Внеклассное занятие на тему "Путешествие в мир растений", для воспитанников 5-6 классов.
Цель: Продолжить знакомство с новыми видами лекарственных растений.
Задачи: 1. Расширять знания учащихся о значении лекарственных растений.
2.Развивать умение применять лекарственные растения в жизни.
3.Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Путешествие в мир растений.doc
Тема: Путешествие в мир растений.
Цель: Продолжить знакомство с новыми видами лекарственных
растений. Задачи: 1. Расширять знания учащихся
о значении лекарственных растений. 2.Развивать умение
применять лекарственные растения в жизни.
3.Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
4. Корригировать представления о жизни, природе, обществе.
I Организационный момент
1. РЕФЛЕКССИЯ:
Руки вниз - " Я приветствую тебя -Земля".
Руки перед собой-" Я приветствую тебя -Вода."
Согните руки перед собой В локтях -" Я приветствую тебя- воздух."
Руки вверх, ладони вперед -" Я приветствую тебя - Солнышко."
2.Беседа
Человек еще издавна заметил, что животные среди множества
растений выбирают только те, которые , помогут им избавиться от
болезней, что одни растения могут помочь, а другие могут
навредить.
На Руси с давних времен для лечения многих заболеваний
использовали листья, кору, цветы растений. В это время были
открыты аптекарские избы, лекарственные растения привозили из
разных стран. Они ценились на вес золота.
Русский царь Петр 1 издал указ о создании аптекарских огородов,
на которых выращивали лекарственные растения. Человек начал
изучать растения их свойства. На Руси таких людей называли
травниками .Слайд /Травники -люди лечащие травами./ Изучив
растения они заносили их в особую "книгу". Сегодня известно
около 12 тысяч видов лекарственных растении.
3.Целеполагание
Ребята, вы уже знаете несколько видов лекарственных растении .
Давайте, вспомним их./Малина, смородина ,сирень, земляника./
Я предлагаю провести небольшое путешествие " В мир растений ".
Во время нашего путешествия мы продолжим знакомиться с
новыми видами лекарственных растений. Расширяя знания о
значении лекарственных растений, которые вы сможете
применить в жизни. Во время нашего путешествия мы еще раз
поговорим о бережном отношение к растительному миру. Я
предлагаю вам оценить свою работу к концу занятия смайликами. II Основная часть
И так наше путешествие начинается.
/Шум леса / Слайд
Воспитатель: Когда ты входишь в лес,
Где нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно дышать.
Есть в травах и цветах целительная сила.
Для всех , умеющих их тайну разгадать .
Ребята, посмотрите, как хорошо в лесу .Шумят листья деревьев,
поют птицы . Сколько здесь много деревьев больших и маленьких.
А знаете ли вы ,что некоторые среди этих деревьев
лекарственные?
Своими знаниями об этом лекарственном дереве с нами
поделиться Юля. Ребята ,
послушайте пожалуйста ,загадку.
Ствол белеет.
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. / Березка./
Да , верно это загадка о березке. /Слайд/
Сейчас я расскажу вам о ней.
Береза стройное, белоствольное, светлое, высокое дерево .
Украшающее в любое время года, пользуется особой у нас
любовью. С давних лет береза была образом России.
Ветвями украшают жилище на Троицу
.В пчеловодстве береза важна ,как пыльценос.
Березовая лучина считалась в старину лучшей для освещения- она
горит ярко, почти без копоти.
Березовые веники заготавливают для бани.
Береза лечебное дерево. Применяется для лечения сок, /в сутки
береза может дать 15 литров сока./, почки, листья, кора дерева.
Настои применяются для лечения желудка, заживляют раны..
Запах березы излечивает от плохого самочувствия, бодрит,
поднимает настроения .Существует поверье. Нужно подойти к
березе прижаться к ней, обнять ,подумать, просто помолчать.
Береза даст вам силу, здоровья.
Воспитатель: Еще в далекой старине люди верили, что
изделия выполненные из березы считались оберегом. /
Крупная береза может выпить 30-40 ведер воды. /
Юля, спасибо ,тебе за познавательное сообщение о березе .Скажи ,а почему ты решила рассказать именно о ней. Как ты
узнала о ее целительных свойствах. /Бабушка заготавливает
березовый сок, он очень вкусный, в нем много витаминов, когда у
меня была рана прикладывали настой, и рана быстро зажила.
Воспитатель:
Полюбилась русскому народу белоствольная береза . Сколько
стихов, песен сложено о ней. Вы, тоже заучивали на уроке
чтения стихотворения о березке. Я предлагаю ,вам вспомнить
стихотворение
Александра Прокофьева" Русская березка."
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
То ясную, кипучую. /Молодец/
Мы побывали с вами в лесу и познакомились с лекарственным
растением березой. Почему березу считают лекарственным
растением? Что у березы берут для лечения?
Итак мы продолжаем путешествие.
/Звуки. слайд./ А где мы с вами сейчас находимся?
Мы находимся на лесной полянке . Многие из вас часто бывают в
лесу ? А чем вы там занимаетесь?/Собираем грибы, цветы. А кто
знает какие лекарственные растения растут на полянке?
Самым внимательным у нас оказался Дима.
Ребята, послушайте небольшую историю о этом растении .
Воспитатель:
. Существует история о том, как были открыты его целебные
свойства . Летом на дороге лежали две змеи грелись на солнышке.
Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея уползла, а другая
нет. Люди остановились и увидели , как та змея. которая уползла
принесла раненой листок одного растения и через некоторое
время они вместе скрылись в лесу.
Вы догадались что это за растение?
Прежде чем отгадать о каком растении будет идти речь ,
прочитайте загадку . /Чтения загадки на
слайде/ Тонкий стебель у дорожки
На конце его -сережки,
На земле лежат листки
Маленькие лопушки.
Нам он -как хороший друг, лечит раны рук и ног. /Подорожник/
Верно , подорожник.
/Слайд. /
Растение -подорожник можно встретить в сорных местах, на
дорогах, лесных опушках, полянах. Используют листья при
болезни желудка, прикладывают к ранам, порезам, язвам.
Ребята, а кто из вас применял это растения и как? Ваня, я
знаю ,что ты живешь рядом с лесом наверное часто бываешь там?
Как ты применял это растение? /Порезал палец ,приложил лист
подорожника ,кровь остановилась и порез быстро зажил./
Ребята, но давайте запомним , что прежде чем пользоваться каким
либо растением его нужно вымыть или хорошо протереть.
Еще одно не менее полезное лекарственное растение можно
встретить на полянке. Стас, был наблюдателен и
решил поделиться с нами своими знаниями об этом растении.
Чтения загадки .
Слайд.
Одуванчик.
Есть один цветок такой,
Не вплести его в венок.
На него подуй слегка,
был цветок- и нет цветка.
В старину его считали эликсиром жизни. В листьях одуванчика
много витаминов. Из листьев готовят салаты. Препараты из корней
одуванчика улучшают пищеварения и применяются при болезнях
печени. Масляная настойка одуванчика прекрасное средство от
ожогов. Из поджаренных и молотых корней можно получить
одуванчиковый кофе.
Одуванчик считают цветком солнца .В течении всего дня он
поворачивает свою шапочку вслед за солнышком.
Стас ,а почему ты решил узнать побольше о этом растении?
Бабушка готовила вкусное варенье из одуванчика .В нем много
витаминов, а когда у меня был ожог прикладывали
настойку .
Ребята, мы провели небольшое путешествия по лесной полянке. С какими лекарственными растениями мы здесь встретились?
Какими лекарственными свойствами они обладают?
К нам в гости пришла Женя ,она старшеклассница и о
лекарственных растениях знает много интересного, полезного.
Мы продолжаем путешествовать по миру растений .
/ Шум воды . Слайд./
Ребята, мы на берегу реки. Вы наверное , скажете откуда здесь
лекарственные растения .Нет, и здесь есть , что это растение
приносит пользу многие не знают. Женя , познакомит вас с новым
лекарственным растением.
ЛОПУХ.
Это растение можно встретить повсюду: Под забором . в
канаве, у дорог. А людей простоватых, которые ничего не стоит
обмануть, так и называют.
Я хочу сделать вам подсказку. Прочитав стихотворение.
Лопух букашкам верный друг.
Укроет в непогоду.
А в жаркий день,
Подарит тень-
Бездомному народу.
Вот теперь узнали -это лопух.
Это у нас в России он растет, как сорняк. А в Японии на
многих полях можно увидеть заботливо ухоженные грядки этого
растения. В народной медицине применяются и корни, и листья
этого растения.
Заболела голова приложи лист. Зуд кожи быстро успокоится,
если его приложить к этому месту. Из корней лопуха с кислым
молоком или щавелем , можно приготовить лопуховое повидло. А
настои из корней этого растения нормализуют состав крови,
функции
кишечника.
Женя, а почему ты решила рассказать о лопухе. Я с детства
запомнила это растения. Моя бабушка прикладывала лист
лопуха,
голова.
О каком новом лекарственном растении мы узнали? А вы видели,
где растет лопух? Какими лечебными свойствами обладает лопух?
дальше.
Продолжаем
III Закрепление
Вот мы с вами оказались фитобаре.
/ Слайд./
Фито -Растения
Бар -небольшая закусочная
нее болела
путешествовать
когда
у
желудка, Я предлагаю вам игру: "Угадай .что это"/Предлагаю напитки,
настойки, варенья. Названия, вкусовые качества/. Как называлось
наше занятие?/путешествие в мир растений./ Чем мы занимались
на этом занятии?/путешествовали по лесу, по лесной полянке, на
берегу реки. Играли в игру./ Какие растения называются
лекарственными?/Те что приносят пользу./ Что нового полезного
мы узнали о лекарственных растениях.?/ Как можно узнать о
пользе растения?/Прочитать в книгах, в интернете. Посмотреть
передачу./
IV Итог
В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные
лекарства .. Но в этой аптеке все лекарства без этикеток. Чтобы
их получить , нужно хорошо знать изучать и любить природу. К
тому же в "зеленой аптеке" надо вести себя так же воспитанно.
как и в настоящей.
Ребята, вы сегодня хорошо работали на занятии, подготовили
стихи, загадки ,нашли интересный материал о лекарственных
растениях. Я предлагаю вам оценить свою работу на занятии. На
столе лежат смайлики. За хороший ответ берете по смайлику.
Юля- я хорошо рассказала про березу, загадала загадку, угадала
названия напитка. Коля , я выучил стихотворение ,хорошо
рассказал его./Дети оценивают свою работу на занятии./
Я предлагаю продолжить знакомство с лекарственными
растениями. И на следующем занятии
совершить новое
путешествие в мир огородных растений . Всем спасибо за работу.
Будьте здоровы и красивы. Берегите природу! На этом наше
занятие закончилось
Путешествие в мир растений
Путешествие в мир растений
Путешествие в мир растений
Путешествие в мир растений
Путешествие в мир растений
Путешествие в мир растений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.