно, эти семена прорастают долго, 36 месяцев. Мы
попробуем ускорить прорастание с помощью СКАРИФИКАЦИИ.
Кирилл Д. расскажет нам, что это такое.
Практическая часть: скарификация семян, посадка.
Приложение 1.(часть1)
Дневник путешественника________________________
«Я путешествовал, чтобы чемунибудь научиться»
Н. Я. Озерецковский русский путешественник
1.Соедините линиями биологическое название растения
и его народное название:
Бальзамин Каучуковое дерево
Фикус Чудовище
Драцена Ванька мокрый
Монстера Драконово дерево 2.Это
интересно:_______________________________________________________
3. Термин и его определение соедините линией:
Геотропизм Изменение направления растения
под воздействием солнечного света
Фототропизм Изменение направления растения
под воздействием силы тяжести Земли
4.Это
интересно______________________________________________________
_________________________________________________________
Приложение 1. (часть 2)
На следующем занятии мы с вами отправимся в путешествие ...........
А куда мы отправимся, вы узнаете, когда разгадаете шифровку:
17,21,19,20,29,15,10 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Приложение2
Исследовательские проекты:
1.Исследовательская группа (подсчёт видового состава растений )
«Видовой состав растительности в школе»
2.Познавательная (рассказы, истории, факты)
«Названия растений, история происхождения», «Аптека на окне»
3.Практикоориентированная (составление паспортов, пересадка, посев, уход)
«Паспорта для растений + памятки по уходу»
4.Научная (опыты, работа с микроскопом,) 5.Творческая (оформление кабинета, подбор стихов, загадок, фотографии, рисунки)
Путешествие с комнатными растениями
Путешествие с комнатными растениями
Путешествие с комнатными растениями
Путешествие с комнатными растениями
Путешествие с комнатными растениями
Путешествие с комнатными растениями
Путешествие с комнатными растениями
Путешествие с комнатными растениями
Путешествие с комнатными растениями
Путешествие с комнатными растениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.