Пути развития творческих способностей у учащихся начальной школы (из опыта работы)
В.А.Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка»
Одним из важнейших направлений моей работы является подготовка учащихся к творческой деятельности, к жизни в обществе, т.к. общество ставит перед учителем задачу воспитания нужной и полезной ему личности с общечеловеческими ценностями. Поэтому одна из главных задач моей работы- воспитание активных, инициативных, творчески мыслящих учащихся, которые в будущем вырастут разносторонними людьми, творчески работающими, приносящими пользу обществу.
Если предлагать ребёнку довольно «гладкую дорожку» в обучении, изучили правило, потренировались, опять повторили, но ошибок от этого не убавилось. Если предлагать детям только работу, направленную на выполнение заданий по образцу учителя и опирающуюся на память учащихся, то дети будут стремиться быть исполнительными, чёткими, усидчивыми. Это, конечно, качества положительные. Но из них не вырастут познавательные интересы и самостоятельность мышления, способность искать и находить какие-то нестандартные решения. Поэтому, наряду с требованиями «делай, как я», стараюсь на каждом уроке предлагать детям проявлять своё творчество. Как же научить ребёнка учиться творчески? В решении данной проблемы учителю может помочь комплекс творческих заданий, развивающие игры, нетрадиционные уроки, современные педагогические технологии. Перечислю наиболее распространенные нетрадиционные уроки, проводимые мной: урок - сказка,урок-путешествие,урок-викторина,урок-игра,урок- соревнование,урок-экскурсия,урок-концерт. Такие уроки позволяют активизировать учащихся к творческой деятельности.
В начальной школе все предметы дают широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе.
Очень ярко выражено проявление творческих способностей детей на уроках русского языка и литературного чтения. Начиная с первого класса, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют загадки, стихи, создают иллюстрации. Также на этих уроках мои ученики выполняют интересные и трудные задания: ошибки-невидимки, логические цепочки, зашифрованные слова, анаграммы, составляют синквейны и кластеры. Самым сложным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является театрализация. Чаще всего дети показывают отрывок произведения или басню. Одно из любимых заданий моих учеников на уроке литературного чтения – это конкурс «Артист». Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу). Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка и т.д.
На уроках математики развивать творческие способности помогают такие задания, как ребусы, головоломки, логические задачи. Детям очень нравиться выступать в роли учителя и самим придумывать новые задачи по картинке.
Особое место занимают развивающие игры, которые развивают творческий потенциал школьника.
«Поиск аналогов»
Называется какой-либо предмет или явление, например, вертолёт. Необходимо подобрать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным при знакам.
Например, в данном случае могут быть названы птица, бабочка (летают и
садятся); автобус, поезд (транспортные средства); штопор (важные детали
вращаются) и др.
Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и
оперировать с каждым из них в отдельности, формирует способность
классифицировать явления по их признакам.
«Исключение лишнего»
Берутся любые 3 слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, лишнее, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения.
Эта игра развивает способность не только устанавливать неожи данные связи между явлениями, но и легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одно временно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.
«Новое применение»
Называется какой-либо хорошо известный предмет. Надо назвать как можно больше необычных способов его применения.
Эта игра развивает способность концентрировать внимание на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и открывать в обычном предмете неожиданные возможности.
Активная работа по развитию творческой личности происходит на уроках окружающего мира, где дети часто отправляются в виртуальную экскурсию в другую страну, на другую планету, на дно океана, а также составляют авторские проекты на разные темы.
Ученики на уроках часто работают в группах и парах, где обмениваются своими мнениями, побуждая к развитию творческого воображения друг друга. На уроках изобразительного искусства для развития фантазии и воображения можно использовать такие приемы, как:
Рисование абстрактных категорий (нарисуй, грусть, радость, звук, мысль).
Разглядывание случайных клякс, дорисовка и преобразование их в знакомые формы и понятия: фигурки животных, дома, цветы.
Разглядывание облаков на небе, поиск аналогий с известными понятиями, представлениями (по форме, цвету)
Творческую личность можно и обязательно нужно развивать не только на уроках, но и на внеурочных, внеклассных, досуговых мероприятиях. Школьникам абсолютно необходимы события, потрясающие их воображение. В моей практике уже традиционными стали такие мероприятия как «Прощай, Азбука!», «Посвящение в читатели», Новогодний праздник, «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девочки!», участие в конкурсах «Новогодняя игрушка», «Экоёлочка», в предметных дистанционных олимпиадах «МетаШкола», республиканском математическом конкурсе «Золотой сундучок».
Предлагаю вашему вниманию небольшую фотопрезентацию о моих учениках и наших мероприятиях.
Подводя итог, можно сказать, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Необходимо правильно определить способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим. Закончить хотелось бы выражением В.А.Сухомлинского
«Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.