Хлибаева Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №114 г. Донецка»
2021 г.
Пути формирования и развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Функционально грамотная личность – это человек:
Особенности функциональной грамотности
в современных условиях:
Цель учителя - развить ребёнка.
Условия достижения данной цели:
Педагогические технологии
Компоненты функциональной грамотности
Анализ текущей ситуации:
Содержание функциональной грамотности
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Содержание читательской грамотности
Мотивация к самостоятельному чтению
Овладение смысловым чтением текстов разного типа чтения
Способность работать
с информацией, представленной в тексте любого вида
Способность к творческой деятельности на основе текста
Особенности методики смыслового чтения:
Информационная грамотность
осознание необходимости в расширении своего информационного поля,
совокупность умений, обеспечивающих: а) эффективный поиск, отбор, интерпретацию информации; б) анализ, критическую оценку точности и надежности отобранной информации.
способность ориентироваться в информационном потоке
Коммуникативная грамотность
Упражнение на формирование диалога:
«Цепляющиеся реплики»
2. Недостатки в создании текстов:
2. Приоритет практических задач (ответ на вопрос «что делать?») нужно заменить на приоритет учебных задач (ответ на вопрос «как делать?»). Это означает, что дети должны понимать алгоритм создания текста в соответствии с типом речи.
3. Творческая работа – прежде всего, импровизация, работа воображения. Отсюда: упражнения на поиск рифмы. Это – способ развития выразительности речи. Чуковский К.И.: «В начале жизни мы все – стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».
3. Обратим внимание на роль и место образца в обучении:
• образец должен уступить место деятельности учащихся по построению алгоритма решения учебной задачи.
• образец используется в основном для сравнения результатов поисковой деятельности с объективной информацией (сверим с текстом учебника). Такие изменения методики особенно важны для гуманитарного предмета!
4. Отказ от приоритета репродуктивного типа обучения
Направленность методики на организацию
поисково-исследовательской деятельности:
Социальная грамотность
готовность адаптироваться в различных социальных ситуациях, в том числе чрезвычайным
наличие качеств личности, которые обеспечивают волевое поведение, дисциплинированность
способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию
Содержание социальной грамотности
Элементы природной и социальной экологии
Общекультарная грамотность
Финансовая культура
Правовая культура
В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .
Дистанционные олимпиады по предметам
Создание презентаций
Проектная деятельность (проектная деятельность учащихся по предметам; участие в школьных научно-практических конференциях)
Внеклассные мероприятия, направленные на развитие функциональной грамотности (Экскурсии; Тематические инсценировки, спектакли по сказкам)
Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.
Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.
Контроль и оценка результатов
функциональной грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.