Пути реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в общеобразовательной школе
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
английский язык
5 кл—9 кл
14.06.2019
Статья посвящена рассмотрению основных путей реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в общеобразовательной школе. В данном ключе автор рассматривает: удивление учебной средой, удивление фактом, удивление методом, удивление формой проведения урока, удивление собственным потенциалом обучающихся.
Ключевые слова: обучение английскому языку, педагогика удивления, пути реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку
Балвакова Н.В. СТАТЬЯ 3.docx
Балвакова Наталья Викторовна,
учитель английского языка,
МБОУ «СОШ №8»,
г. ХантыМансийск
Пути реализации идей педагогики удивления в обучении английскому
языку в общеобразовательной школе
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных путей
реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в
общеобразовательной школе. В данном ключе автор рассматривает:
удивление учебной средой, удивление фактом, удивление методом,
удивление формой проведения урока, удивление собственным потенциалом
обучающихся.
Ключевые слова: обучение английскому языку, педагогика удивления,
пути реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку.
Многочисленные изменения различного характера оказали
непосредственное влияние на изменение роли, миссии и статуса учебного
предмета «Иностранный язык». Особый акцент делается на изучении
английского языка. Потребность в хорошем владении английским языком в
России возрастает с каждым годом. В связи с обозначенными потребностями и
тенденциями в школах внедряются новые учебнометодические комплекты,
увеличивается количество часов в неделю, разрабатываются и используются
инновационные технологии, модернизируются кабинеты иностранного языка,
усиливаются требования к профессиональной компетентности учителя,
меняется роль ученика на уроке, планируется введение обязательных
государственных экзаменов в 9, 11х классах. В качестве одного из
инновационных направлений, идеи которого могут быть эффективно
использованы в обучении английскому языку, можно обозначить педагогики
удивления. В статье мы остановимся на обосновании основных путей
реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в
условиях общеобразовательной школы.
Прежде всего, отметим, что положения педагогики удивления были
разработаны П.А. Степичевым [1]. Исследователь полагает, что потенциал
эмоции удивления, на который можно опереться при формировании
мотивации на уроке, используется в неполной мере. Удивление, в свою
очередь, может рассматриваться в качестве базиса формирования устойчивой
внутренней мотивации к учению.
Педагогика удивления ориентирована на создание таких условий, отбор
тех инновационных методов, технологий и средств, которые бы вызвали у
обучающихся приятное удивление, и, как следствие, способствовали бы возникновению положительного познавательного интереса, возникновению
«импульса» к изучению иностранного языка и развитию данного направления
[1].
В обучении иностранному (английскому) языку педагогика удивления
обладает комплексом следующих возможностей:
1.
2.
Создание мотивационной среды обучения иностранному языку.
Положительное влияние на уровень сформированности различных
навыков и умений в иноязычных видах речевой деятельности и аспектах
иноязычной речи.
3.
Усовершенствование обучающего пространства кабинета
иностранного языка.
4.
Развитие психических процессов – памяти, языковой догадки,
мышления.
5.
Реализация воспитательного потенциала учебного предмета
«Иностранный язык».
Развитие личностного потенциала обучающихся.
6.
Для удобства восприятия мы представили педагогику удивления в виде
следующей формулы: 5 У + У², где:
У первое – учитель удивляет учебной средой;
У второе – учитель удивляет фактом;
У третье – учитель удивляет методом;
У четвертое учитель удивляет формой проведения урока;
У пятое – ученик удивляется собственными силами;
У² – учитель и ученик совместно удивляются полученному результату.
Таким образом, идеи педагогики удивления в лингводидактическом
контексте могут быть реализованы посредством: удивления учебной средой;
удивления фактом; удивления методом; удивления формой проведения
урока; удивления обучающимися собственными силами. Остановимся на
данных составляющих.
Удивление учебной средой. Английский язык необычный предмет,
имеющий огромный потенциал для удивления. Возникновению удивления
способствует сам факт широкого распространения языка и проникновения
англицизмов во все сферы нашей жизни. Изучающие данный предмет могут
встретить множество удивительных фактов при изучении культуры и
традиций жителей Объединенного Королевства, истории, литературы и
музыки Великобритании.
Удивление у ребенка могут вызвать только факты лично значимые для
него, то есть то, что вызывает интерес у одного ребенка, другого может
оставить равнодушным, так как уже не является новым и неизведанным для
него или просто не соответствует его интересам. В своей педагогической деятельности мы уделяем одинаковое значение
всем источникам удивления, но считаем, что как театр начинается с вешалки,
так и удивление ученика начинается с кабинета английского языка.
Попадая в кабинет иностранного языка, ученик с первых же минут
погружается в обучающую среду. Именно кабинет английского языка
представляет собой материальное воплощение лингводидактической среды.
Здесь все должно вызвать любопытство, порождать интерес и желание
удовлетворить его с помощью ответов на возникающие вопросы,
стимулировать к поиску, мотивировать к дальнейшему расширению своих
знаний и развитию языковых способностей. Задача учителя – удивлять снова и
снова, заставлять думать, сомневаться, искать ответы на иногда непростые
вопросы, учить учиться и развиваться.
Полагаю, что к одному из подобных средств относятся как основные
компоненты используемого в моем случае УМК «Spotlight», так и
вспомогательные средства: дополнительные методические пособия, книги для
чтения, нагляднодидактические и раздаточные материалы, игрушки, игры,
пальчиковые куклы, тренажеры, подручные средства (прищепки, веревочки,
нитки, кнопки, крупа, одноразовая посуда) и т.д. (рис. 1).
Рис. 1. Нагляднодидактические
материалы
Кабинет, в котором я работаю, небольшой, но очень уютный. Он
оборудован следующими техническими средствами обучения: магнитной
доской, компьютером с выходом в Интернет, интерактивной доской и
проектором. Все это позволяет эффективно использовать различные виды
информационнокоммуникационные технологий. Одним из ключевых
атрибутов удивления является оформление кабинета в «английском стиле»
(рис.2). Здесь я попыталась хотя бы в какойто степени приблизиться к
Англии путем размещения иллюстративных материалов с архитектурными
достопримечательностями, использованию шкафа в виде известной красной
телефонной будки. Рис 2. Оформление кабинета
Таким образом, учебная среда должна быть комфортной, необычной,
креативной. Именно при соблюдении данного условия будет происходить
удивление средой.
Удивление фактом. Английский язык обладает огромным потенциалом
для удивления фактом.
Считаю, что интересные факты, входящие в область английского языка
удивительны и безграничны. На первых же уроках английского языка дети
встречаются с новыми для них фактами о фонетическом строе и
грамматических явлениях английского языка, о традициях и культуре
Великобритании и совершают маленькие открытия. Я, как учитель и
наставник, помогаю им в этом.
В процессе знакомства учащихся со звуками английского языка дети
узнают о важности правильного произношения английских звуков и
необходимости соблюдения долготы \ краткости и твердости \ мягкости
звуков, положении органов речи при произнесении того или иного звука,
мелодике, интонационных особенностях. Они с удивлением постигают, что
один неправильно произнесенный звук полностью меняет смысл слова. Так,
например, вместо краткого [i] в слове ship корабль можно произнести
долгое [i:] и корабль превратиться в овцу (sheep), вместо bad (плохой) может
зазвучать bed (кровать), в место dear (дорогой, дорогая) deer (олень).
Удивительным открытием для детей становится тот факт, что слово
«goodbye» когдато полностью звучало как «God be with yе» (староанглийское
«Да пребудет с тобою Господь». История слова похожа на происхождение
слова «спасибо», которое из Спаси Боже со временем сократилось в
«спасибо»).
Выражение удивления появляется у всех детей без исключения, когда
они узнают о том, что совершенно обыкновенное на первый взгляд
предложение «The quick brown fox jumps over the lazy dog» оказывается
совершенно необыкновенным, так как в нем содержатся все буквы
английского алфавита. И этот вывод проверяется детьми экспериментально
путем поиска в предложении букв в алфавитном порядке. Постепенно я открываю детям секрет о том, что удивительные факты,
связанные с английским языком встречают нас по всюду: на улице, в
магазинах, в кино, фильмах, песнях, книгах.
Удивление – обычное явление в тот момент, когда они узнают тот факт,
что «Head&Shoulders» это не что иное как «Голова и плечи»,
пятновыводитель «Ваниш» происходит от английского глагола «vanish» –
исчезать, а название популярной шоколадки «Bounty» означает подарок, дар.
Все эти факты мотивируют детей на дальнейший поиск и перевод
аналогичных слов, фраз, предложений. Они осознают важность и
необходимость изучения иностранного языка. И с гордостью делятся с
одноклассниками, друзьями и родителями информацией о том, что «Fix
Price» происходит от английского «fix» – фиксация, фиксировать и «price» –
цена, «Second hand» – «вторая рука», а любимый многими «фреш» (англ. fresh)
называется так потому, что действительно свеж.
Практика показывает, что указанные и многие другие удивительные
факты стимулируют познавательную активность обучающихся, влияют на
расширение общекультурного кругозора, когнитивной мотивации.
Удивление методом. Метод является ключевым инструментом
обучения иностранному языку. От выбора конкретного метода зависит
эффективность и избранная стратегия обучения иностранному языку. Метод
действительно способен сделать процесс обучения удивительным, если он
является оригинальным и нестандартным.
Одним из наиболее оригинальных и эффективных на наш взгляд
методов обучения иностранному языку в обозначенном аспекте является
метод чантов [3]. Чант представляет собой напевание, ритмичное
проговаривание образца небольшого фрагмента специального иноязычного
текста. Впервые чантовый метод был разработан К. Грэхэм.
Однако, при использование джазовых чантов Каролин Грэхэм на своих уроках
я столкнулась с противоречием. Большинство чантов не соответствуют темам
в том или ином классе, так как в них встречается большое количество
незнакомой учащимся лексики или сложной грамматики, что затрудняет их
использование для решения определенной задачи урока. В то же время чанты
являются удивительным средством изучения иностранного языка. Они очень
удобны в том случае, если необходимо быстро освоить какоето
грамматическое явление, запомнить новые слова и выражения, снять
эмоциональное напряжение, поднять настроение, создать атмосферу
праздника, сделать процесс «зазубривания» увлекательным и эмоционально
окрашенным.
Удивление формой урока. Мы полагаем, что одним из эффективных
средств реализации идей педагогики удивления является и урок, а точнее его
форм. С общих позиций, любые уроки иностранного языка могут
ранжироваться на стандартные и нестандартные. Именно нестандартный урок иностранного языка наиболее эффективен с точки зрения педагогики
удивления.
Потенциал нестандартного урока велик: они помогают снять
напряжение, способствуют формированию у учащихся устойчивого интереса
к учению, оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на детей, в
результате чего у них формируются более прочные, глубокие знания. В
рамках педагогики удивления нестандартный урок превращается в урок
удивления, т.к. подобная организационная форма всегда необычна для
обучающихся. А там где есть чтото оригинальное и необычное – всегда есть
удивление.
Нестандартные уроки, по сути, являются уроками удивления. Для них
характерны нагляднодидактическая насыщенность, использование музыки,
игровых приемов, элементов арттерапии, импровизации и театрализации. Ему
присущи частная смена видов деятельности и вариативность заданий. Урок
удивления – это всегда чтото новое, оригинальное, выходящее за рамки
обычного.
Такие уроки, как правило, проводятся после изучения какойто большой
темы, например определенного модуля и носят междисциплинарный характер.
Уроки основаны на сотворчестве педагога и обучающихся, возможно и
привлечение родителей. Для них характерна атмосфера увлеченности и
праздника (рис. 3).
Примерные формы уроков Удивления: футбольный матч, виртуальная
экскурсия, урокспектакль, путешествие, межгалактическая экспедиция,
премьера фильма, конкурс, шоу, телевизионная программа, поход, написание
сценария фильмы, проба пера, уроксказка, съемка фильма, перевернутый
урок, урок показ мод и др. Довольно частое применение имеют ролевые игры
и проектная деятельность.
Как правило, уроки удивления вызывают множество положительных
эмоций у детей и нравятся им гораздо больше, чем традиционные занятия со
строгой структурой и привычным режимом работы.
Удивление обучающегося собственным потенциалом. Удивление
собственными силами – важный шаг в формировании устойчивой мотивации к
глубокому изучению предмета.
Об потенциале этого источника удивления ёмко сказал В. А.
Сухомлинский: «Провести человека через детство и отрочество по пути
изумления собственными силами – в этом кроется наша педагогическая
мудрость. Там, где есть изумление и восторг, есть и неудовлетворенность.
Человек безграничен в своих стремлениях, и, чем выше становится уровень
его притязаний, тем глубже испытывает он недовольство достигнутым. А
ведь именно в недовольстве достигнутым заключается источник
саморазвития человека. Учитель, способный вызвать такие эмоции у
ученика – не только специалист, но и творческая и духовная личность» [2,
c.133]. Огромный потенциал для удивления учащихся как удивительными
фактами, так и собственными результатами, полученными в итоге работы
имеет научноисследовательская деятельность учащихся.
Одним из самых непредсказуемых и удивительных этапов работы над
исследовательским проектом является его рождение. Иногда она появляется
из личных интересов и увлечений учащихся. Так, например, возникла идея
исследовательской работы «Teddy Bear – игрушка на все времена» (рис.4).
Работа, посвященная феномену популярности плюшевого медведя – самой
любимой игрушки детей и взрослых разных стран на протяжении более чем
110летнего периода, возникла на одном из уроков в 6 классе, посвященных
теме «Мои увлечения». В данном ключе можно привести множество подобных
примеров (рис. 5, 6).
Рис. 4. Проект «Teddy Bear – игрушка на
все времена
Рис. 5 Проект «Дом моей мечты»
5 классы, 2016 – 2017 учебный год
Важным также является и возможности учителя в раскрытии
потенциала у обучающихся со слабой языковой подготовкой. Если учитель
сумеет увидеть в ребенке его потенциал и сделать все для его развития, то
такие ученики удивляются собственным достижениям вдвойне, они начинают
работать над собой, собственным учебнопрофессиональным ростом. Итак, педагогика удивления вариативна и многогранна. В процессе
обучения английскому языку она может быть реализована в нескольких
направлениях, которые во многом совершенствую данный процесс.
Список литературы
1.
Степичев П. А. Педагогика удивления: новая парадигма
образования в XXI веке // Paradigmata poznání. 2015. № 4.
2.
Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека.
Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. – М.: Педагогика,
1990, – 288 с. – (Бка учителя).
3.
Чант
[Электронный ресурс]
https://gufo.me/dict/enru_full/chant#ixzz4v0XXEagK
17.09.2017 г.)
Режим доступа:
обращения:
(дата
Пути реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в общеобразовательной школе
Пути реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в общеобразовательной школе
Пути реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в общеобразовательной школе
Пути реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в общеобразовательной школе
Пути реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в общеобразовательной школе
Пути реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в общеобразовательной школе
Пути реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в общеобразовательной школе
Пути реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в общеобразовательной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.