Внеклассное занятие на тему "Путешествие в мир растений", для воспитанников  5-6 классов.                  
Цель: Продолжить знакомство с новыми видами лекарственных растений. 
Задачи: 1. Расширять знания учащихся о значении лекарственных растений.   
 2.Развивать умение применять лекарственные растения в жизни.                                 
 3.Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
            
        
        
        
                    
                
                    Тема: Путешествие в мир растений.                                
Цель: Продолжить знакомство с новыми видами лекарственных 
растений.                              Задачи: 1. Расширять знания учащихся 
о значении лекарственных растений.     2.Развивать умение 
применять лекарственные растения в жизни.                                   
3.Воспитывать бережное отношение к растительному миру.             
4. Корригировать представления о жизни, природе, обществе.         
I Организационный момент                                                                    
1. РЕФЛЕКССИЯ:
 Руки вниз - " Я приветствую тебя -Земля".
 Руки перед собой-" Я приветствую тебя -Вода."                               
Согните руки перед собой  В локтях -" Я приветствую тебя- воздух."
Руки вверх, ладони вперед -" Я приветствую тебя - Солнышко."        
2.Беседа                                                                                                   
Человек еще издавна заметил, что животные среди множества  
растений выбирают только те, которые , помогут им избавиться от 
болезней, что одни растения могут помочь, а другие могут 
навредить.                                                                                               
На Руси с давних времен для лечения многих заболеваний 
использовали листья, кору, цветы растений. В это время были 
открыты аптекарские избы, лекарственные растения привозили из 
разных стран. Они ценились на вес золота.                                         
Русский царь Петр 1 издал указ о создании аптекарских огородов, 
на которых выращивали лекарственные растения. Человек начал 
изучать растения их свойства. На Руси таких людей называли 
травниками .Слайд  /Травники -люди лечащие травами./  Изучив 
растения они заносили их в особую "книгу". Сегодня известно 
около 12 тысяч видов лекарственных  растении.                                 
3.Целеполагание                                                                                     
Ребята, вы уже знаете несколько видов лекарственных растении . 
Давайте, вспомним их./Малина, смородина ,сирень, земляника./      
Я предлагаю  провести небольшое путешествие " В мир растений ".
Во время нашего путешествия мы продолжим знакомиться с 
новыми видами лекарственных растений. Расширяя знания о 
значении  лекарственных растений, которые вы сможете 
применить в жизни. Во время нашего путешествия мы еще раз 
поговорим о бережном отношение к растительному миру.   Я 
предлагаю вам оценить свою работу к концу занятия смайликами.II Основная часть                              
И так наше путешествие начинается.                                                   
/Шум  леса /    Слайд                                                                               
Воспитатель:  Когда ты входишь в лес,                                                
Где нам с детства мило,                                                                         
Где чистым воздухом приятно дышать.                                                
Есть в травах и цветах целительная сила.                                            
Для всех , умеющих их тайну разгадать .                                             
Ребята, посмотрите, как хорошо в лесу .Шумят листья деревьев, 
поют птицы . Сколько здесь много деревьев больших и маленьких. 
А знаете ли вы ,что некоторые среди этих деревьев  
лекарственные?                                                                                       
Своими знаниями об этом лекарственном дереве с нами 
поделиться Юля.                                                                    Ребята , 
послушайте  пожалуйста ,загадку.                                                        
Ствол белеет.                                                                                           
Шапочка зеленеет.                                                                                  
Стоит в белой одежке,                                                                            
Свесив  сережки.  / Березка./                                                                  
Да , верно это загадка о березке.    /Слайд/                                          
Сейчас я расскажу вам о ней.                                                                 
Береза стройное, белоствольное, светлое, высокое дерево . 
Украшающее в любое время года, пользуется особой у нас 
любовью. С давних лет береза была образом России.                         
Ветвями украшают жилище на Троицу                                                 
.В пчеловодстве береза важна ,как  пыльценос.                                  
Березовая лучина считалась в старину лучшей для освещения- она 
горит ярко, почти без копоти.                                                                
Березовые веники заготавливают для бани.                                        
Береза лечебное дерево. Применяется для лечения сок, /в сутки 
береза может дать 15 литров сока./,  почки, листья, кора дерева.    
Настои применяются для лечения желудка,   заживляют раны.. 
Запах березы излечивает от плохого самочувствия, бодрит, 
поднимает настроения .Существует поверье.  Нужно подойти к 
березе прижаться к ней, обнять ,подумать, просто помолчать. 
Береза даст вам силу, здоровья.                                                            
Воспитатель:                    Еще в далекой старине люди верили, что 
изделия  выполненные из березы считались оберегом.     /    
Крупная береза может выпить 30-40 ведер воды. /                             
Юля, спасибо ,тебе за познавательное сообщение о березе.Скажи ,а почему ты решила рассказать  именно о ней. Как ты 
узнала о ее целительных свойствах. /Бабушка заготавливает 
березовый сок, он очень  вкусный, в нем много витаминов, когда у 
меня была  рана прикладывали настой, и рана быстро зажила.        
Воспитатель:                                                                                            
Полюбилась русскому народу белоствольная береза . Сколько 
стихов, песен сложено о ней.         Вы, тоже заучивали  на уроке 
чтения стихотворения  о березке.  Я предлагаю ,вам вспомнить 
стихотворение                                                                            
Александра Прокофьева" Русская березка."                                         
Люблю березку русскую                                                                          
То светлую, то грустную,                                                                        
В белом сарафанчике,                                                                             
С платочками в карманчиках,                                                                
С красивыми застежками,                                                                      
С зелеными сережками.                                                                          
То ясную, кипучую.            /Молодец/
Мы побывали с вами в лесу и познакомились с лекарственным 
растением березой.             Почему березу считают лекарственным 
растением?  Что у березы берут для лечения?                                     
Итак мы продолжаем путешествие.                                                      
/Звуки. слайд./    А где мы с вами сейчас находимся?                          
Мы находимся на лесной полянке . Многие из вас часто бывают в 
лесу ? А чем вы там занимаетесь?/Собираем грибы, цветы. А кто 
знает какие лекарственные растения растут на полянке?                 
Самым внимательным у нас оказался Дима.                                         
Ребята, послушайте небольшую историю о этом растении .               
Воспитатель:                                                                                            
. Существует история о том, как были открыты его целебные 
свойства . Летом на дороге лежали две змеи грелись на солнышке.
Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея уползла, а другая 
нет. Люди остановились и увидели , как та змея. которая уползла 
принесла раненой листок одного растения и через некоторое 
время они вместе скрылись в лесу.                                                       
Вы догадались что это за растение?
Прежде чем отгадать о каком растении будет идти речь , 
прочитайте загадку                                      . /Чтения загадки на 
слайде/Тонкий стебель у дорожки                                                                  
На конце его -сережки,                                                                           
На земле лежат листки                                                                           
Маленькие лопушки.                                                                               
Нам он -как хороший друг, лечит раны рук и ног. /Подорожник/       
Верно ,  подорожник.                                                                              
/Слайд.  /                                                                                                   
Растение -подорожник можно встретить в сорных  местах, на 
дорогах, лесных опушках, полянах. Используют листья при 
болезни желудка, прикладывают к ранам, порезам, язвам.               
Ребята, а кто из вас применял это растения и как?     Ваня, я 
знаю ,что ты живешь рядом с лесом наверное часто бываешь там? 
Как ты применял это растение?   /Порезал палец ,приложил лист 
подорожника ,кровь остановилась и порез быстро зажил./                
Ребята, но давайте запомним , что прежде чем пользоваться каким
либо растением его нужно вымыть или хорошо протереть.               
Еще одно не менее полезное лекарственное растение можно 
встретить на полянке.                     Стас, был наблюдателен  и 
решил поделиться с нами своими знаниями об этом растении.      
Чтения загадки .                                                                                      
Слайд.                
Одуванчик.
Есть один цветок такой,
Не вплести его в венок.
На него подуй слегка,
был цветок- и нет цветка.
В старину его считали  эликсиром  жизни. В листьях одуванчика 
много витаминов. Из листьев готовят салаты. Препараты из корней
одуванчика улучшают пищеварения и применяются при болезнях 
печени. Масляная настойка одуванчика прекрасное средство от 
ожогов. Из поджаренных и молотых корней можно получить 
одуванчиковый кофе.                                                                              
Одуванчик считают цветком солнца .В течении всего дня он 
поворачивает свою шапочку вслед за солнышком.                              
Стас ,а почему ты решил узнать побольше о этом растении? 
Бабушка готовила вкусное варенье из одуванчика .В нем много 
витаминов, а когда у меня был ожог прикладывали 
настойку           .                                                                                       
Ребята, мы провели небольшое путешествия по лесной полянке.С какими лекарственными растениями мы здесь встретились? 
Какими лекарственными свойствами они обладают?                          
К нам в гости пришла Женя ,она старшеклассница и о 
лекарственных растениях знает много интересного, полезного.       
Мы продолжаем путешествовать по миру растений .                          
/ Шум воды . Слайд./                                                                                
Ребята, мы на берегу реки. Вы наверное , скажете откуда здесь 
лекарственные растения .Нет, и здесь есть , что это растение 
приносит пользу многие не знают. Женя , познакомит вас с новым 
лекарственным растением. 
                                                                                   
ЛОПУХ.
Это   растение   можно   встретить   повсюду:   Под   забором   .   в
канаве, у дорог. А людей простоватых, которые ничего не стоит
обмануть, так и называют.
Я хочу сделать вам подсказку. Прочитав стихотворение.
Лопух букашкам верный друг.
Укроет в непогоду.
А в жаркий день,
Подарит тень-
Бездомному народу.
Вот теперь узнали -это лопух.
Это у нас в России он растет, как сорняк. А в Японии на
многих полях можно увидеть заботливо ухоженные грядки этого
растения. В народной медицине применяются и корни, и листья
этого растения.
Заболела голова приложи лист. Зуд  кожи быстро успокоится,
если его приложить к этому месту. Из корней лопуха с кислым
молоком  или щавелем , можно приготовить лопуховое повидло. А
настои   из   корней   этого   растения   нормализуют   состав   крови,
функции
кишечника.
Женя,   а   почему   ты   решила   рассказать   о   лопухе.   Я   с   детства
запомнила   это   растения.   Моя   бабушка   прикладывала         лист
лопуха,
голова.
О каком новом лекарственном растении  мы узнали? А вы видели,
где растет лопух? Какими лечебными свойствами обладает лопух?
дальше.
Продолжаем
III Закрепление 
Вот  мы с вами оказались фитобаре.                                            
/ Слайд./
Фито -Растения
Бар -небольшая закусочная
  нее   болела  
путешествовать
 
когда  
у
 
 
 
 
желудка,Я предлагаю вам игру:  "Угадай .что это"/Предлагаю напитки,
настойки, варенья. Названия, вкусовые качества/.   Как называлось
наше занятие?/путешествие в мир растений./  Чем мы занимались 
на этом занятии?/путешествовали по лесу, по лесной полянке, на 
берегу реки. Играли в игру./  Какие растения называются 
лекарственными?/Те что приносят пользу./ Что нового полезного 
мы узнали о лекарственных растениях.?/ Как можно узнать о 
пользе растения?/Прочитать в книгах, в интернете. Посмотреть 
передачу./
 
                                                            IV Итог
В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные 
лекарства .. Но в этой  аптеке все  лекарства без этикеток. Чтобы 
их получить , нужно хорошо знать изучать и любить природу. К 
тому же в "зеленой аптеке" надо вести себя так же воспитанно. 
как и в настоящей.
Ребята,   вы   сегодня   хорошо   работали   на   занятии,   подготовили
стихи,   загадки   ,нашли   интересный   материал   о     лекарственных
растениях. Я предлагаю вам оценить свою работу на занятии. На
столе   лежат   смайлики.   За   хороший   ответ   берете   по   смайлику.
Юля- я хорошо рассказала про березу, загадала загадку, угадала
названия   напитка.   Коля   ,   я   выучил   стихотворение   ,хорошо
рассказал   его./Дети   оценивают   свою   работу   на   занятии./
Я   предлагаю   продолжить   знакомство   с   лекарственными
растениями.   И   на   следующем   занятии  
  совершить   новое
путешествие в мир огородных  растений . Всем спасибо за работу.
Будьте   здоровы   и   красивы.   Берегите   природу!   На   этом   наше
занятие закончилось