Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕРЕВНЮ ГАРМОШКА
Цель: расширение представлений о малых жанрах русского
народного фольклора.
Задачи:
1. Обогатить знания учащихся об устном народном творчестве,
развивать умение узнавать малые жанры народного фольклора (загадки,
прибаутки, поговорки, шутки).
2. Развивать внимание и интерес к окружающему миру, культуре
русского народа через знакомство с народным фольклором, память и
речь; формировать нравственные привычки и обучать навыкам
поведения.
3. Воспитывать интерес к русской культуре, любовь к Родине;
формировать художественный вкус.
Оборудование: класс оформлен в русском народном стиле;
используется слайдовая презентация.
Х о д м е р о п р и я т и я
У ч и т е л ь . Добрый день, ребята. Сегодня нам предстоит
отправиться в необычное путешествие. Вот письмо, в котором всё это
указано. Прошу всех собравшихся прочитать текст вслух. (Ученики
читают.)
Здравствуйте, ребятишки,
Озорники, шалунишки.
Я самовар Тимошка
Из деревни Гармошка.
В гости вас к себе зову,
Сладким чаем угощу.
Жду вас всех в своей избушке
Возле леса на опушке,
Чтобы вы поторопились,
Чтоб в лесу не заблудились,
Посылаю карту вам
Я её составил сам.
Слайд 1 (открывается карта путешествия).
У ч и т е л ь . Отправимся в путешествие к Тимошке?Путешествие, ребята, не удастся без труда.
Отвечайте дружно, хором,
Вы к труду готовы? (Да!)
Впереди вас ждёт река
Широка и глубока.
Вы по мостику пройдите
И словечки доскажите.
Что получится у вас, вы расскажете сейчас.
Слайд 2 (работа с пословицами).
Труд человека кормит, а лень портит.
Кончил дело – гуляй смело.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Землю красит солнце, а человека труд.
Делу – время, потехе – час.
У ч и т е л ь . Что общего в этих пословицах? Чему они вас учат?
У ч е н и к и . Пословицы имеют поучительный смысл.
У ч и т е л ь . Речку одолели и вперед смелее.
На дворе трава, На траве дрова.
Кто повторит, не перепутав слова?
Кто сможет произнести скороговорку и не ошибиться?
Слайд 3 (работа со скороговорками).
У ч и т е л ь . Для чего используют скороговорки? А сможете ли вы
отличить скороговорку от пословицы?
Ткачи ткали ткани на платье Тане.
Поспешишь – людей насмешишь.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Пять утят – пять опят. У тёти – утята, а у Пети – опята.
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а
рассказывает (это загадка – детям устраивают «ловушку»).
Полдороги, полпути
Мы уже смогли пройти,
А теперь отдохнем
И хоровод заведем.
Звучит народная музыка.
У ч и т е л ь . Русский народ издавна славился своими песнями,
плясками, хороводами.Слайд 4.
Спешим в деревню Гармошка,
Осталось пути немножко.
Справа медведь, он любит реветь.
Надо мишку удивить,
Будем мишку веселить.
Инсценировки.
Ш у т к а .
– Что несешь?
– Сено.
– Какое сено? Ведь это дрова!
– А коли видишь, так чего же спрашиваешь?
Потешка.
– Кисонькамурысенька, ты где была?
– На мельнице.
– Кисонькамурысенька, что там делала?
– Муку молола.
– Кисонькамурысенька, что из муки пекла?
– Прянички.
– Кисонькамурысенька, с кем прянички ела?
– Одна.
– Не ешь одна, не ешь одна.
Федябредя съел медведя,
Упал в яму, крикнул маму.
– Мамаа!
У ч и т е л ь . Вот мы и добрались до места нашего путешествия,
деревни Гармошка.
Развесёлый в ней народ
Песни русские поёт.
И вы запевайте песенку любую –
Озорную, бойкую, короткую, с юмором…
Ученики исполняют частушки.
Шире, улица, раздайся,
Мы с товарищем идём.
И весёлые частушки
От души сейчас споём.Разудалый я мальчишка,
Горя вам не покажу.
Хоть какое будет горе,
Всё на радость положу.
Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей.
Батька лыка надерёт,
Лапти новые сплетёт.
Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана, и творог.
Я не тятькина,
Я не мамкина,
Я на улице росла,
Меня курица снесла.
За деревней я гуляла,
Там Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
Мы всегда, везде такие –
Утром, вечером и днём,
Потому что мы частушки
Развесёлые поём.
У ч и т е л ь . Спасибо ребятам, исполнителям частушек.
Умеет веселиться русский народ. С песней и работать веселей. Есть
у народа и живой цветок. У этого цветка вместо лепестков… (на
лепестках написаны малые жанры устного народного творчества).
Это устное народное творчество или фольклор. В произведениях
устного народного творчества отражена народная мудрость.
У ч и т е л ь . А теперь самовар Тимошка приглашает вас на ароматный
чай!
Слайд 6.