Пути формирования и развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Оценка 4.9

Пути формирования и развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Оценка 4.9
pptx
05.02.2022
Пути формирования и развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Пути формирования функциональной грамотности.pptx

Хлибаева Ирина Анатольевна учитель начальных классов

Хлибаева Ирина Анатольевна учитель начальных классов


Хлибаева Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №114 г. Донецка»
2021 г.

Пути формирования и развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Функционально грамотная личность – это человек: – ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и…

Функционально грамотная личность – это человек: – ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и…

Функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения; – способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями

Пути формирования и развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Пути формирования и развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Применяю

Применяю

Применяю Добываю










Оцениваю Контролирую ____________________________________

ВЛАДЕЮ ЗНАНИЯМИ











Особенности функциональной грамотности в современных условиях: – целесообразный минимум образования, необходимый, во-первых, для успешного образования, а во-вторых, для повседневной жизни в социуме; в-третьих, для саморазвития;…

Особенности функциональной грамотности в современных условиях: – целесообразный минимум образования, необходимый, во-первых, для успешного образования, а во-вторых, для повседневной жизни в социуме; в-третьих, для саморазвития;…

Особенности функциональной грамотности
в современных условиях:
целесообразный минимум образования, необходимый, во-первых, для успешного образования, а во-вторых, для повседневной жизни в социуме; в-третьих, для саморазвития;
уровень любого, так называемого «массового» школьника, который определяется государством, обществом, социальными группами и запросами семьи;
практическая направленность содержания. В этом случае знания – не приоритетная цель, а средство и условие ее достижения.

Цель учителя - развить ребёнка

Цель учителя - развить ребёнка

Цель учителя - развить ребёнка.
-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
-Пространственное восприятие
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.


Условия достижения данной цели: обучение носит деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности; представляется возможность для приобретения опыта достижения…

Условия достижения данной цели: обучение носит деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности; представляется возможность для приобретения опыта достижения…

Условия достижения данной цели:

обучение носит деятельностный характер;

учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;

представляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

- правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;

Педагогические технологии • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; • технология формирования типа правильной читательской деятельности; • технология проектной деятельности; • обучение на основе «учебных ситуаций»;…

Педагогические технологии • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; • технология формирования типа правильной читательской деятельности; • технология проектной деятельности; • обучение на основе «учебных ситуаций»;…

Педагогические технологии
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
• технология формирования типа правильной читательской деятельности;
• технология проектной деятельности;
• обучение на основе «учебных ситуаций»;
• уровневая дифференциация обучения;
• информационные и коммуникационные технологии;
• технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Компоненты функциональной грамотности • знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; • умения…

Компоненты функциональной грамотности • знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; • умения…

Компоненты функциональной грамотности
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

• умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

• готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора

Анализ текущей ситуации: педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях

Анализ текущей ситуации: педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях

Анализ текущей ситуации:
педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.
Цель научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию.
При этом решаются следующие задачи:
Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.










Пути формирования и развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Пути формирования и развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Содержание функциональной грамотности

Содержание функциональной грамотности

Содержание функциональной грамотности
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ


ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ

компоненты:


читательская языковая информационная литературная коммуникативная математическая социальная естественнонаучная













Содержание читательской грамотности

Содержание читательской грамотности

Содержание читательской грамотности











Мотивация к самостоятельному чтению

Овладение смысловым чтением текстов разного типа чтения

Способность работать
с информацией, представленной в тексте любого вида

Способность к творческой деятельности на основе текста

Особенности методики смыслового чтения: • постановка цели чтения до его начала, • работа не только с художественными текстами, • понимание, прежде всего, назначения текста, •…

Особенности методики смыслового чтения: • постановка цели чтения до его начала, • работа не только с художественными текстами, • понимание, прежде всего, назначения текста, •…

Особенности методики смыслового чтения:
• постановка цели чтения до его начала,
• работа не только с художественными текстами,
• понимание, прежде всего, назначения текста,
• задание на сравнение разных текстов,
• особое внимание к настроению, которое рождает данный текст

Упражнения на понимание выразительных средств и языка текста: Рассмотрим предложения. Если убрать из них сравнения (эпитеты, гиперболы), каким станет текст?
• И листочки бегут по дорожке, словно желтые мышки от кошки.
• Лес, точно терем расписной – лиловый, золотой, багряный
• Махнула птица крылом, закрыло свет одним пером.
• Олег целую вечность ожидал отца и вот он наконец приехал.

Информационная грамотность осознание необходимости в расширении своего информационного поля, совокупность умений, обеспечивающих: а) эффективный поиск, отбор, интерпретацию информации; б) анализ, критическую оценку точности и надежности…

Информационная грамотность осознание необходимости в расширении своего информационного поля, совокупность умений, обеспечивающих: а) эффективный поиск, отбор, интерпретацию информации; б) анализ, критическую оценку точности и надежности…

Информационная грамотность









осознание необходимости в расширении своего информационного поля,

совокупность умений, обеспечивающих: а) эффективный поиск, отбор, интерпретацию информации; б) анализ, критическую оценку точности и надежности отобранной информации.

способность ориентироваться в информационном потоке

Коммуникативная грамотность • а)способность к успешной коммуникации, готовность сотрудничать, проявлять культуру общения; владеть диалогом; • б) готовность целесообразно использовать языковые средства при создании устных и…

Коммуникативная грамотность • а)способность к успешной коммуникации, готовность сотрудничать, проявлять культуру общения; владеть диалогом; • б) готовность целесообразно использовать языковые средства при создании устных и…

Коммуникативная грамотность
• а)способность к успешной коммуникации, готовность сотрудничать, проявлять культуру общения; владеть диалогом;
• б) готовность целесообразно использовать языковые средства при создании устных и письменных текстов разного типа;
• в) потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее улучшению.
Проблемы формирования коммуникативной деятельности:
Отсутствие умений и навыков участия в диалоге:
а) разговор учителя с одним учеником);
б) не учим участвовать в диалоге – дополнять, высказывать свое мнение, в том числе и критическое, подавать реплику;
в) дети выполняют одни и те же роли: есть лидеры, которые ведут диалог, а есть «молчуны», которые пассивно участвуют в диалоге.







Упражнение на формирование диалога: «Цепляющиеся реплики»

Упражнение на формирование диалога: «Цепляющиеся реплики»

Упражнение на формирование диалога:
«Цепляющиеся реплики»
Петя: Один котенок спит, а другой?
Оля: Один котенок спит, а другой играет. Один котенок играет, а другой? …
2. Упражнения, построенные на воображаемых ситуациях:
Правила этикета с людьми разного статуса:
• Ты ведешь беседу со случайным спутником;
• Поздравляешь бабушку (соседку, подругу мамы, приятеля) с Днем рождения;
• Приветствуешь: учителя, директора школы, одноклассника, друга, соседа.

Недостатки в создании текстов:

Недостатки в создании текстов:

2. Недостатки в создании текстов:
Главный недостаток – влияние образца. Дети практически его повторяют. Вместе с тем:
• Образец – только первый метод в обучении
• Любой текст – творческий процесс – это отказ от образца, а не следование ему.
В результате: любые тексты, созданные детьми, не отражают индивидуальность ребенка, его отношение к объекту; скованность в выборе средств.
а) Описания создаются как формальное перечисление внешних признаков предмета (объекта) без выражения своего отношения; отражают не личные впечатления от объекта, а сумму знаний о нем.
б) Повествование: констатация событий (пошли, нашли, встретили) без раскрытия динамики развития действия.
в) Рассуждение: раскрывают то, что знают. Не умеют доказывать приведенные положения, фактически не получается рассуждения как своеобразного типа текста. Причины этого? 1. Работаем главным образом на художественных текстах. Дети не понимают назначения инструкции, справки, аннотации…

Приоритет практических задач (ответ на вопрос «что делать?») нужно заменить на приоритет учебных задач (ответ на вопрос «как делать?»)

Приоритет практических задач (ответ на вопрос «что делать?») нужно заменить на приоритет учебных задач (ответ на вопрос «как делать?»)

2. Приоритет практических задач (ответ на вопрос «что делать?») нужно заменить на приоритет учебных задач (ответ на вопрос «как делать?»). Это означает, что дети должны понимать алгоритм создания текста в соответствии с типом речи.
3. Творческая работа – прежде всего, импровизация, работа воображения. Отсюда: упражнения на поиск рифмы. Это – способ развития выразительности речи. Чуковский К.И.: «В начале жизни мы все – стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».
3. Обратим внимание на роль и место образца в обучении:
• образец должен уступить место деятельности учащихся по построению алгоритма решения учебной задачи.
• образец используется в основном для сравнения результатов поисковой деятельности с объективной информацией (сверим с текстом учебника). Такие изменения методики особенно важны для гуманитарного предмета!


Отказ от приоритета репродуктивного типа обучения

Отказ от приоритета репродуктивного типа обучения

4. Отказ от приоритета репродуктивного типа обучения
Репродуктивный тип обучения – опора на восприятие и память,

Три роли ученика


«репродуктор» «зритель» «слушатель»


Поисково-исследовательский тип обучения – опора на логическое мышление и воображение
Роли ученика



«исследователь», «логик», «критик», «аналитик»




Направленность методики на организацию поисково-исследовательской деятельности: •

Направленность методики на организацию поисково-исследовательской деятельности: •

Направленность методики на организацию
поисково-исследовательской деятельности:
• Учебный диалог с опорой на проблемную или воображаемую ситуацию;
• Ориентировка на условные обозначение
1. Вспомни: ты это уже знаешь



2. Обсудим вместе
3. Послушаем друг друга



4.Сделаем вывод





Социальная грамотность готовность адаптироваться в различных социальных ситуациях, в том числе чрезвычайным наличие качеств личности, которые обеспечивают волевое поведение, дисциплинированность способность предвидеть последствия своего поведения,…

Социальная грамотность готовность адаптироваться в различных социальных ситуациях, в том числе чрезвычайным наличие качеств личности, которые обеспечивают волевое поведение, дисциплинированность способность предвидеть последствия своего поведения,…

Социальная грамотность










готовность адаптироваться в различных социальных ситуациях, в том числе чрезвычайным

наличие качеств личности, которые обеспечивают волевое поведение, дисциплинированность

способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию

Содержание социальной грамотности

Содержание социальной грамотности

Содержание социальной грамотности


Элементы природной и социальной экологии

Общекультарная грамотность

Финансовая культура

Правовая культура

В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах , которые позволяют заниматься учебно-познавательной , исследовательской, творческой…

В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах , которые позволяют заниматься учебно-познавательной , исследовательской, творческой…

В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .

Дистанционные олимпиады по предметам
Создание презентаций
Проектная деятельность (проектная деятельность учащихся по предметам; участие в школьных научно-практических конференциях)
Внеклассные мероприятия, направленные на развитие функциональной грамотности (Экскурсии; Тематические инсценировки, спектакли по сказкам)



Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником

Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником

Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.
Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.

Контроль и оценка результатов функциональной грамотности

Контроль и оценка результатов функциональной грамотности

Контроль и оценка результатов
функциональной грамотности

Главное: формирование способности младшего школьника к самооценке и самоконтролю, то есть овладение основными регулятивными действиями:
- Удерживать учебную цель;
- Контролировать результат и ПРОЦЕСС;
- Предвидеть трудности и ошибки;
- Находить ошибки, устанавливать их причины, корректировать процесс

Пути формирования и развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Пути формирования и развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2022