Марактаева Елена Олеговна, учитель истории
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Боханская средняя общеобразовательная
школа №2, поселка Бохан
Пути достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС
На сегодняшний день российская школа переживает массовые преобразования, ведущей целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и способностей от учителя к учащемуся, а формирование и становление способностей учащегося самостоятельно назначать учебную проблему, выражать методы ее заключения, держать под контролем процесс и расценивать приобретенный итог, одним словом, иными словами сказать «научить учиться».
Ориентируясь на ФГОС ООО, школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, обучающиеся должны самостоятельно давать ценностно-смысловые установки, которые отражали бы личностные и гражданские позиции в деятельности. Ребенок должен самостоятельно научиться ставить цели и строить жизненные планы, быть способным к саморазвитию и личностному самоопределению.
Данная тема является актуальной. Так как, к сожалению, не все обучающиеся, получившие основное общее образование могут обладать всеми выше перечисленными характеристиками. А все потому, что мы не доводим ребенка до результата в конце его деятельности.
Я предлагаю несколько методов пути достижения результата основанных на собственном опыте:
1. Первым моим помощником для достижения результатов играет инновационная деятельность. Которая строится на реализации новых технологий, исследовательской деятельности, участие в работе творческих групп. Где я выполняю роль не наставника, а соучастника процесса и придерживаюсь положения «вместе». Тем самым, ребенок раскрывается, начинает проявлять активность, ведь задание дается ученику не в готовом виде, а добывается им самим в ходе исследовательской деятельности.
2. Использование информационных технологий. В связи с тем, что компьютеры стали привычным атрибутом современности, я не могу представить урок без его использования. Да, по ФГОС применение презентаций, аудио и видео файлов – это стандарт, но я пришла к выводу, что заинтересовать ребенка и достичь желаемого результата можно только совместно с ребенком. Таким образом, нужно повысить интерес к занятиям.
Например, мы с учениками уже отходим от традиционной презентации. Мы начали самостоятельно снимать видеоролики по тем или иным темам и превращаем их в короткометражные фильмы. При этом результатом конечно же ставим изучить тему и ответить на представленные вопросы. Интерес ребят повышается во много раз. Они сами разбивают тему на разделы, делятся на группы и снимают ролики, в которых рассказывают о самом главном. Таким образом, обучающиеся сами изучают тему, ставят проблемный вопрос и находят пути решения. Собрав все видеоролики, я монтирую их в небольшой фильм – готовый продукт, который становится интересней смотреть не только мне, но и самим ребятам. По итогам проверочных работ у нас выходит высокий средний балл и развиваются метапредметные связи.
3. Практически все учителя выступают против шпаргалок на контрольных работах. Я провела эксперимент: разрешила ребятам использовать шпаргалки на уроке, но при одном условии – все эти шпаргалки должны быть написаны от руки по тем темам, в которых имеются пробелы. После проведенной контрольной работы мы побеседовали с учениками. Оказалось, 60% детей даже не использовали свои записи, так как при написании данных шпаргалок материал закрепился
4. Как один из методов достижения результатов, я использую здоровьесберегающую технологию. Но не просто провожу физ минутки, а делаю их тематическими. Например, в пятом классе можно провести физ минутку используя богов разных государств. При упоминании бога из Древнего Египта, дети садятся на корточки, а при упоминании богов из Древней Греции, дети хлопают в ладоши. Или можно расслабить глаза, используя изобретения ремесленников. Например, ребята проводят взглядом по контуру вазы.
5. Ну и конечно же нельзя не сказать о системе оценивания обучающихся. Для того, чтобы ребенок действительно видел свой результат, пути его достижения должны быть видны. На каждого обучающегося я завела карточки, где отражены темы урока и задания к ним, за которые ребенок получает оценку. Таким образом, выполняя определенные задания в течение двух-трех недель, мы можем наблюдать динамику. Если ребенок по каким-либо причинам получил плохую оценку, то он в любой момент может ее исправить, так как в карточке уже наглядно видно по какой именно теме необходимо подготовиться. В результате проведенной работы, мы получаем положительный результат, так как практически каждый ребенок старается повысить свои оценки.
Таким образом, используя данные пути достижения планируемых результатов, мы обязательно повысим качество образования обучающихся.
Список литературы:
1. Образование, культура и спорт в сельской местности: история и современность. – Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2018.-198 с.
2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.