Пути и средства эстетического воспитания младших школьников

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эстетическое воспитание ребенка, как уже отмечалось, начинается с момента его рождения. В этом параграфе мы рассмотрим те воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное воспитательное влияние. В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом"
Иконка файла материала Пути и средства эстетического воспитания младших школьников.doc
Пути и средства эстетического воспитания младших школьников  Эстетическое воспитание ребенка, как уже отмечалось, начинается с момента его рождения. В этом параграфе мы рассмотрим те воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное воспитательное влияние. В   жизни   ребенка   имеет   воспитательное   значение   буквально   все: убранство   помещения,   опрятность   костюма,   форма   личных   отношений   и общения, условия труда и развлечений ­ все это либо привлекает детей, либо отталкивает.   Задача   не   в   том,   чтобы   взрослым   организовать   для   детей красоту   окружающей   среды,   в   которой   они   живут,   учатся,   работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию   и   сохранению   красоты.   "Только   тогда   красота,   в   созидании которой ребенок принимает участие, по­настоящему видна ему, становится чувственно   осязаемой,   делает   его   ревностным   защитником   ее   и пропагандистом" (13; 76).  Передовые   педагоги   понимают,   как   важно   сочетать   в   процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих   и   развивающих   в   школьнике   эстетическое   отношение   к жизни, к литературе и искусству.  В школе должно обращаться внимание не только   на   содержание   школьных   предметов,   но   и   на   средства действительности,   на   факторы,   оказывающие   влияние   на   эстетическое развитие личности. Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе Г.С. Лабковской. Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к "достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества ­ проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты ­ это главное, чему должна научить школа" (26; 29). Следующий   фактор   эстетического   развития   личности   ­   эстетизация   быта   ­   выделяется   в   работах   А.С.   Макаренко,   Г.С.   Лабковской, К.В. Гавриловец и др. А.С.   Макаренко   в   своей   педагогической   работе   уделял   огромное внимание этому фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда   строил   оранжерею.   И   обязательно   розы,   не   какие­нибудь   дрянные цветочки, а хризантемы, розы" (14; 218). "С эстетической точки зрения быт, можно   сказать,   является   лакмусовой   бумажкой   уровня   развитияэстетического   развития   личности,   группы   или   коллектива.   Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, ­ показатель соответствующих качеств создавших ее людей", ­ отмечает Г.С. Лабковская (26; 31).  Особое значение эстетики быта, в эстетическом воспитании отмечает и К.В.   Гавриловец   в   своей   работе   «Нравственно­эстетическое   воспитание школьников».   "Эстетика   школьного   быта   ­   это   обстановка   классов, кабинетов,   залов,   коридоров   и   т.д.   Убранство   вестибюля,   оформление отрядного уголка, стендов ­ все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги" (4; 14). Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. Если в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если классный уголок не несет новой, интересной необходимой информации, если не   уделяется   должного   внимания   чистоте   кабинета,   у   школьников постепенно складывается установка на терпимое отношение к излишествам, небрежности. Эстетика поведения и внешнего облика, ­ не менее значимый фактор эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: "В своей работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль   в  одежде,  чувство   меры   в  косметике,  выборе   украшений   помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего   в   облике   человека,   вырабатывать   у   них   "нравственно­ эстетический критерий достоинства человека" (4; 14). А.С.   Макаренко   также   уделял   большое   внимание   внешнему   виду   и утверждал,   что   у   учеников   "ботинки   должны   быть   всегда   почищены,   без этого   какое   может   быть   воспитание?   Не   только   зубы,   но   и   ботинки.   На костюме не должно быть никакой пыли. И требование прически… серьезные требования   надо   предъявлять   к   каждому   пустяку,   на   каждом   шагу   ­   к учебнику, к ручке, к карандашу" (14; 218). Об   эстетике   поведения,   или   культуре   поведения   много   говорил   В.А.   Сухомлинский.   В   культуру   поведения   он   включает   и   "культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе".   "Сила   воспитательного   воздействия   внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения,   даже   если   он   недостаточно   осознается,   глубоко   переживается человеком.   Это   переживание   "себя   среди   людей",   стремление   занятьжелаемое   положение   среди   них   является   мощным   внутренним   стимулом формирования личности" (4; 11).        самочувствие, эмоциональное Благополучное состояние защищенности, как назвал его А.С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для   развития   творческих   задатков   школьников,   обнажает   красоту   чутких отношений   друг   к   другу.   В   качестве   примера   прекрасных   эстетических отношений   можно   рассматривать   такие   отношения,   как   дружба, взаимопомощь,   порядочность,   верность,   доброта,   чуткость,   внимание. Участие   детей   вместе   со   взрослыми   в   отношениях   самого   различного достоинства накладывает глубокий отпечаток на детскую личность, делая их поведение прекрасным или безобразным. Через всю совокупность отношений и осуществляется формирование нравственно­эстетического облика ребенка. Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные   отношения.  Формирующее   и  развивающее   значение   семьи очевидно.   Однако   не   все   современные   семьи   обращают   внимание   на эстетическое   развитие   своего   ребенка.   В   таких   семьях   довольно   редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь   таким   детям,   постараться   восполнить   недостаток   эмоционального опыта,   особой   заботой   в   классном   коллективе.   Задачей   классного руководителя   является   проведение   бесед,   лекции   с   родителями   по эстетическому воспитанию подрастающего поколения.       воспитание эстетическое Помимо   воздействия   на   ребенка   средств   окружающей осуществляется действительности, целенаправленно   в  школе.  По  словам   Д.К.  Ушинского   каждый  предмет  в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент» (16; 56). Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством   своего   материала.   Чтобы   стать   средством   эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить   творческий   интерес   к   нему   школьников.   «Многие естественнонаучные   понятия   (гармония,   пропорция,   мера   симметрия   и другие)   имеют   непосредственное   эстетическое   содержание.   Можно рассматривать   различных   прямоугольников, гармонические   колебания,   формы   кристаллов,   типы   математических доказательств,   физические,   химические   и   математические   формулы,   ­   во всех   этих   случаях   можно   обнаружить   красоту   и   гармонию,   то   есть проявление   эстетического»   (17;   202).   Кроме   того,   опытные   педагоги отмечают,   что   «объяснение   нового   естественнонаучного   термина   и одновременное определение в нем эстетического элемента является одним из способов   развития   познавательной   активности   школьников.   Процесс обучения приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный   пропорциональностьнаучный   термин   становится   понятным.   Все   это   способствует   развитию интереса к самому предмету» (17; 202). Одним   из   важных   источников   эстетического   опыта   школьников является   разнообразная   внеклассная   и   внешкольная   работа.   В   ней удовлетворяются   насущные   потребности   в   общении,   и   происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой   опыт   по   эстетическому   воспитанию   школьников   в   процессе внеклассной   и   внешкольной   деятельности.   Большой   практический   опыт   в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими   воспитательных   учреждениях   ребята   принимали   широкое   участие   в подготовке   самодеятельных   спектаклей,   творческих   драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку,   посещали   и   обсуждали   театральные   постановки   и   кинофильмы, работали   в   изокружках   и   студиях,   проявляли   себя   в   различных   видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности. Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов естественно­математического цикла в школе   и   заканчивая   «шнурками   на   ботинках».   Эстетически   воспитывает буквально   все,   вся   окружающая   нас   действительность.   В   этом   смысле   к важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так как:   "Искусство   является   наиболее   концентрированным   выражением эстетического   отношения   человека   к   действительности   и   поэтому   играет ведущую роль в эстетическом воспитании" (15; 14). В связи с этими словами Б.М.   Неменского   и   избранной   темой   курсовой   работы,   проблеме эстетического воспитания средствами искусства следует отвести отдельный параграф.